СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тексты и диалоги по развитию слухового восприятия, 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тексты и диалоги по развитию слухового восприятия, 7 класс»

7 класс

Лесные часы

В каникулы я всегда уезжаю в деревню к дедушке. Дедушка у меня лесник. Он много знает о жизни растений и животных. От дедушки я научился разбираться в хитростях природы. Расскажу об одном случае. Однажды мы с дедушкой долго бродили по лесу, пока не вышли на поляну всю в цветах. Дедушка посмотрел на какой-то цветок и сказал: “Ого, время-то уж к пяти будет”. Дедушка мне рассказал, что по цветам можно узнать время. Только нужно знать, когда цветок раскрывается и когда закрывается.

(из журнала “Юный натуралист”, 86 слов)

  1. Восприятие текста (2 раза)

  2. Ответы на вопросы

- О ком говорится в тексте?

- О чем говорится в тексте?

- Какой можно сделать вывод? (по цветам можно определять время)

  1. Восприятие текста по фразам

- Скажи иначе: научился разбираться, бродили по лесу.

  1. Работа над труднопроизносимыми словами

  2. Работа над содержанием текста

- Кто рассказал историю “Лесные часы”?

- Куда мальчик всегда уезжает на каникулах?

- Кем работает дедушка мальчика?

- Найди в толковом словаре значение слова ЛЕСНИК

- Чему дедушка научил внука?

- Почитай, как можно узнать время по цветам.

- Почему рассказ называется “Лесные часы”?

- Продолжи предложение: Дедушка мне рассказал, что….

От дедушки я научился….……, когда цветок раскрывается…..

  1. Восприятие на слух фраз, словосочетаний и слов из текста

Лесник много знает о жизни растений и животных.

По цветам можно время узнать.

Нужно знать, когда цветок раскрывается и когда закрывается.

О жизни растений, хитрости природы, в хитростях природы, долго бродили, вышли на поляну, узнать время – определить время, цветок раскрывается, цветок закрывается, нужно знать.

Каникулы, лесник, растения, животные, разбираться, цветы, цветок, раскрывается, закрывается, время, часы.

  1. Восприятие слов в разном контексте.

Нужно знать, когда цветок раскрывается и когда закрывается.

Магазина закрывается в восемь часов вечера.

От дедушки я научился разбираться в хитростях природы.


  1. Чтение текста учителем и учеником (работа над выразительностью)

  2. Ответы на вопросы и вывод

  3. Пересказ. Самостоятельное составление диалога.

Диалог по тексту “Лесные часы”

- Ты знаешь, что многие растения открывают и закрывают цветки с такой точностью, что по ним, как по часам, можно определить время?

- Нет. А ты знаешь?

- Да, меня этому научил дедушка.

- Расскажи, пожалуйста.

-Очень рано начинается “пробуждение” цветов. Первым открывает голубые звёздочки своих цветов цикорий, затем раскрывает розовые лепестки шиповник. К шести часам утра поднимают свои головки одуванчики, а за ними широко открывает лепестки красная полевая гвоздика. Цветы, которые рано раскрываются, обычно первыми и “засыпают”. К трём часам дня многие растения уже стоят с закрытыми цветками. В пять часов вечера складывает лепестки белая водяная лилия.

- А есть цветы, которые не закрываются до захода солнца?

- До захода солнца продолжается “рабочий день” шиповника.

- Интересно! Зная, когда цветок открывается и когда закрывается, можно узнать время!

Олимпийские игры

Олимпийские игры зародились 3 тысячи лет назад в селении Олимпия, которое находится в Греции. В музее Олимпии хранится камень, который метали атлеты древности. В длину греки прыгали с места, и прыжок получался фантастический – 15 метров. Судьи призывали спортсменов к честным состязаниям, потому что ценили благородство выше силы и ловкости. Настоящую славу заслуживал честный победитель, а бесчестных атлетов жители изгоняли из города. Современные Олимпийские игры открылись в 1896 году. И с тех пор каждые четыре года в древней Олимпии от солнечных лучей зажигается олимпийский огонь. (по А. Дорофееву, 87 слов)


  1. Восприятие текста 2 раза

  2. Ответы на вопросы

- О чем говорится в этом рассказе?

- Где происходит действие?

- О ком говорится?

- Какой вывод?

  1. Восприятие текста по фразам.

- Скажи иначе: зародились, призывали, состязания, изгоняли.

  1. Работа над труднопроизносимыми словами

  2. Работа над содержанием

- Что зародилось в селении Олимпия?

- Где находится Олимпия?

