СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Анализ текста. Теория и практика» (Х—Х I классы)»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса спецкурса  "Анализ текста. Теория и практика"  (Х—Х I классы)» для подготовки учащихся старших классов  к одному из самых сложных заданий ЕГЭ - сочинению-рассуждению.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Анализ текста. Теория и практика» (Х—Х I классы)»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение кадетская школа-интернат

«Уваровский кадетский корпус имени Святого Георгия Победоносца»



Рабочая программа

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МС

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ кадетская школа-интернат «Уваровский кадетский корпус имени Святого Георгия Победоносца»

Протокол №

__________________________

___________

от «_____» сентября 20_____г.

«__» __________20___г.

Приказ от __.__.20__г. №











Наименование учебного курса, предмета «Анализ текста. Теория и практика» (Х—Х I классы)»

Класс 10 А класс, оборонно-технический профиль

Годы реализации 2016-2018 учебный год


Уварово, 2016




Пояснительная записка


Программа спецкурса «Анализ текста. Теория и практика» составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку базового уровня (2004 г.) и авторской программы Л.Д.Бернадской в соответствии с программами по русскому языку:  Программы. Русский язык. 10-11 классы. Профильное обучение (элективные курсы). – М. Дрофа, 2012.- с.180-183. Данный сборник входит в перечень рекомендованных инструктивно-методическим письмом «О преподавании литературы в 2014-2015 учебном году в общеобразовательных учебных заведениях Тамбовской области». Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.

Спецкурс обеспечивается материалами учебников:

  1. Бабайцева В. В. Русский язык. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2012.

  2. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: учебник-практикум для старших классов. – М.: Вербум-М, 2012.


Цели и задачи спецкурса «Анализ текста. Теория и практика» (Х—Х I классы)»

Предлагаемый курс последовательно реализует цель: развить навыки анализа и оперирования информативным содержанием прочитанных текстов в целях реальной коммуникации, а также навыки построения самостоятельного текста.

Задачи курса:

— систематизировать и обобщить имеющиеся знания, познакомить учащихся с базовыми понятиями теории текста и теории коммуникации;

— научить анализировать смысловую и логико-композиционную структуру текста;

— научить извлекать из текста источника необходимую информацию и создавать на его базе вторичные (информационные) тексты — конспекты, аннотации, рефераты и др.;

— развить когнитивные умения и навыки, необходимые для овладения различными видами чтения — изучающим, ознакомительным, поисковым, просмотровым;

— развить на базе работы с текстом такие качества речи, как уместность, логичность, последовательность, точность.


Задачи элективного курса:

  • помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ

  • овершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения

  • формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью

  • совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей

  • совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений

  • формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст


Курс рассчитан на 35 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю и предусматривает теоретические, и практические занятия. Самостоятельная работа учащихся в объёме часов не учтена. Данный спецкурс имеет практико-ориентированный характер. Учащиеся закрепляют умения и навыки и обобщают опорные знания по русскому языку. Навыки, приобретённые в ходе занятий, становятся достоянием коммуникативной культуры личности.


Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.


Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

  1. работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов разного типа типа)

  2. самостоятельная работа;

  3. работа в группах, парах

  4. индивидуальная работа.

Основные методы и приёмы работы:

    1. лекция учителя; 

    2. создание проблемной ситуации; 

    3. обобщающая беседа по изученному материалу;

    4. индивидуальный устный опрос;

    5. фронтальный опрос;

    6. выборочная проверка упражнения;

    7. взаимопроверка;

    8. работа с тестами; 

    9. сочинение-рассуждение.


Для достижения поставленных целей и решения задач в учебном процессе используются различные технологии, методы и формы обучения:

1. Технология развития критического мышления – составление кластеров, концептуальных таблиц.

2. Технология сотрудничества - диалоговые методы проведения уроков в сочетании с различными формами групповой работы, различные формы дискуссии.

3. Информационно – коммуникативные технологии - визуализация учебного материала; контроль за умениями, навыками учащихся; интерактивные таблицы, схемы. Оформление учащимися докладов, дидактических материалов, схем, тестов с помощью компьютера. Обращение к интерактивным словарям и пособиям.

4. Технология интерактивного обучения - ролевая игра, дискуссия.

5. Технология личностно ориентированного обучения - развитие индивидуальных способностей ученика; ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.


