СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология современного проектного обучения, как одна из инновационных технологий, способствующих развитию творческого мышления у обучающихся

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творчество  – это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности. Проектное обучение в образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект обучающегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Просмотр содержимого документа
«Технология современного проектного обучения, как одна из инновационных технологий, способствующих развитию творческого мышления у обучающихся»

Графова Т.В. Технология современного проектного обучения, как одна из инновационных технологий, способствующих развитию творческого мышления у обучающихся

На современном этапе в работе образовательного учреждения очень важно обеспечить развитие каждого обучающегося с учётом его индивидуальных особенностей, выработать умение глубоко анализировать явления, прививать навыки самостоятельной работы и получать новые знания. Наряду с формированием системы знаний, перед преподавателем встает задача развития творческого мышления обучающихся.

Творчество  – это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности. Проектное обучение в образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект обучающегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Сущность проектного обучения составляет понятие «проект».

Проект – это определённая форма организации совместной деятельности людей по осуществлению крупных, относительно самостоятельных начинаний, кампаний, дел, имеющих определённые цели.

Проектность – определяющая черта современного мышления. Проектное мышление, проектная деятельность – это процесс обобщённого и опосредованного познания действительности, при котором человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей.

Проект в контексте образования есть результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогом условиях. Специально организованные педагогом условия дают обучающемуся возможность действовать самостоятельно, получать результат в безопасных условиях. Проектное обучение отличается тем, что деятельность обучающихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата, его публичного предъявления.

Технология проектного обучения (метод проектов, проектное обучение) представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании обучающимися под контролем преподавателя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическое значение.

Технология современного проектного обучения   это способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определённого результата.  Проектное обучение ориентировано на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению проблемы.

Проектирование –  это целенаправленная деятельность, позволяющая найти решение проблем и осуществить изменения в окружающей среде.

Основной задачей  проектного обучения является исследование сучащимися совместно с преподавателем окружающей жизни. Все, что делают, они должны делать либо сами одни, либо с группой, либо с преподавателем или с другими людьми.

Классификация современного проектного обучения.

Классификация по доминирующему виду деятельности: исследовательские проекты;  творческие проекты; приключенческие (игровые) проекты; информационные проекты; практико - ориентированные проекты.

 Классификация проектов по количеству участников: индивидуальную; парную; групповую.

 Классификация по продолжительности проекта: мини-проекты; краткосрочные проекты; недельные проекты;  годичные проекты.

 Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Обучающиеся  должны научиться строить свою деятельность группой, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, раз­решая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, обучающиеся получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе.

Суть проектного обучения состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание обучащимися конкретных ситуаций преодоления трудностей;  приобщение их к проникновению вглубь явлений, процессов; конструирование новых объектов, процессов.

Целевые ориентации проектного обучения:

  • формирование проектной деятельности, проектного и творческого мышления;

  • стимулирование мотивации обучающихся на приобретение знаний;

  • включение всех обучающихся в режим самостоятельной работы;

  • самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников;

  • развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

  • развитие способности применять знания к жизненным ситуациям;

  • развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению обучающихся и преподавателя.

Проектное обучение способствует развитию важнейших компетенций для современной жизни:

  • способности брать на себя ответственность;

  • участвовать в совместном принятии решения;

  • регулировать конфликты ненасильственным путём;

  • оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой;

  • делать свой выбор;

  • владеть устным и письменным общением;

  • способности учиться всю жизнь как основы непрерывной подготовки в профессиональной и общественной деятельности, а также в личной жизни.

Развитие таких исследовательских умений, как анализ (выявление проблем, сбора информации), наблюдение, построение гипотез, экспериментирование и обобщение направлены на развитие творческого мышления обучающихся. При этом проектное обучение опирается на следующие концептуальные позиции:

  • принцип гуманизма (в центре внимания обучающийся, развитие его творческого мышления и способностей);

  • принцип личной заинтересованности обучающегося в теме проекта (образовательный процесс строится не в логике учебной дисциплине, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающегося; это повышает его мотивацию в учении);

  • деятельностный подход;

  • процесс обучения для учащегося – это процесс работы над проектом своего будущего;

  • индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого обучающегося на свой уровень развития;

  • принцип сотрудничества обучающегося и преподавателя при решении разнообразных проблем;

  • комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций обучающихся;

  • принцип чёткого осознания преподавателя и обучающегося, что они делают и зачем; глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.

  • принцип уважения к иной точке зрения;

  • принцип обеспечения ответственности за результат;

  • использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.

Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации преподавателя.

Так, при изучении темы «Многогранники» группа разбивается на микрогруппы, которым выдаются темы для подготовки проектов по таким направлениям, как «Определение многогранника. Виды многогранников», «Призма», «Куб», «Параллелепипед», «Пирамида».

Микрогруппы оформляют проекты в форме мультимедийных презентаций. Разработка проекта – это путь к саморазвитию личности. Помимо работы с конкретной темой, предполагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с членами группы, с преподавателями. В итоге учащиеся демонстрируют свои презентации-проекты и защищают их.

Проектное обучение является прекрасным средством в работе куратора учебной группы при проведении внеаудиторных мероприятий. Так на часе куратора можно рассмотреть такую тему как «Шум, как экологический фактор» перед учащимися ставится задача разработать модель города, в котором человек будет защищён от шумового воздействия. В начале часа куратора перед учащимися звучит девиз в форме слов писателя Б. Васильева: «Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща». Далее прослушивается аудиозапись городского шума. С помощью вывешенной на доске таблицы, учащиеся знакомятся с уровнями громкости звука от разных источников. Приводятся данные социологического опроса. Итак, шум вреден. Но возможно ли уменьшить его воздействие на живые организмы, включая и человека? Что может сделать каждый из нас? Далее группа разбивается на 4 микрогруппы по разработке проектов «Защита человека от шумового воздействия на разных социальных уровнях», при этом каждая микрогруппа раскрывает этот вопрос по-своему: 1 группа «Я – обыватель», 2 группа «Я – мэр города», 3 группа «Я – архитектор», 4 группа «Я – директор крупного завода». Группы оформляют проекты на листах ватмана, вывешивают их на доске. Руководители микрогруппы высказывают свою точку зрения, обосновывают свою концепцию по решению поставленной проблемы.

В процессе творческой работы учащиеся получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция обучающегося.

Преимущества  технологии проектного обучения – это энтузиазм в работе, заинтересованность обучающихся, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций обучающихся, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.

Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности. В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!