Исследовательский проект
Тема.3.7 Опросные методы исследования
Основы проектной деятельности
Опрос
Опрос - это социологический метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном взаимодействии исследователя с опрашиваемыми (респондентами).
При непосредственном взаимодействии опрос выступает как беседа или интервью, а при опосредованном - как анкетирование. Источником информации при этом является словесное или письменное суждение респондента.
В проектном исследовании социологический опрос может быть одинаково использован в двух направлениях:
- для получения информации о внешней стороне деятельности педагогов или учащихся (поступках, мнениях, интересах и т.д.);
- для получения более глубоких сведений о внутренних механизмах формирования этих поступков, мнений, интересов.
Опросные методы исследования
- 1. Беседа, интервью.
- 2. Анкетирование.
- 3. Метод обобщения независимых характеристик.
- 4. Педагогическое тестирование.
- 5. Социометрические методики.
- 6. Метод контент-анализа.
Опросные методы исследования
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.
Такие методы используют как разведочные (в начале исследования) и как уточняющие (в его итоге). При проведении опросов предварительного решения требуют проблемы:
Во-первых, объем и, во-вторых, однородность выборки.
Во-вторых опрос будет ненадежным при охвате слишком узкого круга лиц, и если окажется, что индивиды, входящие в выборку, весьма различаются по измеряемым параметрам.
В-третьих, всегда существует проблема репрезентативности выборки для распространения выводов, полученных при изучении части (выборки) на целое (генеральную совокупность).
Опросные методы исследования
Все виды опросов делятся на имеющие определенную программу (план, опросник) и свободные (беспрограммные). Свободные опросы проводятся в начале исследования, когда необходимо продумать до конца цели, задачи и гипотезу, выдвинуть и обосновать научную проблему.
Достоинствами опросных методов являются :
• быстрота получения информации:
• возможность получения информации в широких пределах заданной тематики;
• возможность математической обработки полученной информации;
• сравнительная легкость получения большого количества данных.
Различают опросы :
• сплошной и выборочный;
• индивидуальный и групповой;
• очный и заочный;
• гласный и анонимный.
Опросные методы исследования
Общие требования к опросным мет одам:
- соответствие вопросов целям и задачам исследования;
- адекватное отражение измеряемых характеристик в содержании вопросов;
- нейтральность и однозначность вопросов, обеспечивающие наибольшую объективность ответов;
- доступность и понятность вопросов;
- самостоятельность ответов;
- доверительная психологическая обстановка при опросе.
Опрос проводится с учетом следующих этапов :
- адаптация,
- достижение поставленной цели,
- снятие напряжения.
Опросные методы исследования
В процессе адаптации реализуются две важные цели :
создание у респондента позитивной мотивации для ответа на вопросы и настройка его к исследованию.
Этап адаптации складывается из обращения и нескольких вопросов.
Обращение - завязка, начало опроса, момент весьма ответственный. От начала во многом зависит достоверность информации. В связи с этим не рекомендуется задавать основные вопросы сразу, без адаптации. Необходимо подготовить респондента к беседе психологически.
На этапе достижения поставленной цели происходит сбор информации. В этот период задаются основные вопросы.
В процессе опроса может накапливаться отрицательное психологическое напряжение, в связи с чем перед расставанием необходимо попытаться сгладить это впечатление, снять стресс. Для этого рекомендуется в конце опроса ставить функционально-психологические вопросы, которые не направлены на сбор важной информации.
Опросные методы исследования
Беседа - это метод получения информации на основе словесного общения экспериментатора с испытуемым в форме свободного диалога на определенную тему (сбора информации на основе словесной коммуникации). Беседа является самостоятельным или дополнительным методом исследования, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Она является разновидностью опроса и представляет собой сравнительно свободный диалог исследователя с респондентом на определенную тему. Беседа обычно применяется на разных стадиях исследования как для получения первичной информации, так и уточнения выводов, полученных другими методами, например методом наблюдения. В таких случаях использование беседы дает, как правило, весьма ценные результаты.
Опросные методы исследования
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Беседа требует особого мастерства: гибкости и чуткости, умения слушать и одновременно вести разговор по заданному руслу, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, реагируя на их изменения.
Результат беседы во многом зависит от личностных качеств исследователя. Она может быть индивидуальной, групповой и коллективной. Предварительно определяется программа : цель, объект, предмет разговора, отдельные вопросы и место проведения .
Успех зависит от заинтересованности предметом разговора, умения вызвать на откровенность.
Опросные методы исследования
Формулировки вопросов должны быть понятными, тактичными. Опыт показывает, что нецелесообразно ставить прямые вопросы «в лоб», типа: «Какой у вас режим?» Лучше: «В какое время вы ложитесь спать?». Для вступления в контакт рекомендуется придерживаться следующих правил. Люди склонны охотно говорить о тех предметах, которые их интересуют и увлекают (профессия, хобби), поэтому важно предварительно узнать о преобладающих интересах данного обучающегося или группы.
Поводом для начала беседы могут быть объекты, ситуации или события, имеющие эмоциональный характер. При этом следует избегать того, о чем собеседнику вспоминать неприятно. Важно создать атмосферу доверия и соблюдать педагогический такт. Человек должен быть уверен, что результаты беседы не станут для него источником неприятностей. Благоприятной обстановкой для беседы является привычная и естественная среда: класс, домашняя обстановка, совместный отдых.
