СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технолоническая карта урока ДВИЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опережающее задание детям: подготовить сообщения и презентации о способах движения (5-10 слайдов)

Просмотр содержимого документа
«Технолоническая карта урока ДВИЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ»

Учитель

Дробаха Татьяна Николаевна

Место работы: МБОУ ООШ №3 г.Вяземского Хабаровского края

Должность: учитель биологии

Предмет

Биология

Класс

6

Тип урока

Урок «открытия» нового знания


Технология построения урока

Технология деятельностного метода

Тема

Движение организмов.


Цель

Задачи

Цель: создать условия для формирования представления о движении как одном из важнейших свойств живого организма

Задачи:

Способствовать формированию у детей понятий «амёбоидное движение», «движение с помощью ресничек и жгутиков», «мышечное движение»; пониманию значения движения в жизни организмов.

Продолжить развитие у школьников посредством биологических знаний познавательных интересов.

Формировать у детей навыки самостоятельно организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, уметь выделять причинно- следственные связи.

Помочь детям в формировании ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию.


Понятийный аппарат

Движение, типы движения, способы движения




Планируемый результат

Предметные умения

Учащиеся должны знать:

—суть понятий и терминов: «движение»,

Учащиеся должны уметь:

-называть и характеризовать способы

движения животных, приводить примеры;

-объяснять роль движения в жизни

живых организмов;

-сравнивать способы движения между собой;

-устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма;

-приводить доказательства наличия двигательной активности

у растений.






Личностные УУД:

-развитие навыков сотрудничества со сверстниками, развитие самостоятельности;

-формирование осознанной мотивации к выполнению задания; 

-формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).


Регулятивные УУД:

- самостоятельное приобретение новых знаний и практических умений;

- определение целей и задач;

- оценка достигнутых результатов;

-преобразование практических задач в познавательные;

-рефлексия своих действий по цели.


Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение;

-умение определить понятие «движение»;

-структурирование знаний из личного опыта;

-выбор основания для сравнения способов движения;

-построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между активностью движения и образом жизни животных.


Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие.




Организация пространства

Формы работы

Ресурсы



Фронтальная, индивидуальная, парная



Опережающее задание детям: подготовить сообщения и презентации о способах движения (5-10 слайдов)



Книгопечатная продукция:

  1. Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., Дрофа, 2015.

  2. Сонин Н. И. Биология. Живой организм. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина «Биология. Живой организм. 6 кл» — М., Дрофа, 2015.

  3. Суматохин С.В., Кучменко В.С. Биология/Экология. Животные: Сборник заданий и задач с ответами. Пособие для учащихся основной школы.-М.: Мнемозина, 2000


Карточки для этапов урока- 7 (приложение 1), 9 (приложение 2), 10(приложение 3)


ТСО: ПК, экран, презентации учащихся (опережающее домашнее задание).




Этап урока,

цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осущест-ые действия

Форм-мые умения

1.Мотивация

к учебной

деятельности

Цель:

включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Организация начала занятия.


Сообщение интересных фактов:

  1. Блоха (размеры которой 1-2 мм) может прыгать на 33 см за один прыжок. Если бы люди имели такую же прыгучесть, человек мог бы совершать прыжки на 213 метров!

  2. Падая камнем с высоты, сокол- сапсан набирает скорость, равную трёмстам пятидесяти километрам в час.

  3. Зависая над цветком, колибри делает 50-80 взмахов крыльями за секунду.

  4. Чемпион по скорости - американский клещ. Скорость измерена относительно длины его тела. Оказалось, что он способен за секунду передвигаться на расстояние, равное трёмстам двадцати двум длинам его тела. Для сравнения – если бы мы так перемещались, то смогли бы преодолевать расстояния на скорости около двух тысяч километров в час. 

Предложить учащимся выделить из данных примеров и аргументировать характерное свойство живых организмов: -О каком же свойстве живых организмов вы услышали в этих примерах?











Предложить учащимся определить и записать тему занятия, задач занятия: -Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (записать на доске) -Что мы должны ЗНАТЬ…-УМЕТЬ?





