Объяснительная записка.
Резкое ускорение научно-технического прогресса вызвало массивное давление человека на природу, что приводит к изменению окружающей среды. Острейшие противоречия между обществом и природой привели к угрозе всемирного экологического кризиса.
До недавнего времени многие люди имели лишь самое общее представление о нашей планете как целостной сбалансированной системе. На международной конференции ЮНЕСКО по охране природы в Париже(1968) было принято обращение к правительствам и народам. В нем подчеркивалась необходимость международного сотрудничества в области экологического образования. Конференция положила начало Международной программе научных исследований и подготовки специалистов, призванной разработать научную основу сохранения и рационального использования ресурсов биосферы. Стокгольмская конференция по вопросам окружающей среды(1972) приняла декларацию об охране окружающей среды и рекомендации о необходимости создания Международной программы по образованию в области окружающей среды. В1915г. ЮНЕСКО совместно с ЮНЕП (Комиссия ООН по окружающей среде) приступила к ее осуществлению. Проблемам экологического образования были посвящены международные конференции в Тбилиси (1977) и Москве (1987) .На конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро(1992) обсуждались вопросы науки и образования. Экологическое образование рассматривалось как необходимое условие устойчивого развития на местном, региональном и глобальном уровнях. Экологическое образование строится на новой системе экологических ценностей. Они исходят, прежде всего, из того, что человек - органическая часть природы, что жизнь уникальна и др.
Таким образом, в целях предотвращения экологической катастрофы мировое сообщество уделяет первостепенное внимание экологическому образованию. Этому способствуют такие государственные документы, как Закон Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды” (1991), Закон Российской Федерации “Об образовании”, постановление “Об экологическом образовании обучающихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации 1994”.
Концепция общего среднего экологического образования рассматривает его как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.
Конкретная цель экологического образования младших школьников может быть сформулировано как становление научно-познавательного, практически –
деятельностного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.
Эта формулировка опирается на такие психофизиологические особенности младших школьников, как целостное мировосприятие, врожденная любознательность и эмоциональная восприимчивость. Школьники стремятся овладеть грамотой изучения природного и социального окружения, правилами и нормами поведения в природе и обществе, научиться оказывать помощь природным обитателям.
В целевой установке экологического образования отмечена и такая специфическая особенность - неразрывное единство чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека как важное условие становления у детей элементов экологической культуры.
Цель экологического образования в начальной школе: идеал- модель выпускника начальной школы. Это требует решения следующих задач:
- обучение-формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценки и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;
- воспитание потребностей (мотивов, побуждений), направленных на реализацию здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;
- развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы - эстетического воспитания и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы - уверенности в возможности решить экологические проблемы; стремление распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды.
Эти задачи, очерченные в Концепции общего среднего экологического образования, приемлемы для всех возрастных этапов школьного обучения с обязательным учетом возрастных особенностей.
Эколого-краеведческая работа является междисциплинарной по своей сути в отличие от специальных направлений, таких как географическое, экономическое, историческое, искусствоведческое, лингвистическое, этнографическое и т.п. Экологическое краеведение в школе связано с организацией учителем совокупности видов деятельности, направленных на познание учениками природы своего края в прошлом и настоящем, выявление местных экологических проблем, поиск и практическую реализацию доступных для учащихся путей их решения. Разумеется, осуществление экологического краеведения в таком понимании возможно только в среднем и старшем звеньях школы. Однако учет особенностей данного направления краеведения учителем начальных классов повышает эффективность эколого-краеведческой работы с младшими школьниками, что позволяет подготовить их к участию в эколого-краеведческой деятельности на последующих этапах образования.
Результатом краеведческого подхода в экологическом образовании младших школьников является осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в крае, многопланового значения природы, потребность общения с родной природой, бережное отношение к живому.
