СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тексты для подготовки к МЦКО 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читательская грамотность 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Тексты для подготовки к МЦКО 2 класс»

Школа, класс ___________ Фамилия, имя ученика_________________________

Дождь

Жил-был дождик. Косматый, длинноволосый дождь. Если он сердился, холодные пряди его

мокрых волос хлестали людей по лицам. Когда дождик был в хорошем настроении, его

мягкие волосы ласково касались ваших щѐк. И всѐ-таки дождь был косматым. И ему это

надоело…

– Постригусь, – решил дождик. Отправился к парикмахеру. Отрезал месяц-серп волосы

дождику.

Пока дождь бегал к месяцу, ничего хорошего не случилось. Наоборот. Листья на деревьях

потускнели, привяли. Цветы на клумбах опустились, вянут. Люди ходят серые, пыльные,

вялые. Засыхают люди.

Разволновался дождик.

– Сейчас, – говорит, – я вас всех быстренько полью, вам легче станет! Оживѐте сразу.

Дождь торопится, распустил волосы-струи, поливает.

– Ну же! – кричат люди.

– Жарко…– плачут цветы.

– Сохнем, – шелестят листья.

– Да что вы? – не понимает дождь. – Я же поливаю.

Бьют короткие волосы-струи, но не достают даже до крыши самых высоких домов.

Сухо, всѐ суше на земле. В пыль рассыпаются цветы, шуршат почти мѐртвые листья, молчат

потерявшие веру люди.

И тут только понял дождь, что он наделал. Понял, что пока будут отрастать струи, погибнут

цветы, листья, люди…

– Глупый я, беззаботный я, – плакал дождь. Плакал, плакал, плакал… И слѐзы его упали на

землю. Поток слѐз.

И встали цветы – ожили! И весело зашелестели листья – ожили! И вздохнули легко люди –

ожили!

(По Н. Абрамцевой)

Ответь на вопросы и выполни задание. Для этого ты можешь перечитывать текст.

1. О чем рассказывается в произведении?

1) О том, как жил косматый длинноволосый дождик

2) О том, как дождик пошѐл к парикмахеру

3) О том, как дождик спас от гибели цветы, листья, людей

4) О том, как дождь расплакался

2. Где происходят действия, описанные в тексте?

1) в деревне

2) в городе

3) в саду

4) в лесу

3. В какое время года происходят события, описанные в тексте?

1) осенью

2) зимой

3) весной

4) летом

4. Из-за чего у постриженного дождика не получалось полить землю? Подчеркни в тексте

нужное предложение.

5. Впиши нужное слово.

Листья на деревьях _______________________ , привяли.

6. Дождик расплакался, потому что

1) он отправился к парикмахеру

2) молчат потерявшие веру люди

3) он не успеет спасти цветы, листья, людей

4) он глупый и беззаботный

7. Что стало с листьями, цветами, людьми без дождя? Найди слова-действия.Выпиши из

текста по два подходящих слова.

Листья на деревьях ____________________, ________________________.

Цветы на клумбах ____________________, ________________________.

Люди ____________________, _________________________.

8. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4,

5.

Поток слез

Месяц-серп отрезал дождику волосы

Ожившая земля

1. Дождику надоело быть косматым

Сухо, всѐ суше на земле

9. В какой книге ты посоветуешь другу искать это произведение?

1) Стихи

2) Басни

3) Рассказы

4) Сказки

10. Какая пословица больше всего подходит к тексту?

1) Книга для ума – что тѐплый дождик для всходов.

2) Делать добро спеши.

3) Человек без труда – что земля без воды.

4) Под лежачий камень вода не течѐт.

11. Как ты думаешь, можно ли назвать дождик равнодушным?

• ДА

• НЕТ

Обязательно объясни, почему ты так думаешь.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

12. Напиши, как переживал дождик за свой поступок.

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________



_______________________________________________________________Ф.И.

ЛУК – ОТ СЕМИ НЕДУГ

Что твоя мама сегодня готовит на обед? Щи из свежей капусты?

В щи, как и в большинство супов, раньше всего кладут лук. Посмотрим, какой лук выбрала

мама. Лук-то ведь разный бывает.

Лук-слизун похож на пучок густой травы.

