Технология творческих мастерских как инновационная образовательная технология преподавания литературы в средней школе.
Введение.
Сущность опыта. В данном опыте сделана попытка преодолеть противоречия между основной целью современного образования – развитием творческой личности и отсутствием условий для её реализации в рамках традиционной системы обучения. Достижению указанной цели на уроках литературы в рамках традиционной школы препятствуют:
-требования одинакового прочтения, интерпретации учебного материала;
-«всезнайство» учителя, т.е. его представление о полноте, завершенности собственного знания, «навязывание» этого знания ученикам;
-пренебрежение личностными потребностями учащихся;
-оторванность знаний, умений, навыков, заданных в виде требований учебной программы, от реальной жизни, от значимых для личности смыслов;
-«порционная» подача материала, ведущая к разрушению целостного взгляда на мир;
- отсутствие эффективных методов и приемов, призванных обеспечить познавательную мотивацию учебной деятельности;
-ограничение поисковой деятельности учащихся рамками, установленными педагогом;
- преобладание исполнительной по своему характеру деятельности учащихся;
-шаблонная структура урока.
С учетом этого нами определена главная идея опыта – создание модели образовательного процесса и соответствующих методических разработок в рамках курса литературы на основе использования образовательной технологии, реализующей ценности и принципы личностно-ориентированного образования
В основе опыта лежит технология французских педагогических мастерских. Данная технология обеспечивает развитие таких качеств личности как субъективность, рефлексивность, критичность мышления, креативность.
Продуктивность опыта. Автором создана и апробирована система уроков по литературе на основе технологии французских педагогических мастерских. Мастерские, связанные с погружением в поэтический мир того или иного поэта или целого литературного направления, мастерские обобщающего характера.
Трудоемкость, возможность осуществления. Данный опыт предполагает постоянный выход на философский уровень осмысления предмета, отдельных понятий; собственный оригинальный взгляд на мир; критичность мышления; способность к творческой самореализации. Успешно применять данные разработки смогут преподаватели, обладающие творческим потенциалом, а также знакомые с технологией французских мастерских, в лучшем случае, прошедшие курс соответствующего обучения.
Теоретическая интерпретация опыта. Технологии французских мастерских и развития критического мышления базируются на идеях свободного воспитания и творческого саморазвития личности (Ж-_ Руссо, Л.Н.Толстой, Дж.Дьюи, Ж.Пиаже, М.Монтессори), реализуют деятельностный подход к обучению (Л.С.Выготский, А.Н.Фромм, К.Роджерс, Э.Н.Гусинский, В.В, Сериков, Е.В,Бондаревская). Теоретические основы технологии мастерских созданы педагогами французской группы «Новое образование» (А и О. Бассис, М.Дюком, П.Коллен). Основные идеи этой группы, ставшие международными, выражаются в следующих положениях:
Образование должно стать новым, иным. Личность сама способна строить свое знание.
Гражданин понимается как личность «самостоятельная», способная оказать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
Каждый человек обладает способностями практически во всех видах человеческой деятельности. Концептуальный лозунг – «Все способны!»
Получение знаний в мастерской – поиск-исследование, поиск-открытие, путешествие со своими открытиями индивидуально и в коллективе;
Творческие задания в мастерской решаются сначала одним, и от них каждый обучающийся не может уйти;
Позиция мастера-консультанта, советчика, помогающего осмыслить учебную работу, передать не информацию, а способы деятельности (исследования, анализа, общения, создание творческих работ);
Важен не только и не столько результат, сколько сам процесс, в котором реализуются законы проблемного обучения;
В мастерской предоставляется ученику сверять свои старые знания по какой-либо новой проблеме с новыми знаниями, которые он выстроил сам, испытывая разрыв ( внутреннее осознание неполноты своего старого знания новому).
Методические идеи французской группы «Новое образование» получили свое развитие в работах педагогов из Санкт-Петербурга. В монографии А.А.Окуневой «Урок? Мастерская? Или…» (2001г) представлена философия «Нового образования», описан опыт реализации технологии мастерских в условиях российской школы, предложения полицентрическая образовательная технология, основным элементом которой является мастерская. Санкт-Петербургская группа «Новое образование» в книге «Педагогические мастерские по литературе» (1999г) предлагает «Опыт создания терминологического словаря» применительно к разным этапам новой формы организации учебного процесса, каковой является мастерская. В рамках сборника представлены мастерские письма, мастерские знакомства с биографией художника. Группа педагогов Высшего педагогического училища 2 г. Санкт-Петербурга в сборнике «Дорога к согласию» (2000г) описывает алгоритмы мастерских по разным предметам через рефлексию участников мастерских, дает возможность увидеть процесс строительства знаний на мастерской Ж.О.Андреева и М.Г.Ермолаева в работе «Педагогическое сопровождение профессионально личностного становления студента педколледжа» осмысливают центральные позиции образовательного процесса – Учитель, Ученик, их Взаимодействие с точки зрения концепции «Нового образования» и технологии французских мастерских.
Результативность опыта.
Результаты личностно-ориентированного образовательного процесса имеют две стороны – внешнюю и внутреннюю. Внешняя – это образовательные продукты учеников, внутренняя – их личностные качества. Приоритетными являются результаты внутреннего, личностного развития.
……
Основная часть.
Цель педагогического процесса – обеспечить формирование у учащихся отношения к литературе как важнейшей сфере человеческого бытия, способу самовыражения и посреднику между «Я» и миром; средству, отражающему и созидающему мир личности.
Принципы обучения литературе:
Интеграция курса литературы с выходом на проблемы философии, психологии, МХК.
