Тема: Методическое конструирование предметно-знаковых систем
Методическое конструирование предметно-знаковых систем
- Понятие о предметно-знаковых средствах обучения.
- Технология конструирования опорного конспекта.
- Разработка листов рабочей тетради
Понятие о предметно-знаковых средствах обучения
- это дидактические средства, выраженные знаками естественных и искусственных языков, организующие познавательную деятельность обучаемых
ПЗСО
слово
формула
знак
Понятие о предметно-знаковых средствах обучения
Учебная литература
ПЗСО
Дидактические материалы
3
Учебная литература
- совокупность письменных произведений, излагающих предметное содержание образования и организующих различные виды учебной деятельности с учетом возрастных или иных особенностей обучаемых
Учебная литература
Учебники
Учебные пособия
Учебно-методические пособия
Дидактический материал
знаковое дидактическое средство, которому передана определенная часть функций преподавателя в рамках изучения ограниченного фрагментированного объема учебной информации
6
Дидактический материал
Дидактический материал
Карточки-задания
Инструкционные карты
Опорные конспекты
Рабочие тетради
Педагогические программные средства
Кино- и видеофильмы
Технология конструирования опорного конспекта
- Опорный конспект - это составленное по определенным принципам предметно-знаковое средство, передающее в наглядной лаконичной форме основные содержательные вехи учебного материала одной или нескольких тем в логике познавательной деятельности обучающихся
Технология конструирования опорного конспекта
Опорный конспект содержит только основное содержание изучаемого материала и подает его в целостной форме
- в виде опор,
- опорных сигналов с использованием рисунков, ключевых слов, букв-символов, схем.
Технология конструирования опорного конспекта
Опора - ориентировочная основа действий, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности обучающегося.
Опорный сигнал - ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок), заменяющий некое смысловое значение
Технология конструирования опорного конспекта
Опорный конспект является системой опорных сигналов, представляющей собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала
Психологические аспекты разработки опорных конспектов
- Материал в опорном конспекте разбивается на блоки, легко воспринимается и запоминается.
- Компактное представление информации дает возможность охватить материал фронтально.
Психологические аспекты разработки опорных конспектов
- Создается основа осуществления логических операций, способствующая сохранению основных знаний в долговременной памяти.
Психологические аспекты разработки опорных конспектов
- Способ подачи информации повышает внимание обучающихся, удачно оформленные опоры вызывают положительные эмоции, способствуют прочному запоминанию и в некоторой степени снятию утомления.
Требования к опорным конспектам
- Лаконичность (300–400 печатных знаков)
- Структурность (укрупнение УЭ)
- Смысловой акцент (рамки)
- Унификация печатных знаков (использование единой символики)
Требования к опорным конспектам
- Автономность (каждый блок в отдельности, но все блоки связаны)
- Ассоциативность (ключевые слова, ассоциации, схемы)
- Доступность воспроизведения. (простота)
- Цветовая наглядность и образность (разнообразие по форме, цвету)
Этапы разработки опорного конспекта
- Отбор учебного материала.
- Структурно-логический анализ и построение структурно-логической схемы учебной информации
- Выделение основных понятий, определений, формул
Этапы разработки опорного конспекта
- Кодирование учебной информации с использованием опорных сигналов, мнемонических приемов, аббревиатур
- Расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных понятий.
- Кодирование значимости учебной информации в цвете
Мнемонические приемы
- Мнемоника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций
Мнемонические приемы
жизненные ситуации;
ассоциации;
аббревиатура;
опорные слова, словосочетания;
логические цепочки;
символика.
Пример опорного конспекта
- Диагра́мма свя́зей, известная также как интелле́кт-ка́рта, ка́рта мыслей (англ. Mind map ) или ассоциати́вная ка́рта — метод структуризации концепций с использованием графической записи в виде диаграммы.
Разработка листов рабочей тетради
Рабочая тетрадь — особый жанр дидактических материалов, призванный активизировать учебно-познавательную деятельность обучаемых
- учебная деятельность отражается в определенной логике
- учебная деятельность отражается в определенной логике
- учебная деятельность специально конструируется
- учебная деятельность специально конструируется
Отличие рабочей тетради от опорного конспекта
Опорный конспект
Рабочая тетрадь
Цель применения рабочей тетради
- обеспечить пооперационное формирование понятий, способствовать активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся
Образовательные задачи, решаемые рабочими тетрадями
усвоение технических понятий
приобретение практических умений и навыков
формирование у учащихся умений и навыков самоконтроля
развитие мышления у учащихся
контроль хода обучения
Функции рабочей тетради
- Обучающая - формирование необходимых знаний и умений.
- Развивающая - развитие устойчивого внимания на уроке
- Воспитывающая - воспитание аккуратности в ведении конспекта.
- Формирующая - формирование навыков самоконтроля.
Функции рабочей тетради
- Рационализирующая - рациональная организация учебного времени и учебной работы обучаемых.
- Контролирующая - использование для контроля знаний и умений
- несет в себе информацию только о содержании учебного материала
- несет в себе информацию только о содержании учебного материала
- позволяет определить, на какой операции допускается ошибка
- позволяет определить, на какой операции допускается ошибка
- включает в себя информационный и контролирующий блоки
- включает в себя информационный и контролирующий блоки
Виды рабочих тетрадей
Информационный
Контролирующий
Смешанный
Типы рабочих тетрадей
тетради для упражнений, или тренинговые тетради;
тетради по графическому моделированию;
семиотико-семантические тетради (сочетание графических моделей со смысловыми задачами).
Требования к структуре рабочей тетради
- Должна иметь предисловие, содержащее обращение к учащимся.
- Система вопросов и заданий должна быть построена в соответствии со структурой и логикой формирования соответствующих понятий.
Требования к структуре рабочей тетради
- Иллюстрации в рабочей тетради должны быть обучающими.
- к ним могут ставиться вопросы, требующие объяснения; рисунок можно дополнить или предложить свой вариант; имеет смысл предложить начертить или дополнить схему.
- к ним могут ставиться вопросы, требующие объяснения;
- рисунок можно дополнить или предложить свой вариант;
- имеет смысл предложить начертить или дополнить схему.
Требования к структуре рабочей тетради
- Должны быть предусмотрены достаточное место для ответов, исправления допущенных ошибок, неточностей.
- В конце каждой темы внутри тетради желательна серия контрольных вопросов.
Требования к структуре рабочей тетради
- Завершает тетрадь заключение, ориентирующее обучающихся на содержание последующего учебного материала.
Требования к содержанию рабочей тетради
- Полнота — наличие задач на освоение всех изучаемых понятий
- Обобщенные способы решения задач должны переноситься на решение задач профессиональной деятельности.
Требования к содержанию рабочей тетради
- Все блоки информации на листах рабочей тетради должны быть связаны.
- Возрастание трудности решения задач и планируемых результатов обучения.
Требования к содержанию рабочей тетради
- Целевая ориентация — для каждой задачи определено место на листах рабочей тетради.
- Целевая достаточность — достаточно задач для закрепления методов решения.
- Психологическая комфортность при работе с листом рабочей тетради.
Пример рабочей тетради