СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема 18. Формы организации профессионального обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентационный материал по теме Теме:  "Формы организации профессионального обучения"

Просмотр содержимого документа
«Тема 18. Формы организации профессионального обучения»

Тема:  «Формы организации производственного обучения»

Тема: «Формы организации производственного обучения»

Формы организации производственного обучения Процесса производственного обучения Формы организации труда мастера п/о Труда обучающихся Урочные Внеурочные Мастер-группа Мастер –мастерская Бригадная организация работы мастеров Мастер-преподаватель Фронтально-групповые Индивидуальные Бригадные (звеньевые)

Формы организации производственного обучения

Процесса производственного обучения

Формы организации труда мастера п/о

Труда обучающихся

  • Урочные
  • Внеурочные
  • Мастер-группа
  • Мастер –мастерская
  • Бригадная организация работы мастеров
  • Мастер-преподаватель
  • Фронтально-групповые
  • Индивидуальные
  • Бригадные (звеньевые)
Урочная форма организации производственного обучения Урок - это организационная форма процесса обучения, при которой мастер производственного обучения в течение точно установленного времени в специально отведенном месте (учебной мастерской, лаборатории) руководит учебно - производственной деятельностью группы учащихся постоянного состава с учетом особенностей каждого из них, а также содержания обучения.

Урочная форма организации производственного обучения

  • Урок - это организационная форма процесса обучения, при которой мастер производственного обучения в течение точно установленного времени в специально отведенном месте (учебной мастерской, лаборатории) руководит учебно - производственной деятельностью группы учащихся постоянного состава с учетом особенностей каждого из них, а также содержания обучения.

Тип урока

Вводный

Характеристика содержания, цели

По изучению трудовых приемов и операций

Ознакомление учащихся с профессией, характером и содержанием предстоящих работ, учебной мастерской, правилами поведения и

По выполнению простых работ комплексного характера

Формирование у учащихся первоначальных умений правильно и качественно выполнять все приемы и способы изучаемой операции в различных их сочетаниях в соответствии с инструктивными указаниями и

безопасности в учебной мастерской и училище. Ознакомление учащихся с предприятием

пояснениями мастера и рекомендациями инструкционной карты

Закрепление и совершенствование умений учащихся выполнять приемы и способы труда, типичные для профессии, в различных сочетаниях при выполнении в учебных мастерских и лабораториях работ комплексного

По выполнению сложных работ комплексного характера

характера, включающих ранее изученные операции

Формирование умений и навыков выполнения типичных для профессии учебно-производственных работ, сочетающих все ранее изученные технологические операции и способы труда, при обучении учащихся в учебных мастерских лабораториях и в условиях производства, Формирование профессиональной самостоятельности, привычек и умений самоконтроля. Обучение учащихся планированию учебно- производственного труда, воспитание технической культуры и

Контрольно-

творческого отношения к труду

проверочный

Планомерное определение уровня профессиональных знаний, умений и навыков учащихся

Бинарный урок За последнее время находит применение новый тип урока производственного обучения - совмещенный, интегрированный (его иногда называют бинарным). Суть его заключается в совмещении изучения взаимосвязанного материала специального предмета (специальной технологии) и производственного обучения. Вести такой урок могут совместно преподаватель специального предмета и мастер производственного обучения или только мастер производственного обучения, являющийся одновременно и преподавателем специального предмета.

Бинарный урок

  • За последнее время находит применение новый тип урока производственного обучения - совмещенный, интегрированный (его иногда называют бинарным). Суть его заключается в совмещении изучения взаимосвязанного материала специального предмета (специальной технологии) и производственного обучения. Вести такой урок могут совместно преподаватель специального предмета и мастер производственного обучения или только мастер производственного обучения, являющийся одновременно и преподавателем специального предмета.
Неурочные формы производственного обучения    При обучении учащихся в условиях производства наиболее типичными формами обучения являются: обучение учащихся в составе ученических бригад; обучение учащихся в составе бригад квалифицированных рабочих ; индивидуальное прикрепление учащихся к квалифицированным рабочим. Производственные экскурсии