Ценностно-смысловое равенство всех участников образовательного процесса. Мнение мастера (т.е. учителя) не является единственно правильным, оно одно из многих.
Право каждого участника на ошибку, самостоятельное ее преодоление.
Принцип безотметочности и безоценочности. Отсутствие критических замечаний в адрес любого участника процесса, создание условий эмоционального комфорта и творческой раскованности. Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.
Обязательный учет индивидуально-личностных смыслов участников процесса.
Принцип нелинейности, который подразумевает непредсказуемость педагогического акта, присутствие элемента неопределенности, импровизации.
Предоставление свободы в рамках принятых правил (например, право действовать по своему усмотрению, без дополнительных инструкций учителя, при выполнении того или иного задания). Возможность составить свою собственную программу изучения данной темы, возможность выбрать планируемый уровень усвоения знаний, умений, навыков и соответствующую ему контрольную работу.
Принцип целостности. Реализуется на уровне вопроса – лейтмотива, сверхзадачи мастера, которые связывают между собой отдельные знания, этапы мастерской. Участникам предоставляется возможность реализовать себя в разных видах деятельности.
Диалогичность как главный принцип взаимодействия и сотрудничества. Диалог участников мастерской друг с другом, диалог с научным или художественным авторитетом ( автором текста), внутренний диалог и т.д.
Принцип рефлексивности. Рефлексия (как внешняя, так и внутренняя) направлена на осознание пройденного пути. Суждения рефлексивного характера сопровождают практически все этапы мастерской. Это позволяет связать воедино личные взгляды, мнения, впечатления, углубить собственное понимание в свете высказываний других, сделать свои открытия.
Мастерская как основная форма организации образовательного процесса.
Структура мастерской
Индуктор
Система заданий:
Деконструкция самоконструкция
Разрыв социоконструкция
Реконструкция социализация (афиширование)
Рефлексия
Мастерская – одна из форм организации учебного процесса, предполагающая творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и смыслов в рамках той или иной учебной темы.
Индуктор – включение чувств. Цель индуктора – создать эмоциональный настрой, подключить подсознание.
Самоконструкция – диалог ученика с самим собой. Индивидуальное решение. Цель – опираясь на опыт, осознать прежние знания. Работа с материалом (тексты, схемы)
Социоконструкция – выполнение задания в группе, конструирование группового мнения, варианта решения проблемы и т.д.
Социализация – «обнародование», защита своего нения; представление всем участникам мастерской промежуточного, а затем и окончательного результата своей работы (как индивидуальной, так и групповой).
Деконструкция – превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий, ведущее к осознанию учеником неполноты, неточности своего прежнего знания.
Реконструкция – поиск и создание новых вариантов ответа, текста, правила, определения, закона, формулы и т.д.
Разрыв – кульминация творческого процесса, озарение как новое видение предмета, как переход к новому осознанию явления. Внутренний эмоциональный конфликт. Цель – проживание ощущений, внутреннее осознание неполноты своего знания, углубление проблемы, сверка своего знания с литературными источниками.
Рефлексия – самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате мастерской. Цель – проанализировать движение собственной мысли, чувств, знаний, мироощущений.
Афиширование – представление работ на общее обсуждение. Цель – вынести личное мнение на суд аудитории.
Культурный аналог – художественный, научный текст, рисунок, схема и т.д. – все то, в чем зафиксировано знание, выработанное человечеством и ставшее достоянием общечеловеческой культуры. Культурное наследие рассматривается не как свод готовых и абсолютных истин, а как результат опыта познания и отражения мира человечеством в целом и отдельными великими деятелями науки и искусства. В этом смысле оно сопоставимо с результатами мыслительной, творческой, исследовательской и изобретательской деятельности учеников, т.е. является аналогом их образовательных продуктов.
Особенности отбора и конструирования учебного содержания для мастерской.
Отбор содержания осуществляется не только в соответствии с темой занятия, но и с учетом основной идеи мастерской, соответствующей авторскому замыслу мастера.
Логика построения заданий отражает логику развития основной идеи.
Неожиданность материала для данного предмета (сказка на математике, рисование на литературе, драматизация на биологии и т.д.)
Использование неадаптированных текстов (журнальные, газетные, критические статьи, первоисточники и др.)
Избыточность материала (обилие информации создает ощущение незавершенности познания, неисчерпаемости темы).
Предъявление материала в своей целостности, а потом переход к деталям, элементам, освещающим тему мастерской
Разнообразие заданий по формам и видам работы (рисование, лепка, составление текстов и др.)
Обязательное обращение к личному опыту учащихся, их эмоционально-чувственной сфере.
Особенности организации деятельности учащихся.
Творческая, поисковая, исследовательская деятельность
Групповая форма учебного взаимодействия.
Самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы.
Право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным.
Допустимость ситуации незавершенности поиска ответов и решении.
Особенности организации деятельности мастера
Специфика деятельности мастера не в объяснении материала, а в предъявлении заданий, ориентирующих учащихся на самостоятельную деятельность по построению нового знания, созданию творческого продукта.
Мастер не задает вопросов и сам не торопится отвечать на них.
Поддержка, поощрение самостоятельности и инициативы учащихся.
Создание доброжелательной атмосферы. Отсутствие отметок и оценочных суждений.
Сотворчество мастера и ученика.
Организация диалога, в котором каждый ученик имеет право на собственное мнение.
Обеспечение сотрудничества учащихся в группе (каждый имеет право высказаться и должен уметь слушать другого).
Характер результата мастерской.