Механизм формирования ключевых компетенций


Типология ключевых компетенций

Формирование ключевых компетенций

Учебно-познавательные 

организовывать её достижение, планировать деятельность, анализировать, подводить итоги и оценивать результат своей деятельности. 

Информационные 

получение технических навыков по работе с различными устройствами и приборами (ВПХР, дозиметр и т.п.); владение способами работы с информацией и т.п.;  умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач 

Коммуникативные 

Выступление перед аудиторией с результатами своей работы (реферат, доклад и т.п.) с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации). 

Ценностно-смысловые 

Умение формулировать собственные учебные цели (цели изучения данного предмета вообще, при изучении темы и т.п.).  Умение принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером группового проекта). Осуществлять индивидуальную образовательную траекторию. 

Общекультурные 

Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, 

Социально-трудовые 

Осознание наличия определенных требований к продукту своей деятельности; анализ достоинств и недостатков аналогов собственного продукта (при проектной деятельности разного типа,). 

Личностное самосовершенствование

Знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от работы за компьютером, умение организовать свое рабочее время, распределить силы и т.д. 


Виды контроля

Для развития у учащихся умения рефлексировать используются следующие формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.

Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний.

При оценивании письменных  работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся». Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга (по балльной системе).

Формы итогового контроля по освоению спецкурса и критерии их оценки.

  1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке)

  2. промежуточный (проводится в форме творческих работ)

  3. итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания.


Прогнозируемый результат

Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности


К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

  • формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;

  • определять позицию автора;

  • высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);

  • уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;

  • анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.


Учебно-тематический план «Анализ текста. Теория и практика» (Х—Х I классы)» для 10 класса

№ п/п


Наименование разделов, тем


Количество часов

1.

Модуль 1. Теоретический аппарат курса.


Введение

2

Способы выражения темы

4

Синтаксис текста

3

Средства связи смысловых частей текста.

5

Типы речи

4

Стили речи

2

2

Модуль 2. Теория и практика сочинения-рассуждения

9

3

Модуль 3. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.

6


Итого

35


Литература и средства обучения

Методические пособия для учителя:

  1. Бернадская Л.Д. Анализ текста. Теория и практика //Программы. Русский язык. 10-11 классы. Профильное обучение. (элективные курсы ). – М. Дрофа, 2012.- с.180-183.

  2. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык для старших классов» (авторы Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях.- 3-е изд., стереотип. - М.: Вербум – М, 2006. – 117с.

  3. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста. — Томск, 2001.

  4. Виноградов В. В. О теории художественной речи. — М., 1971.

  5. Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб.пособие для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. .— 2-е изд. - М.,1996.

  6. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972.

  7. Николина Н. А. Филологический анализ текста. — М., 2003.

  8. Гребенщикова Н.С. Историко-лингвистический комментарий на уроках словесности: пособие для учителей рус. яз. и лит. - Мн.: «Ансар», 1998.-160с.

  9. Шанский Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Кн. для учителя. — М., 2002.

  10. Энциклопедический словарь юного филолога / Составитель М. В. Панов. — М., 1984.


Календарно-тематическое планирование занятий спецкурса по русскому языку «Анализ текста. Теория и практика» (Х—Х I классы)» для 10 А класса (оборонно-технический профиль) на 2016-2017 учебный год.

№ п/п

Дата


Наименование темы, раздела, уроков

Количество часов

Виды и формы контроля

Примерное домашнее задание

Корректировка сроков прохождения учебного материала

По плану

По факту

Модуль 1. Теоретический аппарат курса.





1

05.09


Введение. Язык –общение – текст.

1




2

12.09,


Понятие о тексте. Признаки текста. Цельность текста

1


Компл. анализ текста Мироновой


Способы выражения темы

4




3

19.09


Способы выражения темы. Заглавие.

1


Подобрать примеры заглавий разного типа


4

26.09


Способы выражения темы. Начало и конец текста (рамка текста)

1


Сочинение по тексту Мироновой


5

03.10,


Ключевые (опорные) слова.

1


Упр. 45


6

10.10


Р.Р. Изложение тоже текст. Подробное изложение с элементами сочинения.

1

изложение

Упр. 55(0-2)


Синтаксис текста

3




7

17.10,


Синтаксис текста (связность). Предложения в составе текста.

1


Упр.75 (Бабайцева)


8

24.10


Количество и характер предложений в тексте.

