ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 84 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
План-конспект
открытого урока по технологии
Тема: «Текстильные волокна растительного происхождения» для 5 класс
Подготовил:
Учитель технологии
Куксина Т.В.
Донецк 2024
План-конспект открытого урока по технологии
Тема: «Текстильные волокна растительного происхождения»
5 класс
Тип урока : урок «открытия»
Цель урока:
- Познакомить с историей возникновения тканей; с производством и структурой хлопчатобумажных и льняных тканей;
- Научить определять направление долевой и уточной нитей;
- Научить определять лицевую и изнаночную стороны;
- Познакомить с профессией ткача и прядильщицы;
Задачи:
Образовательная – расширить кругозор учащихся; познакомить с получением и структурой хлопчатобумажных и льняных тканей; познакомить с историей получения тканей.
Развивающая – развивать мыслительные способности, умение сравнивать и делать выводы.
Воспитательная – способствовать развитию интереса к предмету; развитию патриотических качеств
Практическая – научить определять направление нити основы, лицевую и изнаночную стороны ткани, выполнять полотняное переплетение.
Методы обучения: беседа, рассказ, наглядно – иллюстративные, практический.
Оборудование и материалы: коллекции получения хлопчатобумажных и льняных тканей, образцы тканей .игла, лупа, образцы одежды из х/б и льняных тканей, форма отчета.
План урока:
Организационный момент: проверка готовности к уроку, проверка присутствующих.
Изучение нового материала: знакомство с темой урока, беседа по теме урока, объяснение получения тканей, рассказ об истории производства тканей, знакомство с коллекциями, просмотр презентации.
Практические работы: Изучение строения ткани, изготовление полотняного переплетения.
Проверка усвоения изученного: ответы на вопросы (кроссворд).
Подведение итогов: анализ выполненных работ, оценка за практические работы.
Постановка домашнего задания.
Уборка кабинета.
Ход урока:
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих.
Вступление:
Вы знаете, мы с вами живем в удивительное время, время изобилия во всем. Сколько разных конфет можно купить, сколько интересных игрушек, какие замечательные книги выпускают типографии, а сколько одежды – на любой вкус. Ну, а если ничего не нравится, бери ткань и шей. Ведь ткани тоже очень много.
И как бы нам позавидовал первобытный человек, который все свое имущество носил на себе. Он все что-то придумывал, пробовал делать. И выжил.
А что случилось бы, если бы вы оказались на необитаемом острове, без одежды и запасов пищи? Смогли бы вы себя обслужить? Ну, например, изготовить одежду?
Ответ: Нет!
А знаете почему? Потому что не хватает знаний! Но это можно исправить.
Я вам предлагаю во всеоружии подготовиться к такой ситуации и узнать, хотя бы, как изготовить одежду и из чего.
Есть очень интересный раздел «Материаловедение». Так вот там есть такая информация (схема). (Учитель воспроизводит на доске схему и комментирует). Все волокна делятся на натуральные и химические. Натуральные волокна могут быть растительного происхождения, животного и минерального. Химические волокна мы пока не будем изучать. На острове это не пригодится, а вот с растительными волокнами мы должны обязательно познакомиться.
Запишите в тетради тему урока «Ткани из растительных волокон».
Зарисуйте схему.
Волокна
Натуральные химические
Растительные, животные, минеральные
(Учащиеся записывают тему урока и зарисовывают схему в тетрадь, затем учитель знакомит их с целью урока).
В конце урока мы должны ответить на вопросы:
- Что значит ткань растительного происхождения?
- Как и из чего их получают?
А главное запастись знаниями. Ведь единственная ноша, которая не тянет – это знания и умения.
Скажите, а как вы понимаете словосочетание «волокна растительного происхождения»?
Ответ: Волокна, которые получают из растений.
Правильно! А известны ли вам такие растения?
(если ученики называют растения, то учитель записывает их на доске и дополняет своими)
Хлопок
Лен
Крапива
Конопля
Джут
Кенаф
(можно заранее написать названия растений на бумаге, и прикреплять на доске в той последовательности, в которой будут называть дети)
Из крапивы, конопли, джута и кенафа получают технические ткани, шпагаты.
