Раздел 6. Философия и медицина
Тема 6.1. Философия и медицина: общие проблемы и ценности
План
1. Взаимосвязь философии и медицины.
2. Отец медицины философ Гиппократ.
3. Медицинская биоэтика.
1. Взаимосвязь философии и медицины.
Философия и медицина - одинаково древние по своему происхождению феномены культуры; их тесная связь проявляется в близости предметов исследования (изучение человека, его личности и влияния общества на личность), сходстве целей и задач, единстве методологии, ценностной ориентации.
Несмотря на разные направления деятельности и разные пути поиска истины (медицина выбирает на заре своего существования путь практического действия, философия – путь теоретического обобщения и рефлексии), обе они решают одну и ту же проблему – проблему выживания человечества на Земле, проблему самоопределения человека как природного и культурного существа. В этом вопросе философия и медицина не могут не объединить свои усилия, поскольку порознь они лишены цельности – философия удаляется от эмпирики, «витает в облаках», медицина же, погружаясь в исследование организма, забывает о личности, «утопает» в деталях и частностях.
ОБЩЕЕ
ОСОБЕННОЕ
- Общий предмет исследования - ЧЕЛОВЕК
- Медицина – с «практической» стороны (физическое и душевное здоровье); философия – больше с теоретической –человек как сложное био-психо-социальное существо, существующее в природе и социуме
- Общие истоки (развивались «рука об руку с Античности )
- Общая история развития (врачи-философы: Эмпедокл, Гиппократ, Авиценна(Ибн Сина), Парацельс, Фрейд, Юнг и др.)
- Медицина – «как выжить?» Философия – «как жить?»
- Медицина – «как выжить?»
- Философия – «как жить?»
Новое время (17 в.) – разделение науки и философии, фактически медицина становится самостоятельной отраслью знания
- Общие методы исследования:
- Метафизический/Диалектический
- Проблема современной медицины: естественнонаучных знаний для решения всех проблем медицины недостаточно сближение философии и медицины
- Проблема современной медицины: естественнонаучных знаний для решения всех проблем медицины недостаточно сближение философии и медицины
-Системный
-Исторический
Философские мировоззренческие системы
Космоцентризм
Антропоцентризм
Теоцентризм
(Античность)
(Новое и новейшее время)
(Средневековье)
Главное понятие – Космос
Главное понятие - Человек
Главное понятие – Бог, монотеизм
Пантеизм
Креационизм
Поиск первоначала мира
Божественные заповеди
Логос
Секуляризация
Провиденциализм
Гармония
Гуманизм
Фатализм
Этика
Человек - творец
Антропоцентризм- философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель совершающихся в мире событий
На всем протяжении истории культуры идеи объединения философского и медицинского знания ради постижения тайны жизни и тайны человека претворялись в трудах самых известных философов, медиков, естествоиспытателей. В результате чего сложилась особая отрасль знания – философия медицины, которая призвана обобщить имеющиеся практические знания о человеке как биологическом и социальном, материальном и духовном существе и найти адекватные пути адаптации человека к окружающим условиям жизни.
Симбиоз философских и медицинских идей представляет собой древневосточная мудрость, заключенная в египетской книге мертвых, индийских ведах, в учении китайских даосов (учение о бессмертии), а так же в трудах врачей – философов Востока (например, Авиценна).
- Основой восточной философии медицины всегда оставался принцип системности в изучении микро- и макрокосма, особенностью - рассмотрение человеческого организма как самодостаточной сущности, в которой неразрывно связаны дух и тело; болезни тела здесь рассматриваются, прежде всего как болезни духа, соответственно лечение болезни – это прежде всего восстановление душевного равновесия и духовного здоровья.
- В Древней Греции – колыбели философского знания – философия и медицина так же тесно сотрудничают и взаимообогащаются. Их объединяет стремление разобраться в человеческой психике, попытка ответить на вопрос, что есть человек, какова (личная и общественная) ценность человеческого здоровья, является ли человек существом биологическим или социальным (эти вопросы рассматриваются в работах таких знаменитых древнегреческих врачей и философов как Эмпедокл, Аристотель, Гиппократ и др.)
