СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст выступления на ЕМД. Тема: Интеграция уроков истории и литературы как средство формирования ключевых компетенций школьников.(На примере интегр. урока по литературе и истории в 11 классе «Литературный процесс 20-х годов и трагические события эпохи").

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст выступления на ЕМД. Тема: Интеграция уроков истории и литературы как средство формирования ключевых компетенций школьников.(На примере интегр. урока по литературе и истории в 11 классе «Литературный процесс 20-х годов и трагические события эпохи").

Просмотр содержимого документа
«Текст выступления на ЕМД. Тема: Интеграция уроков истории и литературы как средство формирования ключевых компетенций школьников.(На примере интегр. урока по литературе и истории в 11 классе «Литературный процесс 20-х годов и трагические события эпохи").»

Текст выступления учителя русского языка, литературы, истории, обществознания Вагановой Н.Н. на ЕМД 12.12.2018 г.


Тема: Интеграция уроков истории и литературы как средство формирования ключевых компетенций школьников.

(На примере интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе «Литературный процесс 20-х годов и трагические события эпохи»).


Одной из главных задач современного образования является подготовка обучающихся к жизни в высокоразвитом обществе. Решение данной задачи возможно через формирование различного рода необходимых компетенций. Наиболее эффективным способом их формирования является интеграция школьных учебных дисциплин. Помимо этого, интегрированное занятие способнооживить образовательный процесс, позволяет рационально использовать учебное время. Интегрированныеуроки способствуют формированию целостного взглядана окружающую действительность, позволяют воспринимать взаимосвязи различных явлений и процессов жизни.

В условиях введения в образование ФГОС в приоритете становятся межпредметные связи, которые считаются высшим уровнем школьного образования. Специфика интегрированного урока заключается в том, что его проводяти организуют два или более учителя, либо один учитель,имеющий квалифицированную подготовку по нескольким смежным дисциплинам.

Таким образом, интегрированные уроки в современном учебном процессе приобретают важную и значимую роль.

Как же возникает идея интегрированного урока?

Изначально идея возникает из сопричастности и взаимодополняемости некоторых школьных предметов. Так как перед педагогами современное образование ставит задачу сформировать у обучающихся целостную картину мира, то и появляется необходимость интеграции между уроками. Ведь именно они открывают перед учителями и учениками значительные возможности. В рамках проведения интегрированного занятия учащиеся могут приобрести разносторонние, более углубленные знания, используяинформацию по нескольким предметам. На интегрированном занятии формируется одно из главнейших умений: перенос знаний из одной отрасли в другую. Данный факт позволяет развивать критическое мышление, аналитическую деятельность.

Благодаря всему выше перечисленному, достигается целостное восприятие, окружающей ученика, действительности. Помимо этого интеграция позволяет формировать творческие способности самостоятельной, толерантной, ответственной личности. Интегрированные занятия организованы таким образом, чтобы способствовать реализации дифференцированного подхода к получению информации и знаний обучающихся.

Интегрированный урок открывает возможности для разных категорий обучающихся, в зависимости от их способностей. Учащимся предлагаются различные методы получения и усвоения знаний: от глубокого, подробного анализа изучаемых процессов до простого пересказа изученной информации. В ходе участия в интегрированном занятии у детей формируется преемственность знанийразвивается умение обобщать, систематизировать, анализировать полученные знания из нескольких предметов.

Для правильного построения интегрированного занятия необходимо определить основные его отличия оттрадиционной формы урока. Основная часть интегрированного урока, в отличие от традиционного, наиболеевариативна, так как включает разнообразие изучаемыхявлений, которые подразумевают применение разныхметодов обучения и организации познавательной деятельности обучающегося.

Интегрированный урок продемонстрирует результативность, если будут реализованыследующие дидактические задачи:

− интегрированное занятие должно быть актуальным, содержать проблему, обязательно подразумеватьмежпредметные связи;

− преподаватели при подготовке урока должны тесновзаимодействовать между собой (если занятие проводят 2 учителя);

− педагог обязательно организует кураторство над деятельностью учащихся при выполнении интегрированногоопережающего домашнего задания;

− при применении интеграции обязательно использовать приемы обратной связи;

− в интегрированном уроке должна прослеживатьсяпреемственность между его этапами.

