СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема 11-12. А.Н. Островский – «Колумб Замоскворечья». Система персона-жей в драме «Гроза»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема 11-12. А.Н. Островский – «Колумб Замоскворечья». Система персона-жей в драме «Гроза»»

Александр Николаевич Островский (1823 – 1883) Перечень знаний/умений/формируемых компетенций: Л2, Л4, Л8, М1, М3, М5, М9, П2, П4, П5, П9

Александр Николаевич Островский

(1823 – 1883)

Перечень знаний/умений/формируемых компетенций:

Л2, Л4, Л8, М1, М3, М5, М9, П2, П4, П5, П9

Мол одо сть   А. Н.  Остр овск ого.  Будущий драматург Островский родился и вырос в Замоскворечье - так называлась часть города за Москвой-рекой, где издавна селилось купечество и всякий «простой люд»: приказчики, ремесленники, мелкие чиновники. Его отец – чиновник, служивший в суде, надеялся, что сын его станет адвокатом.

Мол одо сть А. Н. Остр овск ого.

Будущий драматург Островский родился и вырос в Замоскворечье - так называлась часть города за Москвой-рекой, где издавна селилось купечество и всякий «простой люд»: приказчики, ремесленники, мелкие чиновники. Его отец – чиновник, служивший в суде, надеялся, что сын его станет адвокатом.

 В 1840 году Александр Островский поступил на юридический факультет Московского университета. Но чем ближе знакомился он с законодательством и судопроизводством, тем менее нравилась ему карьера юриста. Непреодолимо влекло к себе Островского искусство. Вместе с товарищами он старался не пропускать не одного интересного спектакля, много читал и спорил о литературе, страстно полюбил музыку.

В 1840 году Александр Островский поступил на юридический факультет Московского университета. Но чем ближе знакомился он с законодательством и судопроизводством, тем менее нравилась ему карьера юриста. Непреодолимо влекло к себе Островского искусство. Вместе с товарищами он старался не пропускать не одного интересного спектакля, много читал и спорил о литературе, страстно полюбил музыку.

 В то же время он сам пробовал писать стихи и рассказы. Уже с тех пор – и на всю жизнь – высшим авторитетом в искусстве для него стал Белинский. Охладев к занятиям в университете, Островский оставил учение. Несколько лет, по настоянию отца, он служил мелким чиновником в суде. Здесь будущий драматург насмотрелся человеческих комедий и трагедий. Не раз приходилось ему участвовать и в судебных делах о злонамеренных банкротствах. Перед молодым Островским всё полнее открывался мир наживы, обмана, произвола и унижения.

В то же время он сам пробовал писать стихи и рассказы. Уже с тех пор – и на всю жизнь – высшим авторитетом в искусстве для него стал Белинский. Охладев к занятиям в университете, Островский оставил учение. Несколько лет, по настоянию отца, он служил мелким чиновником в суде. Здесь будущий драматург насмотрелся человеческих комедий и трагедий. Не раз приходилось ему участвовать и в судебных делах о злонамеренных банкротствах. Перед молодым Островским всё полнее открывался мир наживы, обмана, произвола и унижения.

Твор чес кая жиз нь  Остр овс кого .  Окончательно разочаровавшись в судебной деятельности, Островский мечтает стать писателем, чтобы в «живой, изящной форме» произносить «свой суд над жизнью». Он избирает поприще драматурга, так как «драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы». Так готовилось появление комедии «Свои люди – сочтёмся!». Эта пьеса принесла Островскому славу. Произведение начинающего драматурга привлекло внимание властей. На донесении цензора Николай  первый начертал резолюцию: «… напрасно печатано, играть же запретить».

Твор чес кая жиз нь Остр овс кого .

Окончательно разочаровавшись в судебной деятельности, Островский мечтает стать писателем, чтобы в «живой, изящной форме» произносить «свой суд над жизнью». Он избирает поприще драматурга, так как «драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы». Так готовилось появление комедии «Свои люди – сочтёмся!». Эта пьеса принесла Островскому славу. Произведение начинающего драматурга привлекло внимание властей. На донесении цензора Николай первый начертал резолюцию: «… напрасно печатано, играть же запретить».

Так двери театра были закрыты перед Островским. Много лет спустя он писал: «Начинающий автор, у которого запрещена одна или две пьесы, поневоле должен бояться всего. Пришла ему широкая мысль – он её укорачивает; пришли в голову бойкие фразы – он их сглаживает…» После этого Островский создаёт комедию «Бедность – не порок», где обличалось социальное неравенство, защищались права человеческой личности.

Так двери театра были закрыты перед Островским. Много лет спустя он писал: «Начинающий автор, у которого запрещена одна или две пьесы, поневоле должен бояться всего. Пришла ему широкая мысль – он её укорачивает; пришли в голову бойкие фразы – он их сглаживает…»

После этого Островский создаёт комедию «Бедность – не порок», где обличалось социальное неравенство, защищались права человеческой личности.

