СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тексты для проверки техники чтения в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Готовые тексты для проверки техники чтения в начальной школе. К каждому тексту составлены вопросы для понятия осознанного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Тексты для проверки техники чтения в начальной школе»

1 класс май

Мышь и лягушка

Басня

Пришла мышь в гости к лягушке. Лягушка встретила мышь на берегу и стала её звать к себе в гости под воду. Мышь полезла, да воды хлебнула и насилу жива осталась. «Никогда к чужим в гости ходить не буду», - сказала мышь.

(по Л.Н.Толстому)

Вопросы:

К кому пришла в гости мышь?

Почему мышь еле жива осталась?

















1 класс июнь

Лисица и козёл

Басня

Захотел козёл пить. Спустился он к колодцу и напился. Стал вылезать, но не может. И стал козёл реветь. Лисица услыхала и говорит:

- То-то, бестолковый! Если бы у тебя в голове было ума, как волос в бороде, то ты бы сначала подумал, как назад выбраться.

(по Л.Н.Толстому)

Вопросы:

Куда залез козёл?

О чём надо было бы подумать козлу?

Объясни поговорку: семь раз отмерь, один раз отрежь.











1 класс июль

Собака и её тень

Басня

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт. Она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса совсем не было, а своё волною унесло. И осталась собака без мяса.

(по Л.Н.Толстому)

Вопросы:

Что несла собака в зубах?

У кого решила собака отобрать мясо?

Почему собака не смогла отобрать мясо?













1 класс август

Муравей и голубка

Басня

Муравей спустился к ручью. Он захотел пить. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку. Она увидела, что муравей тонет, и бросила ему ветку. Муравей сел на неё и спасся.

Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Мураве подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть, а голубка улетела.

(по Л.Н.Толстому)

Вопросы:

Как голубка спасла муравья?

Почему муравей помог голубке?













2 класс сентябрь

Работа по душе

Человек выбирает себе в жизни работу по душе. Легко пойдет на лад любимое дело. Учитель будет любить детей, учить их письму, рисованию, музыке. Пекарь испечёт сытный пирог. Капитан поведёт в море корабли. Шахтёр будет добывать уголь. Доктор вылечит больных. Художник напишет чудную картину. Фермер вырастит овечек. Диктор познакомит нас с новостями. А кем хочешь быть ты, когда вырастешь?

(Т.Мишакина)

Вопросы:

О каких профессиях ты прочитал?

Чем занимается шахтёр?











2 класс октябрь



Пожарные собаки

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах. Их нельзя вытащить. Потому что они от испуга прячутся и молчат, а от дыма нельзя их увидеть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак, вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей, её звали Боб.

(по Л.Н.Толстому)

Вопросы:

Как собаки помогают пожарным?

Почему собакам легче находить детей?















2 класс ноябрь

Как поступить?

Ученик получил неважную отметку. Как быть? Он опечален. Мама будет недовольна, и, может, его будут ругать дома. Артём решил не говорить маме про плохую отметку. Но родители увидели его печальное лицо. Они поняли, в чём тут дело. Вышел обман. Лучше бы мальчик сам сказал дома о своей неудаче. Умолчать легко, а потом тяжело говорить правду.

(Т.Мишакина)

Вопросы:

О чём решил умолчать Артём?

Как родители догадались о неудаче сына?















2 класс декабрь

Вкусные хлопоты

Мама на кухне затеяла вкусные хлопоты. Очень ей хочется испечь и пироги с мясом, и рулет с яблоками. Посуда под рукой. Соль на полочке, яблоки на тарелке. Долго месила мама тесто, оно получилось пышное. Хороши будут пироги!

Вкусно пахнет из кухни. Работа позади. Мама зовёт детей на угощенье. В розетках повидло и варенье. Тёплые пироги на подносе. Дети оставляют свои дела и забавы. Очень хорошо посидеть за чашкой чая всей семьёй, узнать о делах малышей, а потом помочь маме. Сын убирает со стола, дочь моет посуду и вытирает её полотенцем. Нехорошо сидеть без дела в дружной семье.

