СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст доклада "Формирование ЗОЖ. Из опыта работы школы"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из главных направлений работы педагогического коллектива является защита и сохранение здоровья учащихся. Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку, семье значимость физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления, формирования законопослушного поведения несовершеннолетних, развития навыков здорового образа жизни.

Просмотр содержимого документа
«Текст доклада "Формирование ЗОЖ. Из опыта работы школы"»

Об использовании программного подхода к организации воспитательной деятельности в области формирования ЗОЖ и реализации совместного проекта департамента образования администрации г. Липецка и Липецкого областного наркологического диспансера

«Новые подходы к профилактике наркомании»

в МБОУ СОШ № 72 г. Липецка.


Одним из главных направлений работы педагогического коллектива является защита и сохранение здоровья учащихся. Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку, семье значимость физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления, формирования законопослушного поведения несовершеннолетних, развития навыков здорового образа жизни.

С 2004 года в школе реализуется Программа развития, которая является организационной основой функционирования МБОУ СОШ № 72 г. Липецка. Программа определяет концепцию, стратегию, приоритеты развития учреждения и пути их реализации. Исполнителями и соисполнителями Программы являются администрация и педагогический коллектив МОУ СОШ № 72, коллектив учащихся и их родители.

Структура программы развития представлена следующими разделами:

I. «Открытие» мира:

  • обеспечение современного качества образования;

  • совершенствование воспитательной деятельности.

II. Педагогическая мозаика:

  • управление образовательным процессом;

  • совершенствование кадровой политики учреждения.

III. Комфортная среда:

  • совершенствование учебной и материально - технической базы учреждения, его финансового обеспечения;

  • совершенствование психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;

  • построение здоровьесберегающей среды в образовательном процессе.

В данном случае для нас представляет интерес третий раздел программы. Как известно, изменения в здоровье обучающихся должны стать объектом пристального внимания педагогического коллектива, осваивающего инновационные программы.

Состояние материально-технической базы школы напрямую влияет на состояние процессов обучения и воспитания, сохранение здоровья учащихся. Поэтому ее совершенствование, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, обеспечение качественного психолого - педагогического сопровождения образовательного процесса - важнейшие условия для формирования комфортной среды в обучении и воспитании.

Для создания комфортной среды поставлены следующие цели:

  • обеспечение современных условий для осуществления образовательной деятельности;

  • рациональное использование бюджетных и привлечение внебюджетных финансовых средств для функционирования школы, обеспечение высокого уровня финансовой дисциплины;

  • формирование благоприятной развивающейся среды, обеспечивающей самореализацию всех участников образовательного процесса;

  • поддержание здоровьесберегающей среды в образовательном процессе.

Несомненно, что профилактике наркомании среди школьников уделяется особое внимание. Формы первичной профилактической работы злоупотребления ПАВ реализуются преимущественно через школу, проводятся педагогами, классными руководителями, социальным педагогом, психологом и организуются заместителем директора школы по воспитательной работе. В соответствии с планом профилактической внутришкольной работы для проведения таких бесед и лекций приглашаются специалисты по проблемам профилактики наркомании.

На основании приказа Минобразования России от 28.02.2000 № 619 (Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в ОУ) в МОУ СОШ № 72 систематически проводятся мероприятия с целью первичной профилактики злоупотребления ПАВ. Работа предусматривает вовлечение детей в организованный досуг во внеурочное время, определенную работу с учащимися по пропаганде здорового образа жизни, профилактике злоупотребления психоактивных веществ, предупреждению распространения некоторых видов заболеваний, в том числе и ВИЧ-инфекции.

Суть антинаркотической профилактической помощи состоит в развитии осознания и понимания взрослыми членами семьи и подростками собственного выбора в необходимости занять ответственную и деятельную позицию по отношению к риску наркотизации в окружающей среде. Это уровень первичной антинаркотической профилактической работы. Она проводится преимущественно через проведение бесед, чтение лекций специалистами в родительской и ученической аудитории (лекционно-информационная форма), и семейное консультирование по воспитательным, психологическим проблемам развития и поведения ребенка.