Европейские врачи-философы
- эпохи Средневековья (Ф.Рабле, Р.Бэкон, Парацельс, и др.) предвосхитили многие последующие медицинские открытия и разработки, приемы лечения болезней; они так же изучали воздействие общества (социального статуса личности) на развитие патологических процессов в организме. Преодолевая и пересматривая многие основы древней медицины и философии человека, средневековые ученые, естествоиспытатели способствовали внедрению химических препаратов в медицину, а так же заложили основы теории адаптации человека в окружающей среде.
- в эпоху Нового Времени диктуется интересом к человеку, его новыми интерпретациями. Так, в философии французского материализма (идеи врачей Локка, Ламетри) человек понимается как машина , действующая по аналогии с макрокосмом (по законам классической механики Ньютона).
Среди врачей-философов России XVIII века
- наиболее известны К. Ф. Вольф (1734-1794), С. Г. Зыбелин (1735-1802), А. С. Кайсаров (1782-1813), К. Ф.К. Уден (1753-1823), П. А. Загорский (1764-1846). К. Ф.
- Вольф занимался теорией зарождения, обосновал учение об эпигенезе, согласно которому в процессе зародышевого развития происходит постепенное и последовательное новообразование органов и частей зародыша из бесструктурных субстанций оплодотворенного яйца.
- С. Г. Зыбелин - ученик М. В. Ломоносова — стал первым русским профессором университета по медицине, преподававшим теоретическую медицину того времени: анатомию, физиологию, патологию, химию, фармацию, фармакогнозию, семиотику, хирургию. Философские взгляды Зыбелина проявились в материалистическом (корпускулярном) объяснении строения организма, в раскрытии влияния окружающей среды на здоровье и его детерминированности социальными условиями. Он исследовал взаимозависимость психического и физического здоровья человека и выявлял объективные законы его существования.
- А. С. Кайсаров основное внимание уделял изучению социальной жизни и обоснованию необходимости освобождения крепостных крестьян России.
- Ф.К. Уден был профессором Медико-хирургической академии. Его лекции начинались с изложения исто-рико-теоретических основ медицины, содержащих сведения о философских взглядах представителей различных философских школ.
Соотношение философии и медицины
- В философии 19 века осмысляются проблемы человека как социального существа, проблемы влияния психики на развитие патологических процессов в человеческом организме . Идеи 19 века (Фрейд, гештальтпсихология и т.д.) послужили возникновению в начале ХХ века психосоматической медицины, опиравшейся в лечении человека на взаимосвязанность психических соматических и даже социальных процессов, сопровождающих развитие человека.
Современная философия медицины
- развивается по нескольким направлениям руководствуясь различными принципами, методологическими основаниями и философскими установками.
- Основные проблемы – здоровье личности и здоровье нации, здоровый образ жизни, влияние общества и природной среды на патологические изменения в человеческом организме, проблемы человеческой духовности как основы психического и физического здоровья человека, социальные причины «болезней века», этика взаимоотношений врача и пациента, эстетические основы современной медицины (искусство как метод лечения, цветовая и звуковая терапия, красота и гармония как способ восстановления равновесия организма и мн. другие.)
- Среди большого числа замечательных философов и медиков ХХ столетия , стремившихся объединить философскую и медицинскую проблематику с целью решить насущные проблемы человечества можно назвать австрийского врача и философа З.Фрейда, швейцарского психиатра и культуролога К.Г.Юнга, немецко-французского врача и философа А.Швейцера, врача по образованию К.Ясперса, рус. ученых Ф.Углова, Н.Амосова, М.Норбекова, Г.Селье и др.
Философскими основами клинической медицины
- становится так называемая «философия врачевания», т.е. теория постановки диагноза, лечения, реабилитации и т.д., выстроенная в соответствии с пониманием сущности человека как психо-био-социального существа.
- В качестве философской основы профилактической медицины можно рассматривать исследования в области теории гигиены как оптимального состояния человека и окружающей среды. Философская теория ценностей составляет философский фундамент врачебной этики, деонтологии, клинической практики.
Таким образом, философия и медицина на протяжении многих веков своего развития взаимообогащают друг друга, взаимопересекаются; как самостоятельная отрасль знания философия медицины особенно актуальной и разработанной становится в ХХ веке, анализируя и перерабатывая лучшие идеи своих «прародителей» – великих философов и медиков древности.
2. Отец медицины философ Гиппократ
- Гиппократ (около 460 до н.э., остров Кос — 377 до н.э.) — древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины.
- В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах.
- С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»), который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах.
