СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Текст и его место в системе языка и речи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главные цели урока: - обобщить и систематизировать знания учащихся о типах и стилях речи. - формировать умения определять тип, стиль речи. - формулировать тему, идею текста. - находить в текстах элементы, указывающие на стиль. - формировать логическое мышление - развивать грамотную речь учащихся - формировать пунктуационную и орфографическую зоркость

Просмотр содержимого документа
««Текст и его место в системе языка и речи»»

Тема: «Текст и его место в системе языка и речи».

Цели:

- обобщить и систематизировать знания учащихся о типах и стилях речи.

- формировать умения определять тип, стиль речи.

- формулировать тему, идею текста.

- находить в текстах элементы, указывающие на стиль.

- формировать логическое мышление

- развивать грамотную речь учащихся

- формировать пунктуационную и орфографическую зоркость

Ход урока

1Устный опрос по теме «Система языка»

2Проверка домашнего задания.

3Акцентологическая минутка.

ЖалюзИ, столЯр, по средАм, углубИть, красИвее,декольтирОванные платья,диалОг-каталОг, безУдержный, ,свЁкла, щавЕль, звонИшь.

4. Словарно-орфографическая работа.

  1. Гл__бальность.

  2. Традиц__я.

  3. Пре__видение.

  4. Конф__ренция.

  5. П__рламент.

  6. Сни__ходительный.

  7. Дост__яние.

  8. Банд__роль.

  9. М__золь.

  10. Н__брежность.

  11. Сам__воспитание.

  12. С__мкнуться.

  13. __тель.

  14. М__дель.

  15. В__кзал.


  1. Капюш__н.

  2. Дистанц__я.

  3. Ш__пот.

  4. Ж__лудь.

  5. А____етит.

  6. Нак__нуне.

  7. Ради__волны.

  8. Ради__станция.

  9. Л__катор

  10. Анте___а.

  11. Д__намик.

  12. П__ргамент.

  13. З__лотое теснение.

  14. Кора__.

  15. К__ртина.


  1. Объяснение нового материала. 

Прочитайте предложения и ответьте на вопрос: «Это текст?». Аргументируйте Ваш ответ.

1. Дошли, народные, века, из, песни, глубина, до нас, старинные. 2. Их мелодии, чувства и думы, предки, протяжные, наши, сохраняют.

-Из предложенных слов составьте два предложения.

-Устно составьте свои предложения на тему «Наши предки» по характеристике:

«повествовательное, невосклицательное»

«побудительное, восклицательное»

-А когда несколько предложений связаны по смыслу друг с другом, что получается?

Предположите тему сегодняшнего занятия.

  1. Записать определение в тетрадь.

Текст- это несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
Какие мы можем выделить признаки текста?

- Текст — это высказывание на определённую тему;

- В тексте реализуется основная мысль говорящего;

- Предложения логически связаны между собой;

- К тексту можно подобрать заголовок;

- Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы: «Кто автор данного текста , название произведения? Какой тип текста перед Вами?» Докажите свое мнение.

А)Пример текста-повествования

  Я увидел на самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран. Я слыхал о тамошних метелях, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.  Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее.    («Капитанская дочка» А.С.Пушкина)

Записать в тетрадь определение повествования и его композицию

Повествование –это тип речи, в котором повествуется, рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности.

Композиция повествования:

  • завязка действия (начало событий);

  • развитие действия;

  • кульминация (наивысшее напряжение действия);

  • развязка.

Особенности текста-повествования

• большое количество глаголов, наречий места и временикоторые передают движение, действие;

• повествование свойственно многим стилям (разговорному, художественному, научному).


Прочитайте текст и ответьте на вопрос: «Какой тип текста перед Вами?» .Докажите свое мнение.

Б)Пример текста-описания

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были острижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.

(«Капитанская дочка» А.С.Пушкина, описание Емельяна Пугачёва)


Записать в тетрадь определение повествования и его композиции

Описание –это тип речи, в котором описывается что-либо, изображается какое-то явление действительности.

Что может описываться?

  • портрет, пейзаж, то есть описание природы,интерьер, вещь, животное.


Композиция описания

  • общее представление о предмете о

  • отдельные признаки предмета

  • авторская оценка, вывод, заключение


Особенности текста – описания

  • ведущие части речи - существительные, прилагательные, причастия;

  • предложения часто простые, неполные и назывные;

  • в описании даются ответы на вопросы: какой он? где это находится? (справа, слева, недалеко), каково здесь? каково ему? (хорошо, плохо, весело), какие у него ощущения, чувства?