Во всех классных коллективах школы организуются тематические классные часы по пропаганде здорового образа жизни, на которых учащиеся ведут разговор о вредных привычках и борьбе с ними и т.д., проводятся конкурсы плакатов и т.п. мероприятия. В наличии в школе имеются нормативные документы федерального уровня по данной проблеме, а также план, локальные акты учреждения: Положение, регламентирующее организацию работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, утвержденное на заседании педагогического совета от 09.11.2007г.

В МБОУ СОШ № 72 в целях комплексного и системного подходов к профилактике наркомании и злоупотребления ПАВ используется программный подход. Продолжает свое действие программа Соревнований классов, свободных от курения, которая реализуется в школе с 2005 года. В этом году она носит название программы Соревнований классов Здоровья. В 6-7-х классах, в рамках городской конкурсной программы, организованы церемонии подписания двусторонних обязательств об участии в Соревнованиях классов Здоровья. Следует отметить, что старт соревнований проходит творчески во всех классах. Это говорит о заинтересованности в проведении конкурса классных руководителей и о своевременном предварительном информировании родителей и учащихся. Учащиеся 7-х классов принимают участие в конкурсе второй год и уже имеют определенный опыт. По традиции школьники организовали театрализованное творческое выступление агитбригад «Мы за ЗОЖ!»

По итогам городских Соревнований классов свободных от курения учащиеся 6-7-х классов всегда получают Почетные грамоты департамента образования администрации г. Липецка за активное участие в реализации программы. Есть и призовые места за отдельные виды конкурса. Классные руководители систематически принимают участие в обучающих семинарах, которые организует департамент образования для кураторов Соревнований. До финала всегда доходят все команды, а это одновременно от шести до восьми классов.

Анкета по итогам реализации программы Соревнований классов, свободных от курения ежегодно предлагается как учащимся, так и классным руководителям 6-7-х классов. Программа оказывает большую методическую помощь в работе – это отмечают все классные руководители, принимающие участие в реализации программы.

С 2004 года в МБОУ СОШ № 72 реализуется Всероссийская программа «Мой выбор». В этом году по ней работают учащиеся 8-9-х классов под руководством классных руководителей (всего семь классов). Предусмотрены уроки и по пропаганде здорового образа жизни. Перед началом работы по программе и в конце года учащиеся заполняют анкету, на основании которой можно судить об эффективность реализации воспитательной программы. Анкета помогает делать выводы о необходимости реализации программы «Мой выбор», которая на различных жизненных примерах дает возможность подросткам найти из проблемой ситуации правильное решение, не совершать необдуманных поступков, задуматься о последствиях. Классные руководители 8-9-х классов в целом положительно отнеслись к методическому содержанию воспитательной программы, хотя проведение классных часов, бесед требует определенной подготовки и адаптации материала для своего контингента учащихся.

Работа по реализации программы «Мой выбор» и Соревнований классов Здоровья освещается на страницах школьного сайта и на страницах нового печатного органа школы – газеты «ВШКОЛЕ.РУ».

В своих основах первичная профилактическая помощь при распространении наркомании в детско-подростковой среде должна опираться на школьную психологическую службу. На протяжении ряда лет школьный психолог организует работу с подростками, опираясь на методические рекомендации программы «Навыки жизни». Программа способствует возможности учащимся увидеть и проанализировать собственные поступки, сориентировать подростков в потоке жизненной информации, сделать определенные выводы. Отдельные темы работы по программе посвящены профилактике злоупотребления ПАВ. Самой интересной формой работы по программе «Навыки жизни» для подростков является форум-театр. Составив своеобразный творческий отчет о своей работе, воспитанники смогли представить его не только для остальных учащихся и педагогов школы, но и для родителей во время проведении родительского лектория.