У лука-батуна луковка едва заметна, зато его длинные листья (их называют перьями) с весны

до осени зелены и свежи.

Есть многоярусный лук. Он никогда не цветет. Вместо цветков на стебле висят луковкималютки, по нескольку штук в связке, одна связка над другой. Они поспевают в воздухе, так

и не коснувшись земли.

Есть лук, который три раза меняет свое имя. Его семена называют «лук-чернушка». Из

черного, как уголёк, семечка, вырастает маленькая луковка. Как её теперь называют? Луксевок. Весной её посадят на грядку, она растолстеет, станет похожа на репку. Какое у неё

теперь имя? Лук-репка.

В старину на Руси были сёла, где в каждой избе жили огородники. На продажу заезжим

купцам всем селом растили один и тот же овощ. Были сёла огуречные. Семьдесят пять

сортов лука-репки оставили нам в наследство русские огородницы. От матери – дочке, от

бабушки – внучке передавался секрет.

Репчатый лук и выбрала мама и начала чистить. Но что с ней? Она улыбается, а на глазах у

неѐ слезы. Почему?

Что такое луковица? Дом без окон и дверей, хитро запрятанная спаленка, где между

сочными, белыми чешуйками до поры до времени спят луковые почки-детки, зачатки

будущих ростков.

Снаружи стенки луковой детской спаленки тоже покрыты чешуйками, только сухими,

золотистыми. Чем толще эта золотистая покрышка, тем дольше будет храниться лук, тем

крепче сон деток. Разрезав ножом луковицу, мама нарушила их покой.

Зверь будет когтями и зубами драться за своих детёнышей. А как может сохранить своих

деток лук? У него ведь ни когтей, ни зубов. Но у лука есть особое, удивительное оружие.

Из разрезанной луковицы вылетают стрелы. Мама не могла их разглядеть – они невидимы.

Но она их почувствовала – у нее защипало глаза.

Мама отделалась слезами, глаза у неѐ остались целы. А вот если на пути летящих луковых

стрел окажутся разносчики болезней, вредные микробы, им не сдобровать.

Если человек две-три минуты пожует лук, во рту у него не останется ни одного вредного

микроба – все они будут убиты.

Ещѐ в глубокой древности люди догадывались, что лук – не только вкусная приправа к

кушаньям: он ещѐ и целебен.

Учѐные доказали, что летучие вещества, которыми лук защищает своих деток, могут

защищать и здоровье человека.

Недаром русский народ сложил поговорку:

«Лук – от семи недуг».

(398 слов)

(Н. Надеждина)

Вопросы и задания

Прочитай текст «Лук – от семи недуг» Н. Надеждиной. Выполни задания. Отметь

утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Какой лук похож на пучок густой травы?

А) Многоярусный лук;

Б) лук-слизун;

В) лук-батун.

2. У какого лука перья с весны до осени зелены и свежи?

А) Многоярусный лук;

Б) лук-батун;

В) лук-слизун.

3. Какой лук никогда не цветѐт?

А) Многоярусный лук;

Б) лук-слизун;

В) лук-батун.

4. Какой лук три раза меняет своѐ имя?

А) Лук-слизун;

Б) лук-батун;

В) лук-репка.

5. Сколько сортов репчатого лука нам оставили в наследство русские огородницы?

А) 75;

Б) 57;

В) 77.

6. Между какими чешуйками до поры до времени спят луковые почки-детки?

А) Сочными, белыми;

Б) сухими, золотистыми.

7. Каким удивительным оружием вооружён репчатый лук?

А) Шпагой;

Б) стрелами;

В) мечом.

8. Какими целебными свойствами обладают луковые стрелы?

А) Вызывают слёзы;

Б) имеют приятный запах;

В) убивают вредных микробов.

9. Объясни с помощью других слов значение слова недуг:

А) Сильное недомогание, болезнь;

Б) враг;

В) человек, не умеющий дружить.

10. Какой научный термин, обозначающий разносчиков болезней, встретился тебе в тексте?

__________________________________

11. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана текста.

А) Удивительное оружие.

Б) Хитро спрятанная спаленка.

В) Такой разный лук.

Г) Лук с тремя именами.

12. О чём этот текст?

