СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема 16. Методы и приемы учения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентационный материал по теме:  "Методы и приемы учения"

Просмотр содержимого документа
«Тема 16. Методы и приемы учения»

Тема: Методы и приемы учения

Тема: Методы и приемы учения

Анализ ключевых категорий теории учебной деятельности показывает, что усвоение содержания обучения и развитие обучающегося происходит не путем передачи ему извне некоторой информации, а в процессе самостоятельного осуществления им полного цикла учебно-познавательной деятельности (этапов восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации новых знаний и способов деятельности).
  • Анализ ключевых категорий теории учебной деятельности показывает, что усвоение содержания обучения и развитие обучающегося происходит не путем передачи ему извне некоторой информации, а в процессе самостоятельного осуществления им полного цикла учебно-познавательной деятельности (этапов восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации новых знаний и способов деятельности).
Приемом деятельности называется наиболее рациональная совокупность действий и операций, выполняемых в определенном порядке и служащих для решения задач деятельности. Приемы деятельности допускают самостоятельный выбор конкретных действий по решению учебных задач, и это отличает их от алгоритмов.  Прием в виде образца, алгоритма, правила должен входить в содержание знаний и описываться в учебнике или задаваться педагогом. Состав приема – схема действий или операций, которая может быть представлена в виде правила, инструкции, предписания. Правильный прием допускает обобщение, специализацию и конкретизацию, обладает свойством переносимости на другую задачу.

Приемом деятельности называется наиболее рациональная совокупность действий и операций, выполняемых в определенном порядке и служащих для решения задач деятельности.

  • Приемы деятельности допускают самостоятельный выбор конкретных действий по решению учебных задач, и это отличает их от алгоритмов.
  • Прием в виде образца, алгоритма, правила должен входить в содержание знаний и описываться в учебнике или задаваться педагогом.
  • Состав приема – схема действий или операций, которая может быть представлена в виде правила, инструкции, предписания. Правильный прием допускает обобщение, специализацию и конкретизацию, обладает свойством переносимости на другую задачу.
Способ учебной деятельности – это личностное новообразование, объединяющее мотивационно-потребностные, эмоциональные и операционные компоненты, ориентированное на личный опыт учащегося и его собственный потенциал. Усваиваемые в процессе учения общие приемы учебной деятельности должны трансформироваться в индивидуальные способы, в результате чего происходит обогащение личного опыта, усвоение знаний и развитие учащегося.
  • Способ учебной деятельности – это личностное новообразование, объединяющее мотивационно-потребностные, эмоциональные и операционные компоненты, ориентированное на личный опыт учащегося и его собственный потенциал.
  • Усваиваемые в процессе учения общие приемы учебной деятельности должны трансформироваться в индивидуальные способы, в результате чего происходит обогащение личного опыта, усвоение знаний и развитие учащегося.
К общеучебным приемам относятся:  1. Приемы общей (внешней) организации учебной деятельности (методы учения учебной деятельностью) :   – слушание, – наблюдение, – рассматривание, – измерение, – переписывание, – пересказ информации, – самоконтроль, – зарисовывание, планирование работы с учебниками и другими средствами информации, – организация учебного общения, – организация домашней работы и т.п.
  • К общеучебным приемам относятся: 1. Приемы общей (внешней) организации учебной деятельности (методы учения учебной деятельностью) :
  • – слушание,
  • – наблюдение,
  • – рассматривание,
  • – измерение,
  • – переписывание,
  • – пересказ информации,
  • – самоконтроль,
  • – зарисовывание,
  • планирование работы с учебниками и другими средствами информации,
  • – организация учебного общения,
  • – организация домашней работы и т.п.
2. Приемы познавательной (внутренней) деятельности:   – внимание, – запоминание; – оперирование образами, представлениями, понятиями, суждениями, умозаключениями, мыслительными операциями и действиями; – словесное описание, объяснения, формулировка вопросов или проблем; – рефлексия

2. Приемы познавательной (внутренней) деятельности:

