Технология восстановления деталей, ремонта узлов и приборов
при капитальном ремонте автомобилей
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Анализ состояния технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей 6
1.1 Основные определения, цель и задачи технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей 6
1.2 Общая характеристика технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей 7
1.3 Нормативные документы, регламентирующие показатели (параметры) технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей 8
2 Основные характеристики современных технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей 11
2.1 Организация и технологический процесс при функционировании технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей 11
2.2 Характеристики оборудования (машин, приборов), используемого при функционировании технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей 12
2.3 Недостатки (проблемы, трудности) функционирования технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей 15
3 Перспективы совершенствования технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей 18
4 Оценка эффективности использования перспективных технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы совершенствования технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей заключается в следующем. Автомобильный транспорт занимает ведущее положение при перевозках пассажиров и грузов. Однако в настоящее время все ещё высоки трудозатраты на проведение технического обслуживания (ТО) и ремонт автомобилей, низкие коэффициенты технической готовности и использования автопарка, высока доля суммарных затрат на перевозки по себестоимости продукций. Существующие методологические основы контроля и управления техническим состоянием автомобилей в эксплуатации уже не в полной мере соответствуют возросшим современным требованиям обслуживания шин при техническом обслуживаний. В результате этого технико-экономические показатели многих автотранспортных предприятий (АТП) неоправданно низкие. Для обеспечения высокой технической готовности и безопасности эксплуатаций автомобилей необходимо периодически корректировать существующие и вводить новые нормативы, средства и методы, позволяющие своевременно обнаружить и устранить неисправности. Актуальность проблемы также заключается в необходимости своевременных разработке и информировании специалистов АТП о назревших вопросах нормативного обеспечения ТЭА и путях их решения.
Новизна материалов самостоятельной работы заключается в анализе эффективности существующих методов контроля и определения нормативов, структуры и значений показателей, методики оценки и развития систем технологического состояния автомобилей на основе требований сертификаций услуг по ТО и ремонту. Кроме этого, в материалах отчёта представлена в систематизированном виде новая информация, полученная на основе анализа положительного опыта передовых АТП. Это позволяет объективно оценить эффективность действующих нормативов, а также полнее исследовать многочисленные факторы, влияющие на внесение поправок в действующие и перспективные нормативы ТЭА.
Степень разработанности темы ограничена действующем «Положением о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», базирующегося на известных методах определения периодичности ТО: по допустимому уровню безотказности, по допустимому значению и закономерности изменения параметров технического состояния, технико-экономического, статических испытаний, экономико-вероятностного.
Теоретическая значимость работы заключается в обосновании метода определения периодически по допустимому уровню безотказности и стоимостной оценки проведения операций ТО автомобилей. Рассмотрены преимущества и недостатки двух стратегий поддержаний и восстановления работоспособности автомобиля экономико-вероятностным методом.
Практическая значимость работы заключается в предложенных рекомендациях специалистам автомобильного комплекса, направленных на совершенствование планово-предупредительной системы, повышение экономичности использования автомобилей, производительности труда инженерно-технического персонала, разработке более эффективных мер по защите окружающей среды.
Целью работы является анализ и оценка современного состояния и перспектив совершенствования технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей.
Задачи работы заключаются в исследовании технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей по следующим направлениям: общие сведения о технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей, анализ состояния технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей, перспективы развития технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей и оценки эффективности технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей.
Отчёт оформлен в соответствии с требованиями государственных стандартов [1-7].
1 Анализ состояния технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей
1.1 Основные определения, цель и задачи технологий восстановления деталей,
ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей
Капитальный ремонт предназначен для восстановления работоспособности автомобилей и агрегатов и обеспечения пробега до следующего капитального ремонта (или списания) не менее 80 % от нормы для новых автомобилей и агрегатов. Техническое состояние и комплектность автомобиля и его агрегатов при сдаче в капитальный ремонт и приемка из ремонта должны соответствовать единым техническим условиям на сдачу и выдачу из капитального ремонта. Между капитальными ремонтами автомобиль подвергается техническому обслуживанию и текущему ремонту.
