Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 6 города Димитровграда Ульяновской области»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ на заседании Директор МБОУ СШ № 6
педагогического совета ____________О.А.Семина
Протокол №7 Приказ № 116
от «29» августа 2018 г от «29» августа 2018 г.
Рабочая программа
Наименование курса: Технология
Класс: 2 Г
Уровень общего образования: начальное общее
Учитель начальных классов: Грушевская Елена Викторовна
Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 34часов в год, в неделю 1 час
Планирование составлено на основе авторской программы .А.Лутцевой и Т.П. Зуевой «Технология. 1-4 классы», / М.: Просвещение, 2014./
Рабочую программу составила _____________ Грушевская Елена Викторовна
Рабочая программа по предмету «Технология» во 2 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); программы по технологии, авторы Е.А.Лутцева и Т.П. Зуева «Технология. 1-4 классы», / М.: Просвещение, 2014./ , в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Согласно учебному плану МБОУ СШ №6 предмет» «Технология» относится к области «Технология» и на его изучение во 2 классе отводится 34 часа (34 учебных недели), из расчёта 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
Обучающиеся научатся:
объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности мастера; уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров; понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к людям ремесленных профессий.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
формулировать цель деятельности на уроке; выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий); планировать практическую деятельность на уроке; выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи); предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления из- делий (на основе пробных поисковых упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных; работая по плану составленному совместно с учителем, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов); определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров род- ного края; сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемы- ми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы; понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения; находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике для 2 класса для этого предусмотрен словарь терминов, дополнительный познавательный материал);называть конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных; самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия; вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение; выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3—4 человек.
Предметные
Художественная мастерская
Обучающиеся научатся:
иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности;
планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Обучающиеся получат возможность научиться:
уважительно относиться к труду людей;
понимать культурноисторическую ценность традиций, отраженных в предметном мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Чертежная мастерская
Обучающиеся научатся:
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративнохудожественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративнохудожественной задачей.
Конструкторская мастерская
Обучающиеся научатся:
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Обучающиеся получат возможность научиться:
соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественноэстетической информации; воплощать этот образ в материале.
Рукодельная мастерская
Обучающиеся научатся:
давать обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
определять названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
определять происхождение натуральных тканей и их виды;
использовать способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные материалы;
давать основные характеристики и различие простейшего чертежа и эскиза;
выполнять линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов;
давать названия, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Обучающиеся получат возможность научиться:
читать простейшие чертежи (эскизы);
выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);
оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
решать несложные конструкторско-технологические задачи;
справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
Содержание учебного предмета «Технология»
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Практическая деятельность рассматривается как средство развития социально значимых личностных качеств школьников, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Основные содержательные линии.
1. Художественная мастерская (10ч).
Зачем художнику знать о цвете, форме и размера. Какова роль цвета в композиции. Какие бывают цветочные композиции. Что такое симметрия. Как получить симметричные детали. Как можно сгибать картон. Как плоское превратить в объемное. Как согнуть картон по кривой линии.
2. Чертежная мастерская (7ч).
Что такое технологические операции и способы. Что такое линейка и что она умеет. Что такое чертеж и как его прочитать. Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников. Как разметить прямоугольник по угольнику, круг без шаблона. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
3. Конструкторская мастерская (9ч)
Общее представление о мире техники (транспорт, машины, механизмы). Конструирование из готовых форм (упаковки). Получение объёмных форм сгибанием. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (на болтах и винтах, ниточный механизм). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделияМакет, модель. Конструирование и
моделирование изделий из разных материалов, транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу.
4. Рукодельная мастерская (8ч).
Знакомство с тканями, нитками. Строчка косого стежка. Как ткань превращается в изделие. Лекало.