  • – внимание,
  • – запоминание;
  • – оперирование образами, представлениями, понятиями, суждениями, умозаключениями, мыслительными операциями и действиями;
  • – словесное описание, объяснения, формулировка вопросов или проблем;
  • – рефлексия
Общими приемами учебной деятельности обучающихся являются: 1. Приемы работы с книгой, таблицами, компьютером и организации самостоятельной работы, ведения тетради, приемы воспроизведения материала и т.д. 2. Приемы познавательной деятельности – приемы оперирования понятиями, суждениями (аксиомами и теоремами разных видов), умозаключениями (индуктивными и дедуктивными доказательствами), приемы мыслительных операций (анализа, абстрагирования, обобщения и др.) и т.д. Специальные приемы учебной деятельности учащихся – это такие приемы деятельности, которые принимают свою особую форму в соответствии со спецификой содержания курса и особенностями его задач; они используются (и формируются) во всех темах учебного курса.

Общими приемами учебной деятельности обучающихся являются:

  • 1. Приемы работы с книгой, таблицами, компьютером и организации самостоятельной работы, ведения тетради, приемы воспроизведения материала и т.д.
  • 2. Приемы познавательной деятельности – приемы оперирования понятиями, суждениями (аксиомами и теоремами разных видов), умозаключениями (индуктивными и дедуктивными доказательствами), приемы мыслительных операций (анализа, абстрагирования, обобщения и др.) и т.д.

Специальные приемы учебной деятельности учащихся – это такие приемы деятельности, которые принимают свою особую форму в соответствии со спецификой содержания курса и особенностями его задач; они используются (и формируются) во всех темах учебного курса.

Частные приемы учебной деятельности учащихся – это такие специальные приемы, которые конкретизированы для решения самых узких (частных) задач, они используются (и формируются) только в определенных темах курса.
  • Частные приемы учебной деятельности учащихся – это такие специальные приемы, которые конкретизированы для решения самых узких (частных) задач, они используются (и формируются) только в определенных темах курса.

К обобщенным приемам учебной деятельности учащихся относятся:

  • – диагностика сформированности необходимых приемов учебной деятельности
  • – анализ существующего положения, готовности учащихся к выполнению необходимой для усвоения нового материала учебной деятельности;
  • – постановка целей учебной деятельности и принятие их учащимися
  • – мотивация той ее стороны, которая направлена на овладение необходимыми приемами этой деятельности, возбуждение интереса к ней;
  • – введение приема (нескольких приемов)
  • – инструктаж о способах учебной деятельности, направленный на усвоение учащимися состава приема;
  • – отработка введенного приема, в процессе которой на основе его осознания формируется умение;
  • – оперативный контроль и коррекция процесса формирования приема (текущий контроль), выявление пробелов и организация;
  • – необходимая помощь учащимся в их устранении, уточнение задач учебной деятельности и средств их решения; – применение нового приема (в типичных, стандартных) ситуациях, отчего умение становится все более автоматизированным, т.е. превращается в навык;
  • – обобщение и перенос усвоенного приема, к которому учащиеся, по существу, постепенно подводятся на предыдущих этапах;
Самостоятельная работа Применение самостоятельных работ на уроке основывается на соблюдении ряда закономерностей: – целенаправленности, – строгой последовательности, – преемственности, – постепенного нарастания степени сложности, – сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной самостоятельной работы, – проведение небольших творческих работ (на 15–20 мин), заданий творческого характера в миниатюрном виде с частичным обращением к самостоятельности учащихся (воссоздать, вообразить, дорисовать, дополнить воображением и т.д.).

