СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст. Теория и практика

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Текст. Теория и практика»


Приложение к ООП СОО

МБОУ «Ирхидейская СОШ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИРХИДЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ А.И. БАЛДУННИКОВА»

(МБОУ «Ирхидейская СОШ»)

669213 ул. Заречная,6 с. Ирхидей, Осинский район, Иркутская область

Тел.: 8(39539) 99-4-29 E-mail: [email protected]



РАССМОТРЕНО

на заседании МС

Протокол № 1

от «_28_»__08__2020 г


УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБОУ «Ирхидейская СОШ»

от «_31» __08_2020 г. №107/3


Рабочая программа


Элективный курс ___«Текст. Теория и практика»_____________


Предметная область Русский язык и литература _______________


Уровень образования_ Среднее общее образование_____________

Учитель __Алсаханова Аграфена Владимировна,

Квалификационная категория___Первая_____________________















Ирхидей

2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе требований к планируемым результатам освоения

основной образовательной программы МБОУ «Ирхидейская СОШ», реализующей ФГОС на

уровне среднего общего образования.


Рабочая программа включает в себя:

  1. планируемые результаты обучения;

  2. содержание;

  3. тематическое планирование.

Как приложение 1 к программе включены оценочные материалы.

Уровень подготовки учащихся – базовый.

Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:

Класс

10 класс

11 класс




Количество учебных недель

34

34

Количество часов в неделю, ч/нед

1

1

Количество часов в год, ч

34

34



Требования к результатам освоения обучающимися

образовательной программы

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  1. российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

  2. гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

  3. готовность к служению Отечеству, его защите;

  4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  6. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 N 613)

  1. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  2. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  3. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  4. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

  5. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

  6. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в

решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  1. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.


Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,

учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645)

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты:

  • усвоение основных научных знаний о русском языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов;

  • сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

  • сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка.

Учащиеся научатся:

  • определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю;

  • анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

  • создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой и определенных жанров;

  • свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме).

  • правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста, подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста;

  • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;

  • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

  • анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, комментировать авторские высказывания на различные темы;

  • отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения.

Содержание учебного курса

10 класс

Понятие о тексте

Углубление знаний о тексте, об основных признаках текста: цельности и связности в их неразрывной связи. Анализ текста Д.С.Лихачёва «О языке»

Способы выражения темы (цельность текста)

Тема текста. Цельность текста. Ряды ключевых слов в смысловых частях.

Заглавие

Подбор произведений, в которых тема представлена заглавием, дополнение представленных произведений своими примерами. Анализ стихотворения С.Есенина «Ночь на Родине»

Начало и конец текста (рамка текста)

На двух теоретических уроках идет работа с разнообразными материалами. Эти материалы дополняются собственными наблюдениями, примерами. Старшеклассники должны усвоить: первое и последнее предложения текста наиболее важны, они как бы представляют, заявляют текст и поэтому предусматривают самую тщательную работу. Разноаспектный анализ текстов различных стилей. Публицистические тексты. Сочинение.

Ключевые (опорные) слова

Обобщение знаний о ключевых словах. Поиск ключевых слов в самостоятельно подобранных текстах и в текстах, предложенных учителем (тексты должны быть как прозаическими различных жанров и стилей, так и поэтические). Анализ фрагмента из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Синтаксис текста (связность). Предложения в составе текста

Теоретическое обобщение и изучение второго основного признака текста — его связности. Количество, состав, семантика предложений в составе текста и его смысловых частей, подбор предложений в прозаическом и поэтическом текстах, влияние структуры предложений на тип речи. Анализ предложения в составе фрагмента, публицистического текста И.Л. Андроникова, а затем сопоставление этого фрагмента с началом повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Количество и характер предложений в тексте

Анализ текстов. Анализ стихотворения И. Ф. Анненского «Смычок и скрипка».

Способы связи предложений в тексте

Структура цепной и параллельной связи предложений в тексте, анализ прозаических и лирических текстов разной структуры. Цепная и параллельная связь в текстах типа описание, повествование, рассуждение.

11 класс

Средства связи смысловых частей текста. Лексические средства связи (лексические повторы, синонимы, антонимы, оксюмороны, гиперонимы)

Средства связи смысловых частей текста. Лексические средства связи (анафора, эпифора: лексические повторы, синонимы, антонимы, оксюмороны, гиперонимы и т. д.).

Местоимения и союзы в связующей функции

Местоимения и союзы в связующей функции. Анализ публицистических текстов с точки зрения их связности. Местоименная и союзная связь между предложениями внутри смысловых частей.

Именительный представления

Именительный представления как мощное экспрессивное средство, организующее или начало текста, или его смысловые части. Текстообразующая функция именительного темы: способ связи смысловых частей текста.

Парцеллированные конструкции

Определение парцелляции. Роль парцелляции художественных текстах в экспрессивной функции. Анализ стихотворений М.Цветаевой, А.Вознесенского, Р.Рождественского

Понятие о типах речи. Повествование. Языковые средства выражения повествования. Повествование. Языковые средства выражения повествования.

