СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема 3.1 Методы работы с источниками информации

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение материала по теме 3.1 Методы работы с источниками информации состоит из изучения теоретическсого материала и выполнения практической работы.

Просмотр содержимого документа
«Тема 3.1 Методы работы с источниками информации»

Тема 3.1

Методы работы с источниками информации

Содержание учебного материала

Алгоритм работы с литературой и ресурсами Интернет. Виды литературных источников информации: учебная, справочно-информационная, научная литература. Информационные ресурсы (интернет-технологии). Правила и особенности информационного поиска в Интернете. Виды чтения. Виды фиксирования информации. Виды обобщения информации.


ПОИСК ИНФОРМАЦИИ

Умственный труд в любой его форме всегда связан с поиском информации. Сама система поиска, постепенно превращается в специальную отрасль знаний. Знания и навыки в этой области становятся все более обязательными для любого специалиста.

Понятие подготовленности в этом отношении складывается из следующих основных элементов:

  • четкого представления об общей системе научно-технической информации и тех возможностях, которые дает использование информационных объектов в своей области;

  • знания всех возможных источников информации по своей специфике;

  • умения выбрать наиболее рациональную схему поиска в соответствии с его задачами и условиями;

  • наличия навыков в использовании вспомогательных библиографических и информационных материалов.

Под «источником научной информации» понимается документ, содержащий какое-то сообщение, а отнюдь не библиотека или информационный орган, откуда он получен. Документальные источники содержат в себе основной объем сведений, используемых в научной, преподавательской и практической деятельности.

Все документальные источники научной информации делятся, прежде всего, на первичные и вторичные. В первичных документах и изданиях содержатся, как правило, новые научные и специальные сведения, во вторичных – результаты аналитико-синтетической и логической переработки первичных документов. Оценка документальных источников информации включает в себя такие критерии, как полнота и достоверность данных, сроки их опубликования, наличие теоретических обобщений и критических материалов, реальность их получения. Основные их виды: книги и журнальные статьи. Нужные материалы могут содержаться в специальных технических изданиях. Важно знать все документальные источники информации в своей области и уметь выбрать те из них, в которых содержатся необходимые для работы данные.

Организация справочно-информационной деятельности

Приступая к поиску необходимых сведений, следует четко представлять, где их можно найти и какие возможности в этом отношении имеют те организации, которые существуют для этой цели, – библиотеки и органы научно-технической информации.

Виды банков информации: библиотеки (через читальный зал или абонемент), электронные библиотеки с интернет-ресурсами, информационные сайты сети Интернет.

Последовательность поиска источников информации

Бессистемный поиск всегда отнимает непомерно много времени и одновременно не дает гарантии его полноты. Между тем, как это ни странно, даже опытные специалисты редко задумываются над тем, насколько рационален их путь в поисках нужной информации.

Цели и условия поиска документальных источников информации настолько различны, что никакой единой схемы быть не может. Необходимость своей особой схемы поиска наглядна уже при одном перечислении тех целей, которые при этом могут преследоваться: в одном случае требуется установить полный перечень литературы по определенной теме, в другом – только наиболее современные или главнейшие публикации по той или иной проблеме; для одних работ требуется добраться до первичных источников информации, для других достаточно информации, содержащейся во вторичных документах.

Подход к поиску литературы может зависеть и от того, в какой последовательности ее предполагается изучать: в хронологической, когда литературные источники рассматриваются в их прямой хронологической связи, или обратнохронологической, когда знакомятся сначала с новейшими изданиями, а затем уже переходят к более старым по времени публикациям.

Хорошо ориентируясь в библиотечных каталогах и библиографических указателях, можно без особого труда составить схему поиска документальных источников информации применительно к его конкретным целям.

Работа с книгой

Умение работать с книгой – это умение правильно оценить произведение, быстро разобраться в его структуре, взять и зафиксировать в удобной форме все, что в нем оказалось ценным и нужным.

Работа с книгой – процесс сложный. Обусловлено это, прежде всего тем, что чтение научно-литературных произведений всегда связано с необходимостью усвоения каких-то новых понятий. Сложно это и потому, что практически каждая книга оригинальна по своей композиции и требуются определенные усилия, чтобы понять ход мысли автора.

Умением работать с литературой обладают далеко не все. Наиболее частые ошибки – отсутствие должной целенаправленности в чтении, недостаточное использование справочного аппарата, нерациональная форма записи прочитанного. Все это снижает эффективность умственного труда, приводит к непроизводительным тратам времени.

Техника чтения

Одной из особенностей чтения специальной литературы является то, что оно протекает в определенной последовательности: сначала предварительное ознакомление с книгой и только после этого ее тщательная проработка.

Предварительное ознакомление с книгой. Далеко не любую книгу следует читать полностью, в ряде случаев могут быть нужны лишь отдельные ее части. Поэтому для экономии времени и с тем, чтобы определить цели и подходы к чтению книги, рекомендуется начинать с предварительного ознакомления с ней в целях общего представления о произведении и его структуре, организации справочно-библиографического аппарата. При этом необходимо принять во внимание все те элементы книги, которые дают возможность оценить ее должным образом. Делать это лучше всего в следующей последовательности:

  • заглавие;

  • автор;

  • издательство (или учреждение, выпустившее книгу);

  • время издания;

  • аннотация;

  • оглавление;

  • авторское или издательское предисловие;

  • справочно-библиографический аппарат (указатели, приложения, перечень сокращений и т.п.).

Предварительное ознакомление призвано дать четкий ответ на вопрос о целесообразности дальнейшего чтения книги, в каких отношениях она представляет интерес и какими должны быть способы ее проработки, включая сюда наиболее подходящую для данного случая форму записей.

Чтение книги. Существуют два подхода к чтению научно-литературного произведения: беглый просмотр его содержания и тщательная проработка произведения в целом или отдельных его частей.

Ведение записей – обязательный элемент работы над книгой, неотделимый от процесса чтения, и поэтому их нельзя откладывать «на потом». Записи должны быть предельно полными. Необходимо предвидеть будущую потребность в материале, имеющейся в книге, и в пределах разумного взять из нее все, что только возможно.

Как сформулировать правильный запрос в сети Интернет?

1. Чтоб отыскать точную фразу или форму слова, используйте кавычки:

[«зима недаром злится»]

2. Чтоб исключить слово во фразе из поиска, воспользуйтесь знаком минус. Это слово должно стоять в итоге фразы запроса. Между словом и знаком не должно быть пробела. [сварочный аппарт-купить]

3. Чтоб восстановить забытое слово в цитате, воспользуйтесь звездочкой (*). Всю цитату заключите в кавычки, а вместо забытого слова поставьте звездочку. [«сжала руки над * вуалью»]

4. Чтоб отыскать слова, которые обязаны быть в одном предложении, воспользуйтесь знаком с необычным названием «амперсанд» - &. Если соединить слова амперсандом, Yandex выдаст статьи, где эти слова располагаются в одном предложении. [Огромной театр & Москва]

5. Чтоб по запросу отыскать статью или документ с определенным словом, нужно поставить перед этим словом плюс. Между словом и знаком не должно быть пробела. [Памятник Пушкину+площадь]



Практическое задание


Заполнить таблицу в соответствии со своей темой проекта.


Оформление списка литературы.

Тема проекта


Источники информации для проекта

1.

2.

3.

4.

5.

* не менее пяти источников

Образец

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Список литературы

1. Багирова И. Х. Мотивация персонала в условиях кризиса // Вестник Томского государственного университета. – Сер. Экономика. – 2011. – № 4. – С. 83–88.

2. Бухалков М. И. Планирование на предприятии. – М. : ИНФРА-М, 2013. – 416 с.

3. Геращенко И. П. Эволюционный подход к понятию стратегии развития предприятия // Российское предпринимательство. – 2008. – № 5. – С. 168–171.

Электронные ресурсы

  1. Большая советская энциклопедия (БСЭ) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/

  2. Биография.Ру - о жизни успешных людей [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.biografia.ru

  3. Образовака [Электронный ресурс] Режим доступа: https://obrazovaka.ru

  4. Википедия (свободная энциклопедия) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Физики_по_алфавиту

  5. Онлайн справочник [Электронный ресурс] Режим доступа: https://calcsbox.com/category/fiziki

  6. Руководство по HTML – как создать свой сайт [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.seoded.ru/beginner/soderg.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!