Неурочные формы производственного обучения

При обучении учащихся в условиях производства наиболее типичными формами обучения являются:

  • обучение учащихся в составе ученических бригад;
  • обучение учащихся в составе бригад квалифицированных рабочих ;
  • индивидуальное прикрепление учащихся к квалифицированным рабочим.
  • Производственные экскурсии
Для производственного обучения характерна и такая форма обучения, как выполнение учащимися домашних заданий, основными видами которых являются:   повторение по учебнику или другим источникам учебного материала, необходимого для практического использования на предстоящем уроке; систематизация материалов самостоятельных наблюдений; решение производственно-технических задач; изучение инструкционных или технологических карт; самостоятельная разработка технологических процессов на выполнение предстоящих на уроке работ; изучение схем и инструкций по обслуживанию оборудования на новом рабочем месте и т. п.

Для производственного обучения характерна и такая форма обучения, как выполнение учащимися домашних заданий, основными видами которых являются:

  • повторение по учебнику или другим источникам учебного материала, необходимого для практического использования на предстоящем уроке;
  • систематизация материалов самостоятельных наблюдений; решение производственно-технических задач;
  • изучение инструкционных или технологических карт;
  • самостоятельная разработка технологических процессов на выполнение предстоящих на уроке работ;
  • изучение схем и инструкций по обслуживанию оборудования на новом рабочем месте и т. п.
Формы организации учебно-производственного труда учащихся      В производственном обучении применяются три основные формы организации учебно- производственного труда учащихся: фронтально-групповая; индивидуальная; бригадная (звеньевая). К оценке каждой из этих форм следует подходить с двух точек зрения: как они способствуют формированию профессиональных умений и навыков; какая из них позволяет создать более полное и отчетливое представление об организации труда на современном производстве, подготовить, учащихся к выполнению их будущих профессиональных обязанностей.

Формы организации учебно-производственного труда учащихся  

  • В производственном обучении применяются три основные формы организации учебно- производственного труда учащихся:
  • фронтально-групповая;
  • индивидуальная;
  • бригадная (звеньевая).
  • К оценке каждой из этих форм следует подходить с двух точек зрения: как они способствуют формированию профессиональных умений и навыков; какая из них позволяет создать более полное и отчетливое представление об организации труда на современном производстве, подготовить, учащихся к выполнению их будущих профессиональных обязанностей.
Фронтально-групповая форма предполагает, что учащиеся выполняют одинаковые задания. Благодаря этому мастер имеет возможность руководить работой всей группы одновременно, осуществлять групповое инструктирование учащихся, коллективно обсуждать допускаемые ошибки
  • Фронтально-групповая форма предполагает, что учащиеся выполняют одинаковые задания. Благодаря этому мастер имеет возможность руководить работой всей группы одновременно, осуществлять групповое инструктирование учащихся, коллективно обсуждать допускаемые ошибки
Индивидуальная форма организации ученического труда характеризуется тем, что учащиеся выполняют различные по содержанию и целям задания. При обучении в учебных мастерских она может применяться при обучении профессиям, связанным с выполнением большой номенклатуры работ, требующих незначительного времени, (токари, фрезеровщики и т. п.). Индивидуальная форма используется главным образом для индивидуальной работы с «сильными» и «слабыми» учащимися, которое по темпам работы и ее результатам значительно отличаются от своих товарищей.

Индивидуальная форма организации ученического труда

  • характеризуется тем, что учащиеся выполняют различные по содержанию и целям задания. При обучении в учебных мастерских она может применяться при обучении профессиям, связанным с выполнением большой номенклатуры работ, требующих незначительного времени, (токари, фрезеровщики и т. п.).
  • Индивидуальная форма используется главным образом для индивидуальной работы с «сильными» и «слабыми» учащимися, которое по темпам работы и ее результатам значительно отличаются от своих товарищей.
Бригадная (звеньевая) форма предполагает, что учебная группа делится на бригады или звенья, которые выполняют различные по характеру учебно-производственные задания. Количественный состав ученических бригад определяется спецификой учебно-производственных заданий, учебно-производственной необходимостью бригадного обучения, наличием оборудования, на котором обучаются учащиеся, и т. п. При изучении и отработке трудовых приемов и операций необходимость применения бригадной формы производственного обучения обычно обусловлена ограниченным количеством учебно-производственного оборудования. Так, при изучении слесарных операций тема «Обработка отверстий» всегда изучается побригадно, так как в учебной слесарной мастерской имеется ограниченное количество сверлильных станков.

Бригадная (звеньевая) форма предполагает,

  • что учебная группа делится на бригады или звенья, которые выполняют различные по характеру учебно-производственные задания. Количественный состав ученических бригад определяется спецификой учебно-производственных заданий, учебно-производственной необходимостью бригадного обучения, наличием оборудования, на котором обучаются учащиеся, и т. п.
  • При изучении и отработке трудовых приемов и операций необходимость применения бригадной формы производственного обучения обычно обусловлена ограниченным количеством учебно-производственного оборудования. Так, при изучении слесарных операций тема «Обработка отверстий» всегда изучается побригадно, так как в учебной слесарной мастерской имеется ограниченное количество сверлильных станков.
Важный вопрос - комплектование ученических бригад. Здесь возможны два основных варианта. Первый - однородные бригады, куда включаются учащиеся, примерно равные по силам и возможностям; второй - смешанные бригады, куда включаются и «сильные», и «средние», и «слабые» учащиеся. И тот, и другой вариант имеют свои плюсы и минусы. При однородном составе ученических бригад они получают различные задания: «сильные» бригады – задания повышенной сложности, «слабые» - облегченные. Это позволяет мастеру легче осуществлять инструктирование и контроль за работой бригады, составить систему заданий, обеспечивающих успешное овладение учебным материалом каждым членом бригады.
  • Важный вопрос - комплектование ученических бригад. Здесь возможны два основных варианта.
  • Первый - однородные бригады, куда включаются учащиеся, примерно равные по силам и возможностям;
  • второй - смешанные бригады, куда включаются и «сильные», и «средние», и «слабые» учащиеся.
  • И тот, и другой вариант имеют свои плюсы и минусы. При однородном составе ученических бригад они получают различные задания: «сильные» бригады – задания повышенной сложности, «слабые» - облегченные. Это позволяет мастеру легче осуществлять инструктирование и контроль за работой бригады, составить систему заданий, обеспечивающих успешное овладение учебным материалом каждым членом бригады.

Выделяются два основных варианта бригадной организации:

  • индивидуально-бригадная и при «разделении труда», т.е. по расчлененной технологии.

Сущность индивидуально-бригадной организации труда учащихся заключается в том, что члены бригады, выполняя индивидуальные задания, добиваются выполнения общего для всей бригады производственного задания - бригадо-комплекта.

Это создает условия для выполнения бригадой более сложных заданий, повышает степень коллективной ответственности, способствует сплочению коллектива бригады. При такой организации работы учащиеся не делят работы на «выгодные» и «невыгодные», «интересные» и «неинтересные», так как бригада работает на единый наряд.

  • Более эффективна в производственном, а также воспитательном отношении организация работы бригад по расчлененной технологии. При этом каждый член бригады выполняет только определенную часть общего для бригады производственного задания. Общий результат при этом зависит непосредственно от результата каждого. Такая организация труда наиболее характерна для профессий коллективного труда: слесарей-ремонтников, сборщиков, монтажников, портных массового пошива и т.п., хотя по принципу разделения труда можно организовать работу учащихся и по профессиям сугубо индивидуального труда.
при бригадной организации производственного обучения на любом этапе развития этой формы мастер всегда остается основным организатором и руководителем учебного процесса . Все бригадиры и учащиеся - члены бригад подчиняются одному непосредственному руководителю - мастеру производственного обучения.
  • при бригадной организации производственного обучения на любом этапе развития этой формы мастер всегда остается основным организатором и руководителем учебного процесса . Все бригадиры и учащиеся - члены бригад подчиняются одному непосредственному руководителю - мастеру производственного обучения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!