Также при подготовке интегрированного урока педагогу следует уделить особое внимание возрастным особенностям учащихся, возможностям класса, отношенияммежду учащимися. Организация интегрированных занятий подразумевает особую четкость, продуманность и логическую взаимосвязь изучаемой информации по интегрированным предметам. Особо необходимо отметить, что привлечение в образовательный процесс интегрированных занятий предполагает увеличение объема самостоятельнойработы учащихся, поскольку расширяется тематика изучаемого материала по предметам.


Обратимся непосредственно к примеру интегрированного урока по истории и литературе «Литературный процесс 20-х годов и трагические события эпохи».

Целью урока является обобщение и интеграция знаний учащихся о событиях эпохи 20-х годов как ключевых событиях XX века в истории России через обзор литературы 20-х годов на примере творческих поисков и трагических судеб поэтов (О.Мандельштама, Н.Гумилева, М.Цветаевой).

Исходя из поставленной цели,были определены следующие задачи урока:

  1. Обобщить знания учащихся об основных событиях 20-х годов в России (Первая мировая война, революция, Гражданская война, первые репрессии), об изменениях в общественно-политической жизни страны. Раскрыть сущность представлений поэтов (О.Мандельштама, Н.Гумилева, М.Цветаевой) к политической жизни 20-х годов XX века в контексте их трагических судеб. На основе анализа текстов помочь учащимся почувствовать особенности данной исторической эпохи.

  2. Развитие и совершенствование у учащихся умения анализировать литературные произведения и исторические документы, обобщать, делать выводы и обобщения, расширение кругозора учащихся.

  3. Воспитание гражданственности и патриотизма на примере исторических фактов и литературного произведения;прививать эстетический вкус и чувство причастности к творениям отечественных мастеров слова.

Форма проведения: историко-литературный альманах.

С первых минут урока мы постарались окунуться и прочувствовать весь трагизм данной эпохи. Именно поэтому в качестве эпиграфа были выбраны слова Анны Ахматовой, которые прозвучали под звон колокольчика:

«И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл…».

После вступительного слова учителя ставится проблемный вопрос для учащихся. «Враги народа. Кто они? М. Цветаева, О. Мандельштам, Н. Гумилев?».

Далее 1 страницу историко-литературного альманаха открывают учащиеся с подготовленной исторической справкой (Первая мировая война, революция, гражданская война, волна первых репрессий в стране) – домашним заданием по истории.

Затем дается понятие «враг народа» (Враг народа — термин римского права, предполагавший объявление лица вне закона и подлежащим безусловному уничтожению.Термин «враг народа» определялся в части 2 статьи 131 Конституции СССР 1936 года: Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа. Теоретическим обоснованием борьбы с врагами народа служила концепция Сталина об обострении классовой борьбы по мере продвижения страны к социализму.)

После анализа ответов и прослушивания комментариев, учитель читает стихотворение, написанное в ночь пред расстрелом, одной из членов семьи царя Н. Романова, княгиней Ольгой Романовой: “Молитва” (на фоне музыки Георгия Васильевича Свиридова “Метель”).

Плавно переходим ко 2 странице альманаха, где учащимся предлагается обратиться к творчеству О.Мандельштама, а точнее, к его стихотворению “ Мы живем, под собою не чуя страны…” и ответить на вопросы:

1. Основная тема и мысль стихотворения.

2. Образ чего создает поэт в первом четверостишие?

3. Каков образ Отца народа?

4. Как можно интерпретировать последние две строки:

Что ни казнь у него – то малина

И широкая грудь осетина?

Ученики приходят к выводу, что главная тема стихотворения – описание Сталина как единоличного хозяина целой страны. Основная мысль: Сталин силён, внушает страх и трепет, но ненависть к нему сильнее страха. В стихотворении он лишён всего человеческого, похож на лубочное изображение чёрта, является воплощением абсолютного зла. Вождь - единственный, кто решает судьбы окружающих его людей. Он чрезвычайно жесток. Следовательно, людские жизни не имеют для этого усатого монстра никакого значения и никакой ценности. И для Мандельштама в этом заключается истинная трагедия России. Поэт не может смириться с подобной ситуацией. Автору очень тяжело осознавать, что его страной управляют кровавые монстры, не имеющие никаких представлений о нравственности и морали.

Также ребята отмечают атмосферу всеобщего страха, сковавшего страну, которым пронизано стихотворение.