1


Упр. 77 (Бабайцева)


9

31.10


Способы связи предложений в тексте.

1


Упр. 83 (Бабайцева)


Средства связи смысловых частей текста.

5




10

14.11


Средства связи смысловых частей текста. Лексические средства связи (лексические повторы, синонимы, антонимы, гиперонимы)

1

Анализ текста

определить средства связи в тексте


11

21.11



Морфологические средства связи. Местоимения и союзы в связующей функции.

1

Анализ текста

определить средства связи в тексте


12

28.11


Средства связи смысловых частей текста (практикум)

1


определить средства связи в тексте


13

05.12


Именительный представления.

1




14

12.12


Парцеллированные конструкции.

1




Типы речи

4




15

19.12


Понятие о типах речи. Повествование. Языковые средства выражения повествования.

1

Анализ текста

Упр. 89 (Бабайцева)


16

26.12


Описание. Языковые средства выражения описания.

1

Анализ текстов

Упр. 99 (Бабайцева)


17

16.01


Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения.

1


Упр. 108 (Бабайцева)


18

23.01


Медитативное рассуждение в русской поэзии и лирической прозе.

1

Анализ текста



Стили речи

2




19

30.01


Тексты разных стилей. Языковое наполнение публицистического и научного стилей речи.

1

Языковой анализ текста



20

06.02


Особенности художественного стиля речи

1

Анализ текста



Модуль 2. Теория и практика сочинения-рассуждения

9




21

13.02


Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту как вид экзаменационной работы

1

лекция



22

20.03


Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста

1

лекция



23

27.03,


Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.

1

лекция



24-25

06.03

13.03


Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции (практикум)

2

Лекция, практикум

Сформулировать проблему и авт. пози-цию-Тургенев «Два богача»


26

20.03


Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции. Способы ввода аргументов

1

лекция



27

03.04


Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме практикум

1

практикум



28

10.04


Заключительная часть сочинения

1

практикум



29

17.04


Речевое оформление сочинения

1

Редактирование текста



Модуль 3. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.

6




30-31

24.04

01.05


Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля

2

Лекция

сочинение

Сочинения по текстам худ. стиля


32-34

08.05, 15.05,

22.05


Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля

3

Лекция

сочинение

Сочинения по текстам публиц. стиля


35

29.05


Итоговый урок. Роль текстологии в современном мире.

1


Защита проектов











Учебно-тематический план спецкурса «Анализ текста. Теория и практика» для 11 А класса оборонно-технический профиль)

на 2017-2018 учебный год.



№ п/п


Наименование разделов, тем


Количество часов

1.

Модуль 4. Сочинение на ЕГЭ (задание 25)

16

2

Модуль 5. Практикум. Сочинение-рассуждение формата ЕГЭ

17


Резерв учебного времени

1


Итого

34


Литература и средства обучения

Методические пособия для учащихся:

    1. Козулина М.В. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Сочинение. – Саратов: Лицей, 2016. – 80 с.

    2. Долинина, Т.А. Готовимся к Единому государственному экзамену: русский язык: учимся аргументировать собственное мнение по проблеме: пособие для уч-ся /Т.А.Долинина. – 2-е изд. – М.:ООО «Русское слово – учебник», 2011. – 144с.

    3. Сенина, Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие /Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич. – Ростов н/Д: Легион-М, 2016. – 188 с.


Методические пособия для учителя:

  1. Бернадская Л.Д. Анализ текста. Теория и практика //Программы. Русский язык. 10-11 классы. Профильное обучение. (элективные курсы ). – М. Дрофа, 2012.- с.180-183.

  2. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста. — Томск, 2001.

  3. Виноградов В. В. О теории художественной речи. — М., 1971.

  4. Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. пособие для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. .— 2-е изд. - М.,1996.

  5. Николина Н. А. Филологический анализ текста. — М., 2003.

  6. Гребенщикова Н.С. Историко-лингвистический комментарий на уроках словесности: пособие для учителей рус. яз. и лит. - Мн.: «Ансар», 1998.-160с.

  7. Шанский Н. М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Кн. для учителя. — М., 2002.

  8. Энциклопедический словарь юного филолога / Составитель М. В. Панов. — М., 1984.


Календарно-тематическое планирование

занятий спецкурса по русскому языку «Анализ текста. Теория и практика»

для 11 А класса (оборонно-технический профиль) на 2016-2017 учебный год.

Учитель Агеева М.В.


