Технология сотрудничества через обучение в группе на примере темы «Политическая раздробленность»
Политическая раздробленность – неизбежные этап в развитии средневековых государств? Происходил ли этот процесс на Руси? Какие слои населения поддерживали распад государства, а какие – выступали против? Чтобы ответить на эти вопросы, проведем небольшое историческое исследование.
Разделитесь на семь групп, выполните задания и ответьте на вопросы.
Первая группа работает п.2 # 12 учебника и характеризует систему земель как основную причину политической раздробленности.
Вторая группа работает п.3 # 12 учебника и характеризует роль Церкви в условиях распада Руси.
Третья группа работает п.4 # 12 учебника и анализирует идею единства Руси в условиях распада русских земель.
Четвертая группа работает п.5 # 12 учебника и исследует отношения Руси с кочевниками.
Пятая группа работает п.6 # 12 учебника и анализирует систему государственного управления в период раздробленности.
Шестая группа работает п.7 # 12 учебника и исследует характер международных связей русских земель в период раздробленности Руси.
Седьмая группа работает п.8 # 12 учебника и характеризует развитие русской культуры в период раздробленности Руси
2. Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси.
- Исследуем процесс формирования системы земель.
(Первая группа представляет свою работу в форме диспута между князьями.)
Вопросы для первой группы
- Когда наступила раздробленность на Руси?
- К чему привели усобицы между князьями?
- Каковы причины политической раздробленности Руси помимо княжеских усобиц?
- Как изменился порядок владения землей?
- Что стало основой богатства бояр?
- Почему князья и дружинники утратили возможность обогащаться за счет заморской торговли?
- Почему в условиях господства натурального хозяйства каждая крупная территория могла развивать свою экономику самостоятельно?
- Почему причины раздробленности крылись и в порядке управления Русским государством?
- Каким образом факт отсутствия твердого и определённого порядка наследования киевского престола сказался на процессе распада русских земель?
(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)
3. Роль Церкви в условиях распада Руси
- Определим роль Церкви в условиях распада Руси.
(Вторая группа представляет свою работу в форме сообщения)
Вопросы для второй группы
- Какая сила в условиях раздробленности в какой-то мере объединяла страну?
- Какой властью обладал киевский митрополит? Приведите доказательстве полноты его власти.
- Почему на Руси появились новые церковные округи во главе с епископами?
- С какими призывами к русским людям обращалось духовенство в период политической раздробленности?
(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу).
4. Идея единства Руси.
- Исследуем идею единства Руси.
(Третья группа представляет свою работу в форме обращения сторонника идеи единства Руси к своим согражданам.)
Вопросы для третьей группы
- Привет ли распад Древнерусского государства к исчезновению понятия Русской земли как целого?
- Когда у русских людей появились чувства принадлежности к одной Русской земле?
- Что стало выражением народного стремления к единению?
- Какие события легли в основу «Слово о полку Игореве»?
- Какие важны вопросы ставит автор этого произведения?
- В чем он видит главную причину несчастий Руси?
- К кому он обращается?
- Кого приводит в качестве примера для подражания?
(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)
5. Отношения Руси с кочевниками.
- Обсудим, как складывались отношения Руси с кочевниками. (Четвертая группа представляют свою работу в форме рассказа русского воина о борьбе с кочевниками.)
Вопросы для четвертой команды
- Как отразились княжеские усобицы на обороноспособности Руси?
- Какие враги вновь стали нарушать границы Руси?
- На какое предательство шли некоторые русские князья в своей борьбе за власть?
- Какая земля особенно страдала от половцев?
- Каковы были последствия их набегов?
- Какова была судьба Киева – «матери городов русских»?
- Какова роль степняков в распаде Руси?
(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу)
6. Государственное управление в период раздробленности.
- Рассмотрим, как осуществлялась государственное управление в период раздробленности.
(пятая группа представляет свою работу в схематичной форме.)
Вопросы для пятой группы
- На сколько частей распалась Русь в середине XIIв.? Назовите наиболее крупные из н з и покажите по карте.
- Как стали именовать себя наиболее могущественные князья?
- Что такое удел?
- Каким образом регулировались отношения между князьями в период раздробленности?
- Как изменились цели участников княжеских усобиц?
- Как проходил процесс распада страны?
- Как отличились системы государственного управления на Руси и в Западной Европе?
(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу).
7. Международные связи русских земель.
- Проанализируем международные связи русских земель.
(Шестая группа представляет свою работу в форме путевых заметок русского торговца.)
Вопросы для шестой группы.
- Привел ли распад Руси к международной изоляции русских земель?
- Как шла торговля между соседними княжествами?
- Как шла торговля между русскими княжествами и соседними государствами?
- какие связи сохраняла Русь со скандинавскими странами Византией, Польшей, Чехией, Венгрией, Германскими городами?
(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)
8. Развитие русской культуры: формирование региональных центров
Обсудим, как развивалась русская культура в период раздробленности.
(Седьмая группа представляет свою работу в наглядной форме, используя иллюстративный материал.)
Вопросы для седьмой группы
- Какие изменения произошли в русских городах в период раздробленности? Дайте им характеристику. Докажите, что многие из ни х становились ремесленно-торговыми и политическими центрами русских земель.
- Почему авторы учебника называют столицы княжеств культурными центрами?
- Какие памятники культуры появились в этот период?
- Какую роль в истории Русской земли играли летописи?
(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по вопросу.)