Система образования преимущественно занимается первичной профилактикой, заключающейся в работе с теми детьми и молодыми людьми, которые еще не сталкивались с ситуацией наркотизации. В рамках исполнения приказа № 619, с целью формирования ЗОЖ в МБОУ СОШ № 72 проходят совместные мероприятия с учреждениями профилактики города Липецка для учащихся, педагогов и родителей. В течение года реализуются планы совместной работы с Центром-Анти/СПИД, поликлиникой № 2, ГИБДД, ОМ № 3 Октябрьского округа. Регулярно организуются совместные мероприятия с УФСКН России по Липецкой области и прокуратурой Октябрьского района, а также с Липецким областным наркологическим диспансером. Мероприятия проводятся для учащихся в соответствии с их возрастной категорией. Информация является весьма познавательной. Ребята получают брошюры и памятки, содержащие профилактическую информацию. Тематические лектории организуются для родителей и для педагогического коллектива. Участники таких встреч имеют возможность открыто задать волнующие их вопросы присутствующим специалистам, а также провести беседу в частном порядке.

С целью организации досуга учащихся во внеурочное время активно работают школьные спортивные секции по баскетболу, ОФП, секция каратэ, секция гимнастики, стрелковый кружок, тренажерный зал. В школе функционирует вокальный кружок, изостудия, студия восточного танца, хореографическая студия. Занятия имеют свои положительные моменты: развитие силы, ловкости, художественных, музыкальных способностей. Имеются определенные результаты в работе: призовые места в окружных, городских, областных соревнованиях и конкурсах, а также призы на Всероссийском уровне.

Ежегодно социально-психологической службой школы проводится анкетирование учащихся с целью выявления школьников, склонных к употреблению ПАВ, употреблению алкоголя и курения. Анкеты составлены с учетом возрастной категории учащихся. Исходя из полученных результатов анкетирования делаются определенные выводы, планируется соответствующая работа: необходимость обратить внимание на активизацию индивидуальной работы с учащимися и их родителями с целью профилактики употребления ПАВ; использовать в работе разнообразные методы и приемы для отслеживания учащихся, склонных к употреблению ПАВ, выявлять учащихся, употреблявших ПАВ, т.д.

Особое внимание уделяется учащимся, находящимся в социально-опасном положении. С ребятами «группы риска» чаще встречаются для профилактических бесед инспекторы ОДН УВД Октябрьского округа, работники Центра-Анти/ СПИД, УФСКН, прокуратуры. Подобная работа с «такой сложной категорией учащихся» проводится в школе систематически. Проблемы необходимо решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов детей, объединяя усилия педагогов, родителей, работников городских учреждений профилактики.

В прошлом учебном году впервые педагоги школы № 72 приняли участие в реализации областной целевой программы «Развитие гражданского общества», которую организовал департамент образования администрации г. Липецка совместно с Липецким областным наркологическим диспансером. Занятия посещали социальный педагог школы Огаркова Т.Ф. и Бондарук И.А. (руководитель МО классных руководителей 5-11-х классов, представитель родительской общественности школы). Огарковой Т.Ф. вручен Сертификат «Новые подходы к профилактике наркомании»; Бондарук И.А. вручен Сертификат «Семья должна и может уметь оградить ребенка от наркотической зависимости». В соответствии с сертификатом педагоги могут принимать участие в организации и проведении тематических мероприятий для учителей, направленных на формирование здорового образа жизни учащихся школы, а также привлекать к профилактическим мероприятиям родителей. В школе создана творческая группа «Формирование ЗОЖ. Реализация воспитательных программ». В соответствии с планом проведены первые занятия для классных руководителей среднего и старшего звена, а также для родителей учащихся.