№ п/п

Дата


Наименование темы, раздела, уроков

Количество часов

Виды и формы контроля

Примерное домашнее задание

Корректировка сроков прохождения учебного материала

По плану

По факту

Модуль 4. Сочинение на ЕГЭ (задание 25)

16




1

02.09


Введение. Тема, идея, проблема текста текста

1


лекционный материал


2

09.09.


Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту как вид экзаменационной работы

1


лекционный материал


3

16.09.


Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста

1


с. 4-8 (Пособие Сениной, Нарушевича)


4

23.09.


Проблема текста. Виды проблем

1


зад. 3-4 с. 16-16 (пособие Сениной, Нарушевича)


5

30.09


Способы выявления проблемы. Как сформулировать проблему?

1


с. 8-14, упр. 5-10 на с. 17-19 (пособие Сениной, Нарушевича)


6

07.10.


Учимся определять и формулировать проблему текста

1

Анализ текстов



7

14.10.


Комментарий к проблеме. Виды комментариев

1

лекция



8

21.10


Учимся комментировать проблему текста

1

Анализ текста

упр. 18 с. 29-31 (написать комментарий) Пособие Козулиной Рус. яз. Подготовка к ЕГЭ. Сочинение


9

28.10


Р.Р. В творческой лаборатории читателя: от текста – к постижению авторского замысла. Символика поэмы Блока «Двенадцать»

1

Анализ текста

сочинение


10

18.11


Что такое позиция автора? Как выявить позицию автора?

1




11

25.11


Р.Р. В творческой лаборатории читателя: от текста – к постижению авторского замысла. Художественный мир поэмы Анны Ахматовой

1

Анализ текста

Анализ поэмы Ахматовой «Реквием»


12

02.12


Практикум: работаем с текстом художественного стиля

1

Анализ текста



13

09.12


Практикум: работаем с текстом публицистического стиля

1

Анализ текста



14

16.12


Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме. Виды аргументов.

1


Задание 5 с. 4-5, Пособие Козулиной


15

23.12


Структура аргументов.

1


Задание 10 с.16-17, Пособие Козулиной


16

30.12


Учимся подбирать аргументы.

1


Задание 10 с.16-17, Пособие Козулиной


Модуль 5. Практикум. Сочинение-рассуждение формата ЕГЭ

17




17

20.01


Р,Р, сочинение на литературную тему. А.Н.Толстой «Пётр I»

1

сочинение



18

27.01


Практикум: работаем с текстом В.Иванова о книгах и чтении

1

Анализ текста



19

03.02


Практикум: работаем с текстом художественного стиля

1

Анализ текста

стр. 54-58, задание 12 стр. 70


20

10.02


Практикум. Работа с текстом В. Астафьева «Полонез Огинского». («На задворках нашего села…»).

1

практикум

Сочинение-рассуждение формата ЕГЭ


21

17.02


Практикум. Сочинение-рассуждение по тексту

1

Сочинение



22

24.02


Р,Р, сочинение на литературную тему

1

Сочинение



23

03.03


Практикум. Сочинение-рассуждение по тексту


Сочинение



24

10.03


Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями

1

Анализ текста

Задание 5 (предл-я 11-30) стр.122-124


25

17.03


Требования к основной части сочинения. Соотношение содержания и формы в сочинении.

1


Сочинение по тексту 6 стр. 173


26

24.03


Типы и формы вступления.


1


Задание 2-3 стр.113-117


27

07.04


Основные виды заключения: заключение-вывод, заключение-следствие, концовка-цитата.

1


Задание 4 стр. 118-120


28

14.04


Практикум. Работа с текстом. Рецензирование ученических сочинений

1

практикум

Задание 2-3 стр.167-170


29

21.04


Промежуточный контроль знаний. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля

1

сочинение

Сочинение-рассуждение формата ЕГЭ


30

29.04


Речевое оформление сочинения: фактические и речевые ошибки. (практикум)

1

Редактирование

Задания1-2 стр. 132-133


31

05.05


Речевое оформление сочинения: речевые ошибки. (практикум)

1

Редактирование

Задания 3-7 стр. 33-140


32

12.05


Практикум. Работа с текстом

1

Анализ текста

Текст Сочинение-рассуждение формата ЕГЭ


33

19.05


Итоговый урок. Критерии оценивания задания 25 (ЕГЭ- 2018).

1


-


34



резервный