№ п\п | Содержание программы | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | Художественная мастерская | 10 ч. | 10 ч. |
2 | Чертёжная мастерская | 7 ч. | 7 ч. |
3 | Конструкторская мастерская | 9 ч. | 9 ч. |
4 | Рукодельная мастерская | 8 ч. | 8 ч. |
| ИТОГО: | 34 ч. | 34 ч. |
Количество часов по авторской программе совпадает с количеством часов по рабочей программе
Тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Кол-во часов |
| Раздел 1. Художественная мастерская (10ч.) | |
1 | Что ты уже знаешь? | 1 |
2 | Зачем художнику знать о цвете, форме и размере? | 1 |
3 | Какова роль цвета в композиции? | 1 |
4 | Какие бывают цветочные композиции? | 1 |
5 | Как увидеть белое изображение на белом фоне? | 1 |
6 | Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? | 1 |
7 | Можно ли сгибать картон? Как? | 1 |
8 | Наши проекты. Африканская саванна | 1 |
9 | Как плоское превратить в объёмное? | 1 |
10 | Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя | 1 |
| Раздел 2.Чертёжная мастерская (7ч.) | |
11 | Что такое технологические операции и способы? | 1 |
12 | Что такое линейка и что она умеет? | 1 |
13 | Что такое чертёж и как его прочитать? | 1 |
14 | Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? | 1 |
15 | Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? | 1 |
16 | Можно ли без шаблона разметить круг? | 1 |
17 | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Проверим себя | 1 |
| Раздел 3. Конструкторская мастерская (9ч.) | |
18 | Какой секрет у подвижных игрушек? | 1 |
19 | Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? | 1 |
20 | Ещё один способ сделать игрушку подвижной. | 1 |
21 | Что заставляет вращаться винт - пропеллер? | 1 |
22 | Можно ли соединить детали без соединительных материалов? | 1 |
23 | День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? | 1 |
24 | Как машины помогают человеку? | 1 |
25 | Поздравляем женщин и девочек. | 1 |
26 | Что интересного в работе архитектора? Наши проекты. Проверим себя | 1 |
| Раздел 4.Рукодельная мастерская (8ч) | |
27 | Какие бывают ткани? | 1 |
28 | Какие бывают нитки? Как они используются? | 1 |
29 | Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? | 1 |
30 | Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? | 1 |
31 | Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? | 1 |
32 | Как ткань превращается в изделие? Лекало. | 1 |
33 | Как ткань превращается в изделие? Лекало. | 1 |
34 | Что узнали? Чему научились? | 1 |
| Итого | 34ч |
Календарно - тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока. | Дата |
план | факт |
Раздел 1. Художественная мастерская (10ч.) |
1 | Что ты уже знаешь? | | |
2 | Зачем художнику знать о цвете, форме и размере? Какова роль цвета в композиции? | | |
3 | Входная контрольная работа | | |
4 | Какие бывают цветочные композиции? | | |
5 | Как увидеть белое изображение на белом фоне? | | |
6 | Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? | | |
7 | Можно ли сгибать картон? Как? | | |
8 | Наши проекты. Африканская саванна | | |
9 | Как плоское превратить в объёмное? | | |
10 | Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя | | |
Раздел 2.Чертёжная мастерская (7ч.) |
11 | Что такое технологические операции и способы? | | |
12 | Что такое линейка и что она умеет? | | |
13 | Что такое чертёж и как его прочитать? | | |
14 | Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? | | |
15 | Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? | | |
16 | Можно ли без шаблона разметить круг? | | |
17 | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Проверим себя | | |
Раздел 3. Конструкторская мастерская (9ч.) |
18 | Какой секрет у подвижных игрушек? | | |
19 | Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? | | |
20 | Ещё один способ сделать игрушку подвижной. | | |
21 | Что заставляет вращаться винт - пропеллер? | | |
22 | Можно ли соединить детали без соединительных материалов? | | |
23 | День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? | | |
24 | Как машины помогают человеку? | | |
25 | Поздравляем женщин и девочек. | | |
26 | Что интересного в работе архитектора? Наши проекты. Проверим себя | | |
Раздел 4.Рукодельная мастерская (8ч) |
27 | Какие бывают ткани? | | |
28 | Какие бывают нитки? Как они используются? | | |
29 | Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? | | |
30 | Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? | | |
31 | Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? | | |
32 | Как ткань превращается в изделие? Лекало. | | |
33 | Как ткань превращается в изделие? Лекало. | | |
34 | Что узнали? Чему научились? | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Часть А
1. Технология – это:
а) знания о технике;
б) последовательность операций по обработке материала для изготовления изделия;
в) техническая характеристика изделия.
2. Выбери материалы, из которых можно изготовить изделия:
а) игла;
б) глина;
в) бумага;
г) ножницы;
д) цветной картон;
е) клей.
3. При изготовлении аппликации из цветной бумаги
а) детали склеиваются;
б) детали сшиваются;
в) детали сколачиваются гвоздями.