- В отличие от своих предшественников Гиппократ полагал, что болезни не ниспосланы богами, а обусловлены вполне объяснимыми причинами, например, воздействием окружающей среды. В книге «О природе человека» Гиппократ выдвинул гипотезу о том, что здоровье основывается на балансе четырех телесных соков: крови, мокроты, желтой и черной желчи. Нарушение этого баланса вызывает болезнь.
Задачу врача Гиппократ видел в изучении индивидуальных особенностей больного, в обеспечении мобилизации сил организма для восстановления здоровья. В медицинской этике Гиппократ, выдвинул четыре принципа лечения: не вредить больному; противоположное лечить противоположным; помогать природе; щадить больного. Гиппократ установил стадии развития болезней, заложил основы античной хирургии, разработал способы применения повязок, лечения переломов и вывихов, ввел в медицину понятия анамнеза, прогноза, этиологии; разделил людей по темпераментам (сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики).
Великая заслуга Гиппократа
- Заключается в том, что он первый поставил медицину на научные основы.
- Рассматривая медицину и философию, как две неразрывные науки, Гиппократ старался их, и сочетать, и разделить, определяя каждой свои границы. Он вывел медицину из темного эмпиризма - учения об опыте, под которым понималось направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и считающее, что содержание знания может быть представлено, либо как описание опыта, либо сведено к нему.
- Очистив эмпиризм от ложных философских теорий, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытною, экспериментальною стороною дела, положил начало её развитию.
- Извечные традиции, запрещавшие вскрытие трупов, позволяли изучать анатомию и физиологию только на животных.
- В соответствии с взглядами древнегреческих философов о строении окружающего мира Гиппократ и его ученики утверждали, что тело человека состоит из твердых и жидких частей. Главную же роль в организме человека играют четыре жидкости.
- Учения Гиппократа , как в области философии, так и в области медицины, вызывало огромный интерес и оказало большое влияние на представления гениальных умов, выдающихся деятелей медицины последующих эпох
“ Афоризмы” Гиппократа неоспоримы и актуальны до настоящего времени .
- “ Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу”. По-видимому, врагов у каждого из нас или совсем нет, или очень мало, поэтому ужин мы обычно съедаем сами, не смотря на теорию Гиппократа, заметившего неблагоприятное воздействие пищи принятой на ночь.
- “ У стариков меньше болезней, чем у молодых, но эти болезни уже на всю жизнь”.
- “ Брак - это лихорадка, которая начинается жаром, а кончается холодом”.
- “ Жизнь коротка, искусство вечно, случайные обстоятельства скоропреходящи, опыт обманчив, суждения трудны”.
- “ Что не излечивают лекарства, то излечивает железо; что не излечивает железо, то излечивает огонь; что не излечивает огонь, то излечивает смерть”.
Во все времена в медицине были и есть люди творческие, ищущие, думающие над целями и задачами своего труда. Врачей такого типа не удовлетворяет определенная, фиксированная система норм, рецептов и правил, они пытаются выразить иной образ медицины. Иными словами, поскольку медицинское знание – это только часть целого, то мыслящий врач пытается расширить горизонты уже познанного, проникнуть в глубины, выйти за границы достигнутого, обобщить, выяснить причины, найти основания, докопаться до сути. Так врач становится философом...
О таком Гиппократ говорил
Врач-философ равен богу».
3. Медицинская биоэтика.
История развития
- Биоэтика - это сложный феномен, имеющий место в современной культуре. Возник он в США в 60-х-70-х годах прошлого столетия. Термин «биоэтика» был предложен американским онкологом Ван Ренселлером Поттером в 1970 году , который призвал врачей и биологов объединить свои усилия для обеспечения достойных условий жизни людей. По Поттеру, биоэтика - это не просто наука выживания. Это новая мудрость, объединившая в себе знания биологической отрасли и существующие общечеловеческие ценности .
- Спустя некоторое время понятие биоэтика существенно изменилось. На первое место вышли междисциплинарные исследования моральных, антропологических, юридических и социальных проблем, возникновению которых способствовали новейшие репродуктивные генетические и трансплантологические биомедицинские технологии.
- В семидесятые годы прошлого столетия в Америке были созданы первые образовательные и исследовательские центры, где изучалась биоэтика. Это привлекло внимание к изучаемым данной дисциплиной проблемам религиозных деятелей, журналистов, политиков. Заинтересовали некоторые вопросы и широкую публику. Развитие биоэтики в следующем десятилетии позволило ей получить признание в странах Западной Европы. В девяностых годах изучению данной дисциплины уделялось большое внимание в Восточной Европе (в том числе и в России), а также в Азии (в первую очередь в Китае и Японии).