(Т.Мишакина)

Вопросы:

Что готовила мама на кухне?

Как ей помогали дети?

А как заканчивается ваш домашний ужин?







2 класс январь

Смородинка

Отрывок

Танюша много слышала о черенках, а что это такое – не знала. Однажды отец принёс пучок зелёных прутиков и сказал:

- Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать.

Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки – чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша:

- Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек?

А отец отвечает:

- Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст.

(Е.Пермяк)

Вопросы:

Кто принёс черенки смородины?

Из каких почек пойдут корешки?







2 класс февраль

Лев и мышь

Басня

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он отпустил её, она сказала: «Если ты меня отпустишь, я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и отпустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро».

(Л.Н.Толстой)

Вопросы:

Как мышь спасла льва?

Почему мышь помогла льву?









2 класс март

Уголок дедушки Дурова

В Москве есть театр зверей. Он носит имя русского дрессировщика Дурова Владимира Леонидовича. Дуров очень любил зверей. Он учил их разным забавным трюкам. Прежде зверей тоже обучали. Но Дуров стал первым, кто учил зверей лаской и добротой. Они слушались его, платили любовью за внимание и заботу о них.

Жива династия дрессировщиков и по сей день. Сейчас в уголке зверей имени Дурова выступает Наталья Владимировна Дурова. Она также бережно относится к животным, продолжая дело отца.

Посети уголок имени Дурова, там ты увидишь, с какой любовью люди относятся к животным.

(Т.Мишакина)

Вопросы:

Почему звери слушались Дурова?

Где находится театр зверей?





2 класс апрель

Про альпинистов

Высоко в горах много ледников. Альпинисты ходят туда и забираются на вершины – покоряют их. Тяжело идти по горной тропе. Наклон горы велик. Надо быть ловким и цепким, чтобы подняться наверх. Погода в горах часто и резко меняется. Утром было ясно, а к вечеру на небе уже тучи. Начались дожди. В щелях и под навесами можно переждать непогоду.

Опасно покорять гору. Высоко в горах холодно, кругом снег и лёд. Снег может начать скатываться с горы – пойдёт лавина. В горах нужны верные товарищи. Они выручат в трудную минуту.

(Т.Мишакина)

Вопросы:

Как называют людей, которые поднимаются высоко в горы?

Почему в горах нужны надёжные товарищи?







2 класс май

Сладкая история

Кто из нас не знает вкуса мёда? Густой и золотистый, он имеет сладкий и очень разный вкус. Это потому, что мёд бывает разных сортов – липовый, цветочный, гречишный, вересковый. Сорт мёда зависит от того, с каких растений пчёлы собирают пыльцу. И это ещё не все сорта!

Медоносных пчёл человек специально разводит на пасеке. Пасека – это участок, на котором размещены ульи. Ульями называют пчелиные домики, которые для пчёл строит человек. Человек разводит пчёл не только из-за вкусного мёда. Пустые ячейки из-под мёда восковые. А воск необходим и в медицине. И в промышленности.

Много пользы дают человеку маленькие насекомые – пчёлы.

(Т.Мишакина)

Вопросы:

Что такое пасека?

Для чего человек разводит пчёл?





2 класс июнь

Как мальчик рассказывал про то,

что его в лесу застала гроза

Быль

Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами. Я дошёл до лесу, набрал грибов и хотел идти домой.

Вдруг стало темно, пошёл дождь и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния такая светлая, что мне глазам больно стало, и я зажмурился. Над моей головой что-то затрещало и загремело, потом что-то ударило меня в голову. Я упал и лежал до тех пор, пока перестал дождь.

Когда я очнулся. По всему лесу капало с деревьев, пели птицы и играло солнышко. Большой дуб сломался, и из пня шёл дым. Вокруг меня лежали осколки от дуба.

(Л.Н.Толстой)

Вопросы:

От чьего имени рассказана быль?