Комплексный характер взаимодействия человека с природой в условиях родного края и возникающих при этом экологических проблем определяют объекты эколого-краеведческой работы со школьниками. К ним относятся: природа, хозяйство, история, население, искусство края, рассматриваемые с точки зрения взаимодействия общества с природой. Эти объекты можно конкретизировать следующим образом:
природа – типичные и редкие виды организмов, типичные природные сообщества; охраняемые территории, памятники природы, природные ресурсы края;
хозяйство – местные промышленные предприятия, использующие природные ресурсы и влияющие на окружающую среду; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию; службы благоустройства;
население – особенности экологической культуры местного населения, отношение к окружающей природной среде учащихся школы;
искусство – произведения профессионального искусства; народные промыслы, связанные с использованием природных материалов; легенды, сказки, игры, танцы, песни местного населения с природными сюжетами;
история – происхождение обычаев и традиций отношения к природе; происхождения названий населенных пунктов и других географических объектов; развитие природоохранной деятельности взрослых и школьников в крае.
Перечень конкретных объектов экологического краеведения может быть значительно шире. Школьное краеведение имеет две взаимосвязанных стороны - краепознание и краестроительство. При проведении эколого-краеведческой работы необходимо помнить оба эти условия, так как только в процессе практической деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды формируется бережное, а затем и ответственное отношение к природе.
Взаимосвязь двух сторон краеведения осуществляется при организации различных видов деятельности учащихся – познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, художественно-эстетической, трудовой – их совокупности.
Познавательная деятельность связана с приобретением и совершенствованием знаний, получаемых учащимися от учителя в виде информации, выполнения опытов и наблюдений, чтение краеведческой литературы, выполнение заданий учителя на применение знаний.
Ценностно-ориентировочная деятельность направлена на осознание учениками многостороннего значения природы для населения края и необходимости в связи с этим сохранения и улучшения природной среды.
Коммуникативная деятельность предполагает активность самих учеников, что проявляется, например, при подготовке и выполнении сообщений в классе; при коллективном планировании и обсуждении результатов практических природоохранных дел.
Художественно-эстетическая деятельность заключается в восприятии эстетических свойств природных объектов и произведений искусства (изобразительного, музыкального, литературного, декоративно-прикладного, зодчества, устного народного творчества), а также создание художественных образов, связанных с природными объектами и отношением людей к природе. Разнообразны и формы художественного творчества учащихся: выполнение рисунков, плакатов, сочинений, посвященных природе родного края и отдельным ее объектам; сочинения и оформление экологических сказок; участие в подготовке спектаклей экологического содержания; изготовление поделок из природного материала и др.
Трудовая природоохранная деятельность связанна с сохранением и улучшением окружающей среды. Реально возможности такой деятельности ограниченны преимущественно благоустройством своего класса и школы, ее территории. Сюда входят: озеленение класса и разведение комнатных растений, уход за ними, уборка территории школы, перекопка газонов, посев семян цветочных и древестно- кустарниковых пород, уход за растениями на пришкольном участке и т. п.
Включение учеников в различные виды деятельности в процессе эколого-краеведческой работы соответствует деятельностно-личностному подходу в образовании и воспитании, причем следует иметь в виду, что при выделении отдельных видов деятельности есть некоторая условность. Так, познавательная деятельность является инвариантной стороной любой деятельности; усвоение учеником тех или иных знаний осуществляется в процессе общения с учителем и т.п. Осознание специфики каждого вида деятельности и их взаимосвязи позволяют более эффективно осуществлять эколого-краеведческую работу с учащимися.
Внеклассные занятия по эколого-краеведческому воспитанию и образованию выступают в качестве дополнительной формой учебно-воспитательной работы с детьми. Работа это преследует те же цели, что и школьные занятия. Но в отличие от систематических уроков внеклассная работа не имеет обязательной программы, а строится на основе интересов, возникающих у детей при изучении природы. Внеклассные занятия открывают широкий простор для проявления их активности, самодеятельности и творчества. Правильно организованная внеклассная работа не подменяет школьной работы, а дополняет ее и тем самым способствует ее улучшению. Появляется больше возможности при сборе и подготовке материала для занятий в школе, при организации длительных наблюдений над животными и растениями в уголке живой природы, на пришкольном участке и пр. Внеклассные занятия дисциплинируют учащихся, способствуют развитию чувства ответственности, интереса к изучению наук. В отличие от внеурочной формы работы, которая связана непосредственно с программой и обязательна для выполнения учащимися, эта форма занятий строится на интересе, инициативе и добровольности. Содержание ее может выходить за пределы программы, изменяться и корректироваться по ходу проведения занятий. Кроме того, сами учащиеся могут предлагать тематику работы, что открывает большие возможности для деятельности Детей и позволяет удовлетворить разнообразие их интересов.
В процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди постепенно устанавливали нормы и правила поведения в окружающем мире.
Они понимали, что, разрушая природу, человек уничтожал свое будущее. Тысячелетиями складывались народные традиции, создавалась народная педагогика, направленные на сохранение среды обитания и всего живого на Земле. Из поколения в поколение передавались накопленные знания и умения, воспитывалась любовь к родной земле, потребность заботится о ней.
Народная педагогика строилась на таких фундаментальных основах, как труд, бережное отношение к природе, на высоких нравственных принципах, на уважении к человеку как носителю народной мудрости. Народная мудрость, помогавшая выживать в условиях суровой природы, нашла отражение в сказках, героическом эпосе, пословицах, поговорках, загадках, а также в праздниках и обрядах, обычаях и играх. Народная культура взаимоотношения человека с окружающим миром во многом утрачено. Поэтому возрождение народных традиций сегодня - важная и благородная задача.
В своей практике я применяю самые разнообразные формы внеклассной работы: индивидуальная, групповая, массовая. Все эти формы тесно связаны между собой и дополняют друг друга. В основе каждой из них лежит преимущественно практическая работа детей под моим руководством, поэтому при выборе той или иной формы учитываю степень подготовки учащихся, уровень их развития, индивидуальные особенности и интересы.
Индивидуальная работа обычно выполняется отдельными учениками и часто носит эпизодический характер. Интерес к работе обычно зарождается при выполнении домашних заданий или во время экскурсий. Дети по поручению выполняют небольшие задания, которые являются продолжением классных занятий. Так, например, можно предложить детям собрать и оформить коллекцию листьев различных деревьев, провести по заранее разработанному плану наблюдения над птицами на дому у учащихся. Предлагаю детям выяснить сроки наступления тех или иных сезонных изменений в природе (изменение цвета листвы, листопад, замерзание водоемов, набухание почек и пр.) Подобрать загадки, пословицы, народные приметы, стихотворения о времени года или каком-то природном явлении, объекте. Такие задания выполняются частью в школе, частью на дому и носят на первых порах индивидуальный характер. Любителям природы объясняю, как проводить наблюдения, выполнять то или иное задание. В процессе выполнения задания у детей развивается познавательный интерес, развивается эмоциональный отклик и художественное восприятие красоты природы.
В 2-4 классах рекомендую чтение литературы эколого-краеведческого содержания, проведение опытнической работы, результаты проведенных опытов сообщаются на классных занятиях, по прочитанной книге учащиеся готовят короткое сообщение.
В начале это может быть временная группировка учащихся, объединяемых общей конкретной задачей, общим планом работы, которая потом по мере взросления и накопления знаний перерастает в постоянный кружок. Они проводят коллективное наблюдения за объектами природы, ставят опыты, обсуждают их результаты. Работа, проводимая в подобных кружках, дает богатый материал для развития у детей устной и письменной речи. Вместе с Еленой Алексеевной Зубаревой, руководителем кружка «Введение в краеведение» и Проценко Татьяной Николаевной, руководителем секцией туризма, планирую работу, учитывая интересы учащихся, пожелания родителей.
По мере изучения окружающего мира у детей постепенно начинают выявляться вкусы и запросы. Одних привлекают растения, других - животные, третьим интересно изучение минералов. В 2-4 классах значительная группа ребят проявляет интерес к изучению явлений и объектов неживой природы, к постановке опытов по изучению свойств веществ. Яркие сезонные явления и сопутствующие им работы в уголке живой природы или с комнатными растениями, естественно, привлекают внимание и интерес детей в сторону новых объектов.