Основная задача биоэтики
- Биоэтика – это учение, призванное выявлять различие позиций в отношении сложнейших моральных проблем, возникающих в связи с развитием прогресса биомедицинской практики и науки .
Данная дисциплина призвана ответить на такие вопросы:
- Можно ли заниматься клонированием человека?
- Допустимо ли создание генетическими методами особенной «породы» человека , обладающего высокими интеллектуальными и физическими качествами?
- Необходимо ли согласие родственников, если у умершего планируется произвести забор органов для пересадки тяжело больным людям ?
- Нужно ли говорить пациенту о том, что он неизлечимо болен?
Биомедицинская этика
междисциплинарное научное направление, объединяющее медико-биологическое знание и человеческие ценности
Медицинская этика
Биомедицинская
этика
Экоэтика
Биоэтика
Общечеловеческие моральные ценности
Этика – учение о морали – системе норм, принципов, ценностей и идеалов, регулирующих поведение и отношение человека к обществу, другому человеку и самому себе
Экологическая этика, предметом которой выступают наиболее фундаментальные принципы и проблемы нравственных взаимоотношений в триаде "Человек - Природа - Общество"
Биоэтика, ориентирующая человека на выработку и установление нравственно-понимающего отношения к Жизни вообще и любому Иному Живому
Медицинская этика – составная часть биомедицинской этики которая регулирует в основном "человеческие отношения" в медицине по вертикали (врач - больной, медсестра - больной) и по горизонтали (врач - врач, медсестра - медсестра)
Биомедицинская этика – это нравственное отношение общества в целом и профессионалов-медиков, в особенности - к Человеку, его жизни, здоровью, смерти и которая ставит перед собой задачу сделать их охрану приоритетным право каждого человека
В структуре биомедицинской этики особое
место занимает медицинская деонтология
Деонтология — не этика, но она и не отрасль медицины, а пограничная дисциплина между этикой и медициной, имеющая свою специфику
В основе лежат категории пользы и вреда во благо конкретного больного
Различие между деонтологией и этикой заключается в основном в том, что этика регулирует взаимоотношения между людьми в обществе, а медицинская деонтология направлена на сохранение жизни и здоровья каждого конкретного больного
ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ
Этика – это наука об отношениях между людьми и обязательствах, вытекающих из этих отношений
Деонтология – наука о профессио-нальном поведении человека
- Высокая квалификация врача
- Понимание психологии больного
- Высокие моральные и душевные качества (чуткость и внимание, умение выслушать, утешить, обнадежить, вселить в больного веру в выздоровление)
- Чувство ответственности за пациента
- Высокая культура врача
- Способность принимать оптимальное решение в критических ситуациях. Решительность.
- Способность признавать свои недостатки и ошибки.
- Сохранение врачебной тайны
Никогда не отзывайся дурно о других врачах, ибо каждый имеет свой счастливый и несчастливый час. пусть прославят тебя дела твои, а не язык»
Исаак Эль Израэли
Деонтология — учение о долге, ответственности, чести и достоинстве медперсонала; принципах, нормах и формах взаимоотношений в сфере здравоохранения, прямо или косвенно влияющих на эффективность процесса лечения, реабилитации или предупреждения заболевания конкретного пациента
Фундаментом деонтологии выступают современная философия , впитавшая все достижения мировой культуры, и этика с ее общечеловеческими моральными ценностями
Определяющей задачей деонтологии является формирование у медицинских работников прочных профессиональных нравственных стереотипов , связанных с выполнением ими своего профессионального долга, повышающих их чувство профессиональной ответственности и достоинства
Основной задачей медицинской этики и деонтологии является:
- совершенствование лечебного процесса выполнение медиками своего долга на основе высокого профессионализма
- совершенствование лечебного процесса
- выполнение медиками своего долга на основе высокого профессионализма
Профессионализм составляют:
- знания на уровне последних достижений медицинской науки знания в области практической и социальной психологии умение логически мыслить, наличие развитой интуиции и способности к анализу и синтезу фактов обладание высокой техникой исполнения необходимых действий высокие моральные качества, такие, как гуманность и верность долгу
- знания на уровне последних достижений медицинской науки
- знания в области практической и социальной психологии
- умение логически мыслить, наличие развитой интуиции и способности к анализу и синтезу фактов
- обладание высокой техникой исполнения необходимых действий
- высокие моральные качества, такие, как гуманность и верность долгу
Основные принципы и высшие моральные ценности биомедицинской этики:
А. Хельсинская декларация (1964г)
1. принцип автономии личности
2. принцип информированного согласия
3. принцип конфиденциальности
Б. «Джорджтаунские мантры» (Т. Бичамп, Дж. Чилдрес)
1. уважение к автономии личности
2. справедливость
3. не причинение зла
