Раздел 1. «Автоматизированные информационно- управляющие системы управления перевозочным процессом»
Практическая работа № 1
Тема 1.1. «Расчет контрольного числа железнодорожной станции».
Цель:
- приобрести навыки расчета контрольного числа железнодорожной станции.
Требования к образовательным результатам
В результате выполнения практической работы студенты должны:
Знать:
- в каких случаях код объекта дополняется контрольным числом;
- методику расчета контрольного числа станции.
Уметь:
- осуществлять расчет контрольного числа.
Краткие теоретические сведения:
Системы кодирования применяются для того, чтобы компактно хранить данные и эффективно их обрабатывать. Кодирование объектов железнодорожного транспорта позволяет ускорить работу по оформлению перевозочных документов, обеспечить более четкую и надежную информацию о подходе поездов и назначении вагонов и грузов, значительно снизить загрузку каналов связи при передаче поездной информации.
При выдаче информации происходит обратная перекодировка, иначе говоря, происходит замена кодов текстовыми наименованиями. Так, например, названия станций, грузов хранятся в виде кодов.
Коды в основном представляют собой цепочку цифр, но в некоторых случаях допускается и применение буквенных символов. Для кодирования данных пользователь использует единые нормативные документы – классификаторы, которые представляют собой книги или отдельные таблицы, в которых каждому текстовому наименованию представлен уникальный код.
В АСУЖТ находят применение четыре системы кодирования: порядковая, серийно-порядковая, фасетная и классификационная.
Порядковое кодирование заключается в сквозной последовательности регистрации объектов.
При серийно-порядковом кодировании объекты разбиваются на группы, а внутри группы код присваивается по порядку.
Фасетное кодирование определяет объект составным кодом, каждая часть которого характеризует определенный признак. Внутри составной части (фасета) применяется кодирование по любой системе.
При классификационном кодировании определяется класс, к которому относится объект, класс разбивается на подклассы, определяется, к какому подклассу относится объект, и т.д. Элементы каждого уровня кодируются последовательно и по любой системе.
Основными объектами кодирования на железнодорожном транспорте являются:
- территориальные (станции, дороги),
- подвижной состав (вагоны, тяговый подвижной состав, поезда),
- грузы,
- клиентура (грузоотправители, грузополучатели).
Для кодирования номеров вагонов, наименований станций и грузов в АСУЖТ применяются избыточные коды, дополненные цифрой – контрольным знаком, позволяющим обнаружить наличие ошибки в основном коде.
Код железнодорожной станции в АСУЖТ состоит из шести цифр. Первые пять цифр составляют основную часть кода, и шестая цифра является контрольным числом. Первые две цифры кода станции – это порядковый номер сетевого района, которому принадлежит станция (сеть разделена на 99 районов), три последующие цифры кода – порядковый номер станции внутри сетевого района. Для станций, открытых для грузовых операций, пятая цифра кода всегда ноль. Примыкающие к ней закрытые для грузовых операций станции (пассажирские станции, остановочные пункты, разъезды и т.п.) кодируются в пятой цифре последовательно от 1 до 9, причем коды станций на участках возрастают, как правило, в четном направлении.
Таким образом, внутри сетевого района всего может быть не более тысячи раздельных пунктов и среди них не более ста открытых для грузовых операций станций. Важнейшие для районов станции, открытые для грузовых операций, имеют нулевой порядковый номер, поэтому у них третья, четвертая и пятая цифры кода ноль.
Представляет собой число от 0 до 9. Контрольная цифра определяется как остаток от деления на модуль 11 суммы поразрядных произведений соответствующих цифр кода на коэффициенты (весовой ряд) 1,2,3,4,5. Если остаток равен 10, то для перерасчета контрольного числа используют весовой ряд 3,4,5,6,7. Если же и в этом случае остаток будет равен 10, то контрольная цифра принимается равной 0.
Пример:
Для кода станции 635607 (Сызрань I) контрольная цифра рассчитывается следующим образом:
6 3 5 6 0
×
1 2 3 4 5
_________
6+6+15+24+0 = 51
Число 51 делится с остатком на 11: неполное частное — 4, остаток — 7. Контрольная цифра кода равна 7.
Исходные данные
| Код станции согласно ЕСР |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 76000 | 76140 | 76241 | 78890 | 79180 |
2 | 76001 | 76142 | 76243 | 79000 | 79190 |
3 | 76002 | 76150 | 76256 | 79030 | 79207 |
4 | 76003 | 76151 | 76251 | 79040 | 79210 |
5 | 76010 | 76152 | 76252 | 79041 | 79214 |
6 | 76011 | 76153 | 76253 | 79050 | 79224 |
7 | 76012 | 76160 | 76254 | 79060 | 79222 |
8 | 76020 | 76170 | 76261 | 79070 | 79230 |
9 | 76021 | 76181 | 76262 | 79072 | 79240 |
10 | 76022 | 76182 | 76263 | 79073 | 79250 |
11 | 76030 | 76183 | 76264 | 79075 | 79253 |
12 | 76040 | 76184 | 76265 | 79080 | 79260 |
13 | 76050 | 76190 | 76270 | 79082 | 79264 |
14 | 76060 | 76191 | 76272 | 79090 | 79270 |
15 | 76061 | 76203 | 76273 | 79092 | 79272 |
16 | 76062 | 76201 | 76274 | 79100 | 79283 |
17 | 76063 | 76202 | 76280 | 79102 | 79282 |
18 | 76064 | 76211 | 76290 | 79110 | 79290 |
19 | 76070 | 76212 | 76300 | 79120 | 79300 |
20 | 76100 | 76213 | 76301 | 79121 | 79310 |
21 | 76110 | 76225 | 76310 | 79133 | 79311 |
22 | 76064 | 76221 | 76312 | 79140 | 79313 |
23 | 76070 | 76222 | 76360 | 79142 | 79320 |
24 | 76090 | 76223 | 76361 | 79143 | 79321 |
25 | 76091 | 76230 | 76362 | 79150 | 79322 |
26 | 76092 | 76231 | 76363 | 79152 | 79324 |
27 | 76093 | 76232 | 76370 | 79153 | 78471 |
28 | 76101 | 76233 | 76371 | 79160 | 78490 |
29 | 76120 | 76234 | 76372 | 79162 | 78500 |
30 | 76130 | 76240 | 76380 | 79174 | 78590 |
Присвойте железнодорожным станциям шестизначный код, в котором первые две цифры означают номер сетевого района, три последующие порядковый номер станции внутри района, шестая цифра – контрольное число.
Алгоритм выполнения работы:
Ознакомиться с теоретической частью задания.
Выбрать исходные данные согласно варианту
Произвести расчет.
Присвоить железнодорожным станциям шестизначный код.
Отчет о работе должен содержать:
Название и цели работы;
Результаты выполнения заданий;
Выводы.
Контрольные вопросы
1. Перечислите системы кодирования объектов железнодорожного транспорта.
2. Какой используется модуль и весовой ряд для расчета контрольного числа станции?
3. Какой порядок расчета контрольного числа станции?
4.Основные объекты кодирования.