Савенок М.И.,
учитель ОРКСЭ, ОДНКНР
МБОУ «Никольская средняя
общеобразовательная школа»
Оценка достижений планируемых результатов в обучении в рамках областей ОРКСЭ и ОДНКНР
Система оценки достижений планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривать использование разнообразных методов и форм. Грамотная организация оценивания - одна из самых сложных задач в образовательном процессе школы. (Слайд 1).
Формализованные требования (отметка) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматривается. Уроки по курсу ОРКСЭ - уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. Но это не означает, что нет необходимости и возможности в контроле усвоения знаний учащимися. Так как этот процесс индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету, во-вторых, глубину сформированности учебных умений. Оценка должна решать как минимум две основные задачи: -подведение итогов работы; -сравнение (с самим собой). (Слайд 2)
Содержательный контроль и оценка знаний учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения курсов ОРКСЭ и ОДНКНР учеником и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений использую: (Слайд 3)
стартовые и итоговые проверочные работы;
тестовые диагностические работы;
текущие проверочные работы.
Привычную форму письменной контрольной работы теперь дополняю такими новыми формами контроля результатов, как: (Слайд 3)
- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),
- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
- результаты учебных проектов.
Результаты обучения фиксирую в специально разработанных технологических картах (листах достижений ученика). Качество усвоения знаний и умений оцениваю следующими видами оценочных суждений: (Слайд 4)
- «+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);
- отсутствие «-» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.
Систему оценивания выстраиваю таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Для оперативного контроля знаний и умений по курсу использую систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов.
(Слайд 5) Подходы к оцениванию представляю следующим образом: оценивание по системе «зачет-незачет»; вербальное поощрение, похвала, одобрение, интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности.
В конце урока предлагаю всему классу определить, какие варианты ответов оказались наиболее точными, интересными, помогли выполнить задание. Авторы этих коллективных решений поощряются: им даётся смайлик. Дополнительным способом оценивания учебных результатов и деятельности учеников является систематическое обращение к материалам рубрик учебника: учащиеся под моим руководством формулируют в начале урока его задачи и анализируют в конце урока достижение (или недостижение) предполагаемых результатов.
(Слайд 6) Для диагностики теоретических знаний разрабатываю поурочные тесты на бумажных носителях и анкеты, результаты в которых оцениваю словами «спасибо», «молодец», «поздравляю» и обязательно за выполненное задание ребёнок получает смайлик; тестовые задания предлагаю всех видов:
- верно/неверно;
- выбери правильный вариант ответа;
- соотнеси;
- краткий ответ.
Результаты тестов фиксирую в специальной таблице.
Мониторинговый лист оценивания
Номер теста/ ФИ ученика | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | К1 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | К2 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Зеленый - полностью выполнил задание
Желтый - допустил ошибки при выполнении задания
Красный - с заданием справиться не смог
Обязательным пунктом мониторингового листа оценивания является итоговая работа в конце каждой четверти (К).
Такая же таблица, но уже индивидуальная, есть у каждого учащегося. Ребёнок заполняет её самостоятельно по итогам самопроверки. (Слайд 7)
Номер теста | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | К1 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | К2 |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Для оценивания результатов усвоения материала использую творческие задания, которые очень любят четвероклассники. Например, задание по теме «Культура и религия»: Пользуясь подсказками, напиши составляющие нашей культуры. (Слайд 8)
Интерактивные кроссворды по теме позволяют в интересной, непринуждённой форме проверить уровень усвоения знаний учащимися на этапе первичной диагностики, а также уместны для использования на заключительном уроке по данной тематике.
