Планирование учебного процесса подразделяется на составление тематического и поурочного планов работы.
В поурочных планах учитель ставит задачи (познавательные,развивающие и воспитательные), а также основные вопросы, использующиеся при изучении нового материала, повторении и закреплении уже пройденного, помечает упражнения для практической деятельности на уроках, задание для домашней работы и методические материалы, которые используются на уроке.
Общую организационную работу учителя можно разделить на два этапа.
1.Подготовительный
2.Исполнительный
Подготовительный этап- подготовка наглядных дидактических пособий, раздаточных материалов, поиск и подбор необходимой справочной литературы, предварительная подготовка заданий и упражнений для проверки знаний учеников и формирование необходимых навыков, отбор и привлечение учащихся к учебной работе для проверки качества усвоения пройденного материала.
Исполнительный этап-непосредственно деятельность учителя на уроке и связанная с ней организация деятельности учащихся( как активной, так и пассивной).
Сущность планирования заключается в рациональном распределении во времени коллективного и индивидуального труда работников школы, необходимого для достижения поставленных целей.
Эффективность планирования и реализация намеченных мероприятий зависит от соблюдения ряда условий, прежде всего, от умения анализировать итоги учебно- воспитательной работы школы за предыдущий учебный год.
Здесь решающее значение имеет объективная оценка качества знаний учащихся, их воспитанности, умений и навыков учебного труда и других видов деятельности. Особое внимание требует анализ четвертных контрольных работ учащихся, итогов экзаменов, определение уровня знаний,умений и навыков.
Особое внимание обращается на создание учебно-материальной базы трудового обучения и организацию общественно полезного,производительного труда учащихся. Сложность такого планирования заключается в том, что учебно - воспитательный процесс выходит за пределы класса, урока, получая своё логическое развитие в различных формах внеклассных и внешкольных занятий в самостоятельной работе учащихся. Жизнь диктует необходимость целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка. Главная же задача планирования - это целенаправленность педагогического коллектива школы на повышение эффективности качества работы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Тематическое планирование - перспективный рабочий план учителя, который может подвергаться корректировке в течении учебного года по объективным и субъективным причинам: праздники, болезнь учителя и т.д. Но этот план должен быть выполнен по окончании учебного года.
В поурочном планировании отражается тема урока и класс, в котором он проводится; цель урока с конкретизацей его дидактических задач; краткое содержание материала, изучаемого на уроке.
Для чего нужно тематическое планирование?
На основе тематического планирования учитель разрабатывает поурочные планы,администрация отслеживает прохождение прграммы и выполнение требований к уровню подготовки учащихся на каждом этапе обучения.
Учитель, готовясь к уроку должен учитывать:
1. особенности учащихся класса, уровень класса; отношения уч-ся к предмету; темп работы класса; общая дисциплина класса.
2. учёт индивидуальных особенностей.
Поурочное планирование - это планирование одного конкретного урока. Учитель по календарному плану устанавливает тему, содержание, основную дидактическую цель урока, конкретизирует его образовательные и воспитательные задачи. Затем определяется методика работы на уроке: какие методы и приёмы будут использованы на данном уроке.