- Покажи на карте.

- Скажи иначе: Зародились Олимпийские игры.

- Когда зародились Олимпийские игры?

- Найди в словаре значение слова «судья».

- Найди и прочитай, к чему призывали судьи спортсменов?

- Что больше всего ценили в спортсменах?

- В каком году открылись современные Олимпийские игры?

- Через сколько лет повторяются Олимпийские игры?

- Как зажигается олимпийский огонь?

- Где это происходит?

- Продолжи: Олимпийские игры зародились ….

Судьи призывали спортсменов….

  1. Восприятие фраз, словосочетаний и слов из текста

Олимпийские игры зародились в Греции.

Настоящую славу заслуживал честный победитель.

Каждые четыре года в Олимпии зажигается олимпийский огонь.

Олимпийские игры, селение Олимпия, честные состязания, честный победитель, бесчестный атлет, солнечные лучи, олимпийский огонь.

Олимпиада, Олимпия, олимпийские, игры, состязания, соревнования, спортсмен, атлет, футболист, теннисист.

  1. Восприятие слов в разном контексте

От солнечных лучей зажигается олимпийский огонь.

Сухая трава очень легко зажигается.

Олимпийские игры открылись в 1896 году.

Двери магазина открылись вовремя.

  1. Чтение текста учителем и учеником (работа над выразительностью)

  2. Ответы на вопросы. Пересказ

  3. Самостоятельное составление диалога.

ДИАЛОГ

- Какие газеты ты читаешь?

- Я читаю газету «Россия», а ты?

- Я читаю разные газеты. Но особенно мне нравится газета «Спорт».

- Что интересного ты прочитал в газете за последнее время?

- Меня заинтересовала статья, которая называется «Олимпийские игры».

- О чём говорится в этой статье?

- О том, что Олимпийские игры зародились 3 тысячи лет назад в селении Олимпия, которое находится в Греции.

- Интересно, как тогда проходили Олимпийские игры?

- Судьи призывали спортсменов к честным состязаниям, потому что ценили благородство выше силы и ловкости.

- Что же в то время все спортсмены были честные?

- Настоящую славу заслуживал честный победитель, а бесчестных атлетов жители изгоняли из города.

- А когда открылись современные Олимпийские игры?

- В 1896 году. И с тех пор каждые четыре года в древней Олимпии от солнечных лучей зажигается олимпийский огонь.

Перелётные птицы

Скворцы, ласточки, аисты, цапли, дикие утки и очень многие птицы на зиму улетают в тёплые страны. Этих птиц называют перелётными птицами. В чужих краях перелётные птицы не поют песен, не вьют гнёзд и не выводят птенцов. Весной перелётные птицы снова возвращаются на свою родину. Как только на полях появляются проталины, первыми прилетают грачи, скворцы и жаворонки. Водяные и болотные птицы возвращаются, когда реки, болота и озёра очистятся ото льда. Последними возвращаются ласточки. На родине птицы начинают вить гнёзда и выводить птенцов. (80 слов с предлогами и союзами)


  1. Восприятие текста 2 раза

  2. Ответы на вопросы

- О ком говорится в рассказе?

- О чем говорится в рассказе?

- Какой вывод можно сделать?

  1. Восприятие текста по фразам

- Как понимаешь: проталины.

- Скажи иначе: водяные птицы; очистятся ото льда.

  1. Работа над труднопроизносимыми словами

  2. Работа над содержанием

- Каких птиц называют перелетными?

- Назови перелетных птиц.

- Прочитай, как живут перелетные птицы в чужих краях?

- Когда птицы возвращаются на родину?

- Какие птицы возвращаются первыми?

- Когда возвращаются водяные птицы?

- Назови водяных птиц.

- Что делают птицы, когда снова вернуться на родину?

- Продолжи: В чужих краях…..

Как только появляются проталины….

  1. Восприятие фраз, словосочетаний и слов из текста

Очень многие птицы на зиму улетают в тёплые страны.

В чужих краях перелётные птицы не вьют гнёзд.

Последними возвращаются ласточки.

Перелетные птицы, в теплые страны, возвращаются на родину, появляются проталины, первыми прилетают, водяные птицы, болотные птицы, очистятся ото льда.

Скворцы, ласточки, аисты, цапли, дикие утки, перелёт – перелетают – улетают – перелётные, гнездо – гнёзда, болото – болотные, вода – водяные, птенцы – птенец, выводить, вить.

  1. Восприятие слов в разном контексте

Многие птицы на зиму улетают в теплые страны.

