СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тексты «новой природы» и возможность их использования в литературном образовании современных школьников

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Просмотр содержимого документа
«Тексты «новой природы» и возможность их использования в литературном образовании современных школьников»

 Тексты «новой природы» и возможность их  использования в литературном образовании  современных школьников  Из опыта работы учителя  русского языка и литературы  Бормотовой Ольги Эдуардовны

Тексты «новой природы» и возможность их использования в литературном образовании современных школьников

Из опыта работы учителя русского языка и литературы Бормотовой Ольги Эдуардовны

В последнее время не только родители, учителя, но и учёные-психологи, озабочены отчётливо заявившей о себе проблемой отсутствия у современных школьников желания учиться, читать, начиная уже с первого класса, запоминать прочитанное, заучивать правила.  Наблюдения над детьми и подростками, родившимися в конце 1990-х – в 2000-е годы, привели к неутешительным выводам: – они отличаются гиперактивностью, рассеянным вниманием, неспособностью сосредоточиться на поставленной задаче; – они испытывают трудности в чтении как художественных, так и учебных текстов, представленных в привычном линейном формате, в их запоминании, в выявлении главной мысли; – им гораздо интереснее смотреть, чем читать и т. д

В последнее время не только родители, учителя, но и учёные-психологи, озабочены отчётливо заявившей о себе проблемой отсутствия у современных школьников желания учиться, читать, начиная уже с первого класса, запоминать прочитанное, заучивать правила. Наблюдения над детьми и подростками, родившимися в конце 1990-х – в 2000-е

годы, привели к неутешительным выводам:

они отличаются гиперактивностью, рассеянным

вниманием, неспособностью сосредоточиться на поставленной

задаче;

они испытывают трудности в чтении как художественных, так и учебных

текстов, представленных в привычном линейном формате, в их запоминании, в выявлении главной мысли;

им гораздо интереснее смотреть, чем читать и т. д

 Учителя и методисты вынуждены признать, что ещё недавно сложившиеся в науке и школьной практике методы, приёмы, формы изучения учебных предметов в школе, дававшие успешные результаты, сегодня зачастую «не работают», потому что пришло совершенно новое поколение, по сути, первое поколение за всю историю человечества, родившееся в эпоху Интернета. Это поколение не помнит, какой была жизнь без гаджетов, и порой проводит большую часть времени, держа в руках не книгу, а смартфон или планшет. Не случайно современных детей и подростков часто называют «насмотренным» поколением . В философско-педагогической литературе уже в конце 1990 – начале 2000-х годов появился термин «клиповое мышление», которым была обозначена особенность современного человека «воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощённого в форме видеоклипа.»

Учителя и методисты вынуждены признать, что ещё недавно сложившиеся в науке и школьной практике методы, приёмы, формы изучения учебных предметов в школе, дававшие успешные результаты, сегодня зачастую «не работают», потому что пришло совершенно новое поколение, по сути, первое поколение за всю историю человечества, родившееся в эпоху Интернета. Это поколение не помнит, какой была жизнь без гаджетов, и порой проводит большую часть времени, держа в руках не книгу, а смартфон или планшет. Не случайно современных детей и подростков часто называют «насмотренным» поколением . В философско-педагогической литературе уже в конце 1990 – начале 2000-х годов появился термин «клиповое мышление», которым была обозначена особенность современного человека «воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощённого в форме видеоклипа.»

  Результаты наблюдений показали, что обладатель «клипового» сознания с трудом воспринимает и осваивает текст однородной информации с вербальной линейной структурой, представленной в едином стиле (или не способен воспринимать и осваивать), не может самостоятельно выстроить логическую цепочку от общего к частному и, как следствие, – не может произвести самый простой анализ.   Сегодня отчётливо наметилась тенденция возможности «выпадения» современных школьников и молодых людей из пространства культуры, ориентированной на вербальный линейный текст. Пример тому – нежелание, а порой и неспособность чтения художественных произведений отечественной и мировой литературы.

Результаты наблюдений показали, что обладатель «клипового» сознания с трудом воспринимает и осваивает текст однородной информации с вербальной линейной структурой, представленной в едином стиле (или не способен воспринимать и осваивать), не может самостоятельно выстроить логическую цепочку от общего к частному и, как следствие, – не может произвести самый простой анализ.

Сегодня отчётливо наметилась тенденция возможности «выпадения» современных школьников и молодых людей из пространства культуры, ориентированной на вербальный линейный текст. Пример тому – нежелание, а порой и неспособность чтения художественных произведений отечественной и мировой литературы.