Самостоятельная работа

  • Применение самостоятельных работ на уроке основывается на соблюдении ряда закономерностей:
  • – целенаправленности,
  • – строгой последовательности,
  • – преемственности,
  • – постепенного нарастания степени сложности,
  • – сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной самостоятельной работы,
  • – проведение небольших творческих работ (на 15–20 мин), заданий творческого характера в миниатюрном виде с частичным обращением к самостоятельности учащихся (воссоздать, вообразить, дорисовать, дополнить воображением и т.д.).
Систематизация самостоятельных работ: – исполнительские, – полутворческие, – творческие, – самостоятельные работы,  «подводящие» к изучению нового материала (выполнение опережающих подготовительных заданий – наблюдения в природе, окружающей жизни, измерительные работы, выполнение лабораторных и практических работ, проведение экспериментов, опытов, экскурсий; решение и составление задач, примеров и упражнений; работы с раздаточным материалом, картами, таблицами и др.). – самостоятельные работы, связанные с «добыванием» новых знаний на уроке самими учащимися.

Систематизация самостоятельных работ:

  • – исполнительские,
  • – полутворческие,
  • – творческие,
  • – самостоятельные работы,
  • «подводящие» к изучению нового материала (выполнение опережающих подготовительных заданий
  • – наблюдения в природе, окружающей жизни, измерительные работы, выполнение лабораторных и практических работ, проведение экспериментов, опытов, экскурсий; решение и составление задач, примеров и упражнений; работы с раздаточным материалом, картами, таблицами и др.).
  • – самостоятельные работы, связанные с «добыванием» новых знаний на уроке самими учащимися.
Одним из видов самостоятельных работ является работа учащихся с технической книгой. По книге учащиеся в соответствии с заданием преподавателя самостоятельно изучают определенную часть учебного материала. Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознакомление с ее структурой, беглый просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на определенные вопросы, изучение материала, реферирование отдельных отрывков текста или всей книги, решение примеров и задач, выполнение контрольных тестов, наконец, заучивание материала на память. Поэтому данный метод имеет в зависимости от целей ряд модификаций.

Одним из видов самостоятельных работ является работа учащихся с технической книгой.

  • По книге учащиеся в соответствии с заданием преподавателя самостоятельно изучают определенную часть учебного материала. Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознакомление с ее структурой, беглый просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на определенные вопросы, изучение материала, реферирование отдельных отрывков текста или всей книги, решение примеров и задач, выполнение контрольных тестов, наконец, заучивание материала на память. Поэтому данный метод имеет в зависимости от целей ряд модификаций.
эффективность данного метода, наиболее важными считаются: умение свободно читать и понимать прочитанное; умение выделять главное в изучаемом материале; умение вести записи, составлять структурные и логические схемы (опорные конспекты); умение подобрать литературу по изучаемому вопросу.  Основными общими методическими приемами работы учащихся с книгой являются: беглое чтение, конспектирование, выделение главного и составление плана прочитанного, разбор задач, ответы на контрольные вопросы и т.д.

эффективность данного метода, наиболее важными считаются:

  • умение свободно читать и понимать прочитанное;
  • умение выделять главное в изучаемом материале;
  • умение вести записи, составлять структурные и логические схемы (опорные конспекты);
  • умение подобрать литературу по изучаемому вопросу.

Основными общими методическими приемами работы учащихся с книгой являются: беглое чтение, конспектирование, выделение главного и составление плана прочитанного, разбор задач, ответы на контрольные вопросы и т.д.

Конспектирование – это не записи под диктовку преподавателя, а самостоятельная работа учащихся по ходу изложения учебного материала. Конспектируя материал, отбирая основные его положения, излагая их своими словами, учащийся тем самым осмысливает полученные знания. Умение записывать во многом зависит от умения слушать,(слушание) т.е. одновременно понимать и запоминать материал, выделять главное, отбрасывать второстепенное, определять свое отношение к услышанному.
  • Конспектирование – это не записи под диктовку преподавателя, а самостоятельная работа учащихся по ходу изложения учебного материала. Конспектируя материал, отбирая основные его положения, излагая их своими словами, учащийся тем самым осмысливает полученные знания.
  • Умение записывать во многом зависит от умения слушать,(слушание) т.е. одновременно понимать и запоминать материал, выделять главное, отбрасывать второстепенное, определять свое отношение к услышанному.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!