Работа детей в кружках дает возможность использовать результаты некоторых опытов на уроках, способствует развитию интереса к предметам естественного цикла. Кружок не отвлекает учащихся от основной учебной работы, а наоборот, помогает им усвоить необходимые знания, развить определенные умения и навыки. Учебная работа в классе служит как бы теоретической основой для самостоятельной работы в кружке, а работа в кружке способствует оживлению работы на уроке. Кроме того, в кружке можно организовать сбор материала, составление коллекций, изготовление наглядных пособий, которые с успехом используются впоследствии на уроках. Опыты, поставленные на внеклассных занятиях, можно продемонстрировать на уроке или обсудить их результат. Например, во 2 классе изучается тема «План и карта». Несколько занятий кружка были посвящены этой теме. После беседы и лабораторно-практической работы была проведена деловая игра. На территории школы по плану местности дети искали «секрет» другой команды учащихся.
Работа учащихся в кружке является хорошим средством воспитания. Часто в результате этих занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к чтению, что очень важно в начальных классах. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность. Кроме того, кружок способствует экологическому образованию и природоохранному воспитанию учащихся. У них развивается чувство любви к природе, ответственности за сохранение ее богатств, развивается эмоциональный отклик и художественное восприятие красоты окружающей природы.
В кружке сочетаются индивидуальная работа каждого ученика с коллективной. Дети объединены общей целью, достижение которой связано с преодолением определенных трудностей, которые им посильны. С самого начала создается детский коллектив, объединенный общей совместной работой. Поэтому занятия в кружке начинается с общей работы, а затем переходить на индивидуальные и звеньевые. Это может быть экскурсия в природу для проведения наблюдений и сбора материала, в музей, просмотр учебного или научно-популярного кинофильма о природе с последующим обсуждением и т.д. Внеклассные занятия отдельных учащихся и групп связаны с массовыми мероприятиями, проводимыми школой: «День птиц», «День леса», «Осенний карнавал», «Масленица», конкурсы, викторины и т.д. Учащиеся принимают участие в городском туристско – краеведческом образовательном проекте «Малая Родина», «Я – комсомольчанин».
Большое значение имеют массовые формы внеклассной работы. Они позволяют привлечь большое количество учащихся начальной школы. Посильное участие в различных видах работ принимает каждый ребенок. Проводятся конкурсы-выставки рисунков и плакатов, поделок из природного материала на темы: «Мой родной край», «Охраняй природу», « За здоровый образ жизни» и т. д. Массовой формой работы являются экскурсии в природу, музеи, на выставки, предприятия города. Можно провести экскурсию-поход на водоемы, в лес, во время которой исследуется растительный и животный мир края. Экскурсии-походы могут носить комплексный характер и проводится совместно со специалистами по разным предметам. Другой формой массовой работы являются занимательные викторины, тематические вечера, КВН, игры и т.д. . Вместе с учениками других классов дети участвуют в благоустройстве пришкольного участка, в оформлении интерьера школы, в городских экологических акциях.
Разнообразны методы внеклассной работы. Это рассказ, беседа, работа с книгой, лабораторно-практическая работа. Особое место среди содержательных и организационных мер экологического образования и воспитания школьников во внеклассной работе занимают беседа и рассказ учителя. Экологическое образование в первую очередь направлено на воспитание у детей культуры отношений с окружающей средой, а воспитание, по убеждению В.А.Сухомлинского, это, прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными, растениями, людьми. Воспитывать чувства, отношения - это значит словом и делом вызывать у детей соответствующую реакцию, намеренно создавая определенную ситуацию или используя естественную обстановку. Именно участие в беседе, индивидуальной и коллективной, дает ребенку возможность понять целесообразность выбора того или иного образца поведения, мотивы своего или чужого поступка. Сопереживание, сочувствие, возникающие в душе ребенка, - это и есть момент переоценки, пересмотра своего поведения, отношения к животным и растениям. Так как потребность в усвоении общечеловеческих ценностей и нормативов являются особенностью психологического развития младшего школьника. Процесс формирования современных экологических ценностей, воспитания гуманного отношения ребенка к окружающему миру проблематичен. Он зависит не только от новых нравственных ценностей в содержании образования, не только от использования эффективных форм обучения и воспитания, но и от реального жизненного опыта, среды окружения ребенка - в школе, на улице, дома, в семье и т. д. Однако школа работает на перспективу и создает самые благоприятные условия для формирования человека- гражданина. Беседуя детьми на этические темы, нужно быть предельно тактичным деликатным, чтобы не ранить нежную душу ребенка, не вызвать гнев и преследование товарищей. Без унизительных осуждении в беседе, учащиеся подводятся к нужным выводам. Не опасаясь последствий, для достижения определенных воспитательных целей можно использовать ситуацию из художественной научно-популярной литературы.