Бабушка связала внуку теплые варежки.

Весной птицы выводят птенцов.

Наташа выводит пятно с юбки.

  1. Чтение текста учителем и учеником (работа над выразительностью)

  2. Ответы на вопросы

  3. Пересказ

  4. Самостоятельное составление диалога учеником


Диалог

- Какие телепередачи ты любишь смотреть?

- Мне нравятся передачи о спорте. А тебе?

- Мне нравятся разные передачи, но особенно я люблю смотреть передачу «В мире животных».

- Что интересного показывали в последней передаче?

- О птицах. Что ты знаешь о перелётных птицах?

- Я знаю, что перелётные птицы на зиму улетают в тёплые края.

- Оказывается, в чужих краях перелетные птицы не вьют гнёзда и не выводят птенцов. Они вьют гнёзда только на родине!

- Интересно, весной птицы возвращаются все в одно время?

- Нет. Одни птицы возвращаются раньше, другие позже.

- Расскажи.

- Как только на полях появляются проталины, первыми прилетают грачи, скворцы и жаворонки. Водяные и болотные птицы возвращаются, когда реки, болота и озёра очистятся ото льда. Последними возвращаются ласточки.



Полезное дело

Нам с Петькой хотелось что-нибудь хорошее сделать. Только не знали, что сделать. Стали мы думать, и придумали каток во дворе залить.

Мы начали убирать снег. Старшие ребята нам помогали. Очистили мы площадку от снега. Осталось её водой залить. Нам помог дворник Кузьма Иванович. Замечательный получился каток. На другой день все ребята катались на коньках до самого вечера. Устали, но были довольны. Мы радовались, что полезное дело сделали. (70 слов с союзами и предлогами)


  1. Восприятие текста 2 раза.

  2. Ответы на вопросы.

- О ком говорится в рассказе?

- О чем говорится в рассказе?

- Какой вывод можно сделать?

  1. Восприятие текста по фразам.

- Скажи иначе: замечательный каток; очень довольны.

  1. Работа над труднопроизносимыми словами.

  2. Работа над содержанием

- Что хотелось сделать ребятам?

- Что придумали ребята?

- Расскажи, как ребята делали каток?

- Кто помог залить каток?

- Почему все были довольны?

- Какое полезное дело сделали ребята?

- Как понимаешь выражение «полезное дело»?

- Продолжи предложение: Нам с Петькой хотелось…

Осталось ее …..

Мы радовались, что…

  1. Восприятие фраз, словосочетаний и слов из текста.

Мы придумали каток во дворе залить.

Очистили мы площадку от снега.

Залить каток нам помог дворник.

Мы радовались, что полезное дело сделали.

Хорошее сделать, каток залить, каток во дворе, убирать снег, очистили площадку, площадку от снега, катались на коньках, были довольны, полезное дело.

Каток, коньки – на коньках, площадка, снег – от снега, залить, замечательный, дворник, радовались, получился, очистили, убрали.

  1. Восприятие слов в разном контексте


  1. Чтение текста учителем и учеником (работа над выразительностью)

  2. Ответы на вопросы и вывод.

  3. Пересказ

  4. Самостоятельное составление диалога учеником


ДИАЛОГ

- У нас во дворе есть каток.

- А кто сделал каток?

- Мы с Петькой, а ещё старшие ребята нам помогли.

- Как вы делали каток?

- Сначала мы очистили площадку от снега. Наш дворник Кузьма Иванович помог нам площадку водой залить. Замечательный получился каток!

- Вы уже катались на коньках?

- Да, на следующий день мы катались на коньках до самого вечера. Устали, но были очень довольны.

- Полезное дело вы сделали!





Порядочный человек

Что обозначает словосочетание «порядочный человек»? Может быть, человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает по комнате свои вещи? Да, корень этого слова «порядок». Порядочный человек – верный, честный, благородный человек. Он понимает чужую беду и радуется чужой удаче, как собственной. Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди. Порядочный. Постарайся скорее понять и запомнить это прекрасное русское слово. И живи так, чтобы люди говорили про тебя: «Это порядочный человек». (73 слова)


  1. Восприятие текста 2 раза

  2. Ответы на вопросы.

- О чем говорится в тексте?

- Кого можно назвать порядочным человеком?

- Вывод.

  1. Восприятие текста по фразам

  2. Работа над труднопроизносимыми словами

  3. Работа над содержанием.

- Назови корень слова «порядочный»

- Прочитай, кто такой порядочный человек.

- Подбери синонимы к слову «порядочный».

