СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология целенаправленной поисковой деятельности обучающихся с использованием информационных ресурсов Интернета - Web-квест

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается новая образовательная технология целенаправленной поисковой деятельности обучающихся с использованием ресурсов Интернета Веб-квест -как форма проблемного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Технология целенаправленной поисковой деятельности обучающихся с использованием информационных ресурсов Интернета - Web-квест»

Технология целенаправленной поисковой деятельности обучающихся с использованием информационных ресурсов Интернета - Web-квест.


Образовательный квестом называется педагогическая технология, которая включает в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие - либо ресурсы, и в первую очередь ресурсы Интернета. Разрабатываются образовательные квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в образовательном процессе. Они могут охватывать как отдельную проблему, учебный предмет, тему, так и могут быть и межпредметными.

Рассмотрим веб-квест как форму проблемного обучения

Веб-квест – это одно из множества средств использования информационно-коммуникационных технологий в целях разработки занятия, ориентированного в первую очередь на обучающихся, вовлеченных в учебный процесс.

Специфичной особенностью веб-квестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы обучающихся, находится на различных веб-сайтах. Благодаря же организованным гиперссылкам, обучающиеся как бы работают в едином информационном пространстве, без отвлеченности на структурированность. Обучающийся получает задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются преподавателем, а часть они могут найти самостоятельно, используя обычные браузеры с поисковыми системами. По окончанию квеста обучающиеся представляют разработанные материалы по изучаемой теме. Творческие работы представляют в электронной, печатной или устной форме.

Преимущества использования Веб-квестов:

  • мотивация студентов к изучению нового материала;

  • организация работы в форме целенаправленного исследования, которое не ограничивается по времени;

  • активизация самостоятельной индивидуальной или групповой деятельности студентов, регулируемой индивидуально.

При работе над веб-квестом развивается ряд компетенций:

  • использование информационных технологий для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных);

  • самообучение и самоорганизация;

  •  умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;

  • навык публичных выступлений (обязательно проведение анализа работы с вопросами, дискуссией).

Технология web-квест позволяет в полной мере реализовать наглядность, мультимедийность и интерактивность обучения.

  • Наглядность включает в себя различные виды демонстраций, презентаций, видео, показ графического материала в любом количестве.

  • Мультимедийность добавляет к традиционным методам обучения использование звуковых, видео-, анимационных эффектов.

  • Интерактивность объединяет все вышеперечисленное и позволяет воздействовать на виртуальные объекты информационной среды, помогает внедрять элементы личностно ориентированного обучения, предоставляет возможность учащимся полнее раскрывать свои способности.

Таким образом, образовательный квест – интегрированная технология, объединяющая идеи проектного метода, проблемного и игрового обучения, взаимодействия в команде и ИКТ; сочетающая целенаправленный поиск при выполнении главного проблемного и серии вспомогательных заданий с приключениями и (или) игрой по определённому сюжету.

Сущность квеста близка некоторым известным в педагогике играм, таким как выполнение заданий «по станциям», ориентирование на местности с препятствиями («Следопыты», «Казаки-разбойники», «Поиск клада» и др.).

Отличие квест-технологии от традиционных игр в педагогике заключается в заданиях проблемного характера и поиске информации в сети Интернет. Для веб-квестов характерно глубокое «погружение» в открытое информационное пространство (представление результата квеста в Интернете на сайтах или в социальных сетях, использование специальных компьютерных программ).

Классификация, структура и этапы веб-квеста

Б.Додж выделяет три принципа классификации веб-квестов.

1. По длительности выполнения веб-квесты делятся на краткосрочные и долгосрочные.

Учебная цель краткосрочных веб-квестов – приобретение знаний и их интеграция. Результатом краткосрочного веб-квеста будет большой объем информации, с которым предстоит справиться обучающемуся. Такой веб-квест рассчитан на период от одного до трех классных занятий.

Учебная цель долгосрочного веб-квеста - расширение и уточнение знаний. Результатом долгосрочного веб-квеста будет глубокий анализ собранных знаний и их преобразование в некое новое понимание, представленное на суд читателей как в сетевом режиме, так и вне киберпространства. Продолжительность такого веб-квеста от одной недели до целого месяца учебного времени.