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: участие в проектах; творческие задания; самооценка события, происшествия; дневники достижений. (Слайд 9)
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: «найди отличия» (можно задать их количество); «на что похоже?»; поиск лишнего; «лабиринты»; упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; «ищу ошибки»; КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; «отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д. (Слайд 10, 11)
При работе в парах или группах важна качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга, например, в виде создания и презентации творческих проектов. Учеников ориентирую в большей степени на самооценку, свою оценку осуществляю в диалоге с учеником, она может быть изменена, уточнена. В конечном счете, работая со шкалой требований к качеству обучения, приучаю детей самостоятельно определять, какое умение нужно сформировать для решения конкретной содержательной или методической задачи. (Слайд 12,13)
Для диагностики личностных изменений учащихся провожу мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников. Для этого успешно использую технологию портфолио. (Слайд 14) Портфолио учащихся имеет свою структуру и представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интерес по той или иной теме, лучшие работы, отражающие динамику ученика, самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные работы и пр. Обязательным элементом является лист самооценки и оценки. (Слайд 15, 16)
Тема урока | Работа на уроке | Помощь товарищу | Выполнение домашней работы | Выполнение домашней работы совместно с родителями |
Россия – наша Родина. | | | | |
За правильные ответы, за работу в паре или группе на уроке ребята получают смайлик с записью выполненного задания. При оценивании домашних заданий использую другой вариант. Ребёнок, выполнявший задание самостоятельно, получает обычный, цветной, смайлик. Ребёнок, выполнявший это же задание с родителями – смайлик в форме ладошки, на которой написано «семейный». Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д. Смайлики рисуем напротив соответствующей клетки.
Второй раздел портфолио – мониторинговый. (Слайд 17) Кроме мониторингового листа оценивания в него входят индивидуальные листы самооценки (для определения уровня вовлечённости и участия в групповой работе). Такие листы использую для оценивания творческих проектов. В процессе подготовки и презентации проектов учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме.
В ходе проекта я… | Всегда | Иногда | Никогда |
Предлагал новые идеи | | | |
Определял цели и ставил задачи и т.д. | | | |
Динамику результативности усвоения курса учащимися обязательно фиксирую в карте диагностики усвоения курса. (Слайд 18)
Ф.И. ученика________________________________________ Класс __________ |
Уровень/ показатель | Начальный уровень | Уровень усвоения | Уровень развития | Уровень совешенствования |
«Мотивация к занятиям» | | | | |
«Творческая активность» | | | | |
«Эмоциональное настроение» | | | | |
Составление портфеля творческих работ и достижений ученика позволяет учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ, самопроверку своих действий по овладению учебным материалом. (Слайд 19, 20)
Список использованной литературы:
Астахов, С.В. Духовность в современной школе [Текст] // Начальная школа: плюс до и после. 2011. №1. С. 91-95.
Гликман, И.З. Практический аспект нравственного воспитания [Текст] // Народное образование. 2010. №5. С. 259-263.
Губанова, Е.В., Пушнова, Ю.Б. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России [Текст] // Воспитание школьников. 2011. №5. С. 8-13.
Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]: Учебное издание. М.: «Просвещение», 2009. 24 с. («Стандарты второго поколения»); Народное образование. 2010. №1. С. 39-49 // www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
Доценко, Э.Е., Мокрецова, Л.А. Об особенностях нравственной воспитанности учащихся в инновационных образовательных учреждениях [Текст] // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. 2009. №1. С. 36-43.
Зелинский, К. Духовно-нравственное воспитание в школе: возможности и ограничения [Текст] // Воспитательная работа в школе. 2008. №5. С. 19-27; Народное образование. 2008. №1. С. 213-219.
Колупанова, Ю.В. Взаимодействие образовательного учреждения и музея в духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения [Текст] // Начальная школа: плюс до и после. 2012. №1. С. 17-20.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009.
Кузьмин, И., Камкин, А. О развитии системы духовно-нравственных ценностей в контексте программы «Социокультурные истоки» [Текст] // Воспитательная работа в школе. 2008. №4. С. 19-26.
Логинова, Н.В. Реализация программы духовно-нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников [Текст] // Профильная школа. 2011. №5. С. 60-63.
Любимов, Л.Л. О концепции духовно-нравственного воспитания в школе [Текст] // Психологическая наука и образование. 2010. №2. С. 109-124.
Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Минобрнауки от 17 декабря 2010 г. №1897) [Электронный ресурс] http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922