4. ориентация на благо (делай добро)
В. «Принципы Кемпа»
1. автономия личности
2. человеческое достоинство
3. целостность
4. уязвимость человека
Автономия личности – принцип биомедицинской этики, основанный на единстве прав медицинского работника и пациента , предполагающий их взаимный диалог , при котором право выбора и ответственность не сосредотачивается всецело в руках врача, а распределяются между ним и пациентом
- Принятие надежного медицинского решения основано на взаимном уважении медицинского работника и больного
- Принятие надежного медицинского решения основано на взаимном уважении медицинского работника и больного
- Совместное участие в принятии решения, требующем компетентности, информированности пациента, добровольности принятия решения
- Совместное участие в принятии решения, требующем компетентности, информированности пациента, добровольности принятия решения
- Выполнение сложных процедур проводятся с письменного согласия пациента, ознакомленного с ходом проведения процедуры, с осложнениями
- Выполнение сложных процедур проводятся с письменного согласия пациента, ознакомленного с ходом проведения процедуры, с осложнениями
Информированное согласие – принцип биомедицинской этики, требующий соблюдения права пациента знать всю правду о состоянии своего здоровья,
о существующих способах лечения, о заболевании - это коммуникативный диалог медицинского работника и пациента, предполагающий соблюдение ряда этических и процессуальных норм
- Учет психического состояния, уровня культуры, национальных и религиозных особенностей пациента, тактичность врача, его моральные качества, способность обеспечить понимание информации пациентом Правильное информирование о состоянии здоровья дает возможность пациенту самостоятельно и достойно распорядиться своим правом на жизнь, обеспечивая ему свободу добровольного выбора
- Учет психического состояния, уровня культуры, национальных и религиозных особенностей пациента, тактичность врача, его моральные качества, способность обеспечить понимание информации пациентом
- Правильное информирование о состоянии здоровья дает возможность пациенту самостоятельно и достойно распорядиться своим правом на жизнь, обеспечивая ему свободу добровольного выбора
Добровольность - принцип биомедицинской этики, связанный с автономией пациента
- Уважение свободы волеизъявления личности , предполагающей самостоятельное принятие решения или согласия на медицинские манипуляции при условии информированности и отсутствия внешнего принуждения Добровольность и отсутствие зависимости приводят к требованию и ожиданию конфиденциальности
- Уважение свободы волеизъявления личности , предполагающей самостоятельное принятие решения или согласия на медицинские манипуляции при условии информированности и отсутствия внешнего принуждения
- Добровольность и отсутствие зависимости приводят к требованию и ожиданию конфиденциальности
Конфиденциальность – принцип биомедицинской этики, проявляющийся во взаимном доверии между медицинским работником и пациентом
Конфиденциальность предполагает:
- строгое соблюдение медицинской тайны надежное хранение медицинским работником информации полученной от пациента
- строгое соблюдение медицинской тайны
- надежное хранение медицинским работником информации полученной от пациента
- анонимность проводимых исследований минимизацию вмешательства в личную жизнь пациента
- анонимность проводимых исследований
- минимизацию вмешательства в личную жизнь пациента
- тщательное хранение конфиденциальных данных и ограничение доступа к ним не только при жизни, но и после смерти
- тщательное хранение конфиденциальных данных и ограничение доступа к ним не только при жизни, но и после смерти
Достоинство – объективная самоценность, которой обладает каждый человек по праву своего рождения, потому что он человек. Все люди имеют равные права на признание и уважение собственного достоинства не зависимо от их социального статуса, психического и физического состояния и поведения
Целостность – это уникальность, индивидуальность и неповторимость личности
Уязвимость – как принцип биоэтики с одной стороны следует понимать, что каждая жизнь по своей природе конечная и хрупкая , с другой стороны особого отношения требуют наиболее незащищенные
слои общества (дети, старики, заключенные, малограмотные и т. д)
Справедливость – принцип, предполагающий:
- равный доступ всех слоев и групп населения к общественным благам, в том числе к получению медицинских услуг доступность фармакологических средств защита при проведении биомедицинских исследований наиболее уязвимых слоев населения
- равный доступ всех слоев и групп населения к общественным благам, в том числе к получению медицинских услуг
- доступность фармакологических средств
- защита при проведении биомедицинских исследований наиболее уязвимых слоев населения
Основные принципы и высшие моральные ценности биомедицинской этики лежат в основе профессиональной деятельности медицинских работников
Современный уровень развития медицинской науки постоянно ставит врача или медсестру перед дилеммой:
«Всегда ли цель оправдывает средства?»