Агрегат направляется в капитальный ремонт, если базовая деталь и основные детали нуждаются в ремонте, требующем полной разборки агрегата или работоспособность агрегата не может быть восстановлена, а также в том случае, если восстановление экономически нецелесообразно путем проведения текущего ремонта.
При капитальном ремонте агрегата осуществляют полную разборку, дефектовку, восстановление и замену деталей, сборку, регулировку и испытание.
Главной задачей технического обслуживания и ремонта является обеспечение экономически эффективного поддержания работоспособности автомобиля в процессе эксплуатации. Так, периодическая регулировка клапанов, замена поршневых колец и других недолговечных деталей, и узлов направлены на поддержание надежности в пределах, регламентированных автомобильной промышленностью или авторемонтным производством.
Восстановление изношенных деталей – это технологический процесс возобновления исправного состояния и ресурса этих деталей путем возвращения им утраченной части материала из-за изнашивания и (или) доведения до нормативных значений свойств, изменившихся за время длительной эксплуатации машин.
Трудоемкость восстановления деталей составляет 30...50 % общей трудоемкости процесса ремонта машин. Восстановление деталей – часть процесса ремонта машин.
Наибольшая доля трудоемкости процесса ремонта машин приходится на восстановление их изношенных деталей, однако и наибольшая доля экономической эффективности всего процесса ремонта обеспечивается восстановлением этих деталей.
Процесс восстановления деталей включает операции: очистки, определения технического состояния, принятия решения по технологии восстановления, создания ремонтных заготовок с припуском на восстанавливаемых поверхностях, термической (химико-термической) и механической обработки, поверхностного или объемного пластического деформирования, нанесения защитных покрытий, контроля и консервации. Основное содержание процесса восстановления детали заключается в выполнении операции создания припуска на ее поверхностях, термической и механической обработки.
1.2 Общая характеристика технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей
Текущий ремонт автомобилей не регламентируется определенным пробегом и выполняется для обеспечения или восстановления их исправности. Согласно положению о техническом обслуживании подвижного состава, текущий ремонт выполняется как сопутствующий при первом или втором техническом обслуживании и отдельно в объеме, не превышающем 20 % от объема работ, выполняемых при соответствующем техническом обслуживании. Замена или восстановление работоспособности отдельных составных частей производится преимущественно по результатам диагностирования. Плановый текущий ремонт производится в зависимости от установленной заводом изготовителем плановой наработки с целью восстановления эксплуатационных свойств машины (агрегата) до нормативного уровня. Явочный текущий ремонт производится с целью устранения или предупреждения случайного отказа. Средний ремонт (СР) производится с целью частичного восстановления ресурса машины после замены или ремонта изношенных (неисправных) агрегатов и узлов. Он заключается в частичной разборке машины, в замене или капитальном ремонте не менее двух, но не более половины основных агрегатов. Этот вид ремонта предусматривает оценку технического состояния всех агрегатов и механизмов машины, а также выполнение сопутствующих ремонтных работ (сварочных, слесарных, смазочных, регулировочных и др.). Трудоемкость среднего ремонта машин зависит в основном от количества заменяемых и ремонтируемых сборочных единиц и может достигать 200…300 чел.-ч.
1.3 Нормативные документы, регламентирующие показатели (параметры)
технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном
ремонте автомобилей
Технологическая документация на восстановление детали включает:
ремонтный чертеж детали (РЧ);
маршрутную карту восстановления детали (МК);
операционные карты восстановления детали (ОК);
карты эскизов (КЭ) к операционным картам. Ремонтные чертежи выполняют в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД с учетом правил, предусмотренных ГОСТ 2.604 «Чертежи ремонтные».