Важное место в эколого-краеведческой работе занимают экскурсии. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся.
По тематике экскурсии можно разделить на группы:
- ознакомление с многообразием органического мира края, наблюдения за явлениями природы в различное время года;
- ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, топонимикой, полезными ископаемыми Хабаровского края;
- экологические экскурсии по изучению приспособленности организмов к среде обитания, различных видов сообществ, ознакомлению с природным богатством края и проблемами охраны окружающей среды;
- экскурсии в краеведческий музей, на выставки, на сельскохозяйственные производства и предприятия края, станции юннатов, опытные станции.
На экскурсиях открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. Как и на практических занятиях, у школьников формируются навыки самостоятельной работы. Они знакомятся со сбором и обработкой экскурсионного материала. Планомерное проведение экскурсий развивает у учащихся навыки изучения своего края. Большое воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у детей воспитываются интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимают необходимость бережного отношения к природе. Это эмоциональная сторона экскурсии. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в памяти. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся. Также экскурсия укрепляет сознательную дисциплину школьников, развивает у них самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных ситуациях. Поэтому экскурсия имеет большое значение для воспитания коллективистических навыков. Экскурсии имеют большое значение и для физического развития учащихся. Пребывание на свежем воздухе, в естественной природной среде закаляет и укрепляет здоровье учащихся. Во время экскурсии обязательно провожу спортивные эстафеты, игры, а также знакомлю детей с народными играми. В своей практике отдаю предпочтение проведению комплексных экскурсий. Важнейшей особенностью восприятия природы в самой природе является его целостный характер. Ведь живая природа одновременно воздействует на все органы чувств ребенка, он воспринимает зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные ощущения, которые создают в сознании пытливого исследователя целостный образ природы. Современный мир для учащихся начальных классов богат и разнообразен, но в картине мира для него тесно связанные друг с другом семья, школа, природное и социальное окружение. Отношение к ним формируется под воздействием знаний, действий и нравственно-эстетических чувств. Поэтому комплексный подход к организации и проведению эколого-краеведческих экскурсий должен проявляться во взаимосвязи различных учебных предметов в многообразной деятельности школьников, обобщении результатов, использование собранных материалов и наблюдений на уроках различных дисциплин.
Подготовка к комплексным экскурсиям ведется на различных учебных предметах, а тематика имеет по возможности экологическую направленность, раскрывает природные связи, связи поведения человека состоянием природной среды, ее ценностными свойствами. И в обобщении результатов комплексной экскурсии задействовано группа учебных предметов, а иногда почти все: литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, художественный труд, изобразительное искусство. Формы использования результатов экскурсии могут быть разнообразными. На уроках русского языка и литературного чтения имеется возможность обогащать словарь учащихся, формировать нравственно-эстетические и ценностные отношения школьников. Изучению некоторых тем по изобразительному искусству, художественному труду и музыке должны предшествовать наблюдения детей в природе. Пейзажи и рисунки объектов природы действуют на ребенка более эффективно, если они подкрепляются личными впечатлениями и переживаниями. Математика вносит свой вклад в развитие экологического отношения к окружающему миру. Этому может содействовать содержание задач. Их решение( как на экскурсиях, так и на у роках математике ) приучает детей прогнозировать последствия своей деятельности, быть более бережливыми при общении с объектами окружающего мира, более пытливыми и внимательными. Можно придумать множество вариантов задач, имеющих природозащитную направленность.