Практические проблемы биоэтики
Проблемы моральных принципов и ценностей в профессиональной деятельности медиков
«Добро и зло» - эти обобщенные формы
разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного являются критериями любой
поведенческой деятельности человека
Особое значение эти категории приобретают в медицине, от которой зависит не только сохранение, но качество жизни людей
Основные проблемы биоэтики
- эвтаназия
- самоубийство
- трансплантология
- определение факта смерти
- проведение экспериментов на человеке и животных
- отношения между врачом и пациентом;
- организация хосписов
- отношение к людям, являющимся психически неполноценными
- деторождение (суррогатное материнство, генная инженерия и т.д.)
- стерилизация и контрацепция, а также искусственное прерывание беременности
- моральные проблемы ВИЧ-инфицированных
- межпрофессиональные отношения в медицине
- проблемы социальной справедливости в медицине
«Страдание и сострадание»
Страдание – эмоциональное состояние человека, порожденное трудностями, превышающими его физические, душевные и духовные возможности
Сострадание – умение страдать буквально вместе с другим, сочувствовать, сопереживать, соболезновать («влезть в шкуру другого»)
Наиболее действенной формой сострадания больному выступает милосердие – это общечеловеческая ценность, проявление человеческого в человеке
Эмпатия проявляется в сочувствии и соучастии
Соучастие – это наиболее высокий уровень эмпатии, требующий большой самоотдачи – «взять боль пациента на себя» и помочь ему действиями
«Свобода и ответственность»
Свобода – это стремление человека преодолевать зависимость от внешнего мира, удовлетворять возрастающие потребности (продлевать жизнь, изменять пол, внешность, выбирать иметь или не иметь детей, в том числе и без участия мужчины)
Свобода действий медицинских работников неразрывно связана с их правами и ответственностью
Делая нравственный выбор, медицинский работник должен проявлять определенную решительность, чтобы переходить от размышлений и сомнений к действиям
«Долг и совесть»
Моральный выбор как форма проявления свободы
медицинского работника определяется своеобразием
иерархии ценностей, господствующих в медицинской этике: в ней человеческая жизнь считается приоритетной ценностью, а здоровье человека наивысшим благом
Наивысшим проявлением профессионального долга медицинского работника является принцип гуманизма – это обязанности медика по отношению к больному
Будучи всегда готовыми, оказывать помощь медики обязаны быть внимательными и заботливыми, индивидуально и вдумчиво подходить к каждому больному, проявлять максимум творческой активности
«Честь и достоинство»
медицинского работника определяются его общечеловеческими качествами:
- моральными ценностями порядочностью культурой и интеллигентностью и в последнюю очередь его профессионализмом и мерой заслуженного им почета и уважения
- моральными ценностями
- порядочностью
- культурой и интеллигентностью
- и в последнюю очередь его профессионализмом и мерой заслуженного им почета и уважения
Нравственность есть критерий, как достойной жизни, так и достойной смерти
Размышления о жизни и смерти стимулируют нравственное сознание личности, они не лишают ее сил, но предлагают ей глубже взглянуть на собственную судьбу в целом мироздании, позволяют осознать смысл своего бытия перед лицом вечности
Проблемы, связанные со спецификой, развитием и современными достижениями медицины, проявляющиеся в виде медицинских казусов, затрагивающих жизнь и здоровье человека
Проблемы эвтаназии
Эвтаназия – происходит от древнегреческих слов :
eu – хорошо и thanatos – смерть
В современном понимании данный термин означает добровольную, безболезненную смерть и отражает естественное для каждого человека желание умереть легко и спокойно
Эвтаназия
Активная – введение высоких (летальных) доз лекарственных препаратов
Пассивная – решение о прекращении лечения ввиду безнадежного состояния пациента
Добровольная осуществляется при информировании пациента
Добровольная при информировании пациента
Ненамеренная без согласия пациента
Ненамеренная без согласия пациента
Проблемы клонирования
Клонирование – это воспроизведение генетически идентичного потомства
В процессе культивирования клеток в пробирках сомаклонов могут возникать различного рода мутации, как правило, вредные для организма
Поэтому клонирование людей может привести к возрастанию в человеческой популяции генетически неполноценных, в том числе психически больных людей
Проблемы трансплантации органов
Трансплантология - пересадка органов, с их последующим приживлением
К основным этическим проблемам трансплантации относятся:
- проблемы донора и реципиента опасность превращения донорства коммерческую операцию (покупка, продажа, приоритетное право в списке очередников)
- проблемы донора и реципиента
- опасность превращения донорства коммерческую операцию (покупка, продажа, приоритетное право в списке очередников)
Искусственное оплодотворение и прерывание беременности
Основные этические проблемы
- На какой основе следует проводить обследование населения с целью выявления носителей наследственных заболеваний и их пренатальную диагностику
- Оправдано ли морально желание родителей – носителей наследственных заболеваний иметь потомство?