Программа «Семья должна и может уметь оградить от наркотической зависимости», реализуемая в рамках областной целевой программы «Развитие гражданского общества» (2009 – 2012 годы), направлена на работу по следующим параметрам: становление семейных отношений; определение возможностей, направлений и стратегии развития семьи; точки соприкосновения и стратегии взаимного развития концепций родителя и ребёнка; субъективный контроль над собственным поведением, ситуацией; социальная компетентность; социальная поддержка и ее виды; преодоление проблем, их разрешение. Роль семьи в воспитании ребёнка, в том числе и антинаркотическом, определяющая. Семья может и должна уметь ограждать ребёнка от употребления наркотиков.

Цель проекта: привлечение родителей к активному участию в профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди подростков.

Формы работы, реализуемые в программе: дискуссии; лекции с элементами беседы и практикума; визуализации различного рода; тесты; презентации; игры; видеоролики; тематические мультфильмы; проблемные ситуации; решение логических задач; эксперименты; упражнения.

Проект направлен на обучающую работу с родителями с целью обучения их навыкам антинаркотического воспитания. В процессе обучения родители смогут получить ответы на следующие важные вопросы:

  • Что нужно делать родителям, чтобы защитить ребёнка от наркозависимости? Каких знаний, навыков не хватает современным родителям для этого? Видят ли они реальной угрозу приобщения к наркотикам своего ребёнка? Каким надо воспитывать ребёнка, чтобы он мог противостоять соблазнам попробовать наркотик?

Проект информирует родителей о роли и месте семьи в предотвращении развития подростковой наркомании и возможных семейных причинах наркотизации; помогает нормализации родительско-детских отношений и снижению их конфликтности; развивает ответственность членов семьи за свое внутрисемейное поведение.

Очевидным является тот факт, что молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Для того, чтобы обучить подростков новым формам поведения, сформировать стрессоустойчивую личность, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, в связи с проблемой наркотизации требуется: во-первых, самим взрослым обладать необходимыми для этого качествами и демонстрировать их в процессе профессионального взаимодействия с подростками; во-вторых, обладать знаниями, умениями и навыками обучения способности эффективно преодолевать жизненные проблемы, развивать стереотипы здорового поведения.

Цели программы «Новые подходы к профилактике наркомании»:

  1. Профилактика наркомании, токсикомании, табакокурения и употребления алкоголя.

  2. Пропаганда здорового образа жизни путём формирования системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.

Задачи программы:

  1. Информирование о действиях и последствиях злоупотребления наркотическими и психоактивными веществами, причинах и формах заболеваний, связанных с ними, путях к выздоровлению, связи злоупотребления наркотиками и других форм саморазрушающего поведения с особенностями личности, общения, социальными сетями, стрессом и путями его преодоления.

  2. Подготовка субспециалистов, организующих и проводящих работу по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в школах.

  3. Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотическими и другими психоактивными веществами.

  4. Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы.

Формы работы: групповая работа; тренинг поведения; личностный тренинг; дискуссии; мозговые штурмы; беседы; лекции; ролевые игры; психогимнастика.

Проект способствует развитию обоснованного системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди подростков и молодежи; информирует о действиях и последствиях злоупотребления наркотическими и психоактивными веществами; обучает навыкам оценки проблемной ситуации и альтернативным способам решения проблем; формирует здоровый жизненный стиль, повышает стрессоустойчивость; развивает навыки поведения, ведущие к здоровью и препятствующие злоупотреблению психоактивными веществами.

Необходимо помнить, что профилактическая работа с учащимися должна проводиться в тесном сотрудничестве педагогического коллектива с родителями, профилактическими учреждениями города и только тогда будут достигнуты поставленные цели. В условиях образовательного учреждения развитие направления первичной профилактической работы в школе обеспечивается прежде всего осознанием проблем первичной профилактики всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Только совместная работа педагогов, родителей, администрации школы, учреждений города и учащихся поможет процессу воспитания личности школьника – как важнейшего условия оптимизации образовательного процесса.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!