Перед прогулкой, экскурсией, занятием на экологичекой тропе можно прослушать фрагмент музыкального произведения и во время занятия предложить детям вспомнить эти фрагменты и подумать, какие из окружающих предметов и явлений «похожи» на эту музыку. Дети учатся слушать звуки музыки в природе. Весной предлагаю им послушать, как капает вода с тающих сосулек, как поют птицы, как журчит талая вода. Осенью обращаю внимание на шум листвы деревьев при сильном и слабом ветре, шум дождя. Специально подобранные музыкальные произведения записи голосов птиц или других природных звуков обязательно используются во время проведения экологических праздников, при постановке инсценировок.
Музыка так же способствует эколого-эстетическому развитию учащихся, помогают ему постигать мир природы через музыкальные образы, сопоставлять свои впечатления о природе с чувствами других людей, авторов музыки, учит выражать свои чувства языком звуков.
С помощью разнообразных заданий, имеющих эколого-краеведческую направленность можно управлять познавательной учебной деятельностью. Она влияет на развитие интеллектуальных, эмоциональных и действенно-волевых качеств, создающих основы для становления у детей экологической культуры.
Задания должны быть направлены на систематизацию, обобщение знаний о природных взаимосвязях, об отношениях человека с природой, на открытие этих связей в окружающем мире ребенком.
Содержание и форма подачи практических заданий должны быть ориентированы на детей младшего школьного возраста с учетом их интересов и особенностей мышления, преимущественно наглядно-образного. Необходима смена различных видов деятельности: нарисовать, сочинить, прочитать, раскрасить, отгадать загадки, провести наблюдение и т.д. Заслуживает внимания и внешнее оформление заданий. Лучше всего для этой цели подходит его конструирование на отдельном листе бумаги. Задания, оживленные рисунками, позволяют слить воедино слово и образ- понятие и представление, что помогает закрепить знания.
Деятельность учащихся в природе, по мнению академика И.Д.Зверева, является результатом проявлений к ней истинных отношений, критерием развивающегося сознания, показателем их социальной активности. Недопущение действий, приносящих вред окружающей среде и ее обитателям, посильное участие в преодолении негативных влияний на природу, разъяснение и пропаганда природоохранительных законов. Деятельность учащихся в окружающем мире – проявление их гражданской сознательности. Деятельность школьников в окружающем мире чаще всего носит потребительский характер. Основная причина заключается в том, что большая часть практической деятельности протекает стихийно, без педагогического воздействия. Моя задача – совершенствование руководство практической деятельностью учащихся по сохранению, умножению и разумному использованию природных ресурсов. Не смотря на то, что существует мнение об ограниченных возможностях вовлечения младших школьников в природоохранительную деятельность, содержание практического участия детей в защите и благоустройстве окружающей среды может быть разнообразной. Это уборка квартиры, школьного помещения, самообслуживание, уход за домашними животными, выращивание комнатных растений, благоустройство школьной территории и своего микрорайона. Много других важных дел доступно младшему школьнику. Но необходимо учитывать, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать. Например, как надо подкармливать птиц, собирать ягоды и грибы, как заготавливать лекарственные растения, как соблюдать правила личной гигиены, как ухаживать за животными, как сажать и ухаживать за саженцами и т. д. Учащиеся класса принимают активное участие в экологической акции «Покорми зимующих птиц». Вместе с родителями дети сделали кормушки, на территории школьного двора расположили их. Каждый день группа дежурных по классу проводит подкормку птиц.
Необходимо решать несколько задач в эколого-краеведческой подготовке младших школьников. Необходимо формировать определенный уровень экологической культуры. Учить применению эколого-краеведческих знаний в конкретной трудовой деятельности. Формировать навыки и умения общественно полезной деятельности, связанной с охраной и преобразованием окружающей среды. Выработка у школьников норм поведения, адекватных задачам рационального природопользования .
Игра для детей не только отдых и развлечение, но и необходимый вид деятельности. Без игры ребенок не может расти, обучаться, воспитываться, развиваться. “У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять,- советовал А. С.Макаренко. Надо не только дать ему поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь“.
С точки зрения психологов, игра это особая форма активности, деятельности ребенка. В ней выражаются отношения ребенка к окружающей действительности, к людям и к самому себе. Известный психолог С. Л. Рубинштейн считает, что “игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир“.