Формы, которые могут принимать долгосрочные веб-квесты:

  • база данных, в которой категории создаются самими учениками;

  • микромир, представляющий физическое пространство, по которому могут передвигаться ученики;

  • интерактивный рассказ или судебное дело, создаваемые самими учениками;

  • документ, который описывает анализ противоречивой ситуации, выдвигает положение (мнение, теорию), которую ученикам необходимо одобрить или опровергнуть;

  • выдуманное лицо, которое можно проинтервьюировать в прямом эфире. Вопросы и ответы придумываются учениками после изучения особенностей этой личности.

2. По предметному содержанию: монопроекты и межпредметные веб-квесты. Другими словами, веб-квесты могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, а могут работать в связке с другими предметами. Как показывает практика, межпредметные веб-квесты интереснее, интенсивнее. В то же время при разработке таких квестов требуется больше времени, знаний и сотрудничества с другими педагогами.

3. По типу заданий, выполняемых обучающимися:

  • пересказ - демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа;

  • планирование и проектирование - разработка плана или проекта на основе заданных условий;

  • самопознание - любые аспекты исследования личности;

  • компиляция - трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры;

  • творческое задание - творческая работа в определенном жанре: создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика;

  • аналитическая задача - поиск и систематизация информации;

  • детектив, головоломка, таинственная история - выводы на основе противоречивых фактов;

  • достижение консенсуса - выработка решения по острой проблеме;

  • оценка - обоснование определенной точки зрения;

  • журналистское расследование - объективное изложение информации (разделение мнений и фактов);

  • убеждение - склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц;

  • научные исследования - изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников.

Веб-квесты используются достаточно давно и приобрели четкую структуру. Большинство авторов, опираясь на общую структуру, разработанную Б.Доджем, разрабатывают собственные веб-квесты, состоящие из следующих компонентов:

Introduction (Введение) - формулировка темы, описание главных ролей участников, сценарий квеста, план работы или обзор всего квеста. Цель - подготовить и мотивировать учащихся. Поэтому здесь важны мотивирующая и познавательная ценности.

Task (Заданиe) - четкое и интересное описание проблемной задачи и формы представления конечного результата:

  • проблема, или загадка, которую необходимо решить;

  • позиция, которую нужно сформулировать и защитить;

  • продукт, который нужно создать;

  • реферат, который должен быть создан;

  • доклад или журналистский отчет;

  • творческая работа, презентация, постер и т.д.;

Задание должно быть проблемным, четко сформулированым, иметь познавательную ценность.

Process (Выполнение) - точное описание основных этапов работы; руководство к действиям, полезные советы по сбору информации (контрольный список вопросов для анализа информации, разнообразные советы по выполнению того или иного задания, «заготовки» Web-страниц для отчетов, рекомендации по использованию информационных ресурсов и пр.). С методической точки зрения материал должен отличаться релевантностью, разнообразием и оригинальностью ресурсов; разнообразием заданий, их ориентацией на развитие мыслительных навыков высокого уровня; наличием методической поддержки - вспомогательных и дополнительных материалов для выполнения заданий; при использовании элементов ролевой игры - адекватный выбор ролей и ресурсов для каждой роли. Здесь можно указать ссылки на ресурсы и не выделять для них отдельный раздел.

Evaluation (Оценивание) - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте. Методической оценке подлежит адекватность представленных критериев оценки типу задания, четкость описания критериев и параметров оценки, возможность измерения результатов работы.

Сonclusion (Заключение) - краткое и точное описание того, чему смогут научиться ученики, выполнив данный веб-квест. Здесь должна прослеживаться взаимосвязь с введением.

Credits (Использованные материалы) - ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста. Данный раздел можно объединить с разделом Process (Выполнение).

TeacherPage (Комментарии для педагога) - методические рекомендации для педагогов.

Проектирование веб-квеста на основе технологической карты

Рассмотрим элементы структуры и требования к разработке квеста.