Почему в лесу потемнело?

Как ты думаешь, можно ли прятаться во время грозы под большими деревьями?







2 класс июль

Магнит

В старину был пастух, звали его Магнис. Пропала у Магниса овца. Он пошёл в горы искать. Пришёл на одно место, где одни голые камни. Он пошёл по этим камням и чувствует, что сапоги на нём прилипают к этим камням. Он потрогал рукой -камни сухие и к рукам не липнут. Пошёл опять сапоги прилипают. Он сел, разулся, взял сапог в руки и стал трогать им камни.

Тронет кожей и подошвой – не прилипают, а как тронет гвоздями, так прилипнет…

Магнис рассмотрел камень, - видит, что похож на железо, и принёс куски камня домой. С тех пор узнали этот камень и прозвали его магнитом.

(Л.Н.толстой)

Вопросы:

  1. Где Магнис нашёл чудо-камень?

  2. Что ты узнал о магните?










2 класс август

Слон сильный и умный

Слон большой, слон сильный и умный, это все знают. Домашний слон в Индии носит тяжёлые грузы, таскает воду и даже нянчит маленьких детей.

А вот увидеть стадо диких слонов не каждому удаётся. У слона почти нет врагов. Но, если слон почует опасность, он крадётся тихо, как мышка.

Бывает, у слоновой тропы свернётся кольцами гигантская змея питон и набросится на маленького слонёнка, который отстал от стада. Слонёнок затрубит, завизжит. Вмиг кинутся слоны спасать слонёнка. Всё стадо бегает кругом и топчет, топчет питона, как будто пляшет на нём.

А уж когда спасут слонёнка, попадёт ему от слонихи-матери, чтобы слушался взрослых и не отставал от стада.

(Г.Снегирёв)

Вопросы:

  1. Как помогают человеку домашние слоны?

  2. Можно ли назвать слонов заботливыми родителями? Почему?







3 класс сентябрь

Галка

У брата с сестрой была ручная галка. Она ела из руке, давалась гладить, улетала на волю и назад прилетала.

Вот сестра стала умываться. Она сняла с руки колечко, положила на умывальник и намылила лицо мылом. А когда она мыло сполоснула, - поглядела: где колечко? А колечка нет.

Она крикнула брату:

- Отдай колечко, не дразни! Зачем взял?

- Ничего я не брал, - ответил брат.

Сестра поссорилась с ним и заплакала…

Обиделся мальчик, выбежал из дому. Глядит, - а над крышей галка летает, и что-то у неё под клювом блестит…

Обрадовалась сестра колечку и сказала брату:

- Ты меня прости, я ведь на тебя подумала, а это галка-воровка.

И помирилась с братом.

(по Б.Житкову)

Вопросы:

  1. Из-за чего расстроилась девочка?

  2. Кто унёс её колечко?






3 класс октябрь

Ёж

Телёнок увидел ежа и говорит:

- Я тебя съем!

Ёж не знал, что телёнок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:

- Попробуй…

Задрав хвост, запрыгал глупый телёнок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

- Ой, ой, ой! – заревел телёнок и побежал к корове-матери, жалуется: - Ёж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.

А ёж покатился в тёмную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:

- Я огромного зверя победил, должно быть, льва!

И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за тёмный лес.

- У нас ёж – богатырь, - шёпотом со страху говорили звери.

(А.Н.Толстой)

Вопросы:

  1. Кто хотел съесть ежа?

  2. Где была нора ежа?

  3. По праву ли ежа стали называть богатырём?



3 класс ноябрь

Жилище человека

Разными бывают дома у людей. У цыган они на колёсах. Их кочевые дома называют кибитками. На них они путешествуют, там же живут. У народов Азии тоже переносное жилище. Оно называется юрта. Юрта покрыта войлоком и спасает от жары и ветров. Индейцы Северной Америки живут в вигмагах, покрытых ветками.