Игра-инструмент воспитания, приобщения ребенка к жизни природы и общества, развития его физических, интеллектуальных и эмоциональных качеств. Этому отвечают и возрастные особенности младших школьников - их эмоциональность и легкая утомляемость, тяга к фантазии, творчеству. Игра - важнейшее средство воспитания экологической этики, культуры отношений человека с природой и обществом.
Игра служит ценным средством формирования личности. Она активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к познанию мира. Дети преодаливают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение ,облегчают процесс усвоения знаний. Разыгрываемая роль создает мотив обучения и оказывает положительное влияние на осознание его учащимися.
Содержание игр по краеведению разнообразно. В них ярко отражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Это делает игру важным средством формирования личности, воспитания нравственных чувств и побуждений. Развитие игрового творчества способствует воспитанию у детей необходимых в жизни качеств: целенаправленности, изобретательности, настойчивости.
С педагогической точки зрения дидактические игры - это такая форма обучения , в которой субъекты учебно-воспитательного процесса являются его активными участниками. Игры служат средством развития творческой активности, мышления, способности к анализу ситуаций, постановки и решения задач.
Существует множество классификаций игр. Это, например игры ролевые, деловые, обучающие, имитационные и т. д. Наиболее часто использую ролевые и имитационно-ролевые игры, моделирующие возможную реальную ситуацию. Эти игры требуют разработки-сценария, распределения ролей, продуманной режиссуры - и очень трудоемки по исполнению. Они рассчитаны не столько на улучшения знаний, сколько на личностное самовыражение, самоопределение, понимание самого себя и познание других участников игры.
В игровой учебной деятельности роли учителя и ученика коренным образом изменяются. Учитель в игре перестает быть для ученика только источником знаний и становится режиссером игры и консультантом по организации познавательной деятельности. Ученики же в игре - активные участники учебного процесса. Они сами определяют цель игры, ищут способы ее достижения, вырабатывают пути решения возникающих задач.
Вариантов дидактических игр и игровых приемов можно придумать множество. Это могут быть различные викторины с вопросами, загадками, рисунками, просто с заданиями. Игры-викторины легко могут приобрести характер ролевых, если каждый ученик выберет роль того или иного действующего лица, подготовит костюм или элементы их оформления. Например, в 2001-2002 учебном году проводились игра-конкурс Личина дерева “, театрализовано-спортивная игры “ По тропинке в сказку “, “ Масленица К этим мероприятиям дети с родителями подготовили замечательные костюмы. Больше всего дети любят играть в игры-перевоплощения, игры ролевые. Стремления и потребности ребенка получают наиболее полное удовлетворение в творческих играх (сюжетно-ролевая) в “кого-нибудь” или во “что-нибудь”. Ребенок в своих поступках придерживается правил, заданных той ролью, которую он выбрал. Действуя в воображаемой ситуации, он как бы перешагивает границу своих возможностей: становится более волевым, решительным. Вот почему именно творческая игра является одним из важных методом воспитания.
Большой интерес представляет игра-импровизация, которая дает широкие возможности для раскрытия творческих способностей и изобретательности детей. Главная прелесть игры - выдумка, фантазия, внезапность. Но и в этом случае надо хорошо знать примерный ход игры.
Большое значение в эколого-краеведческих внеклассных занятиях имеет работа с книгой, особенно в 2- 4 классах. Задачи внеклассного чтения сводятся к следующему:
1. Пробудить интерес к изучению природы, истории, культуры народов родного края.
2. Углубить и расширить знания и навыки, приобретенные учащимися во время классных и внеклассных занятий.
В связи с этими задачами разрабатывают список литературы необходимой для работы детей. В этот перечень входят научно популярные книги с занимательным материалом, пробуждающие интерес и пытливость учащихся. В серию книг, включаю всевозможные пособия, справочники, атласы, помогающие организовать наблюдение над объектами и явлениями природы. Подобная литература помогает учащимся организовать самостоятельную работу. Подбор книг соответствует возрасту и развитию учащихся.