Исходные данные для разработки ремонтного чертежа:
рабочий чертеж детали;
технические требования на новую деталь;
технические требования на дефектацию детали;
технические требования на восстановленную деталь.
Основные требования при выполнении ремонтных чертежей следующие:
места, подлежащие восстановлению, выделяют сплошной основной линией толщиной (2...3) s, остальную часть изображения – сплошной линией толщиной s. Обозначение ремонтного чертежа получают, добавляя к обозначению детали букву Р (ремонтный);
на чертежах деталей, восстанавливаемых сваркой, наплавкой, нанесением металлопокрытий, резьбовыми вставками и т.п., рекомендуют выполнять эскиз подготовки соответствующего участка детали к восстановлению;
при применении наплавки, пайки и т.п. на ремонтном чертеже указывают наименование, марку материала, используемого при восстановлении, а также номер стандарта на этот материал [9].
Ремонтный чертеж включает [9]:
1. Чертеж детали с указанием дефектов и размерно-точностных параметров восстанавливаемых поверхностей.
2. Наименования дефектов и коэффициенты их повторяемости.
3. Технические требования на восстановление детали.
4. Схемы базирования детали при восстановлении и механической обработке.
5. Основной и дополнительный способы устранения дефектов.
6. Технологический маршрут восстановления.
В маршрутной карте указывают [9]:
1. Названия всех операций по очередности их выполнения (очистная, дефектовочная, наплавочная и т.д.); операции нумеруют цифрами, кратными 5 (005, 010, 015 и т.д.);
2. Оборудование для выполнения каждой операции.
3. Наименование и характеристику материала, используемого для выполнения каждой операции.
4. Штучное время на выполнение каждой операции.
При установлении последовательности выполнения операций необходимо исходить из следующих положений:
тепловые операции (кузнечные, сварочные, наплавочные и т. д.) выполняют в первую очередь, так как при этом вследствие остаточных внутренних напряжений возникает деформация деталей;
операции, при выполнении которых снимают металл большой толщины, также выполняют в числе первых, так как при этом выявляются возможные внутренние дефекты;
если при восстановлении детали применяют термическую обработку, то операции выполняют в такой последовательности: черновая механическая, термическая, чистовая механическая;
совмещать черновые и чистовые операции не рекомендуется, так как они выполняются с различной точностью;
в последнюю очередь выполняют чистовые операции.
Если у детали изношены установочные базы, то их восстанавливают в первую очередь.
Операционные карты предназначены для описания технологических операций с указанием переходов, режимов обработки, данных о средствах технологического оснащения, норм штучного времени выполнения операции и переходов.
В операционных картах после наименования операции (перехода) указывают технические требования, относящиеся к выполняемой операции (переходу). Номера переходов в операционных картах обозначают арабскими цифрами в технологической последовательности.
Записывают переходы кратко с указанием метода обработки, выраженной глаголом в повелительном наклонении или в форме прилагательного по названию оборудования и поверхности.
Карты эскизов выполняют для каждой операции. В них отражают следующую информацию: эскиз детали, схему базирования при выполнении данной операции, размеры поверхности или другие характеристики, получаемые при выполнении данной операции.
2 Основные характеристики современных технологий восстановления деталей,
ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей
2.1 Организация и технологический процесс при функционировании технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном
ремонте автомобилей
Проектирование технологического процесса восстановления детали связано с решением следующих задач: определение коэффициентов повторяемости дефектов детали; выбор оптимального способа восстановления каждой изношенной поверхности детали; выбор оптимального сочетания способов восстановления детали в целом, т.е. по всему сочетанию дефектов; разработка технологических маршрутов восстановления детали применительно к специализированному производству; определение экономической целесообразности восстановления детали с тем или иным сочетанием дефектов, исходя из запланированного уровня рентабельности производства и коэффициента долговечности восстановленной детали.
В зависимости от масштаба производства (единичное, мелкосерийное, серийное, массовое) восстановление деталей может быть организовано по подефектной или маршрутной технологиям.
