Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад№5 «Радуга» ТМР
Консультация
«Взаимодействие с родителями в процессе подготовки детей к школе»
Учитель-логопед группы 7
Бекова Наталья Владимировна
Январь 2018г.
Взаимодействия детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Однако подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу. Ему предшествует целенаправленная работа логопеда, воспитателей, других специалистов дошкольного учреждения, в процессе которых родители приобщаются к проблемам своих детей.
Сложной проблемой взаимодействия педагогов и семьи является поиск форм приобщения родителей к коррекции речи детей. Детский сад (логопед, воспитатели) владеют серьезной информационной и методической базой для воспитания и образования дошкольников. Возникает вопрос: что надо сделать, чтобы ею могли воспользоваться и родители?
Самое лучшее – это опросить самих родителей (беседы, анкетирования), что позволит определить наиболее оптимальные формы взаимодействия детского сада и семьи. Учитываются все высказанные ими пожелания.
Формы взаимодействия с родителями. СЛАЙД 2
-опрос, беседы
-анкетирование
-информация в «Родительском уголке»
-родительские собрания
-консультации
-присутствие родителей на занятии
-дни открытых дверей
-детско-родительские проекты
Я знакомлю родителей с программой воспитания и обучения, говорю о необходимости проведения с детьми серьезной коррекционно-воспитательной работы. Также рассказываю об особенностях развития детей с общим недоразвитием речи и возможной педагогической запущенности при неверном воспитании. Родители подводятся к пониманию того, что предстоит приложить немало собственных усилий для развития ребенка. Они понимают необходимость: СЛАЙД 3
– создания мотивации, положительного настроя ребенка к занятиям дома;
– проведения занятий членами семьи с ребенком в разных формах вне детского сада;
– принятия дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений; (наблюдение и лечение у специалистов)
– демонстрации заинтересованности родителей в жизни группы; (спросить у ребенка, чем и как он занимался, поинтересоваться, кто с кем дружит и т.д.)
Групповые родительские собрания проводятся три раза: в начале, в середине и в конце учебного года. На них перед родителями ставятся конкретные задачи коррекционно-воспитательной работы, соответствующие этапу обучения ребенка в детском саду. СЛАЙД 4
В конце сентября до родителей доводятся результаты диагностики детей. Это происходит только в индивидуальной беседе логопеда и родителя. Главная цель – установить с родителями доверительные отношения, заручиться поддержкой для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития. В беседе я отмечаю сильные и слабые стороны речи ребенка, намечаю пути оказания помощи в коррекции речи. Тогда же происходит «распределение обязанностей» между детским садом и семьей, иными словами, определяется, что будут делать педагоги, а что родители. Объем их работы по развитию речи ребенка в каждом конкретном случае, естественно, разный. Это зависит от многих причин: от уровня развития ребенка, от сложности речевых недостатков, от желания родителей участвовать в мероприятиях по развитию речи своего ребенка и др.
Совместно с воспитателями группы я объясняю родителям, что их участие в коррекции речи не должно быть разовым. Каждая речевая игра и упражнение, каждая беседа с ребенком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устраняются от этой работы, то нарушится целостность педагогической коррекции. В результате пострадает ребенок.
Таким образом, родители начинают понимать, что перед дошкольным учреждением и семьей стоят единые задачи развития детей, отличающиеся лишь путем их реализации. СЛАЙД 5
Основной формой взаимодействия логопеда с родителями является тетрадь домашних заданий. Для совместной деятельности детей и родителей дома. Задания разработаны и спланированы в соответствии с перспективным планом коррекционно-воспитательной работы в старшей логопедической группе на весь учебный год. Задания в карточках объединяют все темы коррекционной работы: звукопроизношение, фонематические процессы, грамматику, лексику, связную речь, мелкую моторику. Отбирая и разрабатывая систему занятий родителей с детьми, я учитывала большую загруженность родителей, поэтому материал не очень объемный.
