Александр Николаевич Островский
(1823 – 1883)
Перечень знаний/умений/формируемых компетенций:
Л2, Л4, Л8, М1, М3, М5, М9, П2, П4, П5, П9
Мол одо сть А. Н. Остр овск ого.
Будущий драматург Островский родился и вырос в Замоскворечье - так называлась часть города за Москвой-рекой, где издавна селилось купечество и всякий «простой люд»: приказчики, ремесленники, мелкие чиновники. Его отец – чиновник, служивший в суде, надеялся, что сын его станет адвокатом.
В 1840 году Александр Островский поступил на юридический факультет Московского университета. Но чем ближе знакомился он с законодательством и судопроизводством, тем менее нравилась ему карьера юриста. Непреодолимо влекло к себе Островского искусство. Вместе с товарищами он старался не пропускать не одного интересного спектакля, много читал и спорил о литературе, страстно полюбил музыку.
В то же время он сам пробовал писать стихи и рассказы. Уже с тех пор – и на всю жизнь – высшим авторитетом в искусстве для него стал Белинский. Охладев к занятиям в университете, Островский оставил учение. Несколько лет, по настоянию отца, он служил мелким чиновником в суде. Здесь будущий драматург насмотрелся человеческих комедий и трагедий. Не раз приходилось ему участвовать и в судебных делах о злонамеренных банкротствах. Перед молодым Островским всё полнее открывался мир наживы, обмана, произвола и унижения.
Твор чес кая жиз нь Остр овс кого .
Окончательно разочаровавшись в судебной деятельности, Островский мечтает стать писателем, чтобы в «живой, изящной форме» произносить «свой суд над жизнью». Он избирает поприще драматурга, так как «драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы». Так готовилось появление комедии «Свои люди – сочтёмся!». Эта пьеса принесла Островскому славу. Произведение начинающего драматурга привлекло внимание властей. На донесении цензора Николай первый начертал резолюцию: «… напрасно печатано, играть же запретить».
Так двери театра были закрыты перед Островским. Много лет спустя он писал: «Начинающий автор, у которого запрещена одна или две пьесы, поневоле должен бояться всего. Пришла ему широкая мысль – он её укорачивает; пришли в голову бойкие фразы – он их сглаживает…»
После этого Островский создаёт комедию «Бедность – не порок», где обличалось социальное неравенство, защищались права человеческой личности.
Во второй половине 50-ых годов, в пору нового общественного подъёма, Островский стал постоянным сотрудником журнала «Современник».
В 1859 году вышло первое двухтомное собрание сочинений Островского. Критик Н. А. Добролюбов называет произведения драматурга «пьесами жизни». Он создаёт реалистические картины действительности. Драматург сумел выразить стремление народа к освобождению от гнёта «тёмного царства».
Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза»
ЦЕЛЬ УРОКА
Раскрыть
идейно-художественное
своеобразие пьесы
1859 г.
- «Гроза» написана и поставлена
1860 г.
- «Гроза» напечатана
1861 г.
- отмена крепостного права
ЗАДАНИЕ: Сопоставьте даты и сделайте вывод : что ожидало Россию в 60 –х годах 19 века?
Тема произведения
- Любовь замужней женщины к другому мужчине
- Столкновение старого и нового
Чтобы напечатать «Грозу», автору следовало представить пьесу как …
любовно-бытовую драму
социально-обличительную пьесу
МИКРОТЕМЫ
- МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВСЕХ СЛОЕВ ОБЩЕСТВА
- УРОВЕНЬ КУЛЬТУРНЫХ ЗАПРОСОВ И СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НРАВОВ
- СОЦИАЛЬНЫЕ И БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
- ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В МЕЩАНСКО-КУПЕЧЕСКОЙ СРЕДЕ
- ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДА И ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ
Конфликт пьесы = основы сюжета
Борьба против прогрессивных стремлений за равноправие человеческой личности
«Темное царство»
(старые социально-бытовые принципы)
Конфликты в пьесе «Гроза»
Тихон против
Кабанихи
Борис
против
Дикого
Основной конфликт:
Катерина и Борис против
«Темного царства»
Варвара
против
Кабанихи
Кудряш
против
Дикого
Дикой и Кабаниха
против
Кулигина
КОМПОЗИЦИЯ
Экспозиция - волжские просторы и духота калиновских нравов
КОМПОЗИЦИЯ
Завязка – придирки Кабанихи
КОМПОЗИЦИЯ
Первая кульминация – любовь к Борису –
признание в грехе предгрозовое напряжение
КОМПОЗИЦИЯ
Вторая кульминация - монолог Катерины,
прощание с любовью
КОМПОЗИЦИЯ
Развязка - самоубийство
ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
Пьеса «Гроза» - трагедия , так как есть смерть
Островский: пьеса «Гроза» - драма , так как конфликт охвачен широко
ЗАДАНИЕ:
ПРОЧИТАТЬ ПЬЕСУ «ГРОЗА»!!!
Литература:
- Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред.проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2018.