1) Название должно быть кратким, привлекательным и оригинальным Направленность квеста. Указывается учебный предмет или одно из направлений воспитательной деятельности как приоритетное – патриотическое, экологическое, эстетическое или др. (моноквест) или группа учебных предметов и комплекс воспитательных направлений (междисциплинарный или комплексный квест).

2) Цель и задачи. Цель носит обобщённый характер, должна быть диагностичной. При определении цели и задач ориентиром выступают образовательные стандарты.

3) Продолжительность. Образовательный квест может быть разработан на один урок, серию уроков, неделю или другой временной промежуток (краткосрочный или длительный).

4) Возраст учащихся/целевая группа. Учёт возрастных особенностей обучающихся (дошкольников, учащихся начальной, основной или старшей школы, молодёжи, взрослого населения) и их образовательных потребностей, включая специфику здоровья.

5) Легенда. Легенда представляет собой вымышленную историю о событиях или личностях, предшествующую началу игры. При её разработке приветствуется творчество: преувеличение событий, изменение известных героев и т. п. Так, благодаря фантазии, в квесте можно оказаться в любом месте или создать планету.

6) Квест-герои. Авторы квеста предлагают список героев и их характеристики. Персонажи квеста могут быть как полностью вымышленными, так и реальными. Выбор ролей участников квеста прописывается правилами: жеребьёвка, разделение по какому-либо признаку в зависимости от цели и содержания квеста.

7) Основное задание/основная идея. Основное задание должно быть проблемного характера. При разработке основного задания можно учитывать типы заданий Дж. Э. Фэррени. Творческий подход и вдохновение помогут вам разнообразить типы заданий.

8) Сюжет и продвижение по нему. Представляет ряд событий в игре (базовую схему), например, последовательность этапов, станций, для прохождения которых разрабатываются правила продвижения, могут применяться бонусы или штрафы. Желательно включить в сюжет традиционные элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Сюжет ограничен по времени как в историческом плане (игра может происходить в любую историческую эпоху), так и физически.

9) Задания/препятствия. Для продвижения по сюжету наряду с основным заданием разрабатываются дополнительные задания различного характера; желательно, чтобы среди них предлагались проблемные.

10) Навигаторы. Различные подсказки, метки, ориентиры, способствующие организации целенаправленного поиска, направленного на решение как основного, так и дополнительных заданий.

11) Ресурсы. Для выполнения квеста обучающимся могут быть предложены различные ресурсы:  список литературы, включая интернет-источники, образовательные сайты;  мультимедиапрезентации; ролики, в том числе социальные; электронные гаджеты; приборы и материалы и др.

12) Критерии оценивания деятельности обучающихся. Критерии разрабатываются учителем в зависимости от разновидности предлагаемых заданий и выполняемого образовательного «продукта».

13) Итог квеста – образовательный «продукт» и рефлексия. Результат должен соотноситься с выполнением основного задания, например: решена проблема, разгадана загадка, сделано открытие и т. п. Образовательным «продуктом» может быть социальный ролик, буклет, результаты исследования и т. д.

Рефлексия организуется педагогом как в различных аспектах (когнитивном, эмоционально-ценностном, волевом и социальном), так и с использованием разнообразных приёмов (рефлексивный экран, самооценка работы, «смайлики» и др.).

В результате выполнения заданий веб-квеста, обучающиеся узнают много нового, учатся работать с сетевыми сервисами. У них есть возможность проявлять свои творческие способности. Но самое главное на мой взгляд – они учатся общаться, обсуждать проблемы и находить общее решение.


Литература

  1. Арчилаева С.Г. Применение веб-квест технологии в современном образовании
    https://urok.1sept.ru/articles/671383

  2. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2018.

  3. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-19". - http://ito.bitpro.ru/2019.

  4. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2020, № 7.
    http://vio.fio.ru/vio_07

  5. Знакомимся с образовательной интернет-технологией: веб-квест. http://iktylka.blogspot.com/2009/02/5.html

  6. Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты. http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php

  7. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся
    https://urok.1sept.ru/articles/513088/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!