 Не случайно в последние годы в отечественной науке и образовании, книгоиздательской деятельности усилился интерес к так называемым «мультитекстам», или «новым текстам», которые, отвечая природе «клипового» сознания современного школьника, будучи органично и целенаправленно включёнными наряду с линейными текстами в образовательный процесс, помогут преодолеть возникшее противоречие и успешно решать задачи образования и приобщения к культурному наследию поколения-Z. В этом контексте «тексты новой природы» можно рассматривать как мощный ресурс приобщения детей и подростков к чтению.

Не случайно в последние годы в отечественной науке и образовании, книгоиздательской деятельности усилился интерес к так называемым «мультитекстам», или «новым текстам», которые, отвечая природе «клипового» сознания современного школьника, будучи органично и целенаправленно включёнными наряду с линейными текстами в образовательный процесс, помогут преодолеть возникшее противоречие и успешно решать задачи образования и приобщения к культурному наследию поколения-Z. В этом контексте «тексты новой природы» можно рассматривать как мощный ресурс приобщения детей и подростков к чтению.

  Чем же отличается привычный текст «старой природы» от текста «новой природы»? В качестве основных характеристик текста «старой природы» на­зываются, как правило, следующие: линейный, длинный, на бумаге, закончен­ный, состоит из букв, привычный, неудобный для чтения. В то время как текст «новой природы» – объёмный, фрагментарный, незаконченный, визуальный, нематериальный – тревожит, вызывает интерес. Тексты «новой природы» се­годня оказываются более привлекательными для современных подростков и молодёжи как более наглядные и доступные, вполне отвечающие их клипо­вому сознанию.  

Чем же отличается привычный текст «старой природы» от текста «новой природы»? В качестве основных характеристик текста «старой природы» на­зываются, как правило, следующие: линейный, длинный, на бумаге, закончен­ный, состоит из букв, привычный, неудобный для чтения. В то время как текст «новой природы» – объёмный, фрагментарный, незаконченный, визуальный, нематериальный – тревожит, вызывает интерес. Тексты «новой природы» се­годня оказываются более привлекательными для современных подростков и молодёжи как более наглядные и доступные, вполне отвечающие их клипо­вому сознанию.

 

 «Мультитексты», «новые тексты», тексты «новой природы»  Тексты «новой природы» рождаются преимущественно в пространстве Интернета. Уже стало привычным для пользователей Интернета вербальное выражение эмоциональной реакции заменять «смайликом», что сейчас активно используется учителями начальных классов в тетрадях учеников. А ведь «смайлики» – тексты «новой природы». Сегодня подростки и молодёжь активно «читают» такие новые тексты, как «флипбек», «флипбук», «буктрейлер», «неовинтаж», «шебби-бук», «партворк», «билд-ап», «виммельбух», «книгли», «комикс» и другие.

«Мультитексты», «новые тексты», тексты «новой природы»

Тексты «новой природы» рождаются преимущественно в пространстве Интернета. Уже стало привычным для пользователей Интернета вербальное выражение эмоциональной реакции заменять «смайликом», что сейчас активно используется учителями начальных классов в тетрадях учеников. А ведь «смайлики» – тексты «новой природы». Сегодня подростки и молодёжь активно «читают» такие новые тексты, как «флипбек», «флипбук», «буктрейлер», «неовинтаж», «шебби-бук», «партворк», «билд-ап», «виммельбух», «книгли», «комикс» и другие.

 Буктрейлер – новый, но уже весьма заметный атрибут издательской индустрии, значимое явление книжной культуры, уже ставшее предметом самостоятельного научного исследования. Обобщенно под буктрейлером понимается видеокомпозиция из экранизированных эпизодов литературного произведения, но на практике это понятие применяется не только к специально срежиссированной игровой постановке по сюжету книги, но и к видео-инсталляции с музыкальным сопровождением, и к набору слайдов простенькой компьютерной презентации. Буктрейлером именуют как ролик о конкретном произведении (например, новом романе известного автора), так и клип о книгах вообще (например, социальная реклама чтения).