А вот из хлопка и льна получают прекрасные ткани.
Давайте подробнее в этом разберемся.
У вас на столах лежат коллекции. Возьмите коробку, на которой написано «Хлопок».
(Ученики рассматривают коллекцию. Учитель на доске воспроизводит этапы получения хлопковой ткани. Дети записывают основные этапы получения ткани в тетрадь). Затем учитель знакомит с исторической справкой получения хлопчатника
Историческая справка о производстве хлопчатника.
Хлопок – выходец из Египта. Мумия, которою нашли археологи, относящаяся к 2500 г до нашей эры была обернута в хлопковую ткань. Название хлопок имеет арабское происхождение.
В Средней Азии хлопчатник также возделывался с древности. Здесь много солнца, а «дитя солнца», как называют хлопчатник, в пору цветения больше всего любит свет и тепло.
Бухарские купцы вместе с шелками везли хлопчатобумажные ткани в Царство Московское. Среди привозных тканей нередко упоминается бязь, которая в переводе означает хлопок.
В России в ХVI веке окрашивали готовые миткали. Собственного прядения в России не было долго, и пряжу возили из Астрахани и Бухары. Только в 1787 году купец Иван Каретников пустил фабрику по выработке миткалей и набивных ситцев. Основанная с высочайшего позволения Екатерины 11 текстильная мануфактура во Владимирской губернии была прототипом будущих фабрик Иваново - Вознесенска. Сегодня в Ивановской области работает крупнейшее предприятие, которое выпускает прекрасные ткани.
А знаете, у каждого из вас дома есть образец хлопкового волокна? Кто подскажет - что это? (это вата. Если ученики не назовут, то можно им помочь.)
Теперь давайте посмотрим, как обрабатывают лен. (Рассматривают коллекцию и записывают основные этапы в тетрадь, учитель знакомит с историей производства льна)
Историческая справка об использовании льна.
Уже 10 тысяч лет люди выращивают лен на полях. Впервые это стали делать в Индии. К сожалению, в наше время льняных полей не так уж много – растить лен сложно. А жаль. Голубое поле цветущего льна похоже на озеро средь зеленых лугов.
А какие хорошие ткани получаются изо льна! Даже космонавты, отправляясь, в полет надевают льняное белье.
В Древнем Египте умели прясть такие тонкие льняные нити, что они были почти невидимы. Искусные египетские ткачи изготавливали из них тончайшую прозрачную ткань. Через пять ее слоев просвечивало тело, а все платье можно было протянуть через перстень. При этом ткань была очень прочной. Конечно, она ценилась на вес золота, и носить ее могли только цари и жрецы.
Русские мастерицы умели прясть такие тонкие нити, что работать с ними можно было только в сыром и холодном подвале. В сухом теплом помещении тонкие нити часто рвались. Из таких нитей плели знаменитые льняные кружева – блады. Еще на Руси умели ткать льняное полотно с рисунком: ни одной окрашенной нити, а на ткани – то ромашка, то ветки рябины, то петухи.
А вот такие рубахи из льняного полотна, которое изготавливали в домашних условиях, шили ваши прабабушки.(учитель показывает рубахи из самотканого льна) И сегодня, у каждого человека есть льняная одежда, спим мы на прекрасных льняных простынях.
Сначала древние люди научились не ткать, а плести – из веток, тростника, травы. Может сами додумались, а может, подсмотрели у птиц?
Вот такое гнездо плетет птичка «ткачик», а вот так трудится «длиннохвостая ткачиха».
Стали выращивать хлопок, и учились его очищать. Необходимо отделить волокна от семян. Вначале была вот такая машина в Индии, а позже американцы изобрели такую очистительную машину.
Сейчас хлопковые поля убирают комбайном.
Ткань получают из ниток. А откуда нити берутся? Сами волокна короткие, а нити получаются длинные, хоть до Луны дотягивай!
