Свидеревич Ирина Александровна
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1
Им. Горького» студент 3-го курса отделения
ПНК
ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПРОСТЫХ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ НА СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМАХ ОБУЧЕНИЯ.
Аннотация: В данной статье вкратце рассмотрена теория того, как формируются умения у младших школьников решать простые задачи. Разобрали понятие текстовой задачи, ее классификации и виды. А также разобрались как проходит ознакомление школьников с текстовой задачей.
Ключевые слова:
Текстовая задача, задача, простая текстовая задача, решение задачи, решение текстовой задачи, методы решения текстовой задачи, способы решения текстовой задачи, математическая модель.
Математика - одна из основных дисциплин начальной школы. Она занимает особое место в жизни человека. Математику мы используем каждый день и повсюду.
С первых дней в школе, учащиеся встречаются с текстовой задачей. Более половины заданий по математики - это текстовые задачи. С их помощью устанавливается связь школьной математики с реальной жизнью.
Задача учителя - обучить детей решению текстовых задач. Умение решать задачи, учащиеся овладевают с большим трудом, потому что им трудно словесную модель преобразовать в математическую модель.
При решении простых задач учащиеся усваивают смысл арифметических действий, связи между компонентами и результатами действий, зависимости между величинами и др.
Научив детей решать текстовые задачи, можно привить интерес к предмету и, соответственно, благотворно повлиять на развитие логического мышления и речи.
Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, в настоящее время на уроках математики, обучающимся с трудом дается решение простых текстовых задач. Примерно, половина детей на самостоятельных работах вовсе не приступает к решению текстовых задач. Как научить детей находить способы решения текстовой задачи? Этот вопрос занимает важное место в методике обучения решения задач.
Особенности текста задачи при ее решении помогают определить ход мыслительного процесса. Как помочь младшим школьникам увидеть эти особенности? Ответ на вопрос можно найти в теоретико-методических положениях, на основе которых строиться конкретная методика обучения.
Новизна данной работы заключается в том, что был выполнен анализ практических работ учащихся и по этим данным был сделан вывод.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников решению текстовых задач.
Предмет исследования: формы и методы работы над простыми текстовыми задачами на сложение и вычитание.
Цель работы: познакомиться с алгоритмом действий по организации работы над простыми текстовыми задачами на сложение и вычитания в начальной школе в различных системах обучения для дальнейшего использования в практической деятельности.
Задачи исследования:
- изучить научную, учебную и методическую литературы по теме исследования;
- проанализировать формы и методы работы над простой текстовой задачей;
- описать этапы работы над текстовой задачей;
- найти в литературе методические рекомендации по организации работы над простыми текстовыми задачами и изложить их.
Литература, которой я пользовалась в написании статьи- это методические пособия, направленные на методику изучения основных разделов начального курса математики, также в них приведены задания для практических занятий по методике математики начальных классов
Методы исследования: анализ нормативной, учебной и методической литературы по теме исследования.
Результаты:
В данной работе решался ряд задач:
- мы выяснили, что собой представляют текстовые задачи и рассмотрели их классификацию;
- рассмотрели и проанализировали формы и методы работы над текстовой задачей, выявили наиболее эффективные;
- предложили методические рекомендации по работе над текстовыми задачами.
Изучив различные теоретические материалы, мы пришли к выводу, что в процессе решения текстовых задач происходит формирование различных математических понятий. Используемые в текстовых задачах житейские понятия и представления являются исходным материалом для формирования первоначальных абстракций и математических понятий у учащихся. С другой стороны, такие задачи позволяют учащимся видеть за математическими понятиями и отношениями вполне реальные, жизненные явления.
Таким образом можно сделать вывод, что тема задач актуальна всегда. Многим детям с трудом даются задачи на сложение и вычитание, независимо от того, по какой программе они обучаются.
С начала и до конца обучения в школе сюжетная задача неизменно помогает ученику глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей жизни, расширять свои представления о реальной действительности, учиться решать и другие математические и нематематические задачи
Список литературы:
Бантова, М. А. Изучение математики в начальных классах / М. А. Бантова – М.: Просвещение, 2013 г.
Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций / А. В. Белошистая. – М.: Владос, 2007 г.
Демидова, Т. Е. Теория и практика решения текстовых задач / Демидова Т. Е., Тонких А. П. - М.: Академия, 2001 г.
Истомина, Н. Б. Обучение младших школьников решению текстовых задач / Н. Б. Истомина. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2005 г.
Истомина Н.Б. Авторская программа по математике 1-4 классы / Истомина Н.Б. «Математика». – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. -
Калинченко, А.В. Методика преподавания начального курса математики. Учебное пособие. / А, В. Калинченко, Р. Н. Шикова, Е. Н. Леонович. – М.: Издательский центр «Академия», 2013 г.