Результат мастерской может быть
внутренний | внешний |
Знакомство с основными понятиями темы; Осознание личностной значимости содержания; Эмоциональное переживание и формирование ценностных отношений к содержанию темы; Новые вопросы, требующие размышления, углубления в тему | Творческая работа обобщающего и рефлексивного характера, которая может быть представлена в разных формах: рисунки, схемы, ответы на свои вопросы, возникшие в ходе мастерской, символы, тексты, собственные варианты названия мастерской и т.д. |
Методы и приемы, используемые на основном этапе мастерской.
Метод символического видения. Заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом. Мастер предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.
Метод сравнения версий. Предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие ученые, философы, богословы и т.д. Сравнение происходит после того, как ученики уже предложили свой способ решения.
Метод «Если бы…» Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-то изменится. Например: «Если бы сегодня я встретил Пушкина, что рассказал бы я ему.»
Метод самостоятельного конструирования определений понятий. Формирование у учеников изучаемых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у них представлений и их словесного оформления. После того, как состоялось сопоставление и обсуждение предложенных учениками версий, предлагается художественный текст, где используется данное слово. Учащиеся заново формулируют определения, теперь уже ориентируясь на контекст, в рамках которого функционирует данное слово. Затем мастер в случае необходимости может предложить разные варианты определений, которые зафиксированы в словарях, учебниках, справочниках. Разные формулировки остаются в тетрадях учеников как условие их личностного самоопределения в отношении изучаемого понятия.
Метод «ключевых слов». Данный метод помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом. Последовательность действий следующая:
– учащимся предлагается текст;
–они выписывают из него ключевые слова ;
Ученики знакомят класс или группу с теми словами, которые выписали, и поясняют, почему они выбрали именно эти слова. Каждое ключевое слово несет свое особое значение именно для этого ученика;
Метод эвристического исследования. Выбирается объект исследования. Ученикам предлагается самостоятельно исследовать данный объект по следующему плану:
-цель исследования;
-план работы;
-факты об объекте;
-опыты, новые факты;
-возникшие вопросы и проблемы;
-версии ответов;
-рефлексивные суждения
Каждый этап завершается социализацией, обменом мнениями и коррекцией.
Метод конструирования вопросов. Предполагает самостоятельную постановку вопросов относительно изучаемого объекта. В качестве объекта изучения может выступать текст, рисунок, слово, название произведения, ситуация и т.д. Последовательность работы:
-предъявление объекта изучения,
-индивидуальное конструирование вопросов каждым участником мастерской;
-озвучивание вопросов в группе,
-фиксация всех вопросов на общем листочке,
-обмен листочками между группами,
-экспертиза и коррекция предложенных другой группой вопросов (отбор «качественных» с точки зрения содержания и формы вопросов);,
-выступления экспертов: взаимный анализ и оценка качества поставленных вопросов;
-отбор вопросов для последующей работы по построению новых знаний, «ответов»;
Метод смыслового видения. Цель данного метода – расширить представление учащихся о каком-то объекте исследования от узкопредметного до общефилософского, сменить акценты смыслового видения. Структура метода:
- учащиеся выполняют привычные для них действия( например, определяют части речи);
- мастер ставит перед участниками философский вопрос. Например: «Существуют ли части речи в реальности?» В результате участники переживают состояние разрыва, что служит импульсом к дальнейшему исследованию.
Метод смысловых ассоциаций. Цель метода: актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь ученику соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своим внутренним «Я» последовательность действий:
-ученику предлагается какое-нибудь слово или слова;
- ученик записывает к каждому слову список слов-ассоциаций;
-ученик получает задание, связанное с осмыслением данного потока ассоциаций.
Метод «вживания» Ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать его изнутри. Рождающиеся при этом мысли и чувства и есть эвристический образовательный продукт, который может быть выражен в разных формах: словесной, знаковой, двигательной, изобразительной и т.д.. например, представьте, что вы… слон. Что вы видите, слышите, чувствуете?
Метод образного видения. Предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально-образного видения и изображения объекта. Например, нарисуйте…счастье: дорисуйте картину по открытому для вас фрагменту.
Урок литературы в 7 классе
Японская классическая поэзия хокку (2часа)
Цель урока.1. создать обстановку на восприятие текста, вызывающего первоначальное отторжение у многих учеников.
2. Дать информацию через последовательные способы работы.
3. Выполнить целый ряд творческих работ и избежать спешки.
«Индуктор»
Сегодня мы с вами будем говорить о классической японской поэзии. Запишите, пожалуйста, те слова, которые всплывают в вашей памяти пи слове «Япония».
Японская культура – это прежде всего живопись. Перед вами репродукции картин русского художника Ромадина и графических работ японского художника А.Хиросигэ. Запишите несколько слов-ассоциаций, которые возникают у вас при взгляде на эти картины.
А сейчас я прочитаю вам определение основных принципов русской и японской пейзажной живописи. Постарайтесь догадаться, к чьим картинам подходит то или иное определение.
«…Они изображают так, что мы ощущаем и теплое дыхание летнего ветерка, и шелест листвы, слышим глубокую тишину зимнего леса, вдыхаем чистый прозрачный воздух осени. Эти картины создают ощущение нашего присутствия на реке или в роще…»
«…Следует изображать только часть того, что видит художник, оставляя место на живописном поле для ничем не заполненного белого пятна, которое обладает не меньшим значением, чем изображение…»
«Самоконструкция»
Подбор ассоциаций.
На доске написаны слова «радость», «печаль». Вместе подумаем над тем, какие образы (предметы, действия, запахи цвета, ощущения) могут помочь нам выразить эти чувства. Рисуем «солнышко» ассоциаций. Затем ключевое слово стирается
-можно ли понять, какое чувство выражено?