Далее учитель и подготовленная ученица 11 класса рассказывают о последствиях, которые наступили для О.Мандельштама после публикации этого стихотворения в 1933 г. (арест и ссылка) и о трагической судьбе поэта, его смерти в 1938 г. в одном из пересыльных пунктов во Владивостоке.

3 страница историко-литературного альманаха: «Трагедия Н.Гумилева» (учитель проводит краткий обзор биографии, повтор основных моментов).

После озвучивания даты: 3 августа 1921 года, когда Н. Гумилев был арестован по подозрению в участии в контрреволюционном Таганцевском заговоре, учащимся раздаются копии исторических документов: расстрельные списки на 26 августа 1921 года в Петрограде и документы из дела №214224, в котором обвинялся н. Гумилев.(из Журнал “огонек” 1989-90г./) и дается задание: изучить документы и ответить на вопросы.

Вопросы к документам:

1. Когда было раскрыто дело «Петроградской боевой организации».

2. Кто возглавлял организацию.

3. Охарактеризуйте идею «Петроградской боевой организации».

4. Сколько человек было привлечено, репрессировано и расстреляно по делу «Петроградской боевой организации».

После работы с документами идет просмотр видеоролика «Стихотворение Н.Гумилева “Рабочий” в котором поэт подробно предсказывает свою смерть вплоть до малейших деталей.

Озвучивается вывод: дело «Петроградской боевой организации» рассмотрено Генеральной прокуратурой Российской Федерации в 1992 году, и все осужденные по делу были реабилитированы. Само дело признано сфабрикованным. Учащиеся выражают свое собственное мнение к этому эпизоду, анализируют, комментируют.

4 страница историко-литературного альманаха: «Трагическая судьба М.Цветаевой» начинается с чтения учителем стихотворения М.Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась…» наизусть.

Затем заслушиваются подготовленные выступления учащихся: краткий обзор судьбы поэтессы, чтение стихотворений наизусть «Не хочу ни любви, ни почестей», «Нынче я гость небесный», «Пригвождена к позорному столбу»).

После обсуждения, выражения собственного мнения о судьбе М.Цветаевой в контексте эпохи звучит “Реквием” Моцарта. На этом фоне звучат слова учителя:

«Помните их имена, имена людей широкого кругозора, огромного интеллекта, людей с большим, горячим сердцем, с пылкими светлыми мечтами.

Помните их имена: М. Цветаева, О. Мандельштам, Н. Гумилев и сотни других имен, имен людей, которые в суровые несправедливые годы, сумели остаться сами собою, даже если многим из них пришлось сложить головы. Они остались на своей Родине….».


Итог урока. Обсуждение проблемного вопроса: «Враги народа. Кто они? М. Цветаева, О. Мандельштам, Н. Гумилев?».

Ребята анализируют значение термина «враг народа» в истории, высказывают мысли по поводу трагической судьбы поэтов, сравнивают восприятие творчества поэтов до урока и после.

В качестве рефлексии была выбрана форма «Свободный микрофон».

Учащимся и присутствующим на уроке учителям предлагалось ответить на вопросы:

• Какие предположения ваши подтвердились?

• Что на уроке показалось вам необычным? Интересным?

• Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

Домашнее задание: Выяснить и написать сочинение «Какой след оставила эпоха 20-х годов в родословной вашей семьи». Намечаются вопросы для дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме.

Далее подводятся итоги урока о рассмотрении в историческом контексте конкретных сюжетов, судеб, идей, философских проблем, связанных с выбором жизненной позиции, проводит параллели с историей и сменой политического режима в 90-е годы ХХ века, предлагает осмыслить, сделать выводы. Организуется обмен мнениями участников о возможности проведения интегрированных уроков в дальнейшем.

В конце урока звучат строки из стихотворения А.Ахматовой:

«Хотелось бы всех поименно назвать, да отняли список, и негде узнать...»



Данный пример продемонстрировал назначение интеграции — преподнесение обучающимся таких знаний, которые способны связать отдельные элементыв единую картину окружающего мира. Интегрированныеуроки развивают эрудицию учеников, увлекают их, вносятв образовательный процесс разнообразные виды деятельности, которые позволяют снять утомляемость и перенапряжение.

Резюмируя сказанное, можно заключить, что интегрированные уроки по истории и литературе – это попытка, благодаря которой, используя новые методы, можно доступно, всесторонне и, главное, эмоционально рассказать о литературном наследии человечества в контексте исторических событий.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!