У славян очень давно дома были под землёй. Их называли землянками. Потом человек научился строить жилища на земле из дерева. Постепенно дом человека стал многоэтажным. Высотные дома возводят из камня и бетона. Их можно увидеть в городах. А в сёлах и деревнях дома чаще всего ещё и деревянные.

Когда-то и Москва была деревянной. Из-за частых пожаров город начали перестраивать. Дома строились из белого камня. Москву так и называли – белокаменной.

(Т.Мишакина)

Вопросы:

  1. Что такое землянка?

  2. Почему Москву назвали белокаменной?




3 класс декабрь

За что?

Первоклассник юра Ковров был очень счастлив: ему подарили в красивой клетке нарядную птицу – клеста. Клёст оказался угрюмым и молчаливым. Правда, он изредка выкрикивал какие-то тоскливые два звука… Дядя Вася приехал и говорит:

- Твой клёст, Юрочка, задаёт один и тот же вопрос.

- Какой?

- За что?

Юра не понял и переспросил:

- Что значит «за что»?

- Не знаю, Юрочка, но думаю, что клёст не очень доволен своей новой квартирой в клетке.

Юра задумался, потом сказал:

- Не выпускать же клеста зимой… Он может замерзнуть…

- Да нет, Юрочка, - не согласился дядя. – Клесты наши – зимние птицы и даже в студёные месяцы выводят птенцов. Может быть, и у твоего клеста остались голодные малыши…

Юра в тот вечер долго не мог уснуть. А утором взял клетку, открыл форточку и выпустил клеста.

(Е. Пермяк)

Вопросы:

  1. Почему мальчик не хотел выпускать птицу зимой?

  2. Какое решение принял Юра?


3 класс январь

Сказочка про воронушку – чёрную головушку

и жёлтую канарейку

Сидит Ворона на берёзе и хлопает носом по сучку:

хлоп-хлоп. Вычистила нос, оглянулась кругом, да как каркнет:

- Карр..карр!

Дремавший на заборе кот Васька чуть не свалился со страху и начал ворчать…

Хлопнула Ворона в последний раз носом по сучку, встрепенулась и только хотела вспорхнуть, как услышала страшный крик. Неслась стая воробьёв, а впереди летела какая-то маленькая птичка… взмахнула Ворона крыльями раз десяток и догнала воробьиную стаю. Жёлтенькая птичка выбилась из последних сил и бросилась в маленький садик, где росли кусты сирени, смородины и черёмухи. Она хотела спрятаться от гнавшихся за ней воробьёв…

Разогнав воробьёв, Ворона начала допытывать жёлтенькую птичку, которая тяжело дышала и так жалобно смотрела.

- Кто ты такая будешь? – спросила Ворона.

- Я – Канарейка…

(по Д.Н.Мамину-Сибиряку)

Вопросы:

  1. Кто гнался за Канарейкой?

  2. Кто спас Канарейку?


3 класс февраль

Почему заяц шапку меняет

Был бел, стал сер. Кто это? Конечно, заяц! Неужели он такой умный, что вовремя шубку к зиме меняет на белую, а весной на серую? Нет же, это у него глаза необычно устроены!

Когда осенью дни становятся короче, заячьи глаза улавливают короткий световой день и подают сигнал в заячий организм. Пора менять шубку к зиме! И начинается у зайца линька. Горе ему, если поздно снег на землю выпадет: издали увидят его и лиса, и волк.

А весной заячьи глаза реагируют на длинный световой день. Пора менять шубку на серую! Все эти изменения и связи в природе изучает наука экология.

(Т.Мишакина)

Воросы:

  1. Почему у зайца осенью и весной происходит линька?

  2. Как называется наука, изучающая изменения и связи в природе?







3 класс март

Прочная соломина

Когда твои родители были маленькими. Дедушка и бабушка выводили их в лес или в парк кататься на лыжах. Только лыжи у них были не пластиковые, а деревянные. Лыжные палки делали из бамбука.

