Министерство образования Республики Башкортостан ГБПОУ Уфимский Автотранспортный колледж Презентация по дисциплине «Строительство автомобильных дорог и аэродромов» на тему : «технология устройства вертикальных дрен и продольных прорезей» Выполнил: Студент группы С5-17 Паршиков И.А. Проверила преподаватель: Исмагилова А.И. Уфа 2019
Введение
В состав дренажных систем на автомобильных дорогах входят:
- Горизонтальный закромочный дренаж
- Откосный дренаж
- Подкюветный дренаж
- Дренажные прорези
- Вертикальный дренаж
- Застенный дренаж
В случае необходимости сбора и отвода не только поверхностных вод, но и понижения уровня грунтовых вод, в составе водоотводных сооружений следует предусматривать устройство дренажных колодцев.
Дренажный колодец должен быть устроен в виде емкости, в которую стекает собранная дренажными трубами вода, в проекте может быть один или несколько колодцев для локального сбора и распределения воды, а также контроля и профилактики дренажной системы.
Для понижения грунтовых вод под подошвой земляного полотна из дренажей закрытого траншейного типа следует применять трубчатые подкюветные дренажи. Если водоупорный слой залегает на глубине до 0,4 м от бровки земляного полотна, следует устраивать совершенный дренаж с полным перехватом грунтового потока. При более глубоком залегании водоупорного слоя устраивается несовершенный дренаж (висячий).
Для понижения уровня грунтовых вод и осушения слабого основания насыпи следует устраивать вертикальные прорези и дрены.
Земляные работы при устройстве дрен, осушителей и собирателей должны выполняться в соответствии с требованиями СП 45.13330 и СТО НОСТРОЙ «Устройство водоотводных и дренажных систем аэродромов»
Устройство вертикальных дрен
Устройство дрен включает в себя подготовительные, основные и завершающие работы.
К подготовительным работам относятся:
- расчистка поверхности грунта в пределах
строящегося объекта, в соответствии с ППР;
- разбивка осевых линий осушителей и дренажей,
в соответствии с ППР;
- разметка местоположения колодцев, в соответствии
с ППР;
- устройство временных подъездных путей
Основные работы при устройстве дрен:
- разбивочные работы;
- разработка траншеи;
- уплотнение грунта вибротрамбовками или виброплитами (при песчаных грунтах);
- укладка геотекстильного материала по периметру траншеи;
- обертывание дренажных труб фильтровой тканью с последующей укладкой на подготовленное основание траншеи;
- проверка правильности укладки труб с помощью нивелира (визира);
- обсыпка щебнем по ГОСТ 8267 фракции 5-20 мм с применением экскаватора или погрузчика;
- устройство противозаиливающей прослойки над фильтрующей засыпкой из геотекстильного материала;
- засыпка фильтрующим песком;
- засыпка местным грунтом с уплотнением вибротрамбовками или виброплитами;
- ввод и перепуск дренажных труб в смотровые колодцы и омоноличивание стыков.
В составе завершающих работ выполняется ликвидация всех временных сооружений и рекультивация территории, затронутой работами, и составляется акт приемки выполненных работ .
Устройство дренажных прорезей
Дренажные прорези следует использовать для осушения слабой толщи под подошвой насыпи. Размеры прорезей и их расположение, рассчитанные по специальной методике, должны быть указаны в проекте.
Дренажные прорези следует устраивать для осушения водонасыщенных грунтов:
- под подошвой насыпи;
- в теле земляного полотна насыпи;
- в откосах насыпи или выемки;
- на косогорах выше отметок земляного полотна.
Последовательность технологических операций при устройстве продольных дренажных прорезей под подошвой насыпи должна соответствовать приведенной на рисунке
1 - первая захватка; 2 - вторая захватрка; 3 - стоянки экскаватора;
4 - песчаная насыпь; 5 - продольные дренажные прорези
Движение строительной техники при устройстве прорезей следует организовывать по следующей схеме:
- экскаватор, работая на первой захватке, отрывает прорезь на проектную глубину;
- в это время на второй захватке бульдозер заполняет отрытые траншеи песком из заранее подготовленного вала;
- на первую захватку привозят песок.
Длина захватки принимается летом 8 – 10 м, зимой 5 – 6 м с одной стоянки. На другую стоянку экскаватор должен переходить под углом в 45° - 60° к оси дороги.
При работе на слабых грунтах используется экскаватор болотной модификации с удлиненным транспортером. В этом случае величина рабочей захватки назначается в зависимости от состояния грунта и погодных условий.
В процессе отрывки прорези следует контролировать проектные геометрические размеры траншеи: глубина, ширина, уклон дна. Также 48 необходимо следить за устойчивостью вертикальных стен траншеи и в случае необходимости проводить их укрепление.
Прорезь послойно заполняется песчаным грунтом (с коэффициентом фильтрации не менее 5 м/сутки) с помощью бульдозера с послойным трамбованием. Для того, чтобы следить за работой прорезей, следует устраивать смотровые колодцы.
После окончания устройства прорезей насыпь и ее конструктивные части возводятся с соблюдением требований проекта к ее геометрическим параметрам и степени уплотнения грунта.
Спасибо за внимание !