В) Пример текста-рассуждения

Дорожные размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был немаловажен. Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в Симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило.

                                                            «Капитанская дочка» А.С.Пушкина

Записать в тетрадь определение рассуждения и его композиции.

Рассуждение –это тип речи, при помощи которого что-то доказывается, объясняется какое-то положение или мысль.

Композиция текста - рассуждения

  • тезис – это мысль, которую надо доказать или опровергнуть

  • аргументы, доводы, доказательства, примеры

  • вывод


Разновидности рассуждения

  • рассуждение - доказательство: почему так, а не иначе? что из этого следует?

  • рассуждение – объяснение: что это такое? (толкование понятия, объяснение сути чего-либо)

  • рассуждение - размышление: как быть? что делать? (даны раздумья по какой-то проблеме или вопросу)

Особенности текста – рассуждения

Большое место занимают вводные слова, которые помогают последовательно изложить мысли, указать на связь мыслей (во-первых, таким образом, итак, следовательно)

Достаточно сложный синтаксис (наличие обособленных членов, вводных конструкций, сложноподчинённых предложений)

Пример текста с элементами повествования и описания

Я пошёл вправо через кусты [ повествование ]. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота [ описание] . Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд [ повествование ]. Всё кругом чернело и утихало, одни перепела изредка кричали[ описание ]. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой [ повествование ]. Уже с трудом различал я отдалённые предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало опять синеть – но то уже была синева ночи. Звёздочки замелькали, зашевелились на нём [ описание ].

«Бежин луг» И.С.Тургенева.

  1. Индивидуальная работа с текстом.

«Ноч…ю поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и ст..кал по стеклу пр..вращая мир за окном в размытое пятно. П…токи воды смывали пыль с дерев…ев и тротуаров журчали в в…достоках остужали раскален…ый от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна вдыхали влажную пр…хладу и по…ставляли лица ледя…ым каплям. Д…ждя в городе ждали два месяца, и теперь когда он пр…шел, люди молча улыбались бл…гословляя плачущее небо…»

Задания:

1.Восстановите деформированный текст (вставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания).

2.Определите тип текста и докажите своё мнение.

3.В прямом или переносном смысле употреблено словосочетание плачущее небо?

5.Разберите по составу слова пошел, улыбались.

8. Подведение итога урока

Тест «Cтили речи»

I.Определите, какие стилевые черты присущи публицистическому стилю речи:
1. Логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность.
2. Эмоциональность, конкретность, простота речи.
3. Оценочность, образность, эмоциональность, призывность.
4. Образность, эмоциональность, конкретность.
5. Смысловая точность.


II. Какова цель сообщения текстов официально-делового стиля?
1. Создание картин и образов.
2. Непосредственное повседневное общение.
3. Убеждение, воздействие на слушателя.
4. Точная передача информации.
5. Передача научных сообщений.


III. Определите жанры художественного стиля речи:
1. Письмо, беседа, записка.
2. Диссертация, конспект, доклад.
3. Очерк, фельетон, репортаж.
4. Резолюция, заявление, докладная записка.
5. Поэма, драма, рассказ.


IV. Какие языковые средства характерны для разговорного стиля?
1. Итак, следовательно, во-первых, наоборот.
2. Толстенный, сестрица, лгунишка.
3. Акт милосердия, демократизация общества, народные избранники.
4. Довожу до вашего сведения, принять меры.
5. Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд


V. Каковы синтаксические особенности текстов научного стиля?
1. Риторические вопросы.
2. Неполные предложения.
3. Сложные предложения.
4. Обращения к читателям.
5. Диалог.


9.Домашнее задание.

Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и выполните задания к нему.

Есть (не)большое сельское кладбище в одном из отдале(н,нн)ых уголков Ро(с,сс)ии. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающ…е его канавы давно зар…сли; серые деревя(н,нн)ые кресты поникли и гниют под св…ими когда-то краше(н,нн)ыми крышами; каме(н,нн)ые плиты все сдвинуты, словно кто их по…талкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам... Но между ними есть одна, до которой не к…сается человек, которую не топчет ж…вотное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две м…лодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле.

Задания.

1.Определите стиль речи.

2. Определите тип текста. Докажите свое мнение.

3.Выделите грамматическую основу последнего предложения.



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя