СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема 17. Методическое конструирование предметно-знаковых систем обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме 17. Методическое конструирование предметно-знаковых систем обучения (разработка опорного конспекта, разработка рабочих тетрадей)

Просмотр содержимого документа
«Тема 17. Методическое конструирование предметно-знаковых систем обучения»

Тема: Методическое конструирование предметно-знаковых систем

Тема: Методическое конструирование предметно-знаковых систем

Методическое конструирование предметно-знаковых систем Понятие о предметно-знаковых средствах обучения. Технология конструирования опорного конспекта. Разработка листов рабочей тетради

Методическое конструирование предметно-знаковых систем

  • Понятие о предметно-знаковых средствах обучения.
  • Технология конструирования опорного конспекта.
  • Разработка листов рабочей тетради

Понятие о предметно-знаковых средствах обучения это дидактические средства, выраженные знаками естественных и искусст­венных языков, организующие познава­тельную деятельность обучаемых ПЗСО слово формула знак

Понятие о предметно-знаковых средствах обучения

  • это дидактические средства, выраженные знаками естественных и искусст­венных языков, организующие познава­тельную деятельность обучаемых

ПЗСО

слово

формула

знак

Понятие о предметно-знаковых средствах обучения Учебная литература ПЗСО Дидактические материалы 3

Понятие о предметно-знаковых средствах обучения

Учебная литература

ПЗСО

Дидактические материалы

3

Учебная литература совокуп­ность письменных произведений, изла­гающих предметное содержание образо­вания и организующих различные виды учебной деятельности с учетом возрас­тных или иных особенностей обучаемых

Учебная литература

  • совокуп­ность письменных произведений, изла­гающих предметное содержание образо­вания и организующих различные виды учебной деятельности с учетом возрас­тных или иных особенностей обучаемых

Учебная литература Учебники Учебные пособия Учебно-методические пособия

Учебная литература

Учебники

Учебные пособия

Учебно-методические пособия

Дидактический материал знаковое дидактическое средство, которому передана определенная часть функций преподавателя в рамках изу­чения ограниченного фрагментированного объема учебной информации 6

Дидактический материал

знаковое дидактическое средство, которому передана определенная часть функций преподавателя в рамках изу­чения ограниченного фрагментированного объема учебной информации

6

Дидактический материал Дидактический материал Карточки-задания Инструкционные карты Опорные конспекты Рабочие тетради Педагогические программные средства Кино- и видеофильмы

Дидактический материал

Дидактический материал

Карточки-задания

Инструкционные карты

Опорные конспекты

Рабочие тетради

Педагогические программные средства

Кино- и видеофильмы

Технология конструирования опорного конспекта Опорный конспект - это составленное по определенным принципам предметно-знаковое средство, передающее в наглядной лаконичной форме основные содержательные вехи учебного материала одной или нескольких тем в логике познавательной деятельности обучающихся

Технология конструирования опорного конспекта

  • Опорный конспект - это составленное по определенным принципам предметно-знаковое средство, передающее в наглядной лаконичной форме основные содержательные вехи учебного материала одной или нескольких тем в логике познавательной деятельности обучающихся

Технология конструирования опорного конспекта Опорный конспект содержит только основное содержание изучаемого материала и подает его в целостной форме в виде опор, опорных сигналов с использованием рисунков, ключевых слов, букв-символов, схем.

Технология конструирования опорного конспекта

Опорный конспект содержит только основное содержание изучаемого материала и подает его в целостной форме

  • в виде опор,
  • опорных сигналов с использованием рисунков, ключевых слов, букв-символов, схем.

Технология конструирования опорного конспекта Опора - ориентировочная основа действий, способ внешней органи­зации внутренней мыслительной деятельности обучающегося. Опорный сигнал - ассоциативный символ (знак, слово, схема, рису­нок), заменяющий некое смысловое значение

Технология конструирования опорного конспекта

Опора - ориентировочная основа действий, способ внешней органи­зации внутренней мыслительной деятельности обучающегося.

Опорный сигнал - ассоциативный символ (знак, слово, схема, рису­нок), заменяющий некое смысловое значение

Технология конструирования опорного конспекта Опорный конспект является системой опорных сигна­лов, представляющей собой наглядную конструкцию, замещающую систе­му фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала

Технология конструирования опорного конспекта

Опорный конспект является системой опорных сигна­лов, представляющей собой наглядную конструкцию, замещающую систе­му фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала

Психологические аспекты разработки опорных конспектов Материал в опорном конспекте разбивается на блоки, легко вос­принимается и запоминается. Компактное представление информации дает возможность охватить материал фронтально.

Психологические аспекты разработки опорных конспектов

  • Материал в опорном конспекте разбивается на блоки, легко вос­принимается и запоминается.
  • Компактное представление информации дает возможность охватить материал фронтально.

Психологические аспекты разработки опорных конспектов Создается основа осуществления логических операций, способствующая сохранению основных знаний в долговременной памяти.

Психологические аспекты разработки опорных конспектов

  • Создается основа осуществления логических операций, способствующая сохранению основных знаний в долговременной памяти.

Психологические аспекты разработки опорных конспектов Способ подачи информации повышает внимание обучающихся, удачно оформленные опоры вызывают положительные эмоции, способствуют прочному запоминанию и в некоторой степени снятию утомления.

Психологические аспекты разработки опорных конспектов

  • Способ подачи информации повышает внимание обучающихся, удачно оформленные опоры вызывают положительные эмоции, способствуют прочному запоминанию и в некоторой степени снятию утомления.

Требования к опорным конспектам Лаконичность (300–400 печатных знаков) Структурность (укрупнение УЭ) Смысловой акцент (рамки) Унификация печатных знаков (использование единой символики)

Требования к опорным конспектам

  • Лаконичность (300–400 печатных знаков)
  • Структурность (укрупнение УЭ)
  • Смысловой акцент (рамки)
  • Унификация печатных знаков (использование единой символики)

Требования к опорным конспектам Автономность (каждый блок в отдельности, но все блоки связаны) Ассоциативность (ключевые слова, ассоциации, схемы) Доступность воспроизведения. (простота) Цветовая наглядность и образность (разнообразие по форме, цвету)

Требования к опорным конспектам

  • Автономность (каждый блок в отдельности, но все блоки связаны)
  • Ассоциативность (ключевые слова, ассоциации, схемы)
  • Доступность воспроизведения. (простота)
  • Цветовая наглядность и образность (разнообразие по форме, цвету)

Этапы разработки опорного конспекта Отбор учебного материала. Структурно-логический анализ и построение структурно-логической схемы учебной информации Выделение основных понятий, определений, формул

Этапы разработки опорного конспекта

  • Отбор учебного материала.
  • Структурно-логический анализ и построение структурно-логической схемы учебной информации
  • Выделение основных понятий, определений, формул

Этапы разработки опорного конспекта Кодирование учебной информации с использованием опорных сигналов, мнемонических приемов, аббревиатур Расположение учебного материала с учетом логики формирова­ния учебных понятий. Кодирование значимости учебной информации в цвете

Этапы разработки опорного конспекта

  • Кодирование учебной информации с использованием опорных сигналов, мнемонических приемов, аббревиатур
  • Расположение учебного материала с учетом логики формирова­ния учебных понятий.
  • Кодирование значимости учебной информации в цвете

Мнемонические приемы Мнемоника - система различных приемов, облегчающих запомина­ние и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций

Мнемонические приемы

  • Мнемоника - система различных приемов, облегчающих запомина­ние и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций

Мнемонические приемы жизненные ситуации; ассоциации; аббревиатура; опорные слова, словосочетания; логические цепочки; символика.

Мнемонические приемы

жизненные ситуации;

ассоциации;

аббревиатура;

опорные слова, словосочетания;

логические цепочки;

символика.

Пример опорного конспекта

Пример опорного конспекта

Диагра́мма свя́зей, известная также как интелле́кт-ка́рта, ка́рта мыслей (англ. Mind  map ) или ассоциати́вная ка́рта — метод структуризации концепций с использованием графической записи в виде диаграммы.
  • Диагра́мма свя́зей, известная также как интелле́кт-ка́рта, ка́рта мыслей (англ. Mind  map ) или ассоциати́вная ка́рта — метод структуризации концепций с использованием графической записи в виде диаграммы.

Разработка листов рабочей тетради Рабочая тетрадь — осо­бый жанр дидактических материалов, призванный активизировать учеб­но-познавательную деятельность обучаемых

Разработка листов рабочей тетради

Рабочая тетрадь — осо­бый жанр дидактических материалов, призванный активизировать учеб­но-познавательную деятельность обучаемых

учебная дея­тельность отражается в определенной логике учебная дея­тельность отражается в определенной логике учебная деятельность специально конструируется учебная деятельность специально конструируется Отличие рабочей тетради от опорного конспекта Опорный конспект Рабочая тетрадь
  • учебная дея­тельность отражается в определенной логике
  • учебная дея­тельность отражается в определенной логике
  • учебная деятельность специально конструируется
  • учебная деятельность специально конструируется

Отличие рабочей тетради от опорного конспекта

Опорный конспект

Рабочая тетрадь

Цель применения рабочей тетради обеспечить пооперационное формирование понятий, способствовать активизации учебно-познавательной де­ятельности обучающихся

Цель применения рабочей тетради

  • обеспечить пооперационное формирование понятий, способствовать активизации учебно-познавательной де­ятельности обучающихся

Образовательные задачи, решаемые рабочими тетрадями усвоение технических понятий приобретение практических умений и навыков формирование у учащихся умений и навыков самоконтроля развитие мышления у учащихся контроль хода обучения

Образовательные задачи, решаемые рабочими тетрадями

усвоение технических понятий

приобретение практических умений и навыков

формирование у учащихся умений и навыков самоконтроля

развитие мышления у учащихся

контроль хода обучения

Функции рабочей тетради Обучающая - формирование необходимых знаний и умений. Развивающая - развитие ус­тойчивого внимания на уроке Воспитывающая - воспитание аккуратности в ведении кон­спекта. Формирующая - формирование навыков самоконтроля.

