Технологическая карта урока математики
Предмет: математика
Дата: 4.02.2025г.
Учитель: Дьякова С.А.
Класс:1
Тема урока: «Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: познакомить с принципом решения задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, создать условия для осмысления и осознания информации о записи решения, ответа задач на увеличение и уменьшение на несколько единиц.
Задачи урока:
Образовательная: отрабатывать умение находить в тексте задачи условие и вопрос, объяснять выбор действий; формировать умение решать текстовые задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц; формировать умение применять эти знания в практических упражнениях, жизненных ситуациях
Развивающая:
- развивать математическую речь, мышление, внимание, память, вычислительные навыки, развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной деятельности
Воспитательная:
-воспитывать интерес к предмету; воспитание наблюдательность и любознательности; развитие познавательной активности; формирование умения работать в паре; формирование сознательной дисциплины
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
-осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их.
Метапредметные:
Познавательные:
- понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать математическую информацию, использовать для решения учебных и практических задач;
Коммуникативные:
-слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работают в парах.
- описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче.
Регулятивные:
- принимать учебную задачу;
- действовать в соответствии с инструкцией
- участвовать в парной работе с математическим материалом;
- выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением партнера, спокойно и мирно разрешать конфликты.
Предметные:
- находить числа, больше/меньше данного числа на заданное число;
- решать текстовые задачи в одно действие на увеличение и уменьшение на несколько единиц сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос).
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.
Средства обучения: компьютер, учебник «Математики», рабочая тетрадь, карточки для индивидуальной работы, сигнальные веера, смайлики настроения
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности. (1 мин)
- Здравствуйте, ребята, коллеги! Поприветствуйте гостей.
- На каждом уроке математики вы совершаете маленькое открытие - чудо.
- С каждым годом этих открытий будет становиться всё больше и больше. Я, надеюсь, что мы с вами сделаем ещё одно важное открытие, которое вы будете применять в жизни.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. (5- 6 мин)
Устный счет
Игра «Весёлые числа» /ответ показываем веером цифр/, а несколько ребят индивидуально работают по карточкам, затем присоединяются к нам.
Реши примеры:
5 +3 = 7 – 4 =
4 - 2 = 9 – 5=
- Покажите число, которое следует за числом 5 / 6
- Покажите число, которое предшествует числу 3 /2
- Покажите соседей числа 6 /5,7
- Покажите число, стоящее между числами 3 и 5 /4
- Увеличьте:
( назови пример и покажи ответ)
5 на 1 (6)
3 на 2 (5)
- Что мы сейчас делали с числами? (увеличивали). Что значит увеличить? (прибавить, сделать больше). /Эти примеры на увеличение /
-Уменьшите:
5 на 2 (3)
8 на 5(3)
- Что мы сейчас делали с числами? (уменьшали). Что значит уменьшить? (вычесть, сделать меньше). / Эти примеры на уменьшение числа на несколько единиц /
- Какой вывод можно сделать?
ВЫВОД: Увеличить -это значит прибавить, ответ получится больше. Уменьшить - это значит вычесть, ответ становится меньше.
Мы говорили с вами об уменьшении и увеличении числа на несколько единиц
- Продолжим устный счёт по карточке №1. Расшифровав слово, вы узнаете, о чем будет наш урок.
- Работаем в паре, вспомните правила работы / не перебивать друг друга, объяснять свою позицию, работать сообща/
- Решаем примеры и отгадываем слово, вписываем в таблицу.
З 8-4= А 3+2 = Д 4+5 = А 1+4= Ч 9- 2= А 5+0 = /парная работа/
-Какое слово у вас получилось? /задача/
3. Постановка учебной задачи. (2- 3 мин)
/Сообщение темы и определение целей урока./
- Итак, ребята, вы хорошо справились с устным счётом, расшифровали ключевое слово урока. Посмотрите на логическую цепочку из слов.
/задача на увеличение и на уменьшение числа на несколько единиц /
Какова тема урока? / ответ учащихся/
- Прочитайте тему : «Задачи на уменьшение и увеличение числа на несколько единиц».
Чему мы должны научиться на уроке?
/ Мы должны научиться решать задачи на увеличение и на уменьшение /
4. Построение выхода из затруднения (10 мин)
- Для начала предлагаю вспомнить, чем задача отличается от рассказа.
- Послушайте внимательно:
Катя взяла в библиотеке 3 книги со сказками и 2 книги со стихами. Все книги интересные.
- Повторите хором.
- Это задача? (нет) Почему? (нет вопроса).
-Можно ли этот рассказ превратить в задачу? (да) Как? (добавить вопрос).
-Кто сможет превратить этот рассказ в задачу? (Катя взяла в библиотеке 3 книги со сказками и 2 книги со стихами. Сколько всего книг Катя взяла в библиотеке?)
- Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)
-Есть в нашей задаче условие? (да). Назовите его!
-Есть в задаче вопрос? (да). Назовите его!
