Технология целенаправленной поисковой деятельности обучающихся с использованием информационных ресурсов Интернета - Web-квест.
Образовательный квестом называется педагогическая технология, которая включает в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие - либо ресурсы, и в первую очередь ресурсы Интернета. Разрабатываются образовательные квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в образовательном процессе. Они могут охватывать как отдельную проблему, учебный предмет, тему, так и могут быть и межпредметными.
Рассмотрим веб-квест как форму проблемного обучения
Веб-квест – это одно из множества средств использования информационно-коммуникационных технологий в целях разработки занятия, ориентированного в первую очередь на обучающихся, вовлеченных в учебный процесс.
Специфичной особенностью веб-квестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы обучающихся, находится на различных веб-сайтах. Благодаря же организованным гиперссылкам, обучающиеся как бы работают в едином информационном пространстве, без отвлеченности на структурированность. Обучающийся получает задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются преподавателем, а часть они могут найти самостоятельно, используя обычные браузеры с поисковыми системами. По окончанию квеста обучающиеся представляют разработанные материалы по изучаемой теме. Творческие работы представляют в электронной, печатной или устной форме.
Преимущества использования Веб-квестов:
мотивация студентов к изучению нового материала;
организация работы в форме целенаправленного исследования, которое не ограничивается по времени;
активизация самостоятельной индивидуальной или групповой деятельности студентов, регулируемой индивидуально.
При работе над веб-квестом развивается ряд компетенций:
использование информационных технологий для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных);
самообучение и самоорганизация;
умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
навык публичных выступлений (обязательно проведение анализа работы с вопросами, дискуссией).
Технология web-квест позволяет в полной мере реализовать наглядность, мультимедийность и интерактивность обучения.
Наглядность включает в себя различные виды демонстраций, презентаций, видео, показ графического материала в любом количестве.
Мультимедийность добавляет к традиционным методам обучения использование звуковых, видео-, анимационных эффектов.
Интерактивность объединяет все вышеперечисленное и позволяет воздействовать на виртуальные объекты информационной среды, помогает внедрять элементы личностно ориентированного обучения, предоставляет возможность учащимся полнее раскрывать свои способности.
Таким образом, образовательный квест – интегрированная технология, объединяющая идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ; сочетающая целенаправленный поиск при выполнении главного проблемного и серии вспомогательных заданий с приключениями и (или) игрой по определённому сюжету.
Сущность квеста близка некоторым известным в педагогике играм, таким как выполнение заданий «по станциям», ориентирование на местности с препятствиями («Следопыты», «Казаки-разбойники», «Поиск клада» и др.).
Отличие квест-технологии от традиционных игр в педагогике заключается в заданиях проблемного характера и поиске информации в сети Интернет. Для веб-квестов характерно глубокое «погружение» в открытое информационное пространство (представление результата квеста в Интернете на сайтах или в социальных сетях, использование специальных компьютерных программ).
Классификация, структура и этапы веб-квеста
Б.Додж выделяет три принципа классификации веб-квестов.
1. По длительности выполнения веб-квесты делятся на краткосрочные и долгосрочные.
Учебная цель краткосрочных веб-квестов – приобретение знаний и их интеграция. Результатом краткосрочного веб-квеста будет большой объем информации, с которым предстоит справиться обучающемуся. Такой веб-квест рассчитан на период от одного до трех классных занятий.
Учебная цель долгосрочного веб-квеста - расширение и уточнение знаний. Результатом долгосрочного веб-квеста будет глубокий анализ собранных знаний и их преобразование в некое новое понимание, представленное на суд читателей как в сетевом режиме, так и вне киберпространства. Продолжительность такого веб-квеста от одной недели до целого месяца учебного времени.
Формы, которые могут принимать долгосрочные веб-квесты:
база данных, в которой категории создаются самими учениками;
микромир, представляющий физическое пространство, по которому могут передвигаться ученики;
интерактивный рассказ или судебное дело, создаваемые самими учениками;
документ, который описывает анализ противоречивой ситуации, выдвигает положение (мнение, теорию), которую ученикам необходимо одобрить или опровергнуть;
выдуманное лицо, которое можно проинтервьюировать в прямом эфире. Вопросы и ответы придумываются учениками после изучения особенностей этой личности.
2. По предметному содержанию: монопроекты и межпредметные веб-квесты. Другими словами, веб-квесты могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, а могут работать в связке с другими предметами. Как показывает практика, межпредметные веб-квесты интереснее, интенсивнее. В то же время при разработке таких квестов требуется больше времени, знаний и сотрудничества с другими педагогами.
3. По типу заданий, выполняемых обучающимися:
пересказ - демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа;
планирование и проектирование - разработка плана или проекта на основе заданных условий;
самопознание - любые аспекты исследования личности;
компиляция - трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры;
творческое задание - творческая работа в определенном жанре: создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика;
аналитическая задача - поиск и систематизация информации;
детектив, головоломка, таинственная история - выводы на основе противоречивых фактов;
достижение консенсуса - выработка решения по острой проблеме;
оценка - обоснование определенной точки зрения;
журналистское расследование - объективное изложение информации (разделение мнений и фактов);
убеждение - склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц;
научные исследования - изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников.
Веб-квесты используются достаточно давно и приобрели четкую структуру. Большинство авторов, опираясь на общую структуру, разработанную Б.Доджем, разрабатывают собственные веб-квесты, состоящие из следующих компонентов:
Introduction (Введение) - формулировка темы, описание главных ролей участников, сценарий квеста, план работы или обзор всего квеста. Цель - подготовить и мотивировать учащихся. Поэтому здесь важны мотивирующая и познавательная ценности.