- Когда люди будут жить счастливее?

- Как нужно жить?

- Продолжи: Порядочный человек…………

И живи так, чтобы…………..

………….радуется чужой удаче………

  1. Восприятие фраз, словосочетаний, слов из текста

Порядочный человек – верный, честный человек.

Он понимает чужую беду.

Радуется чужой удаче, как собственной.

Порядочный человек, верный человек, честный человек, чужая беда, чужая радость, чужая удача, собственная удача, русское слово, прекрасное слово.

Порядочный, порядок, верный, честный, беда, удача, радость, переживать, переживание, переживает, понять, запомнить, жить, собственная, чужая.

  1. Восприятие слов в разном контексте

Корень этого слова «порядок».

У морковки стержневой корень.

Порядочный человек радуется чужой удаче, как собственной.


  1. Чтение текста учителем и учеником (выразительное чтение)

  2. Ответы на вопросы и пересказ

  3. Самостоятельное составление диалога учеником.


ДИАЛОГ

- Ты знаешь, что обозначает словосочетание «порядочный человек»?

- Может быть, человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает по комнате свои вещи?

- В чем-то ты прав. Корень этого слова «порядок».

- А что же обозначает это словосочетание?

- Порядочный человек – верный, честный, благородный человек. Он понимает чужую беду и радуется чужой удаче, как собственной.

- Если такого порядка будет вокруг нас будет больше, тем счастливее будут жить люди.

- Да. Надо жить так, чтобы люди говорили про тебя: «Это порядочный человек».




Смелые пожарные

Поздним вечером дежурный пожарный услышал тревожный сигнал. Горел жилой дом. Из-за сильного пожара, возникшего в подвале, дым стал проникать в подъезд дома. Пожарным надо было одновременно с тушением пожара организовать эвакуацию людей. Этим занялся капитан. Начальник караула с другой группой пожарных побежали в подвал. Завязалась яростная схватка с пламенем. Бойцы действовали смело. В конце концов, пожарные погасили пламя. Всех, кто нуждался в помощи, они эвакуировали. (65 слов с предлогами и союзами)

  1. Восприятие текста слухозрительно (2 раза)

  2. Ответы на вопросы

- О чем говорится в тексте?

- О ком говорится в тексте?

- Какой можно сделать вывод? (пожарниые смело действуют во время пожара)

  1. Восприятие текста по фразам

Как понимаешь: эвакуация людей; яростная схватка с пламенем.

  1. Работа над труднопроизносимыми словами

  2. Работа над содержанием

- Какой тревожный сигнал поступил в пожарную часть?

- Почему дым стал проникать в подъезд дома?

- Чем занялся капитан?

- Почему нужно было эвакуировать людей?

- Найди в словаре значение слова ЭВАКУИРОВАТЬ.

- Почитай, что делал начальник караула.

- Как действовали бойцы?

- Почему текст называется “Смелые пожарные”

  1. Восприятие на слух фраз, словосочетаний и слов

Дежурный пожарныйуслышал тревожный звонок.

Горел жилой дом.

Пожарныеорганизовали эвакуацию людей.

Бойцы действовали смело.

Тревожный сигнал, дежурный пожарный, сильный пожар, возникший в подвале, жилой дом, тушение пожара, эвакуация людей, схватка с пламенем, нуждался в помощи.

Пожар, пожарные, сигнал, тревога, возник – возникшего, одновременно, помощь, эвакуация, завязалась, схватка, пламя, огонь, погасили.

  1. Восприятие слов в разном контексте.

Дым стал проникать в подъезд дома.


Завязалась яростная схватка с пламенем.

Шнурки в ботинке завязались на узел.

  1. Чтение текста учителем и учеником (работа над выразительностью)

  2. Ответы на вопросы

  3. Пересказ. Самостоятельное составление диалога.

ДИАЛОГ

- Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

- Пожарным, как мой папа!

- Да, пожарные – очень смелые люди. Они помогают справиться с пожаром.

- И не только! Иногда одновременно с тушением пожара необходимо организовать эвакуацию людей из жилых домов.

- Вчера горел жилой дом по улице Красной. Из-за сильного пожара в подвале, дым стал проникать в подъезд дома. И многие люди не могли самостоятельно выйти из своих квартир. Им помогли пожарные.

*******************************************************

- Алло! Пожарная часть!

- Да.

- Помогите! Горит жилой дом!

- Назовите адрес.

- Улица Красная, дом 5. Пожар в подвале и дым уже проник в подъезд дома!

- Машина выехала. Ждите.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!