Что же такое бамбук? В России его можно увидеть только в ботанических садах, на Курильских островах острове Сахалине, потому что родина этого растения – жаркие влажные страны. Там бамбук растёт удивительно быстро, на несколько сантиметров в сутки! Растение это необычное. У него тонкий стебель высотой до сорока метров, наверху есть веточки и листочки, а внутри он пуст. Стебель бамбука, как соломина. Пустой, но очень прочный и лёгкий. Из него изготавливают удочки, мебель. А вот лыжные палки теперь делают металлические.

(Т.Мишакина)

Вопросы:

  1. Где растёт бамбук?

  2. Что изготавливают из бамбука?

  3. Почему его называют соломиной?









3 класс апрель

Сколько живёт пчела

Лежу в траве. Прямо передо мной – лохматые шапочки одуванчиков. А на них садятся пчёлы. Прилетает пчела быстро, вёртко. Шлёпнется на цветок и давай по нему кружить, лепестки пересчитывать.

- Пчела, откуда у тебя штанишки жёлтые?

- Это не штанишки. Это корзиночки. Я туда корм складываю – цветочную пыльцу.

Улетает пчела с одуванчиков тяжело, неповоротливо. Трудно ей. Но всё-таки тащит полные свои корзиночки, старается…

Я пчёл всегда боялся. Вдруг ужалит? А теперь не боюсь. Если пчелу не трогать, и она тебя не тронет.

- Правда ведь, пчела?

- Не трону…Не охота мне нападать. Если ужалю, сама умру. Такая наша судьба пчелиная…

- Нет, ты живи! Долго живи!
- Не дано мне долгой-то жизни…

- И сколько же тебе жизни отпущено?

- Чуть побольше месяца. Всего-навсего.

(Э.Шим)

Вопросы:

  1. Во что складывает пчела пыльцу?

  2. Долго ли живёт пчела?

  3. Что тебе напоминает здесь сказку?


3 класс май

Три сына

Словенская сказка

Было у лесника трое сыновей. Настало время их к работе приставить. Повёл лесник в лес старшего сына.

- Что бы ты сделал, сын, будь этот лес твой? – спросил он.

- О, я бы срубил все деревья и повёз продавать.

И подумал отец: «Не получится из тебя доброго хозяина» - и молча пошёл домой. На другой день повёл он в лес среднего сына. Остановился перед огромными, поднебесными соснами и спросил:

- Что бы ты сделал с этими соснами, если бы они стали твоими?

- О, - обрадовался средний сын, - я бы их все до одной срубил и поставил на этом месте дворец под небеса!

Покачал головой старик и отправился домой. На третий день взял он с собой в лес младшего.

- Что бы ты сделал с этими деревьями, сынок, коли бы они твоими были? – спросил отец.

- Я бы растил их и берёг. Они такие красивые!

Обрадовался лесник:

- Из тебя, сынок, добрый хозяин получится. Тебе и заступать на работу вместо меня.

Вопросы:

  1. Какой вопрос задавал лесник сыновьям?

  2. Почему лесник вместо себя на работу выбрал младшего сына?


3 класс июнь

Хлеб – всему голова

Ты уже слышал от старших о том, что к хлебу надо относиться уважительно. А почему? Нелёгкий труд очень многих людей заключён в привычном батоне белого хлеба или ржаной буханке. Но дело не только в этом.

Ласково называли древние славяне землю матушкой. Хлеб. Который произрастал на ней, был для них священным даром богов, как и для других народов мира.

По столу вообще не разрешалось стучать. Стол – это Божья ладонь, которая кормит семью. Чтобы сварить даже простую кашу, надо было обеспечить себя и огнём, и водой, и зерном. Древние люди поклонялись силам природы, которые они не могли объяснить себе.

К пище издавна относились с почтением, ведь всё приходилось человеку делать вручную. В современном производстве многое делают специальные машины, но труд детей по-прежнему надо уважать.

(Т.Мишакина)

Вопросы:

  1. Почему надо бережно относиться к хлебу?