 Во второй половине 50-ых годов, в пору нового общественного подъёма, Островский стал постоянным сотрудником журнала «Современник».  В 1859 году вышло первое двухтомное собрание сочинений Островского. Критик Н. А. Добролюбов называет произведения драматурга «пьесами жизни». Он создаёт реалистические картины действительности. Драматург сумел выразить стремление народа к освобождению от гнёта «тёмного царства».

Во второй половине 50-ых годов, в пору нового общественного подъёма, Островский стал постоянным сотрудником журнала «Современник».

В 1859 году вышло первое двухтомное собрание сочинений Островского. Критик Н. А. Добролюбов называет произведения драматурга «пьесами жизни». Он создаёт реалистические картины действительности. Драматург сумел выразить стремление народа к освобождению от гнёта «тёмного царства».

Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза»

Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза»

ЦЕЛЬ УРОКА Раскрыть идейно-художественное  своеобразие пьесы

ЦЕЛЬ УРОКА

Раскрыть

идейно-художественное

своеобразие пьесы

1859 г. - «Гроза» написана и поставлена 1860 г. - «Гроза» напечатана 1861 г. - отмена крепостного права ЗАДАНИЕ:  Сопоставьте даты и сделайте вывод : что ожидало Россию в 60 –х годах 19 века?

1859 г.

- «Гроза» написана и поставлена

1860 г.

- «Гроза» напечатана

1861 г.

- отмена крепостного права

ЗАДАНИЕ: Сопоставьте даты и сделайте вывод : что ожидало Россию в 60 –х годах 19 века?

Тема произведения Любовь замужней женщины к другому мужчине Столкновение старого и нового Чтобы напечатать «Грозу», автору следовало представить пьесу как … любовно-бытовую драму социально-обличительную пьесу

Тема произведения

  • Любовь замужней женщины к другому мужчине
  • Столкновение старого и нового

Чтобы напечатать «Грозу», автору следовало представить пьесу как …

любовно-бытовую драму

социально-обличительную пьесу

МИКРОТЕМЫ  МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВСЕХ СЛОЕВ ОБЩЕСТВА   УРОВЕНЬ КУЛЬТУРНЫХ ЗАПРОСОВ И СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НРАВОВ   СОЦИАЛЬНЫЕ И БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ   ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В МЕЩАНСКО-КУПЕЧЕСКОЙ СРЕДЕ   ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ   ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДА И ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ

МИКРОТЕМЫ

  • МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВСЕХ СЛОЕВ ОБЩЕСТВА

  • УРОВЕНЬ КУЛЬТУРНЫХ ЗАПРОСОВ И СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НРАВОВ

  • СОЦИАЛЬНЫЕ И БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

  • ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В МЕЩАНСКО-КУПЕЧЕСКОЙ СРЕДЕ

  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

  • ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДА И ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ
Конфликт пьесы = основы сюжета Борьба против прогрессивных стремлений за равноправие человеческой личности «Темное царство» (старые социально-бытовые принципы)

Конфликт пьесы = основы сюжета

Борьба против прогрессивных стремлений за равноправие человеческой личности

«Темное царство»

(старые социально-бытовые принципы)

Конфликты в пьесе «Гроза» Тихон против Кабанихи Борис против Дикого   Основной конфликт: Катерина и Борис против «Темного царства»   Варвара против Кабанихи Кудряш против Дикого Дикой и Кабаниха против Кулигина

Конфликты в пьесе «Гроза»

Тихон против

Кабанихи

Борис

против

Дикого

Основной конфликт:

Катерина и Борис против

«Темного царства»

Варвара

против

Кабанихи

Кудряш

против

Дикого

Дикой и Кабаниха

против

Кулигина

КОМПОЗИЦИЯ Экспозиция - волжские просторы и духота калиновских нравов

КОМПОЗИЦИЯ

Экспозиция - волжские просторы и духота калиновских нравов

КОМПОЗИЦИЯ Завязка – придирки Кабанихи

КОМПОЗИЦИЯ

Завязка – придирки Кабанихи

КОМПОЗИЦИЯ Первая кульминация  – любовь к Борису – признание в грехе предгрозовое  напряжение

КОМПОЗИЦИЯ

Первая кульминация – любовь к Борису –

признание в грехе предгрозовое напряжение

КОМПОЗИЦИЯ Вторая кульминация  - монолог Катерины, прощание с любовью

КОМПОЗИЦИЯ

Вторая кульминация - монолог Катерины,

прощание с любовью

КОМПОЗИЦИЯ Развязка  - самоубийство

КОМПОЗИЦИЯ

Развязка - самоубийство

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ Пьеса «Гроза»  - трагедия , так как есть смерть Островский: пьеса «Гроза»  - драма , так как конфликт охвачен широко  ЗАДАНИЕ: ПРОЧИТАТЬ ПЬЕСУ «ГРОЗА»!!!  Литература: Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред.проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2018.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

Пьеса «Гроза» - трагедия , так как есть смерть

Островский: пьеса «Гроза» - драма , так как конфликт охвачен широко

ЗАДАНИЕ:

ПРОЧИТАТЬ ПЬЕСУ «ГРОЗА»!!!

Литература:

  • Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред.проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2018.