13. Подчеркни в тексте предложение, помогающее понять, какую главную мысль автор решил

нам сообщить.

14. Если тебе нужно получить дополнительные научные сведения о луке, к какой книге

(книгам) ты обратишься?__________________________________



Лесной великан

Бурый медведь - самый крупный хищник в Пермском крае. Звери

обладают мощным телосложением. При внешней неповоротливости медведь очень ловок и подвижен. Хорошо плавает, быстро бегает, умеет лазать

по деревьям, может осторожно и бесшумно ходить по лесу.

У бурого медведя отличное чутье, неплохое зрение, слух заметно слабее.

Медведи - всеядные животные. Они - отличные охотники и рыболовы.

Охотятся за медом диких пчел и нередко грабят ульи на пасеках. Летом,

когда выбор наиболее разнообразен, медведь питается в основном

растительными кормами: плодами, ягодами, орехами, листьями и побегами

растений, травами. К осени звери накапливают жир и залегают в берлогу в

конце октября - ноябре, как только установится постоянный снежный

покров. Пробуждаются и выходят из берлоги к началу апреля.

Медведь — ловкий, быстрый и коварный зверь. Он способен постоять

за себя, и охота на них довольно опасна. На человека может напасть зимой

не залегший в берлогу истощенный шатун, а летом потревоженные

невзначай медведица с медвежатами.

Бурые медведи неплохо приручаются и дрессируются. Потому-то мы и

видим их так часто на арене цирка.

Задания к тексту

1. Выпиши из текста хотя бы 3 признака, характеризующих медведя.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. К какой группе животных по способу питания относится медведь:

а) хищные б) растительноядные в) всеядные

3. Чем питается медведь?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

4. Когда медведь залегает в спячку?

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

5. Напиши полный ответ на вопрос. Почему мы часто видим медведей на арене

цирка?

__________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

6. Почему медведя называют лесным великаном?

__________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________





Прочитайте текст.

Первоцветы

Пробуждение травянистых растений происходит незаметно для людей. Луковицы и корневища выпускают побеги ещё под снегом. Когда толщина снежного покрова уменьшается, появляются бутоны. В первый солнечный день начинается цветение. Такие виды цветов называют первоцветами.

В лесу только появились первые проталинки, а на них уже кипит невидимая глазу жизнь – в земле очнулись разные личинки, букашки, сама земля готова принять каждое живое существо, каждую самую малую травинку. И вот среди островков пористого снега начинают появляться самые смелые цветы – подснежники. Подснежниками у нас принято называть все весенние первоцветы, хотя истинный подснежник – галантус - только один из видов множества весенних первоцветов. Это самый первый цветок весной, и растет он не во всех регионах. Цветок похож на маленький белый фонарик на тоненьком стебельке.

Морозник цветет на морозе. В родных местах (в Закавказье) он зацветает зимой (в конце февраля) красивыми белыми, желтыми, пурпупными и даже черными цветами. Благодаря легенде иногда морозник называют “розой Христа”. Впервые он был найден около хлева, где родился Христос, и с тех пор как бы в память об этом событии морозник на юге цветет зимой.

Чуть позже подснежника расцветает желтый, как солнышко, весенний адонис. В некоторых краях его называют еще стародубкой.



1. Найди соответствие.

подснежник роза Христа



морозник галантус



адонис стародубка



2. Отметь верное утверждение.

1. Первоцветы – цветы, которые зацветают рано и цветут долго.

2. Луковицы и корневища первоцветов выпускают побеги ещё под снегом.

3. Первоцветы появляются вместе с первыми птицами.

4. Первоцветы зацветают на Новый год.

3. Какой цвет имеет цветок.

Жёлтый подснежник



Белый морозник



Может быть даже чёрного цвета адонис





  1. Прочитайте текст.