  2. Почему в древности люди поклонялись силам природы?

3 класс июль

Орёл

Орёл свил себе гнездо на большом дереве, вдали от моря и вывел детей.

Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетел к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево. Стали кричать и бросать в орла камнями.

Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли.

Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать, они просили корма.

Орёл устал и не мог лететь опять на море…

Орлята засвистели и запищали ещё жалобнее.

Тогда орёл вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером: он летел тихо и низко над землёй, в когтях у него опять была рыба…

Орлята подняли головы и разинули рты, а орёл разорвал рыбу и накормил детей.

(по Л.Н.Толстому)

Вопросы:

  1. Почему орёл в первый раз не смог накормить своих птенцов?

  2. Почему орёл вновь полетел на охоту?





3 класс август

Аистята

Один год мы прожили в небольшой станице, среди сплошных вишнёвых садов.

Неподалёку от нашего дома росло старое дерево. И вот однажды ранней весной на него прилетел и уселся аист. Он долго что-то осматривал.

А на следующее утро мы увидели, что на дереве хлопотали уже два аиста. Они устраивали гнездо.

Скоро гнездо было готово. Аистиха снесла туда яйца и стала их насиживать. А аист то улетал за кормом на болото, то стоял около гнезда, поджав под себя одну ногу. Так, на одной ноге, он мог простоять очень долго, даже мог немного вздремнуть.

Когда в гнезде вывелись аистята, для старых аистов начались большие хлопоты. Птенцы были очень прожорливы. Они целый день требовали еды, и аисты-родители по очереди с утра до вечера таскали им из болота лягушек, рыбёшек, утей.

(Г.Скребицкий)

Вопросы:

  1. Где свили гнездо аисты?

  2. Куда летали взрослые аисты за едой?





4 класс сентябрь

Надо иметь чувство юмора

Один раз мы с мишкой делали уроки. Мы положили перед собой тетрадки и списывали. И в это время я рассказывал Мишке про лемуров, что у них большие глаза, как стеклянные блюдечки, и что я видел фотографию лемура, как он держится за авторучку, сам маленький-маленький и ужасно симпатичный.

Потом Мишка говорит:

- Написал?

Я говорю:

- Уже.

- Ты мою тетрадку проверь, - говорит Мишка, - а я – твою.

И мы поменялись тетрадками.

я как увидел, что Мишка написал, так сразу стал хохотать. Гляжу, а Мишка тоже покатывается, прямо синий стал.

Я говорю:

- Ты чего, Мишка, покатываешься?

А он:

- Я покатываюсь, что ты неправильно списал! А ты чего?

Я говорю:

- А я то же самое, только про тебя…ничего не поделаешь, надо переписывать. Это всё лемуры виноваты…

(по В.Драгунскому)

Вопросы:

  1. Над чем смеялись мальчики?

  2. Почему они неправильно сделали письменную работу?




4 класс октябрь

Как тебя зовут?

Что есть у каждого человека, чем чаще всего пользуется не он сам. А окружающие его люди? Это его имя. По имени называют тебя твои друзья, учителя и родственники. Имя тебе дали родители. Сам ты называешь его только при знакомстве с кем-нибудь. Но значение имени не всегда известно человеку.

Много имён пришло к нам из разных языков: греческого, скандинавских и других. Но есть в русском языке и славянские имена. Об одном из них ты сейчас узнаешь. Вслушайся в слова: ладный, ладить, налаживать, ладно. Все они произошли от корня ЛАД. Древнее имя Лада означало почтенную хозяйку, мать многочисленной семьи. Поэтому все родственные слова имеют отношение к установлению порядка, слаженного быта.

Теперь ты и сам сможешь объяснить смысл выражения: «Быть в ладу с кем-нибудь». Постарайся узнать из книг, что обозначает твоё имя.

(Т.Мишакина)

Вопросы:

  1. Чем реже всего пользуется человек в речи?

  2. Что обозначает имя Лада?




