Коррекционное развитие речи
20.10 Тема урока: Тип текста. Текст-повествование. Характерные признаки текста-повествования. Схема построения повествовательного текста
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о типах речи. Поговорим о тексте- повествовании, определим его характерные черты.
Д
ля начала давайте вспомним краткую характеристику текста-повествования:
А сейчас поработаем над текстом:
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!»
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
К.Ушинский.
- Что мы прочитали? (Текст)
- Докажите, что это текст. (Здесь несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу)
- О чем этот текст? (Этот текст о солнышке)
- Как вы думаете, какую главную мысль хотел донести до нас автор? (Ушинский хотел сказать, что когда светит солнышко, всем вокруг становится хорошо.)
- Как бы вы озаглавили этот текст? (Волшебные лучи. Ласковое солнышко. Всем хорошо.)
- Сколько частей в этом тексте? (Три)
- Почему вы так решили? (Потому что текст разделен на три абзаца.)
- Прочитайте I часть. (Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.)
- Что произошло в природе? Какие действия солнышка описаны в начале текста? (Солнышко выплыло и стало рассылать лучи.)
- Что случилось потом? Первый луч попал на жаворонка, он встрепенулся, взлетел высоко и запел свою песенку.)
- О каких событиях рассказывается в третьей части текста? (Второй луч попал на зайчика. Зайчик запрыгал и побежал добывать себе сочную травку.)
- Обратите внимание на то, что в этом тексте события происходят последовательно, друг за другом. Сначала появилось солнышко, потом первый его луч попал на жаворонка, который запел свою песенку, затем второй луч попал на зайчика.
- Найдите и прочитайте глаголы, которые помогают рассказать о событиях, происходящих в тексте. (Выплыло, стало рассылать, полетел, попал, встрепенулся, выпорхнул, поднялся, запел, попал, передёрнул, запрыгал, побежал добывать.)
- Попробуйте убрать из текста все глаголы и прочитайте его. Что происходит? (Нам ничего не понятно без глаголов)
- Расскажите, какую роль играют в этом тексте глаголы? (Глаголы называют события и действия, которые происходят с героями этого рассказа)
- Какой вопрос можно поставить ко всему тексту? (Что случилось после того, как вышло солнышко?)
- А теперь представьте, что вам дали задание не рассказать, а нарисовать этот текст. Сколько картинок у вас бы получилось? (Три)
- А почему три? (Потому что я бы нарисовала картинку к каждой части текста)
- Подумайте, можно ли все события, происходящие в этом тексте изобразить на одной картинке? (Нет)
- Ребята, текст, который мы с вами прочитали, называется текст-повествование. Давайте прочитаем по каким же признакам мы будем отличать тексты - повествование от остальных. (Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло?)
Домашнее задание: выполните упражнение