Птицы прилетают на Родину не по команде, а согласно условиям, которые природа им предлагает для выживания. Очередность их прибытия связана как с рационом питания каждого из видов пернатых, так и с его размерами. Первыми в марте на Родину прилетают грачи - крупные птицы, способные клювом добывать из земли и коры личинок насекомых и сохранившиеся с осени зерна. В апреле приходит время возвращения скворцов. В больших городах, где есть много проталин от теплотрасс и корма, некоторые из этих птиц решаются и зимовать, но это редкость. В мае прилетает ласточка, а затем и стриж. Основой рациона этих птиц являются мелкие насекомые, в отличии от грачей и скворцов, эти маленькие пернатые побаиваются подбирать корм с земли. Ласточка нуждается в большем количестве времени на сооружение гнезда. Стриж же, который только приводит в порядок жилище-норку позволяет себе появится в родных краях лишь в конце мая.

  1. Расставь очерёдность прилёта птиц по тексту.

_ скворцы

1 грачи

_ стриж

_ ласточка

  1. Соедини линиями месяц и птицу, которая прилетела в это время

март ласточка



апрель грач



май скворцы



стриж

  1. Запиши, как называются птицы, которые никуда не улетают в течение года.







  1. Отметь верное утверждение

  1. Птицы прилетают тогда, когда хотят.

  2. . Очередность прибытия птиц связана с рационом их питания и размерами.

  3. Очерёдность прибытия не зависит ни от чего.



Индийский слон и Африканский слон.



Индийский слон – одно из крупнейших животных на нашей планете. Относится к семейству слоновых. По своим размерам, до 3 метров, занимает второе место среди всех млекопитающих на Земле, после африканского слона.

У индийского слона мощное тело с толстыми ногами, длинным хоботом, небольшими заостренными ушами и бивнями. Но бивни есть только у самцов. Самцы весят до 5 тонн. Хобот – это главная особенность слона. С помощью хобота индийский слон дышит, срывает листья и ветки деревьев, хватает и переносит предметы, купается, общается с сородичами.

Чаще всего индийские слоны живут в группах до 20 особей в каждой. Вожаком у них является старая опытная самка.

Индийские слоны любят жить в лесах с зарослями кустарника, особенно бамбука. Питаются они травой, корнями, корой деревьев и ветками кустарников, любят бананы и сахарный тростник.

В Индии слона считают священным животным. Он является важной частью индийской культуры и оберегается законом.

Африканские слоны – самые большие сухопутные животные не только в Африке, но и во всем мире. Рост этих животных достигает почти 4 метров, весом до 7 тонн. У них большая голова, большие круглые уши и длинный, подвижный нос, называемый хоботом. Слоны очень ловко управляют хоботом, он заменяет им руки. С помощью хобота они берут еду, набирают из водоема воду для питья. Питаются слоны растениями. Бивни есть у самцов и у самок.

Чаще всего слоны живут большими семьями - стадами, но иногда встречаются и одинокие животные. В стаде все помогают друг другу и заботятся о малышах.

  1. Отметь фотографию, на которой изображен индийский слон.

  1. Опираясь на прочитанный текст, сравни индийского и африканского слона, запиши в таблицу 1 сходство и 1 различие.

    Сравнение африканского и индийского слона

    Сходство







    Различие







  2. Опираясь на прочитанный текст, соедини линиями характеристики двух животных с соответствующими им числовыми значениями.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Индийского слона Африканского слона

ЧИСЛОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ



Вес индийского слона

  • 4 метра


Вес африканского слона

  • 3 метра

Рост африканского слона

  • 5 тонн

Рост индийского слона

  • 7 тонн





К. Ушинский «Утренние лучи»

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»

Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ка-ре-ку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.

Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и «зум-зум-зум!» — полетела собирать медок с душистых цветов.

Пятый луч попал в детскую на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

Будь внимательнее. Работай с текстом.

  1. Тема рассказа. __________________________________

  2. Главная мысль рассказа. _______________________________________________.

  3. На кого попадали лучики по очерёдности в тексте. Проставь цифры.

  1. Жаворонок

Лентяй

Зайчик

Курятник

Улей

  1. Что сделали герои рассказа. Поставь стрелочки.

  2. Жаворонок передёрнул ушами, побежал добывать травку на завтрак

Лентяй стали разгребать сор и искать червяков

Зайчик запел песенку

Петух повернулся на другой бок и уснул

Куры захлопал крыльями и запел

Пчёлка полетела собирать медок

  1. Подбери синоним к слову «привольно»____________________________

  2. Как автор называется домик пчёлки? _________________________

  3. Что ты посоветуешь лентяю?