- Теперь каждый выбирает одно из чувств ( страх, грусть, одиночество, любовь, ненависть, счастье и т.д) и пишет о нем три предложения, не называя самого чувства. Важно, чтобы в работе были только картины, образы, но не было прямо сказано: «Мне грустно» или «Я жду с нетерпением твоего прихода» Катины и образы должны быть такими, чтобы читатель догадался сам об эмоциях, которые хотел передать авто.
Чтение и анализ работ.
- Догадались ли вы, какое чувство хотел передать автор? Почему?
«Социализация»
А теперь прочитаем одно из классических стихотворений японской поэзии.
Осенний дождь во мгле!
Нет, не ко мне, к соседу
Зонт прошелестел.
Ранран
-Какое время года здесь изображено?
-Какое настроение у автора?
-С помощью каких образов создается это настроение?
- Почему автор говорит не «пошел человек», а «зонт прошелестел»?
-Где вам видится автор?
-А какой это дом? ( ученики делятся знаниями и предположениями о японском жилище)
Японский дом – это прежде всего крыша, опирающаяся на каркас из деревянных стропил и опор… Здесь нет ни окон, на дверей в нашем понимании, ибо в каждой комнате три стены из четырех можно в любой момент раздвинуть или снять. Когда такие легко выдвигающиеся створки служат наружными стенами и одновременно ставнями , они оклеиваются рисовой бумагой, похожей на папирусную. Когда впервые видишь внутренность японского жилища, больше всего поражаешься полному отсутствию какой бы то ни было мебели. Глаз видит только обнаженное дерево стропил, потолок из выструганных досок, решетчатые переплеты, рисовая бумага которых рассеивает пробивающийся снаружи свет. Под разутой ногой слегка пружинят татами – жесткие, пальца в три толщиной, маты из простеганных соломенных циновок.
Следующее стихотворение
Больше некому стало
Делать дырки в бумаге окон,
Но как холодно в доме.
Тиё
-Что такое бумага окон?
-Кто мог делать дырки в бумаге окон? (дети)
- Почему в доме холодно?
-Какими чувствами проникнуто стихотворение?
Третье стихотворение.
За ночь вьюнок обвился
Вкруг бадьи моего колодца.
У соседа воды возьму.
- Что вы поняли об авторе этого стихотворения?
С каким из трех прочитанных стихотворений перекликается следующее?
Некуда воду из ванны
Выплеснуть мне теперь…
Всюду поют цикады!
(Цикада – насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот.)
- Как вы представляете место действия?
-почему поэту некуда выплеснуть воду?
-Какая черта японцев отразилась в этих стихах?
Мы с вами прочитали четыре классических японских стихотворения. Они перед вами, как и гравюры.
- Чем стихотворения похожи на гравюры? (Многое приходится домысливать. Есть недоговоренность, как белое пятно на гравюре)
- Какова форма стихотворения? (Три строчки)
Перед вами еще одно стихотворение:
В чашечке цветка
Дремлет шмель. Не тронь его,
Воробей-дружок.
Басё
- подсчитайте в каждой строчке количество слогов и напишите карандашом (5-7-5)
Такое стихотворение называется хокку.
- попробуйте сделать вывод, что такое хокку.
«Разрыв»
В хокку всегда три строки. В отличие от нашей поэзии, где чередуются ударные и безударные слоги, для японской поэзии это неважно ( в японской поэзии вообще нет слогового ударения, только логическое). Но зато имеет значение одинаковое количество слогов. И если наш поэт может выбирать любой размер, короткие строчки или длинные, то в хокку длина строк строго определена: 5-7-5)
Хокку – умение сказать многое в немногих словах.
Басё – непревзойденный мастер хокку. Он родился в небогатой семье. Басё – это литературный псевдоним, он значит «банановое дерево» Это дерево Басё посадил возле своей хижины в Эдо, ее так и назвали «Басё – ан» (обитель банановых листьев) Любовь к стихам ему привили его родители и его молодой господин – княжеский сын. После его ранней смети Басё ушел в город и принял постриг, освободившись тем самым от службы феодалу. Однако, он не стал настоящим монахом.
Басё много странствовал. Когда в 1682 году его хижина сгорела во время пожара, он отправился в долгое путешествие по дорогам Японии и шёл по ним, как посол самой поэзии, зажигая в сердцах людей любовь к ней. Басё говорил: «Учись сосне у сосны, бамбуку у бамбука. Истину не увидишь, если не будешь следовать за собой «Учиться» - значит, поникать в сердцевину вещи; открой ей душу, переживи, тогда и родится стих» Своих учеников поэт учил любить то, о чем пишешь.
«Афиширование»
Рассказывают, что однажды осенью он шёл со своим учеником по рисовому полю. Увидев красную стрекозу, ученик сложил:
Оторви пару крыльев
у стрекозы –
Получишь стручок перца.
- Нет, - сказал Басё, - это не хокку. Ты убил стрекозу. Если хочешь сделать хокку и дать ему жизнь, нужно сказать…
Задание
Напишите хокку, которое, по вашему мнению, придумал Басё в противовес сочинению ученика.
Чтение следующего хокку.
На луну загляделись.
Наконец-то мы можем вздохнуть! –
Мимолетная тучка.
Басё
- О чем рассказало вам это стихотворение?
Сказать, что японцы любят природу – это сказать еще не все. Любовь к природе в Японии выливается в созерцание прекрасного. Культ красоты в крови японцев. Не случайно, в Японии так развита культура созерцания. Существуют даже национальные праздники, связанные с любованием природой.
Решите головоломку
Перед вами название четырех праздников в Японии, а далее идут их пояснения. Попробуйте догадаться, какой праздник чему посвящен.
(Должно получиться так:
Ханами – любование цветами сакуры;
Момидзими – любование алыми листьями кленов;
Цукими – любование луной;
Юкими – любование снегами.
