МОУ Вербилковская СОШ
Открытый урок по геометрии в 11 классе
Тема урока:
«Тела вращения
и их практическое применение».
Провела: учитель математики
Смирнова Ф.Ф.
МОУ ВСОШ
2020
Дата урока: 24.01.2020
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Эпиграф к уроку:
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать, и я пойму.»(сл 1).
Конфу́ций — древний мыслитель и философ Китая
Цели урока:
Обучающая:Повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Тела вращения»; контроль степени усвоения знаний, умений и навыков учащихся по применению теоретических знаний для решения задач вычислительного и практического характера.
Развивающая: развитие логического мышления учащихся, умения анализировать, синтезировать и сравнивать, обобщать изученные факты и понятия.
Воспитательная:развитие познавательного интереса учащихся, навыков работы в группе, формирование навыков продуктивного делового взаимодействия и принятия групповых решений.
План урока. Время – 45 минут.
Содержание этапов урока | Виды и формы работы |
1.Организационный момент. | Приветствие учащихся. |
2.Мотивационное начало урока. | 1.Постановка проблемной ситуации. Выдвижение гипотезы. 2. Постановка целей и задач к уроку |
3.Воспроизведение и коррекция опорных знаний. | 1.Проверка знаний учащихсяна соотнесение тел и их рисунков 2. Проверка знания формул для нахождения площадей поверхностей тел вращения. (Задание на соотнесение формул) 3. Тестирование (решение простейших задач на нахождение элементов тел вращения и площадей их поверхностей) |
4.Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений в разнообразных ситуациях. | 1.Решение задач в группах и защита их решений. 2. Выполнение творческого задания и обоснование проекта для строительства |
6. Подготовка к ЕГЭ | Решение задач из базового уровня ЕГЭ |
7.Подведение итогов урока. | Рефлексия урока учащимися и учителем |
8.Резервные задания. | Задание занимательного характера |
3.К уроку каждый из учащихся должен
ЗНАТЬ: определение, элементы цилиндра, конуса, усеченного конуса, сферы и шара; формулы для вычисления площадей поверхностей этих тел;
УМЕТЬ: строить чертежи тел вращения и их элементов; применять формулы для вычисления площадей поверхности и объемов тел вращения при решении задач.
Оборудование:Экран, доска меловая, проектор, презентации, карточки для самооценки, модели тел
Ход работы
1.Организационный момент:
Приветствие, представление гостей, психологический настрой на успешную работу
2. Мотивация.
Перед вами, ребята, находятся некие предметы. Они вам знакомы? (апельсин, банка консервов цилиндрической формы, стакан, колпак). А как вы думаете с какой целью я вам их сейчас демонстрирую? (потому что они похожи на геометрические тела).
Какие тела? (шар, конус, цилиндр, усеченный цилиндр)
Все эти тела являются телами вращения. А почему их так назвали? (потому что их можно получить вращением геометрических фигур вокруг какой-то из сторон).
Действительно, очень много предметов, вещей и даже природных явленийвстречаются в нашей жизни, похожих на тела вращения. И поэтому часто людям приходится решать различные задачи практического характера, связанные с этими предметами.
Поэтому и тема сегодняшнего урока будет называться «Тела вращения и их практическое применение»
Но мы с вами с этими телами уже познакомились на уроках геометрии, знаем как они называются, из каких элементов состоят, знаем вращением каких геометрических фигур их можно получить, вывели формулы для вычисления площадей поверхностей и их объемов.
Значит, все -таки на сегодняшний урок ставимкакуюосновную цель:
- научиться применять полученные знания о телах вращения при решении практических задач.
Будем считать, что цель будет достигнута, если с большинством предложенных задач вы сумеете сегодня справиться.
3.Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
Сегодня мы работаем как индивидуально, так и в группе. Чтобы в конце урока было проще подвести итог, я предлагаю вам использовать лист самооценки. В результате выставления баллов за каждое выполненное задание в этот лист в конце урока вы получите соответствующий результат, который даст вам возможность оценить себя затем по пятибальной системе. Ознакомьтесь с листом.
Фамилия, имя ученика
Знание формул | Тестирование | Задача (работа в группе) | Творческое задание (по мере участия каждого) | Дополнительные задание (ЕГЭ) | Итого |
| | | | | |
Максимальный балл -25
«5» от 20 -25 «4» 16 -19 «3» 12-15 «2» ниже 11 баллов
Что нужно для того, чтобы решать практические задачи, (нам необходимы знания и умения, которые помогут ответить на ряд вопросов, связанных с их применением). То есть некие теоретические данные.
Давайте вспомним, что вам уже известно о телах вращения.
Устно:
1 задание (индивидуальное):а)Соотнесите названияфигурс их изображениями
б) Соотнесите названия фигур с их формулами, по которым вычисляются площади их полной поверхностей и объемов(сл.6)
А) V= 1/3 πH(r2 + r12+r r1)
Б) V=πr2H
В) V=4/3 πr3
Г) V=1/3 πr2H
Ц илиндр A)
К онус Б)
Усеченный В)
конус
С фера Г)
Правильные результаты
1 Б,Б2В,Г3Г,А4А,В
За каждый правильный результат ставится 1 балл в индивидуальную карточку ученика:
2 задание: тестирование(индивидуальное)(сл.8)
1. Радиус основания цилиндра равна 12, высота 10. Найти площадь боковой поверхности цилиндра.