Подефектная технология характеризуется тем, что изношенные детали формируют в небольшие партии для устранения каждого отдельного дефекта. После устранения дефекта эта партия распадается. Такая форма организации имеет рад существенных недостатков, и ее применяют только на предприятиях с небольшими объемами восстановления [12].
Маршрутная технология характеризуется тем, что партия деталей, скомплектованная для определенного технологического маршрута, не распадается в процессе ее восстановления, а сохраняется от начала и до конца маршрута.
В общем случае число технологических маршрутов восстановления может изменяться от одного, когда все изношенные детали с любым сочетанием дефектов объединяют в единый маршрут, до числа сочетаний дефектов, когда детали с каждым отдельным сочетанием дефектов формируют в отдельный маршрут.
Изменение числа технологических маршрутов восстановления в значительной мере влияет на эффективность производства [12].
Увеличение числа маршрутов требует увеличения площадей для хранения деталей, ожидающих ремонта, так как одновременно будет формироваться столько партий деталей, сколько принято технологических маршрутов, а также увеличения затрат, связанных с усложнением организации и управления производством.
Уменьшение числа маршрутов, наоборот, сокращает время на комплектование производственной партии деталей, а, следовательно, снижает потребности в производственных площадях, но в этом случае в каждый технологический маршрут объединяют детали с различными сочетаниями дефектов, а это значит, что в маршрут включаются детали как бы с «несуществующими» дефектами.
2.2 Характеристики оборудования (машин, приборов), используемого при
функционировании технологий восстановления деталей, ремонта узлов и
приборов при капитальном ремонте автомобилей
Качественные моечные машины (мойки деталей, промывочные установки, установки для мойки) ручного типа, струйного типа, с откидной крышкой или портального типа; ультразвуковые и погружного типа. Также в ассортимент включены жидкости для мойки деталей двигателя.
Назначение промышленных моек — это очистка изделий и агрегатов различной формы и сложности.
Рисунок 1 – Моечная машина
Применяются для очистки топливных систем, систем турбонаддува ДВС, а также для очистки деталей и соединений. Машины могут применяться в хирургической, химической, авиационной и ювелирной промышленности [14].
Рисунок 2 − Качественное оборудование для разборки и сборки
Сборочно-разборочные стенды предназначены для рассухаривания ГБЦ легковых и грузовых автомобилей, а также для замены направляющих втулок.
Оборудование данной категории позволяет быстро и качественно осуществлять монтаж и демонтаж клапанов в обычных и мультиклапанных ГБЦ легковых автомобилей и грузовиков. Операции монтажа (демонтажа) клапанов и замены направляющих втулок становится возможным осуществлять за одну операцию базировки ГБЦ, сокращая время ремонта за счет исключения вспомогательных операций [13].
Рисунок 3 − Качественное оборудование для полноценного ремонта головки
блоков цилиндров
Высокие требования к точности обработки элементов ГБЦ в ремонтной практике диктуют необходимость использования специализированного оборудования.
Оборудование для ремонта головок блока цилиндров выпускается многими компаниями, однако не все образцы станков и инструмента успешно используются на практике. Наш ассортимент станочного оборудования и инструментов состоит только из лучших моделей своего сегмента и отвечает всем современным требованиям.
С данным оборудованием производится: Опрессовка ГБЦ; Разборка и сборка ГБЦ; Обработка седел (ручным инструментом, ручными машинками и станочным оборудованием); Обработка клапана (ручным инструментом и станочным оборудованием); Ремонт и восстановление направляющих втулок; Заделка трещин; Обработка плоскости; Восстановление плоскости.
Для ремонта двигателя могут понадобится такие инструменты [15]:
Торцевые ключи со сменными головками;
Динамометрический ключ;
Крестовые и шлицевые отвертки;
Набор рожковых ключей;
молотки и пассатижи;
Зубила и бокорезы;
Выколотки и бородки;
Комбинированные и разводные ключи;
Слесарные тиски и свечной ключ;
Электродрель и компрессометр.