Чтение следующего стихотворения:
Проталина в снегу,
А в ней светло-лиловый
Спаржи стебелек.
Главное кредо тех, кто сочиняет хокку: (попробуйте закончить каждую строчку)
Всматривайтесь в привычное – и вы увидите…(неожиданное).
Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите…(красивое).
Всматривайтесь в простое – и вы увидите …(сложное).
Всматривайтесь в малое – и вы увидите…(великое).
Назовите ключевые слова кредо. (Всматривайтесь – и вы увидите)
Через десять лет после смети Басё его ученик написал:
Прошло уж десять лет,
А кажется, вчера его не стало…
Выберите из предложенных последнюю строчку хокку. Аргументируйте свой выбор.
А) Не утихает боль
Б) Плакучей ивы тень!
В) Осиротели мы!
Определите, какое из двух трехстиший – подлинное японское хокку, а какое – стилизация (подражание)
Иду по ночной дороге
Звезды смеются надо мной
Знают, я не могу их достать.
О светлая луна!
Я шла к тебе,
А ты все далеко.
( в перавом хокку несвойственное японской поэзии раздражение, нетипичный характер между звездами и лирическим героем. Во втором – недосказанность, загадка, открытый финал (белое пятно) непрямое выражение идеи, строгая сдержанность чувств)
«Рефлексия»
Создание собственных поэтических миниатюр в жанре хокку. Для этого учащиеся получают изображение природы в фотографиях и рисунках.
Урок литературы в 11 классе
Поэты «Серебряного века» Н.Гумилев и О.Мандельштам.
Цель урока: создать условия для открытия учащимися поэтических миров двух замечательных поэтов, языковых особенностей их творчества;
Помочь понять их неповторимость и индивидуальность.
Ход урока.
Учебная ситуация «Индуктор»
Вступительное слово учителя: Сегодня мы будем говорить о двух поэтах. Н.Гумилеве и О.Мандельштаме. Перед вами лежат листы чистой бумаги. Попробуйте написать о них то, что, может быть слышали когда-то о них или хоть немного знакомы с их поэзией. (Как правило, ребята ничего не пишут, либо отвечают : «Не знаю», «Не слышал о них» и т.д.
-Перед вами два стихотворения (распечатанные стихотворения без указания авторов находятся перед детьми). Одно стихотворение «Кредо», другое «Мне стало страшно жизнь отжить». (Стих-я вслух зачитывает выразительно читающий ученик или сам учитель).
-Какова атмосфера каждого стихотворения?
- Определите тему стихотворений (философское размышление о смысле жизни)
- Чем отличаются
-Разделите страницу (не до конца)наполовину. И запишите в одной части ключевые слова к первому , а в другой части – ко второму стихотворению.
2.Вторая пара стихотворений. «Капитаны» , «Силентиум».
-попробуйте определить авторов данных стихотворений.
-Запишите ключевые слова, которые создают образ мира каждого поэта (Гумилев: моря, корабли, дерзостный путь и т.д., Мандельштам: музыка, слово, спокойно, первооснова жизни, нити и т.д.)
3. А теперь перед вами еще девять стихотворений, определите на основе ваших выводов о поэтическом мире каждого поэта, кому принадлежат эти произведения?
«Озеро Чад», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса», «Ты помнишь дворец великанов», «И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме…», «Я по лесенке приставной…», «Рыцарь счастья», «Среди бесчисленных светил», «Портрет мужчины», «Невыразимая печаль», «Дождик ласковый, мелкий и тонкий…», «На розвальнях, уложенных соломой»
«Самоконструкция»
Класс делится на две группы, но сначала каждый ученик в группе работает самостоятельно.
Из всех ключевых слов, которые вы выписали у каждого поэта оставьте по три и подберите к ним слова-ассоциации (1 группа – о Гумилеве, 2 группа – о Мандельштаме)
Напишите небольшую миниатюру «Слово о поэзии Гумилева» или «Слово о поэзии Мандельштама»
«Социализация»
-Прочтите, что у вас получилось.
«Разрыв»
Учитель читает отрывки из критических статей, посвященных Гумилеву, Мандельштаму, Велимиру Хлебникову, Максимилиану Волошину. (приложение №2). Определите, в каких статьях говорится о творчестве Н.Гумилева и О.Мандельштама. Аргументируйте свой ответ. Дополнил ли отрывок из статьи ваше представление о творчестве поэтов. Запишите выводы, которые вы для себя сделали.
Перед вами интересные факты из жизни четырех поэтов. Вам предстоит узнать в них биографии О.Мандельштама и Н.Гумилева. Есть ли что-то общее в судьбах поэтов? Напишите несколько предложений по этому поводу.
«Афиширование»
Читается еще одно стихотворение (автор не указан. Приложение №5)
Вы оделись вечером кисейно
И в саду стоите у бассейна,
Наблюдая, как лунеет мрамор
И проток дрожит на нем муаром.
Корабли оякорили бухты:
Привезли тропические фрукты,
Привезли узорчатые ткани,
Привезли мечту об океане.
А когда придет бразильский крейсер,
Лейтенант расскажет вам про гейзер
И сравнит,..но это так интимно!
Напевая нечто вроде гимна.
Он расскажет о лазори Ганга,
О показах злых орангутанга,
О циничном африканском танце
И о вечном летуне – «Голландце».
Он покажет вам альбом Камчатки,
Где еще культура не в зачатке,
Намекнет о нежной дружбе с гейшей,
Умолчав о близости дальнейшей…
За моря мечтой своей зареяв,
Распустил павлинистый свой веер,
Вы к нему прижметесь в теплой дрожи,
Полюбив его еще дороже…
1911г.