Анализ результатов беседы
Анализ результатов беседы (или отзыв) можно оформить в виде рабочей таблицы по форме, представленной в таблице
Положительные
моменты
Недостатки
Выводы
Опросные методы исследования
Интервьюирование - разновидность беседы, привнесенная в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто. Интервью отличается от беседы тем, что экспериментатор только задает вопросы, а испытуемый только отвечает на них.
Обычно интервью определяется как метод сбора необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы исследователя с испытуемым. Если беседа обычно не ограничена во времени и порой с трудом укладывается в изначально запланированное русло, то в интервью исследователь сам задает план и темп беседы и четко придерживается перечня обсуждаемых вопросов. При этом исследователь только фиксирует высказывания респондента, сохраняя нейтральную позицию. Часто вопросники для интервью строят по типу анкет, для того чтобы получить распределение типичных ответов по некоторому количеству вопросов.
Опросные методы исследования
Предметная область термина «интервьюирование» включает три определения.
1. Направленное интервьюирование - сбор данных с помощью интервьюирования, имеющий целью получение от респондента специфической информации.
2. Очное интервьюирование - тип опроса, в ходе которого интервьюер получает непосредственно от респондента ответы на свои вопросы.
3. Специализированное интервьюирование - интервьюирование, при котором для успешного общения с респондентом требуется применение нестандартных процедур.
Большое значение в ходе беседы или интервью принадлежит умению фиксировать информацию. Необходимо стремиться к подробной (даже дословной) фиксации ответов (с помощью сокращений, стенографии); однако использование диктофона нежелательно, ибо это обстоятельство «сковывает» опрашиваемых.
Опросные методы исследования
Устный опрос (беседа, интервью) применяется в том случае, когда охватывается небольшой круг людей, но, если при этом необходимо опросить несколько десятков, сотен или тысяч людей за короткий промежуток времени, используется письменный опрос - анкетирование.
Выводы :
Беседа – это сбор фактов о явлениях в процессе личностного общения, т.е. метод сбора данных.
Интервью – разновидность беседы с четкой целью и планом.
Анкетирование – это письменный опрос, в его основе лежит заранее разработанный вопросник (анкета).
Применение анкеты в педагогическом исследовании направлено на выявление истинных зависимостей между определенными психолого-педагогическими воздействиями и их результатами.
Анкетирование
С помощью анкетирования обычно изучают общественное мнение, отношение педагогов или обучающихся к той или иной проблеме воспитания, обучения и др. Метод анкетирования охватывает очень много людей, учреждений. Преимущество анкеты заключается в том, что она не требует личного контакта с опрашиваемыми и удобна для проведения статистики.
Виды анкет. Анкета составляется на основе специально подобранных вопросов. В зависимости от содержания и формы вопросов меняются структура и характер анкет. В анкете могут быть прямые вопросы (их содержание совпадает с объектом интереса исследователя) ; косвенные (такого совпадения не происходит).
Например, прямым будет вопрос: «Считаете ли вы необходимой помощь воспитателя музыкальному руководителю в организации работы по музыкальному воспитанию детей?» Косвенный вопрос может звучать так: «Согласны ли вы с утверждением о том, что помощь воспитателя музыкальному руководителю в работе по музыкальному воспитанию детей очень важна?» В проективных вопросах содержится предложение завершить небольшое высказывание.
Анкетирование
По форме анкета может содержать открытые и закрытые вопросы.
Вопрос считается открытым, если инструкция не ограничивает способ ответа на него, т.е. в данном случае не предполагается какой-то определенный ответ и испытуемый может дать на него ответ по своему усмотрению.
В закрытых вопросах возможные ответы уже заданы, т.е. варианты ответов и их количество уже определены. Например, «Какой из видов музыкальной деятельности детей вы считаете наиболее значимым для их развития? (Выберите один из предложенных вариантов.)
Варианты ответов :
а) восприятие-слушание музыки;
б) пение;
в) музыкально-ритмическая деятельность;
г) игра на детских музыкальных инструментах;
д) все перечисленные виды деятельности».
Преимущество закрытых анкет состоит в том, что они легко подвергаются статистической обработке.
Интервью
Метод анкетирования имеет много сходства с методом беседы (устный опрос): и в первом, и во втором случае перед испытуемым ставятся вопросы, предполагающие ответы. Но если в анкете конструкция вопросов неизменна и требует четкого ответа, то при проведении беседы возможна большая свобода в постановке вопросов, их последовательности, формулировке.
Вопросы для интервью следует заранее спланировать, составить вопросник, где необходимо оставить место для записи (протоколирования) ответа. При составлении вопросов должны учитываться следующие требования:
• вначале задаются вопросы более легкие, затем — более трудные;
• вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятными для отвечающих;
• вопросы должны задаваться тактично и профессионально.
Интервью
В процессе интервью следует придерживаться следующих общих правил:
• интервьюер должен находиться наедине с опрашиваемым;
• задаваемый вопрос необходимо читать без изменений, точно так, как он сформулирован в опросном листе;
• порядок следования вопросов должен четко соблюдаться;
• продолжительность интервью — не более 5—7 мин с детьми, не более 30 мин со взрослыми;
• во время интервью нельзя каким-либо образом воздействовать на отвечающего, например пытаться подсказывать ответ, делать знаки одобрения или неодобрения и т.д.
Опросные методы исследования
Практическая работа
Составить вопросы для анкетирования или интервью по выбранной теме исследования.