Получение нитей – это прядение.
Вначале вручную, при помощи незамысловатых веретенец, а потом придумали прялку. Помните у Пушкина: «Три сестрицы под окном пряли поздно вечерком…» Может на такой прялке, а может на такой?
А это прядильная машина. Приводилась в движение при помощи водяного колеса. Изобрели их в 1791 году в Англии. Но еще за десять лет до этого подобную прядильную машину изобрел русский ткач Радион Глинков.
На таких станках работали в 80х годах 20 века на Брянском камвольном комбинате.
А топом учились переплетать нити или ткать.
На таких станках работали ткачи Древнего Рима.
Это механический станок в Англии.
На современном станке легко управляется с работой ткачиха, не прикладывая особой физической силы.
Устроен станок интересно.
Одни нити натянуты. Их называют основа. А другая нитка, которую называют уток, бегает между натянутых нитей. Натянутые нити или нити
Вот такая нехитрая наука!
Итак, запишите в тетрадь:
Ткань получают путем переплетения ниток.
Полотняное переплетение – переплетение ниток через одну.
Основа – нить, идущая вдоль ткани.
Уток – нить, идущая поперек ткани
Кромка – не осыпающийся край ткани.
А теперь мы выполним практическую работу.
(Для выполнения работы на партах у учеников лежат: форма отчета в виде таблицы, лупа, образец ткани, желательно льняной, так как на ней хорошо заметна разница между нитками основы и утка. На ткани следует стрелкой указать направление нити основы.)
3.Лабораторно-практическая работа «Изучение нитей основы и утка»
Порядок выполнения работы:
Выньте из ткани по две нити разного направления вдоль – основа, поперек – уток (учитель помогает заполнить первую колонку).
Возьмите лупу и сравните, какая из ниток толстая, а какая тонкая? Запишите в тетрадь.
Рассмотрите, какая нитка гладкая, а какая пушистая?
Теперь ответьте на вопрос: Какая нить ровная, а какая извитая?
Какая нить тянется больше, а какая меньше?
Все ответы запишите в таблицу.
Нить | Вдоль или Поперек ткани | Толстая или Тонкая | Гладкая или пушистая | Ровная или извитая | Тянется больше или меньше |
Основа | | | | | |
Уток | | | | | |
(под таблицей приклеивают образцы)
Проверяют здесь же и оценивают.
Очень часто, работая с тканью, необходимо знать, как направлена нить основы. На образцах, которые вы получили, я обозначила направление основы. Но вы должны уметь это делать самостоятельно.
Есть три способа определения нити основы:
А) по кромке
Б) по растяжению
В) по звуку
(учитель показывает на образцах, записывают в тетрадь)
А сейчас попробуйте определить направление нити основы сами.
(образцы ткани размером 20*20 без кромки)
И еще один маленький вопрос мы должны решить.
(Учитель показывает подготовленную заранее коллекцию образцов, прикрепленных разными сторонами наружу)
Посмотрите и скажите, чем отличаются эти лоскутки?
(Учащиеся должны ответить, что часть лоскутов прикреплена лицевой стороной, а часть изнаночной)
Как определить лицевую сторону?
(учащиеся сами пробуют ответить. Учитель только направляет их ответы)
Запись в тетради:
Лицевую сторону определяют по яркости, по гладкости, по блеску, по чистоте отделки.
Вот и вся информация.
Закрепление изученного.
Посмотрите на доску, в тетрадь, вспомните, о чем мы говорили и ответьте на вопросы:
Из каких растений можно получить ткань?
Какие ткани получают из конопли и крапивы?
Что такое ткачество?
Что такое основа, уток, кромка?
Как переплетаются нити?
Сколько сторон у ткани?
Как определить направление нити основы?
Почему нить основы звонче?
Как определить лицевую сторону у гладкокрашеной ткани?
Я еще для вас подготовила кроссворд. Давайте попробуем его разгадать. За ответы на вопросы можно выдавать жетоны. Кто наберет больше жетонов, может быть спокоен. На острове он не пропадет.