А) 120π; Б) 360π; В) 240π; Г) 108π.
2. Диаметр основания конуса равен 6, а образующая равна 5. Вычислить высоту конуса
А) 16 ; Б) 4 ; В) 6 ; Г) 3 .
3. Через середину радиуса шара проведено сечение, найти площадь сечения, если радиус шара равен 6 .
А) 27π; Б) 27; В) 33; Г) 9π.
4.Осевым сечением цилиндра является квадрат, площадь которого 36. Вычислите площадь полной поверхности цилиндра.
А) 56 π; Б) 54 π; В) 64 π; Г) 32 π.
5. Осевым сечением конуса является правильный треугольник, со стороной 8. Найти площадь основания конуса.
А)16π; Б) 12π; В) 32π; Г) 6π.
6. Вычислить площадь сферы, если ее диаметр равен 2
А) 6 π; Б) 2 π; В) 4π; Г) 6 π.
Меняемся тетрадями и проверяем друг у друга ответы. Выставляем баллы в карточки.
Правильные результаты: (сл.8)
В2Б3А4Б5А6 В
4.Деятельность учащихся по применению знаний, умений и навыков при решении задач.
А теперь я предлагаю вам вместе решить 2 задачи практического характера.
Я вам даю время решить эти задачи. Затем по очереди у доски покажете решения.(ответы на слайде 9, 10)
Задача 1.Цилиндрическая труба диаметром 65 см имеет высоту 18 м. Сколько жести нужно для ее изготовления, если на заклепку уходит 10 % материала?
Решение:1)Sбок = 65*3,14*18оо=367380 кв.см
2)367380*0,1=36738
3)367380+36738=404118 кв.см=40,41кв.м
Ответ:40,41кв.м
Задача 2А теперь выполним творческое задание (Сл. 12)
Задача.Представьте себе, чтодля строительства спортивного комплекса был разработан проект башни по украшению крыши. И выглядит он следующим образом. (показать конструкцию из подручных средств, которые демонстрировались в начале урока). Выполнена должна быть конструкция из оцинкованного железа. Этот проект будет утвержден для строительства, если уложится в смету расходов: 143 тыс. руб. Нам необходимо выяснить, будет ли утвержден проект. (Размеры увеличиваем в масштабе 1:100)
(Стоимость материалов представлена в таблице)(сл.11)
Наименование товара | Размеры, см | Цена, руб. |
Железо оцинкованное | 200*100 | 440 |
Решение задач ЕГЭ базового уровня
Скоро у вас, ребята, выпускные экзамены и я предлагаю вам решить 3 задачи из ваших сборников для подготовки к ЕГЭ.
Решаем индивидуально, а потом проверяем ответы.
Цилиндр и конус имеют общие основание и высоту. Найдите объем конуса, если объем цилиндра равен 150.
Решение:Объем конуса равен V= 1/3 S*H,
где S — площадь основания, а H — высота конуса. Объем цилиндра равен V= S*H и поэтому он в 3 раза больше объема конуса. Тем самым, объем конуса равен 50.
Ответ: 50.
В сосуде, имеющем форму конуса, уровень жидкости достигает 1/2 высоты. Объём сосуда 960 мл. Чему равен объём налитой жидкости? Ответ дайте в миллилитрах.
Решение: Меньший конус подобен большему.Коэффициент подобия равен 1/2. Объемы подобных тел относятся как куб коэффициента подобия. Поэтому объем меньшего конуса равен (1/2) ^3. СледовательноV= 960*(1/2)^3= 960*1/8= 120 (мл)
В цилиндрический сосуд, в котором находится 10 литров воды, опущена деталь. При этом уровень жидкости в сосуде поднялся в 2,4 раза. Чему равен объем детали? Ответ выразите в кубических см.(1л= 1000 куб.см)
Решение: Так как объем цилиндра равен произведению площади основания на высоту, то при увеличении высоты жидкости в 2,4 раза объем увеличится во столько же раз. Из физики мы знаем, что объем детали равен объему вытесненной воды. Значит, при погружении в воду детали объем жидкости стал равен 10*2,4= 24л. Следовательно, объем детали равен 24 - 10 = 14 литров(14000 куб.см.)
Подведение итогов урока.
Подсчитываем баллы в ваших индивидуальных карточках, которые я раздавала в начале урока, и переводим в оценку. Прошу вас сообщить результаты подсчетов.
Рефлексия урока: для учащихся
1. Урок для меня показался …
2. Самым полезным и интересным для меня было …
3. Я встретился(лась) с трудностью при …
4. В дальнейшем мне эти знания…
(обосновать свои ответы)
Учитель: сегодня на уроке мы с вами систематизировали и обобщили наши знания о телах вращения, научились применять знания для решения практических задач. Думаю, что умения, которые вы приобрели сегодня на уроке пригодятся вам в жизни.
Домашнее задание: 1)Подготовить презентацию на тему «Тела вращения вокруг нас».2) Решить 3 задачи
Спасибо за урок.