- Выявление, каких наследственных заболеваний плода позволяет (или прямо обязывает) родителей к проведению аборта?
- Допустимы ли аборты в случае, когда единственным основанием к их применению является желание семьи иметь ребенка с заранее запланированным полом?
- Феномен суррогатного материнства
- Экстракорпоральное оплодотворение
Проблемы, связанные с определением характера межличностных отношений в системе вертикальных и горизонтальных связей
- медсестра – пациент медсестра – врач врач – пациент медсестра – медсестра
- медсестра – пациент
- медсестра – врач
- врач – пациент
- медсестра – медсестра
Специфика взаимоотношений медицинского работника и пациента предполагает зависимость
одного человека от другого (пациента от медицинского работника)
В ходе взаимодействия врача и больного в борьбе с болезнью сложились две модели в системе
«врач - больной»:
- патерналистическая автономная
- патерналистическая
- автономная
Американский биоэтик Роберт Витч
четыре модели взаимоотношения врач-пациент
инженерная
патерналистский
- пациент воспринимается врачом как безличный механизм
- Задача врача - исправление отклонений в неисправном физиологическом механизме
- Методы диагностики, которые использует врач, биохимические, биофизические, рентгенологические и другие.
- Основной недостаток технократический подход к пациенту, который противоречит принципу уважения прав и достоинства личности. Пациент не участвует в обсуждении процесса лечения.
- отношения здесь подобны отношениям священника и прихожанина или отца и ребёнка, наставника и подопечного
- Принципы отношения к пациенту – любовь, милосердие, забота, благодеяние и справедливость.
- Патернализм наиболее приемлем в педиатрии, психиатрии, гериатрии
- Недостатки модели в том, что взаимоотношения могут перерасти в отношения типа « начальник – подчинённый»
четыре модели взаимоотношения врач-пациент
«контрактная»
коллегиальный
- Здесь господствует принцип равноправия
- реализуется право пациента на свободу выбора
- Такая гармония в отношениях между врачом и пациентом скорее исключение из правил
- На процесс лечения негативно могут влиять некомпетентность или особенности психики пациента
- Эффективность коллегиальной модели проявляется особенно хорошо при хронических заболеваниях
- Взаимодействия врача и пациента осуществляются на принципах общественного договора
- Каждая сторона в таком договоре несёт свои обязательства, и каждая достигает своей выгоды.
- Контрактная модель призвана защитить моральные ценности личности, однако в структуре оказания медицинской помощи населению занимает незначительное место.
Патерналистическая модель (от лат. pater - отец ) взаимоотношений врача и больного предполагает:
- заботу о пациенте как о ребенке принятие решения независимо от мнения пациента ограничение достоверной информации невозможность пациентом принимать решения самостоятельно полную зависимость от мнения врача
- заботу о пациенте как о ребенке
- принятие решения независимо от мнения пациента
- ограничение достоверной информации
- невозможность пациентом принимать решения самостоятельно
- полную зависимость от мнения врача
Таким образом, патернализм несет в себе
насильственное ограничение свободы личности,
обусловленное «заботой» о ее благополучии