СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст как средство обучения русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе изучения различных единиц языка принято рассматривать их в структуре тех или иных конструкций: словосочетания, предложения, группы предложений, целостный текст. Построение словосочетаний, предложений, группировка их в процессе создания самостоятельного высказывания, их правильное орфографическое и пунктуационное оформление является универсальным и наиболее распространенным приемом формирования речевых навыков и умений в процессе изучения русского языка в школе.

В процессе изучения каждого раздела школьного курса русского языка мы пользуемся текстом, так как все анализируемые явления интересны и значимы не только сами по себе, как факты такой уникальной системы как язык, но и прежде всего потому, что все они обслуживают процесс общения, являются компонентами любого текста, который создается или воспринимается в ходе коммуникации. Следовательно, познание языковых явлений на уроках русского языка не может стать самоцелью. Оно должно вывести учащихся на новый уровень в овладении средствами Общения: от интуитивного владения языком к осознанному, правильному, умелому использованию различных средств языка при решении соответствующих коммуникативных задач.

Несмотря на богатое методическое наследие до сих пор на практике школьного преподавания русского языка сохраняется такое положение, когда процессы изучения языковых единиц и формирования речевых умений учащихся развиваются параллельно, мало соприкасаясь друг с другом. Так, например, на уроках грамматики школьники получают сумму знаний о значении, структуре и даже об особенностях использования в речи всех единиц этого уровня, но при этом, как доказано многими исследователями, существенно не меняется даже грамматический строй речи учащихся, не говоря о собственно коммуникативных умениях и навыках. В результате складывается ситуация: учащиеся могут анализировать языковые явления, узнают их среди других явлений, перечисляют их признаки, называют их свойства и возможности, но при этом знания не переносятся в сферу практической деятельности школьников. Они по-прежнему беспомощны в решении даже элементарных задач речевого (коммуникативного) характера. Есть предположение, что на уроках русского языка недостаточно используется в качестве дидактической единицы текст. А ведь именно текст является той структурой, той основой, которая объединяет все элементы языка, все его единицы в определенную, стройную систему. Именно в тексте, предназначенном для общения, все языковые единицы представлены в естественной ситуации, в естественном, окружении, кроме того, в тексте языковые единицы приобретают новую окраску, новые, текстообразующие функции. Незнание этих функций приводит к неумению использовать их в самостоятельной речевой деятельности. Словом, текст обнаруживает новые свойства изучаемых языковых единиц и представляет учащимся новый уровень их познания, открывающий путь к совершенствованию речевых умений и навыков. Таким образом, текст как дидактическая единица позволяет слить воедино два важнейших направления в изучении русского языка в школе: познание системы языка и познание норм и правил общения, речевого поведения в различных жизненных ситуациях.

Вопрос, который возникает в связи с понятием "текст" - это стилевые разновидности текста. С этой точки зрения все тексты могут быть разделены на две группы: а) тексты нехудожественные (разговорно-бытовые; газетного, научного и др. стиля); б) тексты художественные, т.е. тексты созданные мастерами слова.

Работе над связными текстами различных стилей и жанров отводится большое место в методической системе. Согласно утверждению Бунакова Н.Ф., конечная цель обучения родному языку - "умение понимать живую речь и умение толково, для всех понятно сочинять...". Для этого он рекомендует от анализа отдельных предложений переходить к анализу текстов, от анализа текстов - к письменному изложению своих мыслей. При этом подчеркивается, что работа должна проводиться в единстве формы и содержания.

Взгляды В.Г. Белинского, Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского, И.Ф. Бунакова на вопросы осуществления функционально-стилистической направленности в обучении русскому языку получили дальнейшее развитие в трудах И.М. Соколова и Г.Г. Гумин, И. Страхова, Е.И. Тихеевой и др.

В послереволюционный период большую роль в развитии и совершенствовании методики обучения стилистике в школе сыграли работы Н.Б. Бархина, М.Н. Рыбниковой, А.В. Чичерина, И.С. Рождественского, А.М. Пешковского, В. Добромыслова, Л.П. Федоренко, А.В. Текучева, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, СИ. Иконникова, Н.А. Плешкина и других ученых.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!