2.3 Недостатки (проблемы, трудности) функционирования технологий
восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном
ремонте автомобилей
1 Ремонт двигателя
Это самый трудоемкий и затратный вид ремонта, поскольку современный двигатель – сложнейший агрегат. Чтобы отремонтировать мотор, его нужно снять с автомобиля и полностью разобрать. Разумеется, это не под силу сделать не только самостоятельно самому владельцу, но и даже пригласив знакомого «мастера на все руки».
Снятые запчасти силового агрегата нужно проверить на исправность, а если к дальнейшей эксплуатации они уже не пригодны, то их надо заменить новыми деталями. Даже просто снять двигатель – задача сложная. Так как сначала демонтируются другие механизмы, мешающие снятию, откручиваются болты, удерживающие их. Все это делается согласно алгоритму с фиксацией каждого шага. А затем процедуру нужно повторить в обратном порядке после замены поврежденных элементов.
2. Ремонт коробки передач
То же самое относится к не менее сложному узлу автомобиля – коробке передач. Автоматическая КП состоит из 500 деталей в среднем, поэтому считается даже сложнее, чем двигатель. Такие же сложности при ремонте сопутствуют всем шагам – снятию узла, его детальному разбору в тщательном порядке, замене повреждений и дальнейшей сборке. Кроме того, неисправность может скрываться в электронике – ее починка лежит в области знаний специалистов [16].
3. Ремонт топливной системы
Важная система автомобиля, поскольку она отвечает за подачу и возгорание топлива, а значит, и за безопасность транспортного средства и его пассажиров. При замене фильтра необходим сброс давления в системе, далее разъединяют соответствующие зажимы и деталь меняют.
Ремонт осложняется тем, что в современных автомобилях топливные фильтры встроены в топливный модуль. Это приводит к тому, что объем работы по демонтажу и сборке по окончании работы увеличивается. Поэтому даже замена фильтра является очень трудозатратным мероприятием.
4. Ремонт электрики
Современные автомобили оборудованы сигнализаций, электростеклоподъемниками, датчиками парковки, камерой заднего вида. Все эти элементы объединяются в электросистему, неполадки в которой требуют серьезного вмешательства. Если в старом автомобиле можно было запросто произвести ремонт электрооборудования, просто-напросто скрутив провода, то сейчас электропроводку чинят ультразвуковой сваркой, обжимая провода через втулки или гильзы, скобки. Простая спайка окажется ненадежной, делая контакты ломкими, и от вибрации при движении автомобиля они обрываются.
5. Ремонт бортового компьютера
Если в старых машинах и в помине нет умного управления, то начиная с появления в 1996 году диагностического разъема OBD II, автомобили стали выпускаться со сложным компьютерным оборудованием. Теперь система впрыска топлива, зажигание, автоматическая коробка передач и другие компоненты работают под управлением электроники.
Компьютер регулирует напряжение, которое выдает генератор переменного тока для зарядки аккумулятора. Если раньше для уменьшения или увеличения скорости холостого хода использовался тросик к педали газа, то в современном автомобиле дроссельной заслонкой управляет контроллер холостого хода. Электроника регулирует уровень выбросов, управляя временем зажигания, определяет состав топливной смеси, впрыск топлива в камеру сгорания.
Чтобы только диагностировать, что именно в компьютерной системе и датчиках работает неправильно, требуется исследование при помощи сканера, считывающего целые потоки данных и тысячи кодов ошибок. Если купить недорогой сканер для собственноручного обследования, то нет гарантии, что это получится сделать – из-за сложности всех систем, подчиненных компьютеру. Программное обеспечение дешевого сканера гораздо беднее и может не подходить к современным моделям транспортных средств.