Организация собственного рабочего пространства: готовность к уроку, осмысление информации.

Внешняя мотивация.











Систематизация информации в соответствии с поставленной задачей действия.


Аргументация своих мыслей

«Я считаю, что эти примеры характеризуют такое свойство как…»






Определение темы занятия, задач занятия.


Личностные УУД:

развитие навыков сотрудничества со сверстниками,

формирование интеллектуальных умений


Регулятивные УУД:

- определять тему занятия


Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством биологических знаний познавательных интересов,


Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие.



2.Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель:

готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

-А что понимается под «движением»?

Предложить учащимся выделить существенные признаки понятия «движение» (подвести к пониманию факта, что движение (локомоция)- (от лат. locō mōtiō «движение с места») — перемещение организмов в пространстве (в водной среде, воздушной среде, по твердой поверхности, в плотной среде), обусловленное их активными действиями)

-Движение организмов основано на работе опорно-двигательного аппарата организмов. Для лучшего понимания новой темы повторим основные моменты пройденного материала: 1)Приведите примеры организмов с различными типами скелета.

2)Какие преимущества даёт животным наличие внутреннего скелета?

3)В чём сходство и в чём различие между скелетами простейших и моллюсков?

4)Какие неудобства со стороны скелета испытывают членистоногие и как они к этому приспособились?

5)Как объяснить тот факт, что кости в скелете могут соединяться и подвижно, и неподвижно?

6)Каким образом в организме растений клетки механической ткани выполняют опорную функцию?

-Итак, скелет вместе с мышцами образует опорно- двигательную систему. Давайте назовём функции этой системы. (Опора, защита, движение)

Предложить учащимся определить значение такого свойства, как движение. (Подвести к пониманию факта, что движение- приспособление к среде обитания. Например, локомоция играет важную роль в жизни животных: они могут передвигаться для поиска пищи или для спасения от хищников.)

Запись на доске: движение- приспособление к среде обитания

Предложить учащимся определить проблему урока (например, как организмы приспосабливаются к среде с помощью движения)

Выделяют признаки понятия «движение» Слушают

мнения одноклассников.






Систематизация информации в соответствии с поставленной задачей действия.

















Выделение учащимися функций опорно-двигательной системы.


Выделение учащимися значения движения.






Выделение учащимися проблемы занятия.

Предметные умения:

Учащиеся должны знать:

—суть понятия «движение»,

Учащиеся должны уметь:

-объяснять роль движения в жизни живых организмов.


Личностные УУД:

-развитие навыков сотрудничества со сверстниками,

-формирование осознанной мотивации к выполнению задания; 

-формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).


Регулятивные УУД:

- оценивать достигнутые результаты.

-действие целеполагания,

Познавательные УУД:

-умение определить понятие «движение»,

структурирование знаний из личного опыта.


Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие.


3.Выявление места и причины затруднения

Цель:

выявление и фиксация места и причины затруднения.


Предложить выполнение задания в тетради- № 120

-Для чего мы выполняем это задание? (подведение к выводу о том, что в каждой среде движение организмов различно)

Выяснить у учащихся возможности для выполнения задания (личное обращение к 2-3 учащ-ся)

-…, а ты знаешь о движении всех этих организмов?


Понимание недостаточности информации.

Личностные УУД:

развитие навыков сотрудничества со сверстниками, развитие самостоятельности;

формирование осознанной мотивации к выполнению задания; 


Регулятивные УУД:

умение преобразовывать практические задачу в познавательную,


Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие.


4.Построение проекта

выхода из затруднения

Цель:

постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

- Что нам нужно выяснить для этого? (подведение к пониманию сотрудничества)


Участие в обсуждении путей решения проблемы.

Личностные УУД:

формирование осознанной мотивации к выполнению задания.


Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.


Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие.



5.Реализация построенного проекта

Цель:

построение и фиксация нового знания.

Установка на заполнение обобщающей таблицы по ходу выступлений с сообщениями.


Организация выступления учащихся с подготовленными презентациями.



Выступление учащихся с сообщениями.


Осмысление поступае-мой информации.

Выбор информации.

