«ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
В ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Учитель математики: Борисова Е.В.
«Разных детей и учить надо по- разному, потому что
каждый по - своему воспринимает информацию.
Массовое образование не учитывает эту особенность»
Говард Гарднер
В переводе с латинского «difference» означает
разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Под дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.
Основная задача
Помочь «слабому»
Развивать способности сильного
дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность
Основная цель данной технологии –
Повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов учащихся
Задачи
Формирование личностных качеств учащихся: самостоятельности, ответственности за свои действия, трудолюбия, творчества, адекватной самооценки
Подготовка учащихся к профильному образованию
Обучение всех учащихся на уровне их возможностей и способностей при помощи внешней (межгрупповой) и внутриклассной дифференциации
Уровни дифференциации
Уровневая
Профильная
Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, дети могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие уровни овладения материалом.
Профильная дифференциация (или дифференциация по содержанию) предполагает обучение разных групп школьников по программам, отличающимся глубиной изложения материала, объемом сведений и даже номенклатурой рассматриваемых вопросов. Однако высокий уровень учебных требований естественным образом ограничивает число учащихся, охваченных этой формой обучения.
Формы уровневой дифференциации:
- задания различного уровня сложности;
- дозирование помощи учителя ученикам:
- задания с письменной инструкцией;
- работы с наглядным подкреплением рисунком, чертежом;
- задания с образцом выполнения.
«Умножение и деление натуральных чисел»
Отметка
Обязательная часть
«3»
Дополнительная часть
3 задания
«4»
«5»
-
3 задания
3 заданий
2 задания
3 задания
Обязательная часть
1. Найдите значение выражения: 435 – 25 16 + 94
2. Решите уравнение: 2436 : х = 12
3. Со склада отправили в магазин овощные, фруктовые и мясные консервы. Овощных консервов 420 банок, фруктовых – на 70 банок меньше, а мясных в 2 раза больше, чем овощных. Сколько всего банок консервов отправили в магазин?
Дополнительная часть
5. Нужно расставить на двух полках 72 книги так, чтобы на одной из них было в 3 раза меньше, чем на другой. Сколько книг будет на каждой полке?
6. Вычислите: 5040 : (28 4) – (888 + 219) : 27
7. Решите уравнение: 256m – 147m – 1871 = 63747
«Упрощение выражений»
Участникам первой группы
1. Упростите выражение:
а ) 2c(1+c)-(c-2)(c+4);
б) ;
в) ;
г).
Участникам второй группы
1. Разложите на множители:
а) ;
б) ;
в) ;
г) .
2. Докажите, что выражение может принимать только положительные значения.
Участникам третьей группы
1. Докажите, что при любом целом п значение выражения кратно 5.
2. Чему равно значение выражения а(а + 2) + с(с — 2а) — 2а при а — с = 7?
3. Найдите наименьшее значение выражения
.
«Признаки равенства треугольников»
Участникам первой группы
Внутри равностороннего треугольника ABC взята точка М такая, что
AM = MB. Докажите, что луч СМ — биссектриса угла АСВ.
Заполните пропуски в решении задачи.
Участникам второй группы
Внутри равностороннего треугольника ABC взята точка М такая, что
AM = MB. Докажите, что луч СМ - биссектриса угла АСВ.
Указание. Покажите, что:
АС = ВС.
АМС = ВМС.
∠ ACM = ∠ BCM.
Участникам третьей группы
Внутри равностороннего треугольника ABC взята точка М такая, что AM = MB. Докажите, что луч СМ — биссектриса угла АСВ.
Утверждение
Утверждение
Обоснование
Обоснование
По условию
По условию
…
…
…
…
По ... признаку равенства треугольников
По ... признаку равенства треугольников
…
…
По определению биссектрисы угла
По определению биссектрисы угла
Дифференцированное обучение – это:
- форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Реализация дифференцированного подхода к обучению математики требует от учителя знания возможностей учащихся, регулирования учебной нагрузки, тщательного подбора дидактического материала, оснащение кабинета справочной и научно-популярной литературой. Это способствует повышению интереса учащихся к учебной деятельности, формирует положительную мотивацию учения, от чего главным образом зависит результат обучения.
Плюсы дифференцированного обучения
Реализация желания сильных учащихся
Развитие сильных и выравнивание слабых
Учеба сопровождается успехом.
Адаптация учебного процесса к познавательным возможностям
Повышение уровня
«Я - сам»
Развитие учебно-коммуникативных умений
Знания и умения необходимые при организации дифференцированного подхода
- Изучение уровня обучаемости каждого ученика: память внимание, мышление, анализ, синтез
- Умение составлять задания с учетом индивидуальных способностей .
- Знать уровень готовности обучающегося принимать помощь от одноклассника
- Умение держать в поле зрения всех учеников.
- Умение осуществлять обратную связь с учениками.
- Умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся
Технология уровневой дифференциации обучения направлена на непосредственную реализацию образовательных стандартов в учебном процессе.
Тем самым она призвана внести весомый вклад в модернизацию образования, а значит, имеет полное право быть востребованной педагогами.
Давайте пробовать, учиться, совершенствовать!
Спасибо
за
внимание!