-Определите, может ли это стихотворение принадлежать одному из наших поэтов.
-Запишите образы, слова Мандельштама, затем образы, слова Гумилева.
-Есть ли образы, слова, нехарактерные для обоих поэтов?
(Это стихотворение Игоря Северянина)
«Рефлексия»
Напишите об особенностях поэзии Мандельштама и Гумилева, используя весь накопленный материал
Приложение №1.
«…Как поэт, он заклинательно любит природу. Он никогда не доволен тем, что есть. Его олень превращается в плотоядного зверя, он видит, как на «вернисаже» оживают мертвые птицы на шляпках дам, как с людей спадают одежды и превращаются – шерстяные в овец, льняные – в голубые цветы льна. Он любит и умеет говорить о давно прошедших временах, пользоваться их образами…»
«…Он не слишком интересовался мелкими приметами времени, именами политиков, газетными сплетнями…но, увлеченный античностью, он с греческим жизнелюбием и римским достоинством встречал новую эпоху, еще веря, что в ней будет место и свободе, и благородству, и музыке… Смысл его лирики иногда угадывается читателями по произвольно возникающей ассоциации – у каждого своей. Но немало стихотворений поддается самой буквальной и рассудочной расшифровке. «Невнятность» - от избытка смысла, от страшного ускорения поэтической речи».(О.Мандельштам)
«…Ему, как всякому лирическому поэту, всюду тесно, кроме как внутри, во всем мире действия тесно, особенно же в самом месте мирового действия – нынешней России…ему, как всякому поэту, как всякому большому, о счастье не думающему, приходится снижаться до цифрового сопротивления счастья…Он весь в современности – один большой недоуменный страдальческий глаз…»
«…Рай..,т.е. счастье, и горе для него не главное. Есть что-то большее, чем счастье или несчастье, это смертельная тяга к опасностям и новизне, вечный восторг перед неизведанным…Путешествовал он не только по земле, но и в тех сферах, которые сам называл «Индией духа»
Приложение №2
Родился в селе Малые Дербенты Астраханской губернии, в автобиографии писал – как бы на стыке Европы и Азии, Запада и Востока.
Огромное влияние на него оказали родители. Отец – ученый –натуралист, мать – историк по образованию. Благодаря ей будущий поэт получил отменное домашнее образование.
После окончания гимназии становится студентом физико-математического факультета Казанского университета. Среди студентов и преподавателей пользуется особым уважением. Когда он появлялся на студенческих собраниях, все, включая преподавателей, вставали…
Характер у него был странный. Он мог сутками не есть, не следил за своей внешностью, был молчалив и застенчив. Зато с энтузиазмом занимался в библиотеке «изысканиями чисел». В результате многогранных исчислений он еще в 1912 году предсказал события 1917 года, и почти точно предсказал дату своей смерти: «Люди моей задачи часто умирают 37-и лет»
В 1920 году в Харькове состоялось театрализованное представление, во время которого его избрали Председателем Земного Шара… Как истинно «земшарный» человек, он много странствовал.
В декабре 1921 года уже тяжело больным приехал в Москву, откуда вместе с художником Петром Митуричем отправился в деревню Санталово новгородской губернии. Там поэт и умер 28 июня 1922 года в деревенской бане, куда сам попросил перенести себя, чтобы не беспокоить стонами приютивших его крестьян. На деревенском погосте Ручьи он был похоронен. В 1960 году перезахоронен на Новодевичьем кладбище. Впрочем, через некоторое время появились сомнения, что в Москве захоронен именно он…и в этой версии есть символический смысл. Председатель Земного Шара не может быть похоронен где-то в конкретном месте. Его последним домом стала его планета, он остался странником и после смерти…
Приложение №3.
Он родился в Кронштадте, в семье судового врача. В детстве почти непрерывно болел – врачи определили у него «повышенную деятельность мозга», т.е. особую чувствительность и впечатлительность. Присутствие слабости и головной боли преследовали его до ранней юности…Удивительно точно предсказывал погоду, а однажды в дождь вышел на крыльцо, стал что-то шептать – и дождь прекратился! Наверняка с тех времен и появилась у него абсолютная вера в СЛОВО.
Еще гимназистом в 7 классе влюбился в девочку-гимназистку 4класса. Ее он в дальнейшем будет забрасывать влюбленные письмами, с ней и обвенчается в 1910 году. А пока, учась в гимназии, пишет стихи, вычеркивает на карте маршруты великих путешественников.
Окончив гимназию не очень успешно, («3» по все точным наукам, «4» по гуманитарным, и одна «5» - по логике), он уехал в Париж, где слушал лекции в Сорбонне…В тайне от отца побывал в любимой им заочно Тропической Африке, которая покорила его навеки, хотя привез из нее мучительную тропическую лихорадку…
В Петербурге часто бывал на «Башне» Вячеслава Иванова. После разрыва с символизмом совместно с Сергеем Городецким создает новую литературную группу «Цех поэтов» и заявляет о рождении нового литературного течения «акмеизм».
Одно из ярких событий предвоенного периода в жизни поэта была дуэль с Максимилианом Волошиным.
Был участником Первой мировой войны. В ее окопы его толкнуло желание испытать себя, авантюризм, тоска по служению высокому идеалу…
Он не принял революцию, но эмиграцию считал позором.
Арестовали его в разгар «красного террора по «делу Таганцева». Обвинили в контрреволюционной деятельности и приговорили к расстрелу. Человек исключительной прямоты и честности, он не скрыл на следствии своих монархических взглядов. Чекисты, расстреливавшие его, были поражены его хладнокровием.