Заполнение обобщающей таблицы.

Предметные умения

Учащиеся должны уметь:

-называть и характеризовать способы

движения животных, приводить примеры;

-сравнивать способы движения между собой;

-устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма;

-приводить доказательства наличия двигательной активности

у растений.

Личностные УУД:

развитие навыков сотрудничества со сверстниками, развитие самостоятельности;

формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).


Регулятивные УУД:

- способность к самосто-ятельному приобретению новых знаний и практических умений;

-умение преобразовывать практические задачу в познавательную,

-умение высказывать предположение и его доказать.

Познавательные УУД:

-умение вести самосто-ятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.

построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между активностью движения и образом жизни животных;


Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие.


Организация физкультминутки.

Выполнение физич.упражнений.

6.Первичное закрепление (с комментированием во внешней речи)

Цель:

применение нового знания в типовых заданиях.

Организация учащихся по проверке выполненного задания.



Подведение к выводам:

  1. –С какими способами движения мы теперь знакомы? Эти способы похожи друг на друга? (Способы разнообразны)

  2. -От чего зависит такое многообразие свойств передвижения? (среда обитания влияет на способ движения)

  3. -Как вы думаете, каких животных больше: плавающих или летающих? (так как на планете Земля водой занято большее пространство, то, следовательно, и плавающих животных будет больше)

  4. –Все способы движения относят к трём типам движения- это…, …, … .



Комментирование результатов заполнения.

Самопроверка.

Формулирование выводов.

Предметные умения

Учащиеся должны уметь:

-сравнивать способы движения между собой;

-устанавливать взаимосвязь между средой обитания и способами передви-жения организма.


Личностные УУД:

формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).


Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов.


Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Выполнение самостоятельной работы (Приложение №1)


Организация учащихся по проверке выполненного задания.


Самостоятельная работа.


Самопроверка выполненного задания.

Личностные УУД:

-развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Задания.

Регулятивные УУД:

- оценивать достигну-тые результаты.


Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие.


8.Включение в

систему знаний

и повторение

Цель:

включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Организация фронтальной беседы:

-Почему большинство животных ведут активны образ жизни, а растения – прикреплённый? (растения используют солнечный свет, а животные постоянно находятся в поиске пищи)


-Как бы изменилось тело человека, если бы он смог полететь? Аргументируйте свои предположения.


- Какое значение для вашего здоровья имеет движение? (если мы не будем двигаться, …)


-Докажите, что «движение вместо лекарства служить может». (Прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, физкультура и т.д. укрепляют здоровье)

Заключение:

-Наша жизнь – это движенье,

Всем известно, без сомненья,

Мы в движенье целый день,

И нам двигаться не лень.

И в природе с нами вместе

Не стоит ничто на месте.

Если встанет всё, поверьте, -

Это равносильно смерти!

Значит, чтобы жить и наслаждаться всеми прелестями жизни, получать энергию для работы всех органов и систем, необходимо двигаться.


Аргументация своих мыслей

«Я думаю (считаю, предполагаю), что …»

Личностные УУД:

-развитие самостоя-тельности;

-формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).


Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

Познавательные УУД:

-построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между активностью движения и образом жизни животных;


Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие.


9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

-Давайте оценим свою работу на уроке (организация учащихся по рефлексии)

Приложение 2.


-Кому вы скажете сегодня «спасибо»?

-С каким настроением вы уходите с урока?

Рефлексивное осмысление.

Личностные УУД:

-развитие навыков сотрудничества со сверстниками.


Регулятивные УУД:

- оценивать достиг-нутые результаты.

-умение рефлексии-ровать свои действия по цели.


Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие.


Организация домашнего задания.

Цель: повторение и закрепление полученной информации; включение самостоятельной работы в систему знаний.

Объяснение хода выполнения домашнего задания:

- изучить материал в учебнике на стр.103-112, ответить на вопросы.

- выполнить самостоятельную работу (Приложение 3)

Определение пространства по выполнению домашнего задания.

Знакомство с инструкцией самостоятельной работы.

Осмысление хода работы.

Регулятивные УУД:

-принятие учебной задачи.