Буктрейлер – новый, но уже весьма заметный атрибут издательской индустрии, значимое явление книжной культуры, уже ставшее предметом самостоятельного научного исследования. Обобщенно под буктрейлером понимается видеокомпозиция из экранизированных эпизодов литературного произведения, но на практике это понятие применяется не только к специально срежиссированной игровой постановке по сюжету книги, но и к видео-инсталляции с музыкальным сопровождением, и к набору слайдов простенькой компьютерной презентации. Буктрейлером именуют как ролик о конкретном произведении (например, новом романе известного автора), так и клип о книгах вообще (например, социальная реклама чтения).

 Что нового и полезного привносит буктрейлер в школьное изучение литературы? Так, например, Н.В. Волкова и О.А. Мохунь представляют буктрейлер как способ формирования читательского интереса старшеклассников. Н.А. Колодина рассматривает его как новую форму проектной деятельности учащихся Т.В. Банина описывает опыт самостоятельного создания буктрейлера коллективом детского сада, формирующий навыки работы дошкольников с мультимедийным оборудованием. М.В. Бабкина и Е.А. Баранова изучают формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения посредством самостоятельного создания школьниками буктрейлеров.

Что нового и полезного привносит буктрейлер в школьное изучение литературы? Так, например, Н.В. Волкова и О.А. Мохунь представляют буктрейлер как способ формирования читательского интереса старшеклассников. Н.А. Колодина рассматривает его как новую форму проектной деятельности учащихся Т.В. Банина описывает опыт самостоятельного создания буктрейлера коллективом детского сада, формирующий навыки работы дошкольников с мультимедийным оборудованием. М.В. Бабкина и Е.А. Баранова изучают формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения посредством самостоятельного создания школьниками буктрейлеров.

Ученые и педагоги-практики в целом почти единодушны в позитивной оценке буктрейлера как методического инструмента и дидактического приема повышения интереса школьников к чтению, усиления познавательной активности, совершенствования читательских компетенций и коммуникативных навыков. Педагогическое использование буктрейлеров реализуется в двух основных формах: - просмотр и обсуждение готовых видеороликов; - самостоятельное создание и представление вербально-визуальных продуктов. Таким образом, на уроках литературы буктрейлер все прочнее закрепляется в качестве особой разновидности медиатекста, являющегося одновременно и предметом изучения, и обучающим средством.

Ученые и педагоги-практики в целом почти единодушны в позитивной оценке буктрейлера как методического инструмента и дидактического приема повышения интереса школьников к чтению, усиления познавательной активности, совершенствования читательских компетенций и коммуникативных навыков. Педагогическое использование буктрейлеров реализуется в двух основных формах:

- просмотр и обсуждение готовых видеороликов;

- самостоятельное создание и представление вербально-визуальных продуктов.

Таким образом, на уроках литературы буктрейлер все прочнее закрепляется в качестве особой разновидности медиатекста, являющегося одновременно и предметом изучения, и обучающим средством.

Сегодня на смену ещё недавно господствовавшему монологу пришёл масштабный по своему объёму сетевой полилог на базе невиданных ранее по мощи и возможностям технологий производства невербальных текстов, визуальных образов и коммуникаций в самых разнообразных видах и формах. Если мы заинтересованы в том, чтобы открыть современным школьникам сложный и многообразный мир литературы, привести их к «своим» текстам, научить читать книги, жить в общении с подлинной культурой, нам необходимо понять жизнь текстов новой природы, которые подростки сегодня воспринимают тоже как «свои», и искать новые методические подходы к включению их в учебный процесс.  А умение использовать комиксы, буктрейлеры и другие «новые» тексты в современном образовании должно не обеднять, а обогащать педагогический инструментарий учителя. Думается, первыми это должны принять учителя литературы, поскольку «искусство герменевтики заключается в умении переводить визуальный ряд в понятийный».

Сегодня на смену ещё недавно господствовавшему монологу пришёл масштабный по своему объёму сетевой полилог на базе невиданных ранее по мощи и возможностям технологий производства невербальных текстов, визуальных образов и коммуникаций в самых разнообразных видах и формах. Если мы заинтересованы в том, чтобы открыть современным школьникам сложный и многообразный мир литературы, привести их к «своим» текстам, научить читать книги, жить в общении с подлинной культурой, нам необходимо понять жизнь текстов новой природы, которые подростки сегодня воспринимают тоже как «свои», и искать новые методические подходы к включению их в учебный процесс.

А умение использовать комиксы, буктрейлеры и другие «новые» тексты в современном образовании должно не обеднять, а обогащать педагогический инструментарий учителя. Думается, первыми это должны принять учителя литературы, поскольку «искусство герменевтики заключается в умении переводить визуальный ряд в понятийный».

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!