СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тексты для изложений в 3 классе.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тексты для изложений в 3 классе.»

Листопад.

                      Осенью падают жёлтые листья с деревьев.

                      Они – сигналы засухи. Корни забирают из земли воду и подают дереву. Листья её испаряют. Если воды мало, листья опадают.

                     Но ведь осенью часто идут дожди. Какая может быть засуха? Неужели дереву не хватает воды?

                     Воды – то много, да взять её дерево не может. Осенняя земля холодная, а холодную воду не всасывают корневые волоски.

                     Вот и начинается листопад.

Вопросы и  задания к тексту

О чём свидетельствуют жёлтые листья на деревьях? Почему дождливой осенью деревьям не хватает воды? Объясните значение слова  ЛИСТОПАД. Скажите, как оно образовалось.

Примерный план:

1.Почему осенью падают листья?

2.Засуха осенью.

3.Почему дерево не может взять воду?

Словарно – орфографическая работа

Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание: из  з___мли, исп___ряют, в___ды, оп___дают, д___жди, не хватает,  ___се___яя, х___лодная, к___рневые, в___л___ски, лист___я, д___рев___ев, осен___ю.

Запомните, как пишутся слова:  неужели, начинается, листопад.

Обратите внимание на вопросительные предложения, которые используются в тексте. Замените их повествовательными.

Далеко от родины.

        Долгие месяцы видят наших птиц жители Африки. Но никогда они не слышали их пения. Круглый год в Африке зеленеют деревья. Круглый год светит солнышко. Почему же наши певуньи в Африке не поют? Потому что не под пальмой гнездо соловья. Оно где – нибудь в кустиках возле тихой русской речки. Птица поёт там, где она гнездо вьёт. Птица поёт на родине.

Вопросы и задания к тексту

Куда улетаю многие наши птицы на зиму? Почему это происходит? Что удивительного вы узнали о поведении наших птиц в Африке? Почему же они там не поют?

Примерный план

1.В Африке наши птицы не поют.

2.Почему птицы не поют в Африке?

3.Где поёт птица?

Словарно – орфографическая подготовка

Найдите слова с разделительным мягким знаком. Объясните их написание.

Объясните написание безударных гласных в словах:  зеленеют, деревья, певуньи, поют, гнездо.

Обратите внимание на написание слов: никогда, где – нибудь.



Потерянный день.

        К Витиному брату пришёл товарищ. Он бросил на стул шапку и сказал:

- Потерянный у меня день!

        Товарищ ушёл. Витя спросил у брата, как это может потеряться день. Брат сказал, что дни одинаковые по времени, но разные по делам. Тот день, когда человек не сделал полезного дела, ничему не научился, можно считать потерянным днём.

        С тех пор Витя вечером рассказывал брату, чем занимался, и спрашивал, не потерянный ли у него день?

Вопросы к тексту

Какие слова сказал товарищ Витиного брата? Как брат объяснил Вите значение слов «потерянный день»? Что стал с тех пор делать Витя?

Примерный план

1.Потерянный день

2.Какой день потерян?

3.Вечерний разбор.

Словарно – орфографическая подготовка

Вставьте в  слова пропущенные буквы и проверьте их:  ск___зал, спр___сил, п___лезного, по  д___лам.

Обратите внимание на написание слова   товарищ. Подумайте, какие слова можно употребить вместо него.

Запомните написание слов:  потерянный, потеряться, ничему не научился, с  тех  пор.



До первого дождя.

        Татьяна и Маша подружки. Они всегда ходили вместе.

        Одныжды девочки шли в школу. Вдруг начался дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Таня попросила Машу снять плащ. Они бы вместе  им накрылись. Но Маша побоялась промокнуть.

        Удивилась учительница. Шли девочки вместе. У Маши платье сухое, а у Танюши мокрое. Покачала она головой:

        - Видно, ваша дружба до первого дождя!

Вопросы и задания к тексту

Какие отношения были между Таней и Машей? Расскажите, что произошло во время дождя? Что сказала учительница о дружбе девочек? Объясните, как вы понимаете её слова. Как должен поступить настоящий друг?

Примерный план

1.Подружки.

2.Во время дождя.

3.Дружба до первого дождя.

Словарно – орфографическая работа

Объясните правописание гласных в словах:   ходили, начался, попросила, побоялась, удивилась, покачала, головой.

Назовите слова, которые нужно писать с большой буквыю

Запомните, как пишутся слова:  вместе, всегда, однажды.

Подумайте, с каким чувством произнесла свои слова учительница. Какой знак нужно поставить после её слов? Какими словами можно назвать дружбу Тани и Маши?

Нитка на лапке

(сжатое изложение).

        Мальчишки хотели поймать скворчонка. Он вырвался, но на лапке затянулась петля. Скворец волочил за собой нитку. Однажды нитка зацепилась за сук. Скворец повис вниз головой.

        Птицу заметила галка. Сначала она рассматривала скворца чёрными быстрыми глазами. Потом подлетела и стала клевать там, где нитка зацепилась за сук.

        Увидел скворца кот и полез на дерево. Галка вспорхнула и клюнула его между глаз. Кот слетел на землю. Галка снова принялась за работу.

        Увидели это рабочие. Один влез на дерево и освободил пленника. С того дня скворец и галка подружились.

Вопросы и задания к тексту

Какая беда случилось со скворцом? Кто пытался ему помочь? Расскажите, как галка спасла скворца от гибели в лапах кота. Кто  окончательно освободил пленника? Какие отношения установились с того дня между скворцом и галкой?

Примерный план и опорные слова

1.Скворец попал в беду.                          Хотели поймать, вырвался,

   (3 предложения)                                   но петля затянулась, зацепился и повис.

2.Галка пытается помочь.                     Заметила, подлетела  и стала  клевать.

   (2 предложения)

3.Галка спасает скворца от кота.          Полез, клюнула.

    (2 предложения)

4.Подружились.                                      Освободил, подружились.

   (2 предложения)

Словарно – орфографическая подготовка

Объясните написание гласных и согласных в корнях слов:  хотели, скворчонка, затянулась, петля, волочил, зацепилась, смотрела, подлетела, вниз, лапка, полез, глаз.

Обратите внимание на написание слов:  клевать, вспорхнула, снова, освободил, с того дня.



Отважные мухоловки.

        Под окном росла молодая груша. На верхних ветвях груши построила гнездо мухоловка. В гнезде на мягком пуху лежали яйца птички.

        Мухоловка часто отлучалась за пищей. Однажды на дереве появилась кошка. Она ползла по ветке к птичьему гнезду. Отважная мухоловка стремительно проносилась перед самым носом кошки, била её крыльями и жалобно пищала.

        На помощь подружке поспешила другая птичка. Вдвоём они прогнали кошку от гнезда.

Вопросы и задания к тексту

Где построила гнездо мухоловка? Что задумала кошка? Расскажите, как отважные мухоловки защищали гнездо. Почему мухоловки названы отважными? Подберите к этому слову близкие по значению слова.

Примерный план.

1.Гнездо на груше

2.Кошка ползёт к гнезду.

3.Мухоловки защищают своё гнездо.

4.Победа.

Словарно – орфографическая подготовка

Объясните написание пропущенных букв в словах: м___л___дая, в___твях, гн___здо, л___жали, п___лзла, прон___силась, посп___ш___ла, пищ___ла, ветвях  груш___, ч___сто, отлуч___лась.

Объясните, как произошло название птицы  МУХОЛОВКА. Запомните, как пишется это слово. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!