Функции рабочей тетради

  • Обучающая - формирование необходимых знаний и умений.
  • Развивающая - развитие ус­тойчивого внимания на уроке
  • Воспитывающая - воспитание аккуратности в ведении кон­спекта.
  • Формирующая - формирование навыков самоконтроля.

Функции рабочей тетради Рационализирующая - рациональная организация учебного времени и учебной работы обучаемых. Контролирующая - исполь­зование для контроля знаний и умений

Функции рабочей тетради

  • Рационализирующая - рациональная организация учебного времени и учебной работы обучаемых.
  • Контролирующая - исполь­зование для контроля знаний и умений

несет в себе информа­цию только о содержании учебного материала несет в себе информа­цию только о содержании учебного материала позволяет определить, на какой опе­рации допускается ошибка позволяет определить, на какой опе­рации допускается ошибка включает в себя информационный и контролирующий блоки включает в себя информационный и контролирующий блоки Виды рабочих тетрадей Информационный Контролирующий Смешанный
  • несет в себе информа­цию только о содержании учебного материала
  • несет в себе информа­цию только о содержании учебного материала
  • позволяет определить, на какой опе­рации допускается ошибка
  • позволяет определить, на какой опе­рации допускается ошибка
  • включает в себя информационный и контролирующий блоки
  • включает в себя информационный и контролирующий блоки

Виды рабочих тетрадей

Информационный

Контролирующий

Смешанный

Типы рабочих тетрадей тетради для упражнений, или тренинговые тетради; тетради по графическому моделированию; семиотико-семантические тетради (сочетание графических моделей со смысловыми задачами).

Типы рабочих тетрадей

тетради для упражнений, или тренинговые тетради;

тетради по графическому моделированию;

семиотико-семантические тетради (сочетание графических моделей со смысловыми задачами).

Требования к структуре рабочей тетради Должна иметь предисловие, содержащее обращение к учащимся. Система вопросов и заданий должна быть построена в соответствии со структурой и логикой формирования соответствующих понятий.

Требования к структуре рабочей тетради

  • Должна иметь предисловие, содержащее обращение к учащимся.
  • Система вопросов и заданий должна быть построена в соответствии со структурой и логикой формирования соответствующих понятий.

Требования к структуре рабочей тетради Иллюстрации в рабочей тетради должны быть обучающими. к ним могут ставиться вопросы, требующие объяснения; рисунок можно дополнить или предложить свой вариант; имеет смысл предложить начертить или дополнить схему. к ним могут ставиться вопросы, требующие объяснения; рисунок можно дополнить или предложить свой вариант; имеет смысл предложить начертить или дополнить схему.

Требования к структуре рабочей тетради

  • Иллюстрации в рабочей тетради должны быть обучающими.
  • к ним могут ставиться вопросы, требующие объяснения; рисунок можно дополнить или предложить свой вариант; имеет смысл предложить начертить или дополнить схему.
  • к ним могут ставиться вопросы, требующие объяснения;
  • рисунок можно дополнить или предложить свой вариант;
  • имеет смысл предложить начертить или дополнить схему.

Требования к структуре рабочей тетради Дол­жны быть предусмотрены достаточное место для ответов, исправления допущенных ошибок, неточностей. В конце каждой темы внутри тетради желательна серия контрольных вопросов.

Требования к структуре рабочей тетради

  • Дол­жны быть предусмотрены достаточное место для ответов, исправления допущенных ошибок, неточностей.
  • В конце каждой темы внутри тетради желательна серия контрольных вопросов.

Требования к структуре рабочей тетради Завершает тетрадь заключение, ориентирующее обучающихся на содержание последующего учебного материала.

Требования к структуре рабочей тетради

  • Завершает тетрадь заключение, ориентирующее обучающихся на содержание последующего учебного материала.

Требования к содержанию рабочей тетради Полнота — наличие задач на освоение всех изучаемых понятий Обобщенные способы решения задач должны переноситься на решение задач профессиональной деятельности.

Требования к содержанию рабочей тетради

  • Полнота — наличие задач на освоение всех изучаемых понятий
  • Обобщенные способы решения задач должны переноситься на решение задач профессиональной деятельности.

Требования к содержанию рабочей тетради Все блоки информации на листах рабочей тетради должны быть связаны. Возрастание трудности решения задач и планируемых результатов обучения.

Требования к содержанию рабочей тетради

  • Все блоки информации на листах рабочей тетради должны быть связаны.
  • Возрастание трудности решения задач и планируемых результатов обучения.

Требования к содержанию рабочей тетради Целевая ориентация — для каждой задачи определено место на листах рабочей тетради. Целевая достаточность — достаточно задач для закрепления методов решения. Психологическая комфортность при работе с листом рабочей тетради.

Требования к содержанию рабочей тетради

  • Целевая ориентация — для каждой задачи определено место на листах рабочей тетради.
  • Целевая достаточность — достаточно задач для закрепления методов решения.
  • Психологическая комфортность при работе с листом рабочей тетради.

Пример рабочей тетради

Пример рабочей тетради


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!