Просмотр содержимого документа
«Технология сотрудничества на учебных занятиях по немецкому языку»
Технология сотрудничества на учебных занятиях по немецкому языку
Н.Э.Кейзо,
учитель немецкого языка,
Жирмунская СШ
Проработав учителем немецкого языка 3 года, считаю, что одной из наиболее актуальных и сложных проблем современной методики является обучение устному общению. Научить школьников общаться на иностранном языке в условиях учебного процесса – задача довольно сложная, ведь естественную речь стимулирует потребность в реальном общении.
Недостаток активной устной практики на уроке немецкого языка, стремление повысить эффективность обучения побудило меня использовать групповую работу (обучать в сотрудничестве) учащихся. Так как в процессе обучения они обмениваются мнениями, идеями, информацией, учатся друг у друга. В настоящее время в естественных условиях человек сталкивается чаще всего с диалогической и полилогической речью, поэтому я отвожу значительное место работе в парах и группах. При таких формах работы ученики добиваются поставленной цели, сотрудничая друг с другом. Замечу, на таких уроках работают все учащиеся. Каждый чувствует себя раскованно. Работая в группах, каждый имеет возможность показать свои сильные стороны, или же получить помочь в том, в чем он слабее.
Моя работа в этом направлении и наблюдения показали, что групповая форма работы обладает определенными достоинствами: она способствует повышению мотивации учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в классе, разнообразит урок.
Важно правильно сформировать группу. Практика показала, что наиболее удачными оказываются группы, где их члены дополняют друг друга: один работоспособен, но не эмоционален, другой обладает личным опытом, но слабо успевает, третий мало знает, но интересуется этим вопросом. В процессе работы возникает чувство поддержки, сотрудничества. Роли обычно распределяют сами ученики, но иногда и я.
Обычно оцениваю работу не одного ученика, а всей группы, при этом обращаю внимание не только на знания, но и на старания, усилия. Как правило, я за работу отчитывается лидер группы, реже выбираю ученика я.
Считаю, что для начального этапа обучения иностранному языку наиболее эффективными и доступными являются формы драматизация, ролевая игра, конкурсная программа. Еще одной формой группового общения, близкого к реальному является дискуссионная игра, в ходе которой обсуждаются актуальные и интересные для учащихся вопросы. Дискуссия как форма работы считается сложной и требует достаточного уровня речевой компетентности, т.е. готовности включиться в реальное общение. С помощью специальных упражнений и раздачи клише я учу детей запрашивать информацию, выражать согласие/несогласие, ответно реагировать, обобщать суждения.
Примером учебных занятий, проведенных технологией сотрудничества, являются: 4 класс «Heute habe ich Geburtstag“, 5 класс «Ferien verbringen. Aber wo?» «Leben in einer Stadt“, 6 класс «Nationalgerichte in Belarus und in Deutschland“, 7 класс «Leben ohne Freund ist wie die Welt ohne Sonne“, 8 класс «Taschengeld. Vorteile und Nachteile» и др.