4. При работе за компьютером делай перерыв:
а) через каждый час;
б) через каждые 15 минут;
в) через каждые 5 минут.
5. Шаблон – это:
а) инструмент;
б) материал;
в) приспособление.
6. Как называется изображение детали или изделия на листе бумаги с обозначением всех необходимых для его изготовления размеров?
а) технический рисунок;
б) эскиз;
в) чертёж.
7. Оригами – это…
а) блюдо японской кухни;
б) техника складывания из бумаги;
в) японский национальный костюм.
8. Как можно размягчить пластилин?
а) горячей водой
б) разогреть теплом своих рук;
в) подождать некоторое время.
9. Выбери инструменты для работы с пластилином:
а) стеки;
б) посуда с водой;
в) подкладная доска;
г) ножницы.
Часть В
10. Закончи высказывания о материалах и инструментах:
То, из чего изготавливают изделия, - это…
То, чем работают, - это…
11. Узнай и запиши названия материалов по их свойствам:
а) гладкая, тонкая, мнётся, складывается, не тянется, разноцветная - это…
б) плотный, плохо гнётся, не мнётся, не тянется, служит фоном для аппликации – это…
в) разноцветный, при нагревании размягчается, пластичный – это...
12. Подумай, о каком инструменте идёт речь? Напиши ответ______________________
– Этот инструмент нужно передавать своему товарищу, держа его за лезвие.
– Во время работы с ним нельзя отвлекаться и размахивать им.
– На столе этот инструмент должен лежать с сомкнутыми лезвиями.
13. Установи правильную последовательность выполнения изделия в технике аппликации:
| Разметить детали по шаблону. |
| Составить композицию. |
| Вырезать детали. |
| Наклеить на фон. |
14.Напиши пословицу о труде._______________________________________________
_________________________________________________________________
ОТВЕТЫ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ УМЕНИЯ
к итоговой контрольной работе по технологии
№ задания | Проверяемые умения | Правильный ответ | Баллы |
1 | Умение раскрывать понятие «технология». | б) | 1 |
2 | Умение перечислять материалы. | б), в), д) | 1 |
3 | Умение оценивать правильность поведения при работе с аппликацией из бумаги. | а) | 1 |
4 | Умение оценивать правильность поведения при работе за компьютером. | б) | 1 |
5 | Умение раскрывать понятие «шаблон». | в) | 1 |
6 | Умение связывать понятие с его определением. | в) | 1 |
7 | Умение связывать понятие с его определением. | б) | 1 |
8 | Умение оценивать правильность поведения при подготовке пластилина к работе. | б) | 1 |
9 | Умение выбирать инструменты при работе с пластилином. | а), в) | 1 |
10 | Умение раскрывать понятие «материалы», «инструменты». | материалы, инструменты | 1 |
11 | Умение определять материалы по их свойствам | а) бумага б) картон в) пластилин | 1 |
12 | Умение называть предмет по его признакам. | Ножницы | 1 |
13 | Умение устанавливать правильную последовательность выполнения изделия в технике аппликации. | Разметить детали по шаблону- 2 Составить композицию- 1 Вырезать детали-3 Наклеить на фон-4 | 1 |
14 | Знание пословиц о труде. | | 1 |
Критерии оценивания работы
Максимальный 14-13 б. – «5» |
Программный 12-8 б. – «4» |
Необходимый предметный 7 б. – «3» |
Недостаточный менее 7 баллов – «2» |
Оценка выполнения практических работ
Оценка «5»
тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
изделие изготовлено с учетом установленных требований;
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «4»
допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
в основном правильно выполняются приемы труда;
работа выполнялась самостоятельно;
норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «3»
имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
самостоятельность в работе была низкой;
норма времени недовыполнена на 15-20 %;
изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «2»
имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
неправильно выполнялись многие приемы труда;
самостоятельность в работе почти отсутствовала;
норма времени недовыполнена на 20-30 %;
изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
не соблюдались многие правила техники безопасности.
Учебно-методическое обеспечение:
Образовательная программа «Школа России». Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования;
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы. - М., Просвещение, 2014;
Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. - М., Просвещение, 2013;
Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева. Технология. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций – М., Просвещение, 2014г.
Электронные пособия:
Сайт «Начальная школа» http://1-4.prosv.ru
Оборудование учебного кабинета:
Комплект обучающихся видеофильмов и программ по темам.
Технические средства обучения:
Компьютер с лицензионным программным обеспечением;