Родителям предлагаются варианты, каким образом они могут распределить время занятий и обязанности между членами семьи, чтобы способствовать развитию речи ребенка. Например, мама большую часть времени проводит на кухне. Она предлагает малышу перебрать горох, рис или пшено. Тем самым потренирует мелкую моторику. На кухне можно играть в игры по обогащению словаря ребенка, развития грамматического строя речи. «Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Компота?» Можно играть в «сладкие», «кислые», « горькие», «соленые» слова, игру «Приготовим сок» (из яблок – сок яблочный, а теперь наоборот, апельсиновый сок из чего? и т.д.) Папа, забирая ребенка из детского сада, также может выполнить задания логопеда, проведя игру: «Я заметил» «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы со звуком «Ш», мимо которых мы проходим, а еще обязательно скажем какие они». Вот машина – она синяя. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденное ими по очереди.
Увеличение и усложнение заданий происходит постепенно, так, чтобы для ребенка, а на первых этапах и для родителей, сохранилась «ситуация» успеха, чтобы занятие приносило радость. В этих условиях у детей и взрослых формируется уверенность в собственных силах, эмоционально-положительное отношение к занятиям.
Так как в сентябре, в течение двух недель проводится обследование детей, то карточки-задания начинают использоваться с третьей недели сентября.
Родители приходят на просмотр моих занятий и занятий воспитателей, когда у них есть желание и по мере необходимости, предварительно согласовав это с педагогами.
СЛАЙД 6-7
Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать. Я объясняю, что овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей. Я предлагаю родителям варианты игр и упражнений, которые направлены на формирование тех функций, которые способствуют успешному овладению письменной речи и являются фундаментом успешного школьного обучения. Причем пополняются эти игры благодаря оригинальным идеям воспитателей
СЛАЙД 8
А так же предложениями самих родителей, подбором материала на заданную логопедом тему. Впоследствии некоторые мамы пытались найти «новые» способы обучения детей, делились опытом. Так в кабинете появился, например, «Волшебный город звуков и букв». Игры с буквами и словами присутствуют на занятиях и в свободной деятильности.
СЛАЙД 9
Полезными для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости занятий дома, закрепления пройденного материала оказались дни открытых дверей, круглые столы с участием других педагогов (психолога, музыкального руководителя, преподавателя изодеятельности). А так же вовлечение родителей в участие в проектах.
СЛАЙД 10
С помощью проектов родители активно включаются в образовательную деятельность детского сада посредством сопровождения ребенка в поисках необходимой информации в журналах, книгах, Интернете. Развиваются и совершенствуются детско-родительские отношения, ребенок выдвигает различные идеи, открывает новое в уже знакомых ситуациях, проявляет свои индивидуальные способности, что стимулирует интерес родителей к личностным проявлениям ребёнка, к общению с ним.
ПРОЕКТЫ
«Читаем книги Н.Носова»
«Насекомые», «Птицы»
«Вода-чудо природы»
«Как хорошо иметь друзей» по произведениям Э Успенского
«Использование моделей для формирования фонематических процессов»
СЛАЙД 11-12
Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению ребенка. Используя этот метод, педагог и ребёнок изображают предметы, явления, действия, понятия, эпизоды текста с помощью упрощенных схематических изображений – символов и знаков. Схематизированный образ отражает наиболее существенные связи и свойства предметов. В основе наглядного моделирования лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать схемы чертежи, планы, условные обозначения, стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы, другие предметы. Умение создавать и применять модели дает возможность ребёнку в наглядной форме выделять свойства предметов, скрытые отношения вещей, учитывать их в своей деятельности, планировать решение разнообразных задач.
СЛАЙД 13
На итоговых занятиях проектов основой становится то, чем занимались в детском саду и дома с детьми и их родителями (стихотворения, диалоги, небольшие сценки). Тематика охватывает разные стороны речевого развития ребенка. Вводятся задания, где соревнуются не дети между собой, а семейные команды: кто больше припомнит поговорок и пословиц, кто быстрее составит слова из разбросанных букв, кто быстрее разгадает ребус и т.д.
Данная практика взаимодействия логопеда и воспитателей с семьей показала себя достаточно эффективной. Дети лучше усваивают пройденный материал, с интересом занимаются с логопедом и родителями, повышается уровень психического и речевого развития детей, активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.
Заключение.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.