Описание. Языковые средства выражения описания

Языковые средства выражения описания. Анализ предложенных текстоописаний, лирических и прозаических. Анализ описания лунной ночи в Отрадном перед встречей князя Андрея с Наташей

Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения

Языковые средства выражения рассуждения. Работа учащихся со всеми видами рассуждений. Анализ текста «Нужно ли изучать русский язык?»

Медитативное рассуждение в русской лирике и художественной прозе.

Анализ признаков текста рассуждения на примере произведений, изучаемых на уроках литературы (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Ю. Казаков и др.). Понятие прерванного текста, энтимемы. Анализ текстов медитативного рассуждения в форме эссе.

Тексты разных стилей. Языковое наполнение публицистического и научного стилей

Общее знакомство с проблемой «Языковое выражение художественного, публицистического, научного стилей». Анализ тексов разных стилей.





Тематическое планирование

10 класс

п/п

Темы занятий

Количество часов

Введение. Цели и задачи курса «Анализ текста»

1

Текст. Признаки текста.

1

Тема и идея текста

1

Способы выражения темы текста. Заглавие

1

Ключевые слова в тексте, их функциональная нагрузка

1

Смысловая нагрузка первого и последнего предложений. Рамка текста.

1

Тема и микротема текста

1

Р.р. Обучение сочинению-рассуждению по предъявленной модели

1

Анализ творческих работ (сочинение по предъявленной модели)

1

Обращение как оценка предмета речи

1

Синтаксис текста. Количество и характер предложений

1

Способы связи предложений в тексте

1

Планирование смысловой части текста

1

Средства связи частей текста. Лексические средства

1

Р.р. Комплексный анализ текста

1

Местоимения и союзы в связующей функции

1

Художественно-изобразительные средства в связующей функции

1

Градация как средство связи предложений

1

Синонимы и антонимы в связующей функции

1

Текстообразующая функция именительного представления

1

Парцеллированные конструкции

1

Типы речи

1

Повествование. Языковые средства выражения повествования

1

Р.р. Анализ текста – повествования (Часть 2 ЕГЭ)

1

Анализ творческих работ

1

Описание. Языковые средства выражения описания

1

Р.р. Анализ текста-описания

1

Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения

1

Медитативное рассуждение

1

Р.р. Составление текста-рассуждения по высказыванию о русском языке

1

Сокращение текста. План. Тезисы, конспект

1

Оценка текста: рецензия, отзыв

1

Правила построения рецензии

1

Итоговое занятие

1





11 класс

п/п

Темы занятий

Количество часов

1

Виды переработки текста

1

2

Теоретические основы анализа текста

1

3

Система выразительных средств русского языка. Тропы

1

4

Фигуры речи

1

5

Практикум по определению средств языковой выразительности

1

6

Система норм современного русского языка

1

7

Синонимика русского языка

1

8

Тексты разных стилей

1

9

Разговорный стиль. Основные признаки

1

10

Анализ текста В. Шукшина «Штрихи к портрету», стилизованного под разговорную речь

1

11

Научный стиль. Основные признаки

1

12

Принципы анализа текста научного стиля

1

13

Публицистический стиль. Основные признаки

1

14

Принципы анализа текста публицистического стиля

1

15

Жанры публицистического стиля. Информативная (сообщение) и волюнтативная (повеление) функции

1

16

Практикум по анализу текста публицистического стиля

1

17

Формулировка и комментарий проблемы текста публицистического стиля

1

18

Официально-деловой стиль. Основные признаки. Правила оформления деловых бумаг

1

19

Художественный стиль. Основные признаки. Язык художественной литературы

1

20

Нормы языка художественной литературы

1

21

Формы и качество словесного выражения

1

22

Средства художественной изобразительности

1

23

Стилистические возможности языковых средств

1

24

Особенности текстов-рассуждений в художественной литературе

1

25

Проблема текста и позиция автора в художественном тексте

1

26

Р.р. Анализ текста художественного стиля

1

26

Анализ творческих работ

1

28-29

Культура речи

1

30

Практикум по составлению различных текстов

2

31-33

Комплексный анализ текста

3

34

Итоговое занятие

1












Приложение 1

Оценочные средства (оценочные материалы) и методические материалы рабочей
программы по
_факультативному курсу «Текст. Теория и практика»__________
для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации


Класс/Программа

Перечень используемых оценочных средств (оценочных материалов)/КИМы*

Перечень используемых методических материалов

10 класс. Программа Л.Д. Беднарской «Анализ текста. Теория и практика» (Русский язык, 10-11 классы, Элективные курсы. М.: Дрофа. 2010).


1. Е.А.Харламова. Комплексный анализ текста

2.В.В.Хабаров. Комплексный анализ текста

3. Л. В. Балашова, В.В. Дементьев. Курс русского языка. Упражнения https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/.

1.В.В.Бабайцева. Русский язык. 10-11 классы.

2. Л. В. Балашова, В.В. Дементьев. Курс русского языка. Русский язык и культура общения: https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/.

11 класс. Программа Л.Д. Беднарской «Анализ текста. Теория и практика» (Русский язык, 10-11 классы, Элективные курсы. М.: Дрофа. 2010).



1. 1.В.В.Бабайцева. Русский язык. 10-11 классы.

2. Л. В. Балашова, В.В. Дементьев. Курс русского языка. Русский язык и культура общения: https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!