СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст и его признаки.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Текст и его признаки.»

Текст и его признаки 5 класс Урок развития речи

Текст и его признаки

5 класс

Урок развития речи

Прочитайте две записи: Под городом Вороне-жем есть бобровый за-поведник. Там на лес-ных речках живут бо-бры. Они перегоражи-вают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки. Маленькая льдина быстро плыла по ре-ке. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Чи-стым белым снегом покрылась земля. В какой записи предложения связаны по смыслу и грамматически?

Прочитайте две записи:

  • Под городом Вороне-жем есть бобровый за-поведник. Там на лес-ных речках живут бо-бры. Они перегоражи-вают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.
  • Маленькая льдина быстро плыла по ре-ке. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Чи-стым белым снегом покрылась земля.

В какой записи предложения связаны по смыслу и грамматически?

1. Назовите слова, которые связывают предложения.   Под городом Воронежем есть бобровый за-поведник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.  2. Придумайте название.

1. Назовите слова, которые связывают предложения.

  • Под городом Воронежем есть бобровый за-поведник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.

2. Придумайте название.

Прочитайте две записи:  1. О чем говорится в каждой из них? 2. Какова основная мысль каждого высказывания? В тихой заводи речной, В знатной шубе меховой, Плотины строят мастера, Без молотка и топора, Из берез, ольхи, осины, Из сучков, травы и глины, Трудолюбивы и бодры, Строители плотин… Бобры  В заповеднике я видел устроенную бобрами на лесной реке высокую плотину. Она была слеп-лена из речного ила, огрызков дерева и не-больших брёвен. Плоти-на эта была полукруглой формы. Я изумлялся ин-женерному мастерству и уму бобров. 3. Сколько предложений в первой записи? Во второй?

Прочитайте две записи: 1. О чем говорится в каждой из них?

2. Какова основная мысль каждого высказывания?

  • В тихой заводи речной,

В знатной шубе меховой,

Плотины строят мастера,

Без молотка и топора,

Из берез, ольхи, осины,

Из сучков, травы и глины,

Трудолюбивы и бодры,

Строители плотин…

Бобры

  • В заповеднике я видел устроенную бобрами на лесной реке высокую плотину. Она была слеп-лена из речного ила, огрызков дерева и не-больших брёвен. Плоти-на эта была полукруглой формы. Я изумлялся ин-женерному мастерству и уму бобров.

3. Сколько предложений в первой записи? Во второй?

Тема Заголовок План   Выводы: (записать в тетрадь). Текст  – предложение или сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически и выражающих законченную мысль. Основная мысль Признаки текста

Тема

Заголовок

План

Выводы: (записать в тетрадь).

Текстпредложение или сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически и выражающих законченную мысль.

Основная мысль

Признаки текста

Актуализация знаний  Что такое план? План –последовательное выделение и озаглавливание смысловых частей текста.  Что такое абзац? Абзац – часть текста, объединённая общей мыслью. Что такое красная строка? Красная строка – небольшой отступ в начале строки.

Актуализация знаний

  • Что такое план?
  • План –последовательное выделение и озаглавливание смысловых частей текста.

  • Что такое абзац?
  • Абзац – часть текста, объединённая общей мыслью.
  • Что такое красная строка?
  • Красная строка – небольшой отступ в начале строки.
Разбейте текст на абзацы, придумайте заголовок, составьте план. Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы — один другого краше! Под темными елками деды - боровики стоят. У них кафтаны белые надеты, на головах-шляпы богатые: снизу желтого бархата, сверху — коричневого. Загляденье! Под светлыми осинками отцы-подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота! Под высокими соснами братцы - маслята растут. Надеты на них желтые рубашки, на головах картузики клеенчатые. Тоже хороши! Под ольховыми кустиками сестрицы - сыроежки хороводы водят. Каждая сестрица в льняном сарафанчике, голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи!

Разбейте текст на абзацы, придумайте заголовок, составьте план.

Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы — один другого краше! Под темными елками деды - боровики стоят. У них кафтаны белые надеты, на головах-шляпы богатые: снизу желтого бархата, сверху — коричневого. Загляденье! Под светлыми осинками отцы-подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота! Под высокими соснами братцы - маслята растут. Надеты на них желтые рубашки, на головах картузики клеенчатые. Тоже хороши! Под ольховыми кустиками сестрицы - сыроежки хороводы водят. Каждая сестрица в льняном сарафанчике, голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи!

Проверь себя  Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы — один другого краше!  Под темными елками деды - боровики стоят. У них желтого бархата, сверху — коричневого. Загляденье!  Под светлыми осинками отцы - подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота!  Под высокими соснами братцы - маслята растут. Надеты на них желтые рубашки, на головах картузики клеенчатые. Тоже хороши!  Под ольховыми кустиками сестрицы - сыроежки хороводы водят. Каждая сестрица в льняном сарафанчике, голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи!

Проверь себя

  • Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы — один другого краше!
  • Под темными елками деды - боровики стоят. У них желтого бархата, сверху — коричневого. Загляденье!
  • Под светлыми осинками отцы - подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота!
  • Под высокими соснами братцы - маслята растут. Надеты на них желтые рубашки, на головах картузики клеенчатые. Тоже хороши!
  • Под ольховыми кустиками сестрицы - сыроежки хороводы водят. Каждая сестрица в льняном сарафанчике, голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи!
План Грибы уродились. Деды-боровики. Отцы-подосиновики. Братцы-маслята. Сестрицы-сыроежки.

План

  • Грибы уродились.
  • Деды-боровики.
  • Отцы-подосиновики.
  • Братцы-маслята.
  • Сестрицы-сыроежки.
Самостоятельная работа: расположите предложения так, чтобы получился текст; озаглавьте. 1) Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. 2) Листья падали дни и ночи. 3) Начался листопад. 4) Этот дождь шел неделями. 5) Леса моросили дождем облетевшей листвы. 5

Самостоятельная работа: расположите предложения так, чтобы получился текст; озаглавьте.

  • 1) Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву.
  • 2) Листья падали дни и ночи.
  • 3) Начался листопад.
  • 4) Этот дождь шел неделями.
  • 5) Леса моросили дождем облетевшей листвы.

5

Проверь себя:  3) Начался листопад. 2) Листья падали дни и ночи. 1) Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. 5)Леса моросили дождем облетавшей листвы. 4)Этот дождь шел неделями.

Проверь себя:

  • 3) Начался листопад. 2) Листья падали дни и ночи. 1) Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. 5)Леса моросили дождем облетавшей листвы. 4)Этот дождь шел неделями.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!