Использование дорого диагностирующего оборудования доступно лишь крупному техническому автоцентру. Управлять им должны специалисты с инженерным и компьютерным образованием. Сервисным центрам доступен весь исчерпывающий перечень кодов, которые необходимы для диагностики ошибок и которых может не быть в свободном доступе в сети для каждого желающего.
Такие коды обновляются ежегодно с появлением новых технологий и новых моделей машин. Автоцентры получают такие базы кодов напрямую от автопроизводителей или из платных баз данных. Все это делает ремонт современного автомобиля очень сложным и весьма затратным по сравнению с гаражным ремонтом прошлых десятилетий.
3 Перспективы совершенствования технологий восстановления деталей,
ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей
В повышении качества и эффективности ремонта автотранспорта решающую роль играет совершенствование технологии ремонтных работ.
В процессе разборки нужно повышать производительность и качество разборки резьбовых, прессовых и заклепочных соединений. Для этого целесообразно перед разборкой вводить в резьбовые соединения поверхностноактивные вещества или разделяющие среды, облегчающие разборку и предохраняющие детали от срыва резьбы.
Улучшение разборки заклепочных соединений возможно за счет разработки и применения механизированных устройств для высверливания заклепок или срезания их головок.
При разборке прессовых соединений необходимо более широко применять специальные приспособления, а также пневматические и гидравлические прессы.
В улучшении разборочных работ важное значение имеет применение совершенных гайковертов и удобных разборочных стендов и кантователей.
Также может быть значительно улучшено качество моечноочистных работ, в первую очередь за счет использования новых высокопроизводительных устройств и эффективных моющих растворов. Новые моющие растворы должны обладать высокой моющей способностью по отношению к различным видам загрязнений, обеспечивать их быстрое удаление, не оказывать вредного воздействия на детали и быть безопасными для работающих. В новых моющих устройствах должны использоваться интенсифицирующие факторы — вибрации, ультразвуковые колебания, твердые очищающие компоненты в моющих составах и пр.
В интересах охраны природной среды и экономии воды рекомендуется создавать моечноочистные системы по замкнутому типу с регенерацией и многократным использованием моющих составов. Прогрессивным следует считать применение наружной мойки автомобиля методом погружения в горячие моющие составы, при котором совмещается наружная мойка автомобиля с мойкой агрегатов, вываркой рам и кабин.
Процесс дефектации можно усовершенствовать, с одной стороны, с помощью внедрение новых средств обнаружения дефектов, а с другой, с помощью разработки и использования рационального порядка контроля, который сможет обеспечить надежную оценку состояния деталей с наименьшим количеством проверок. Необходимо разрабатывать и внедрять автоматизированные системы дефектации.
Решающим условием в дальнейшем улучшении технологии капитального ремонта следует считать совершенствование технологии восстановления деталей и в первую очередь основных деталей автомобиля и его агрегатов.
Совершенствование процессов сборки требует улучшения моечноочистных операций, производимых непосредственно перед сборкой деталей, повышения технических требований на комплектование деталей, более широкого применения метода групповой взаимозаменяемости, установления оптимальных режимов выполнения всех видов соединения деталей. В процессе сборки необходимо более широко внедрять средства механизации и автоматизации.
Основные мероприятия по совершенствованию испытаний автомобилей^ агрегатов после капитального ремонта должны быть направлены на разработку и внедрение технологических процессов автоматизированных испытаний, а также на ускорение и повышение качества приработки. Перспективным направлением в совершенствовании системы испытаний автомобилей и агрегатов в процессе ремонта является создание на ремонтных предприятиях диагностических станций для комплексной проверки автомобилей или агрегатов до, или после ремонта. Использование таких станций позволит более достоверно оценивать состояние ремонтного фонда и необходимый объем ремонтных работ и объективно судить о качестве проведенного ремонта [16].
Технологический процесс окраски объектов после ремонта должен быть совершенным на всех стадиях (грунтование, общее и местное шпаклевание, окрашивание и сушка) в интересах улучшения качества покрытия и повышения производительности работ. С этой целью рекомендуется для деталей, к внешнему виду которых не предъявляется высоких требований (рама, рессоры и т.п.), применять окраску окунанием. При покрытии краской других частей автомобиля в качестве прогрессивных способов рекомендуются вместо пневматического распыления безвоздушное распыление под большим давлением, окраска распылением в электростатическом поле и в ваннах с электрофорезом.
Перспективными способами сушки являются терморадиациониая сушка с использованием инфракрасных лучей [16].
4 Оценка эффективности использования перспективных технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей
Проведение ремонта машин или их сборочных единиц предполагает периодическую замену отдельных деталей за счет новых запасных частей или путем восстановления деталей, бывших в эксплуатации.
Практика показывает, что при изготовлении новых деталей к тракторам, автомобилям, сельскохозяйственным машинам расходы на материал составляют в среднем 70...75 % их полной себестоимости. При восстановлении деталей большинством известных способов расходы на ремонтные материалы не превышают 6...8 % себестоимости восстановления. Общие затраты на восстановление деталей нередко составляют не более 30...50 % цены новой детали при ресурсе восстановленной детали, близком к ресурсу новой детали [16].
Исследования выбракованных машин показывают, что число деталей, пригодных для эксплуатации без их ремонта, составляет в этих машинах около 45 %, подлежащих восстановлению – до 50 % и лишь 5...9 % изношенных деталей не подлежит восстановлению [16].
Таким образом, восстановление изношенных деталей может обеспечить значительный экономический эффект в процессе использования машин.
Изношенные поверхности деталей могут быть восстановлены, как правило, несколькими способами. Для обеспечения наилучших экономических показателей в каждом конкретном случае в зависимости от конструктивных особенностей детали, масштабов производства необходимо выбрать из числа возможных наиболее рациональный способ, который обеспечивал бы наилучшие технико-экономические показатели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполненный анализ состояния вопроса свидетельствует, что к настоящему времени в стране функционирует достаточно эффективная система по разработке и полноценному использованию методов определения технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей. Стоящие перед нормативами цель и задачи в полной мере обеспечивают заданную работоспособность отечественного автомобильного транспорта при выполнении жестких требовании безопасности, экологичности, экономичности и других параметров. Используемая база технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей основана на апробированных многолетней практикой отечественных и зарубежных правил и стандартов, регламентирующих требования к основным технико-экономических показателям автомобилей. В тоже время выявлена тенденция снижения темпов и качества работ, направленных на совершенствование действующих технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей и их соответствию возросшим требованиям.
Основные современные методы определения технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей базируются на обосновании оптимальной периодичности ТО с учётом многочисленных факторов, определяющих работоспособности автомобиля. Этими методами являются: определения периодичности ТО по допустимому уровню безотказности, определение по допустимому значению и закономерности изменения параметра технического состояния, технико-экономический, экономико-вероятностный и метод статистических испытаний. Рассмотрены основные вопросы организаций, реализаций технологического процесса и используемое при этом оборудование, недостатки и преимущества различных методов определения технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей.
Совершенствование технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей диктуется необходимостью разработки новых и своевременных корректированием действующих стандартов, норм, требований, правил и технических регламентов, направленных на максимальный учёт неизбежных изменений на автомобильном транспорте. Постоянное совершенствование конструкций автомобилей, увеличение их типов и масштабов производства, внедрение передовых форм организации, новых технологии и оборудования при ТО и ремонте, а также другие факторы, требуют оперативного реагирования и принятия обоснованных управленческих решений при разработке и реализаций перспективных технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей.
Оценка эффективности использования технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей выполняется с целью их дальнейшего совершенствования. Она осуществляется совершенными расчётными методами путём сбора и обработки значительного фактического материала типичных АТП. Это позволяет своевременно выявлять недостатки нормативной базы и оперативно их корректировать. При этом основные трудности обновления нормативов связаны с необходимостью учёта постоянно меняющихся направлений деятельности и объёмов производственной программы АТП, разномарочной отечественных и зарубежных машин, используемого оборудования при ТО и ремонте и др. факторов.
Рекомендациями по использованию результатов выполненного исследования являются материалы анализа оценки эффективности использования современных методов определения технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей, полученные на основе доступных литературных источников. Их внедрение позволит обеспечить оптимальное технико-экономические показатели функционирования АТП.
Перспективы дальнейшей разработки темы заключается в создании новых и совершенствовании существующих методов определения технологий восстановления деталей, ремонта узлов и приборов при капитальном ремонте автомобилей с учётом постоянно изменяющихся требований и условий эксплуатаций автомобильного транспорта. Это в конечном итоге обеспечит повышение производительности, надежности, работоспособности, снижении расхода запасных частей и расходуемых материалов, экономичности, ритмичности, безопасности и экологичности автомобильного транспорта при выполнении им грузовых и пассажирских перевозок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 ГОСТ 2.105-95. Общие требования к текстовым документам [Текст]. – Введ. 1996-07-01. – М. : Изд-во стандартов, 1996. – 28 с.
2 ГОСТ Р 7.0.5-2008. Библиографическая ссылка. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. – Введ. 2008-04-28. – М. :
Изд-во стандартов,2008. – 19 с.
3 ГОСТ Р 7.0.11-2011. Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления [Текст]. – Введ. 2011-12-13. – М. : Изд-во стандартов, 2012.
– 12 с.
4 ГОСТ Р 7.0.12-2011. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила [Текст]. – Введ. 2012-09-01. – М. : Изд-во стандартов, 2012. – 27 с.
5 ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. – Введ. 2004-07-01. – М. : Изд-во стандартов, 2004. – 62 с.
6 ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления [Текст]. – Введ. 2002-07-01. – М. : Изд-во стандартов, 2002. – 31 с.
7 ГОСТ 8.417-2002. Единицы величин [Текст]. – Введ. 2003-09-01. – М. : Изд-во стандартов, 2002. – 28 с.
8 ГОСТ 2.105-95. Общие требования к текстовым документам [Текст] – Введ. 1996-07-01. – М. : Изд-во стандартов, 1996. – 28 с.
9 ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. – Введ. 2004-07-01. – М. : Изд-во стандартов, 2004. – 62 с.
10 Стуканов, В. А. Сервисное обслуживание автомобильного транспорта [Текст]: учеб. пособие / В. А. Стуканов. – М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2011. – 208 с.
11 Техническое обслуживание и ремонт автомобилей [Текст]: учеб. пособие / П. А. Колесник, В. А. Шейнин, В. Г. Смирнов, В. С. Кланица. – М. : Транспорт, 1985. – 324 с.
12 Технологическое оборудование для технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей [Текст]: справ. / Р. А. Попржедзинский, А. М. Харазов, В. Г. Карцев, З. Г. Евсеева. – М. : Транспорт, 1988. – 175 с.
13 Справочник по оборудованию для технического обслуживания и ремонта тракторов и автомобилей [Текст]: учеб. пособие / сост. В. М. Грибков. – М. : Россельхозиздат, 1978. – 270 с.
14 Яковлев, К. А. Ресурсосбережение при проведении технического обслуживания и ремонта [Текст]: тексты лекций / К. А. Яковлев, Г. А. Сухочев, Е. В. Пухов. – Воронеж, 2006. – 67 с.
15 Головин, С. Ф. Технический сервис транспортных машин и оборудования [Текст]: учеб. пособие / С. Ф. Головин. – М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2008. – 288 с. – Электронная версия в ЭБС ВГЛТА; ЭБС «znanium.com».
16 Аналитическая статья издания Capital Car [Электронный ресурс].
[Дата доступа 24-01-2022]. Режим доступа: http://www.car.ru/auto/capitalcar – Загл. с экрана.