Семь десятилетий его стихи распространялись в России в списках, а издавались лишь за границей.
Приложение №4
Родился в Варшаве в 1891 году.
Отец был небогатым торговцем кожами, много читал, но по-немецки говорил лучше, чем по-русски. Мать – пианистка и учительница музыки знала и любила русскую культуру, но говорила на не совсем чистом русском. Не случайно поэт в книге биографических очерков назвал свою семью «косноязычной» и допускал речевые неправильности в стихах.
Окончил Тенишевское училище – одно из лучших петербургских школ. Жил и учился во Франции и Германии, посещал Италию и Швейцарию. Заодно он пытался лечиться от врожденного сердечного невроза: при сильном волнении начинал задыхаться. Но до конца жизни так и не вылечился. В Париже увлекся поэтами-символистами. Вернувшись в Петербург, ищет литературных знакомств и попадает в дом Вячеслава Иванова.
Он был легкий, веселый человек, ни пи каких обстоятельствах не предъявлявший жизни жалоб.
Его взяли по чьему-то доносу.
Свидетелей его смерти не удавалось найти до конца 80-х годов. Как и о большинстве репрессированных, погибших в заключении, легенд о нем было множество, достоверных же сведений – почти никаких. Лишь в 1988 году его сосед по нарам в пересылочном лагере на Дальнем востоке рассказал корреспонденту «Известий», что поэт в лагере заболел тифом, лежал весь день в бараке, почти ни с кем не разговаривал, только изредка что-то записывал карандашом. 27 декабря 1938 года всех заключенных повели в баню. Там, среди таких же голых и изможденных людей, как он сам, поэт глубоко вздохнул, положил руку на сердце и медленно опустился на пол…
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ
«ВСЕЧЕЛОВЕЧНОСТЬ ГЕНИЯ ПУШКИНА»
Цель урока: Провести аналитическую работу, обобщающую творчество А.С.Пушкина. создать условия для исследования и «открытия.2 учащимися понятия «всечеловечности» гения Пушкина. Создать схему-модель слова. Выполнить творческую работу.
Ход урока
1.«Индуктор»
-Понимание и признание А.С.Пушкина как художника всемирного 19 век обязан в первую очередь Ф.М.Достоевскому. В своей знаменитой речи на открытии памятника Пушкину Достоевский впервые сказал о всечеловечности русского народно-национального поэта.
Итак, ребята, как вы думаете, почему Достоевский назвал пушкинское творчество всечеловеческим, а, значит, и Пушкина всечеловеком.
Напишите в 3-4 предложениях свои рассуждения «Что значит быть всечеловеком?»
-Прочитайте, что у вас получилось.
«Самоконструкция»
1. Ситуация. Вспомните, пожалуйста, героев пушкинских произведений, представителей разных народов и национальностей. В помощь вам предлагается «шпаргалка» , на которой написаны имена некоторых героев, вам предстоит только вспомнить, какой национальности каждый из них и подписать.
- что же у вас получилось?
Моцарт – австриец, Сальери – итальянец, Хан Гирей – татарин, Зарема – турчанка, Земфира – цыганка и т.д.
- Самые величайшие из европейских поэтов, писателей никогда не могли воплотить в себе с такой силой гений чужого народа, дух его.
- Напишите первый ответ на вопрос «Что же такое «всечеловечность»?»
2 ситуация.
- А теперь вспомните и запишите героев, стоящих на разных ступенях социальной лестницы, т.е. разных сословий. (Работа по готовому шаблону)
Получилось: Государственные деятели – Петр I, Борис Годунов; бунтари – Пугачев, Дубровский, Лжедмитрий; дворяне – Дубровский, Лаины, Онегин; мелкие чиновники – Самсон Вырин, Евгений из «Медного всадника»; военные – Сильвио; крестьяне – Настя («Барышня –крестьянка») дворовые – Савельич, няня; ремесленники – «Гробовщик» и т.д.
-Сделайте запись еще одного ответа с примерами на вопрос «Что такое всечеловечность?»
3 ситуация.
-Перед вами портрет одной из пушкинских героинь: «она не имела ни малейшего притязания на красоту давно увядшую, но сохраняла все привычки своей молодости, строго следовала модам семидесятых годов и одевалась также долго, также старательно, как и шестьдесят лет тому назад (старая графиня из «Пиковой дамы»)
- Девочки, кто из вас может наизусть прочитать письмо Татьяны из «Евгения Онегина»?
- Читая строки письма, можно ли представить за ними не юную девушку, а взрослого мужчину? А ведь это письмо многие годы было и будет образцом чистого искреннего признания в любви, оно словно настроено на частоту девичьих сердец, созвучно и гармонично с их переживаниями первой влюбленности.
Еще один промежуточный вывод.
«Социализация» Работа в группах
Человеческие страсти.
Пушкин умел ярко представить всю гамму человеческих чувств, переживаний страстей.
Назовите, какие образы и в каких произведениях воплотили высокие человеческие чувства и страсти ( 1 группа) и низменные (2 группа)
1гр. Возвышенную любовь, преклонение перед женщиной(«Мадонна», «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье» и т.д),неразделенную чистую любовь к мужчине( Татьяна Ларина),верность данному слову, высокое чувство патриотизма(«Капитанская дочка», «Полтава»), любовь к природе(«Евгений Онегин») и т.д.
2гр. Зависть , жадность ,хандра, ревность, прелюбодеяние,высокомерие, предательство, жестокость и т.д.
«Разрыв»
Для себя вы уже сделали выводы, что же такое «всечеловечность» А.С.Пушкина. Но, представьте, что это понятие беспредельно. Ведь всечеловечность – это не только способность пеевоплощаться в людей другой веры, национальности, возраста, положения и пола. Всечеловечность – это еще способность объединять и примирять все
1 уровень – номинативный. Перед вами название нескольких произведений. Попробуйте догадаться, какой художественный прием лежит в их основе.