Task (Заданиe) - четкое и интересное описание проблемной задачи и формы представления конечного результата:
проблема, или загадка, которую необходимо решить;
позиция, которую нужно сформулировать и защитить;
продукт, который нужно создать;
реферат, который должен быть создан;
доклад или журналистский отчет;
творческая работа, презентация, постер и т.д.;
Задание должно быть проблемным, четко сформулированым, иметь познавательную ценность.
Process (Выполнение) - точное описание основных этапов работы; руководство к действиям, полезные советы по сбору информации (контрольный список вопросов для анализа информации, разнообразные советы по выполнению того или иного задания, «заготовки» Web-страниц для отчетов, рекомендации по использованию информационных ресурсов и пр.). С методической точки зрения материал должен отличаться релевантностью, разнообразием и оригинальностью ресурсов; разнообразием заданий, их ориентацией на развитие мыслительных навыков высокого уровня; наличием методической поддержки - вспомогательных и дополнительных материалов для выполнения заданий; при использовании элементов ролевой игры - адекватный выбор ролей и ресурсов для каждой роли. Здесь можно указать ссылки на ресурсы и не выделять для них отдельный раздел.
Evaluation (Оценивание) - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте. Методической оценке подлежит адекватность представленных критериев оценки типу задания, четкость описания критериев и параметров оценки, возможность измерения результатов работы.
Сonclusion (Заключение) - краткое и точное описание того, чему смогут научиться ученики, выполнив данный веб-квест. Здесь должна прослеживаться взаимосвязь с введением.
Credits (Использованные материалы) - ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста. Данный раздел можно объединить с разделом Process (Выполнение).
TeacherPage (Комментарии для педагога) - методические рекомендации для педагогов.
Проектирование веб-квеста на основе технологической карты
Рассмотрим элементы структуры и требования к разработке квеста.
1) Название должно быть кратким, привлекательным и оригинальным Направленность квеста. Указывается учебный предмет или одно из направлений воспитательной деятельности как приоритетное – патриотическое, экологическое, эстетическое или др. (моноквест) или группа учебных предметов и комплекс воспитательных направлений (междисциплинарный или комплексный квест).
2) Цель и задачи. Цель носит обобщённый характер, должна быть диагностичной. При определении цели и задач ориентиром выступают образовательные стандарты.
3) Продолжительность. Образовательный квест может быть разработан на один урок, серию уроков, неделю или другой временной промежуток (краткосрочный или длительный).
4) Возраст учащихся/целевая группа. Учёт возрастных особенностей обучающихся (дошкольников, учащихся начальной, основной или старшей школы, молодёжи, взрослого населения) и их образовательных потребностей, включая специфику здоровья.
5) Легенда. Легенда представляет собой вымышленную историю о событиях или личностях, предшествующую началу игры. При её разработке приветствуется творчество: преувеличение событий, изменение известных героев и т. п. Так, благодаря фантазии, в квесте можно оказаться в любом месте или создать планету.
6) Квест-герои. Авторы квеста предлагают список героев и их характеристики. Персонажи квеста могут быть как полностью вымышленными, так и реальными. Выбор ролей участников квеста прописывается правилами: жеребьёвка, разделение по какому-либо признаку в зависимости от цели и содержания квеста.
7) Основное задание/основная идея. Основное задание должно быть проблемного характера. При разработке основного задания можно учитывать типы заданий Дж. Э. Фэррени. Творческий подход и вдохновение помогут вам разнообразить типы заданий.
8) Сюжет и продвижение по нему. Представляет ряд событий в игре (базовую схему), например, последовательность этапов, станций, для прохождения которых разрабатываются правила продвижения, могут применяться бонусы или штрафы. Желательно включить в сюжет традиционные элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Сюжет ограничен по времени как в историческом плане (игра может происходить в любую историческую эпоху), так и физически.
9) Задания/препятствия. Для продвижения по сюжету наряду с основным заданием разрабатываются дополнительные задания различного характера; желательно, чтобы среди них предлагались проблемные.
10) Навигаторы. Различные подсказки, метки, ориентиры, способствующие организации целенаправленного поиска, направленного на решение как основного, так и дополнительных заданий.
11) Ресурсы. Для выполнения квеста обучающимся могут быть предложены различные ресурсы: список литературы, включая интернет-источники, образовательные сайты; мультимедиапрезентации; ролики, в том числе социальные; электронные гаджеты; приборы и материалы и др.
12) Критерии оценивания деятельности обучающихся. Критерии разрабатываются учителем в зависимости от разновидности предлагаемых заданий и выполняемого образовательного «продукта».
13) Итог квеста – образовательный «продукт» и рефлексия. Результат должен соотноситься с выполнением основного задания, например: решена проблема, разгадана загадка, сделано открытие и т. п. Образовательным «продуктом» может быть социальный ролик, буклет, результаты исследования и т. д.
Рефлексия организуется педагогом как в различных аспектах (когнитивном, эмоционально-ценностном, волевом и социальном), так и с использованием разнообразных приёмов (рефлексивный экран, самооценка работы, «смайлики» и др.).
В результате выполнения заданий веб-квеста, обучающиеся узнают много нового, учатся работать с сетевыми сервисами. У них есть возможность проявлять свои творческие способности. Но самое главное на мой взгляд – они учатся общаться, обсуждать проблемы и находить общее решение.
Литература
Арчилаева С.Г. Применение веб-квест технологии в современном образовании
https://urok.1sept.ru/articles/671383
Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2018.
Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-19". - http://ito.bitpro.ru/2019.
Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2020, № 7.
http://vio.fio.ru/vio_07
Знакомимся с образовательной интернет-технологией: веб-квест. http://iktylka.blogspot.com/2009/02/5.html
Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты. http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php
Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся
https://urok.1sept.ru/articles/513088/