- Можем записать ее решение? (да). Как? (3+2=5 к.)
- Что нам осталось сделать? (записать ответ)
-Как будет звучать ответ? (Катя взяла в библиотеке 5 книг).
- Итак, мы с вами повторили составные части задачи.
Отдохнем, физминутку для глаз проведем
5.Физкультминутка для глаз /на компьютере/ (1мин)
6. Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин)
- Прочитайте задачу №1. Решите её.
На тарелке было 4 сливы, а персиков на 2 больше. Сколько персиков было на тарелке?
- Прочитайте задачу про себя.
- Приготовитесь прочитать ее вслух.
- О чём эта задача?
/о сливах и персиках/
- Прочитаем условие всему классу.
-Что известно о сливах? /4 сливы /
-Что известно про персики? / Неизвестно, но сказано их на 2 больше/
- На 2 персика больше. Как вы понимаете? / это столько же, сколько и слив - 4 да ещё 2/
- Что требуется узнать? Прочитайте вопрос
-Каким действием решается задача, когда нужно узнать на сколько больше? /действием сложением +, сказано на 2 больше, значит нужно прибавить 2/
4 + 2 = 6 (п)
-Дайте ответ на вопрос задачи.
Ответ: 6 персиков.
- Работаем в тетрадях .
Отступаем 4 клетки , записываем слово -Задача.
Запишем условие задачи с помощью рисунка
Запишите решение задачи в тетради
4 + 2 = 6 (п.)
Ответ: 6 персиков.
- Итак, сделаем вывод:
Задача на увеличение на несколько единиц решается, каким действием ? /сложением/
7. Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)
- Ребята, откройте рабочие тетради на с.14
- Прочитайте про себя задачу №1. Что вы заметили? /нужно дополнить задачу вопросом – задать вопрос к задаче/
- Прочитаем вслух.
- О чем эта задача? /о яблоках и сливах/
- Кто сможет повторить условие задачи? Как вы понимаете, а слив на 4 меньше ? / это значит – столько же , сколько и яблок -6, но без 4/
- Повторите вопрос.
- Как вы думаете, каким действием нужно решить задачу? /вычитанием/ Почему? /на 2 меньше/
- Запишите решение задачи в тетради
8- 4 = 4 (сл.)
- Прочитайте ответ, который вы записали.
Ответ:4 сливы
- Проверьте решение по эталону с доски. /Оцените свою работу плюсиком , соответствующего цвета рядом с ответом/
- Итак, задача на уменьшение на несколько единиц, каким действием решается? / действием вычитания /
- Ребята, какие сладкие задачи мы решали, да? /да/
- О чём была эта задача? / о фруктах/
- А чем полезны фрукты? / в них находятся витамины, которые полезны нашему организму
- Молодцы!
- Ребята, умения решать задачи данного вида, где вам пригодятся? / в повседневной жизни/
Физминутка подвижная
8. Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин)
Найдите в рабочей тетради задачу №2 на странице 22 сверху
- Прочитать задачу, приготовиться назвать ее составные части. Как будете готовы, поднимите руки.
- Анализ задачи.
- Прочитайте условие задачи. Прочитайте вопрос задачи.
- Перед тем как записать решение, давайте сделаем схему к задаче.
- Как схематически изобразим количество книг? (геометрической фигурой, например, квадратом).
-Записываем решение.
-Записываем ответ по вопросу.
- Кто сам может решить задачу. / 1 человек у доски /
- Кому требуется помощь?
- Самостоятельно сделайте схему, запишите решение и ответ задачи.
- Взаимопроверка, сверьте решение задачи
7 -3 = 4 (к.) Ответ: 4 книги
- Ребята, устно измените вопрос задачи, чтобы она решалась в 2 действия.
Сколько книг лежало на столе и на полке вместе.
- О чём была эта задача?/ о книгах
- Прочитаем пословицу о книге
С книгой дружить – грамотным быть.
- Как вы понимаете её ?/ книга учит нас
2. Откроем книгу- нашу помощницу на с.57
- Рассмотрите фигуры на полях?
- Назовите фигуры одним словом /это многоугольники
- Под каким номером находится квадрат? /6
- Прямоугольник? /5
- Где знания о геометрических фигурах вам пригодятся? / в жизни
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин)
- Подведём итог урока.
- Итак, мы сделали важное открытие: задача на увеличение на несколько единиц – решаются - .. действием сложения, а задача на уменьшение на несколько единиц решаются.. действием вычитания / Молодцы!
- Наш урок достиг цели.
- Покажите с помощью сигнальных светофорчиков результаты своей деятельности на уроке / зеленый цвет – научился решать задачи, красный – не научился решать задачи, жёлтый – нужно ещё потренироваться в решении задач данного вида/
- Умения решать задачи данного вида, где вам пригодятся?
-Покажите с каким настроением вы уходите с урока, используйте смайлики – настроения.
- Спасибо за урок!