4 класс ноябрь

О картинках, которые запоминали

Много-много лет тому назад не было ни чернил, ни бумаги, ни, тем более, книг. Все рассказы про отважных воинов, все сказки про Луну и Солнце – рассказывались вслух. И сейчас мы говорим про старинные истории – «предания». Это значит, что их передавали от одного человека к другому.

Но как трудно запомнить самые разные и длинные истории. Поэтому люди придумали рисовать картинки, которые помогали им запоминать. Нарисуют озеро, рядом – огромную рыбу. Картинка – память об удачной ловле рыбы. Нарисуют холмы и речку, а среди деревьев и холмов, вдоль реки – тропинка. Это память о дальнем путешествии.

А ещё такие картинки помогали человеку вести хозяйство…

Очень удачная придумка – такие картинки! Они применяются и в наши дни… нарисовал телефон и земной шар – значит, здесь можно поговорить по телефону с любым городом!..

Картинки могут подсказывать, указывать, запрещать, разрешать.

(по Б.Зубкову)

Вопросы:

  1. Как ты понимаешь значение слова «предание»?

  2. Почему люди придумали картинки?

  3. Какие картинки-подсказки знакомы тебе?

4 класс декабрь

Щелкунчик и мышиный король

Мари не отходила от стола с подарками.

- Ах, - воскликнула наконец Мари. – Для кого этот хорошенький человечек, что стоит под самой ёлкой?

- Он, - ответил отец, - будет усердно трудиться для всех нас: его дело – аккуратно разгрызать твёрдые орехи.

С этими словами отец бережно взял его со стола, приподнял деревянный плащ, и тогда человечек широко разинул рот и оскалил два ряда очень белых острых зубов. Мари всунула ему в рот орех, и – щёлк – человечек разгрыз его, скорлупа упала, и у Мари на ладони очутилось вкусное ядрышко. Теперь уже все – и Мари тоже – поняли, что нарядный человечек вёл свой род от Щелкунчиков и продолжал профессию предков. Мари громко воскликнула от радости, а отец сказал:

- Раз тебе, милая Мари, Щелкунчик пришёлся по вкусу, так ты уж сама и заботься о нём и береги его.

(Э.Гофман)

Вопросы:

  1. На какой праздник получила Мари подарок?

  2. Почему Щелкунчику дали такое имя?






4 класс январь

Что такое календарь?

Ты знаком с календарём давно. Это способ отсчёта большого количества времени, например лет. Люди издавна поклонялись Солнцу, уважали небесное светило, потому что знали, что с ним связана жизнь на Земле.

Ночь и день, зима и лето – всё из-за Солнышка. Поэтому первый календарь был солнечным. Мы и сейчас по нему отмеряем год за годом. Из-за движения Земли вокруг Солнца сменяют друг друга времена года: лето и осень, зима и весна. А из-за вращения Земли вокруг своей оси сменяются сутки.

Но есть и другие календари. Например, лунный календарь. Им и сейчас пользуются люди в Азии. Поэтому не во всех странах наступление нового года отмечают первого января, как это принято у нас в России.

(Т.Мишакина)

Вопросы:

  1. Что такое календарь?

  2. По какому небесному телу люди сверяют отсчёт времени?

  3. По какой причине происходит смена времён года на Земле?




4 класс февраль

Подземный дворец

Много интересного создано на земле самой природой! Бывал ли ты когда-нибудь в пещерах? В Крыму, недалеко от Чёрного моря, находится Мраморная пещера.

Представь себе, что ты попал в подземный ход. Он узкий вначале. Затем постепенно расширяется и превращается в большой зал. Таких залов в Мраморной пещере несколько. Как здесь красиво! Когда-то подземные воды размыли нетвёрдые горные породы и возник под землёй сказочный дворец.

Вода просачивается в пещеру, и образуются сосульки, которые растут снизу и сверху. Медленно растут, по несколько миллиметров в сто лет! Со временем они превращаются в причудливые фигурки. Надо приглядеться к ним и пофантазировать, тогда сможешь увидеть и верблюда, и могучую царицу среди них.