«Скупой рыцарь», «Пир во время чумы», «Каменный гость», «Медный всадник», «Моцарт и Сальери»
Оксюморон – соединение несоединимого.
2 уровень – мифологический. В основе сюжетов многих пушкинских произведений лежат известные мифологемы, которые являются связующим звеном с мировой художественной культурой.
Перед вами несколько мифологем, а вы вспомните, в каких произведениях А.С.Пушкина и других произведениях мировой литературы встречаются.
Исчезновение возлюбленной и поиск женихом невесты («Сказка о мертвой царевне», «услан и Людмила», «Медный всадник»
Мертвое настигает и наказывает живое за проявление низменных страстей («Пиковая дама», «Медный всадник», «Каменный гость», «Сказка о золотом петушке»)
Счастье не может быть добыто преступлением («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Цыганы», «Братья-разбойники»)
Мотив неузнавания и снятия масок («Барышня-крестьянка», «Дубровский», «Метель»)
Сон как предсказание ( «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» и т.д.)
Мотив вмешательства стихии в жизнь людей («Метель», «Капитанская дочка»,
Мотив мертвой и живой воды или иных предметов
Притча о блудном сыне и т.д.
2 уровень – жанровый. Объединение жанров в рамках одного произведения. Назовите.
3 уровень – рифмообразующий. Объединение разных рифм в пределах одной строфы. (Знаменитая онегинская строфа)
«Афиширование»
Обсуждение в группах. Цель: вынести личное мнение на суд аудитории
«Рефлексия»
Какая схема-модель получилась у нас при обозначении слова «всечеловечность»?
Согласно собственной схеме-модели написать творческую работу «Что же такое всечеловечность гения Пушкина»
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ
ПО РОМАНУ Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
ЧТО ТАКОЕ ИСТИННЫЙ ГЕРОИЗМ?
Цели урока:
1.Актуализировать в сознании участников мастерской представление о истинном и ложном героизме.
2. Создать диалоговое пространство в рамках данной проблемы.
3. Помочь учащимся построить собственный взгляд на проблему, осознать ее включенность в общую картину мира.
Индуктор.
Учитель читает наизусть стихотворение .Цветаевой «Генералам 12 года»(приложение №1)
- Как вы думаете, кто из участников сражений 1805 года больше похож на романтический образ героя войны, воспетый М.Цветаевой? Ведь в 1812 году офицеры и юнкера, участвовавшие в западноевропейской кампании 1805 года, станут «генералами своих судеб»
Самоконструкция Перед вами приложение №2 «До боя» Здесь собраны отрывки из романа, портретные и речевые характеристики героев перед Шенграбенским сражением (герои не названы). Вам следует определить каждого персонажа.
Социализация Каждый ученик выдвигает свою версию в группе. Группа решает какую из версий высказать перед всем классом.
Социоконстукция (с характеристикой персонажа, его историей, характеристикой поведения перед бое и определением цели, с какой данный герой пришел на войну и кто больше всего похож на героя) 1. Тимохин. 2. Долохов. 3. Корнет Жерков. 4. Поручик Телятин 5. Жерков.6. Полковой командир 7. Андрей Болконский 8. Багратион. 9. Капитан Тушин. 10 Капитан Тушин
Разрыв. Знакомство с исторической справкой о Шенграбенском сражении ( положение русской армии, условия боя, географическая справка и т.д.)
Самоконструкция. Работа с приложением №3. «Во время боя». Как ведут себя эти же люди во время боя. Определить. Дать собственную оценку.
Социализация в группе и в классе.
Самоконструкция. Работа с приложением №4 «После боя» ( определение героя, комментарии)
Социоконстукция. Предлагаю части ребят вытянуть листочки с именами персонажей а другим ребятам, что не вытягивали, перевоплотившись в журналистов, задавать вопросы, усложняя их с каждым разом.
Афиширование последнего тезиса, возникшего в диалоге
Варианты задания рефлективного характера.
-Так, кто, по вашему мнению, мог быть адресатом М. Цветаевой?
-Герои на войне, а не в мирной жизни, кто они?
-Герои в мирной жизни, а не на войне, кто они?
-Шенграбенское сражение глазами Николая Ростова.
Приложение №1.
Генералам 12 года. М.Цветаева.
Вы, чьи широкие шинели напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели и голоса,
Вы, чьи глаза, как бриллианты, на сердце оставляли след,
Очаровательные франты минувших лет.
Одним ожесточеньем воли вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле и на балу.
Вас охраняла длань Господня и сердце матери, - вчера
Малютки – мальчики, сегодня – офицера!
Вам все вершины были малы и мягок самый черствый хлеб,
О, молодые генералы своих судеб!
Ах, на гравюре полустертой, в один великолепный миг,
Я видела, Тучков-четвертый, Ваш нежный лик.
И Вашу хрупкую фигуру, и золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру, не знала сна…
О, как мне кажется, могли вы рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать – и гривы своих коней.
В одной невероятной скачке Вы прожили свой краткий век…
И Ваши кудри, ваши бачки засыпал снег.
Три сотни побеждали трое! Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои, вы все могли!
Что так же трогательно-юно, как ваша бешеная рать?
Вас златокудрая Фортуна вела, как мать.
Вы побеждали и любили любовь и сабли острие
И весело переходили в небытие.
Приложение №2.
До боя.
Казалось, нельзя было вытягиваться больше того, как вытягивался… в то время, как полковой командир делал ему замечание.