Одному ходить в пещеры опасно. А вот в Мраморную пещеру можно попасть с экскурсией. Специальные учёные-спелеологи изучают пещеры и расскажут вам о них.

(Т.Мишакина)

Вопросы:

  1. Как образуются пещеры?

  2. Как называют учёных, которые изучают пещеры?

4 класс март

Праздник Ярила

Весной, когда всё в природе пробуждается и зацветает, люди сеют хлеб. Эти зерновые культуры называют яровыми. Откуда взялось такое название? Пришло оно к нам с давних времён. У древних славян Ярилом называли Солнце. Солнышко пригревает – поря землю пахать и сеять.

От имени Ярила произошло много родственных слов: ярость, яростный, яровать. Все они обозначают неукротимость, непокорность, силу. Раньше на Руси двадцать седьмого апреля справляли праздник «ярилки». Ярилу люди представляли себе юношей. Коня с ряженым Ярилой водили по полям и приговаривали:

- Куда ногою, там жито копною. А куда глянет, там колос зацветёт.

Житом называли злаковые культуры, из которых изготавливали хлеб. Жито – от слова жить. Ведь хлеб – это то, от чего зависела жизнь на Земле, дарованная Ярилом-солнышком.

(Т.Мишакина)

Вопросы:

  1. Что славяне называли в древности Ярилом?

  2. Для чего ряженного Ярилу на коне водили по полям?



4 класс апрель

Многозначный парусник

Богат и необычен русский язык! Значение любого слова можно найти в «Толковом словаре», но одно слово может иметь несколько значений. Ключ, коса, рукав – много разных предметов обозначают знакомые с детства слова. А сегодня мы поговорим о слове «парусник». Какие же значения имеет это слово?

За первым парусником мы отправимся на берег огромного водоёма. Если нам повезёт, мы сможем поймать самого большого из них, длиной около трёх метров и весом почти в сто килограммов! Ты уже понял, что речь идёт о рыбе. Название своё она получила за большой спинной плавник в виде паруса. За этим великаном надо отправиться к океану, в тропические страны.

Зато другой парусник нам более доступен. Он есть в России, правда, в небольших количествах. Парусники занесены в Красную книгу природы. Крылья парусников имеют большой размах – почти в длину твоей тетради! Окраска у них очень разнообразная и красивая. Кто это? Бабочки. И махаон – самая известная из них.

Ну а полюбоваться судами, которые приводит в движение ветер, надувая крепкие паруса, мы сможем и на реках, и на водохранилищах.

(Т.Мишакина)

Вопросы:

  1. Какие значения имеет слово «парусник»?

  2. Почему одну из рыб назвали парусником?

4 класс май

Тайны океана

Океан издавна манил к себе человека. По воде человек давно научился передвигаться, из глубин океана добывал себе пищу. Но много неизвестного было для него скрыто под водой. Почему вдруг из океанических глубин поднимаются высокие волны, начинается шторм? Что такое цунами? Какое дно у морей и океанов?

Оказывается, дно их такое же неровное, как и поверхность суши. Есть на дне океанов и большие равнины, и горные хребты, и глубокие впадины, и подводные вулканы. Когда происходит их извержение, иногда появляются новые острова. Подводные землетрясения поднимают огромные волны – цунами, способные смыть с земли многоэтажные постройки. Есть в океанах и подводные реки – океанические течения.

Многие мореплаватели, путешественники, учёные-океанографы изучают жизнь в океанах. Человек научился добывать со дна морей и океанов полезные ископаемые. Людям теперь известно, что Солнце и Луна воздействуют на воды океанов и морей. Луна вызывает приливы воды на сушу и её отливы. Серьёзен и загадочен океан, который носит имя одного из древнегреческих богов - Океана.

(Т.Мишакина)

Вопросы:

  1. Как выглядит дно океанов?

  2. Чьим именем назван океан?