СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска».

  Трагизм судьбы героя рассказа.

Просмотр содержимого документа
«Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа.»


Дата проведения:_____________

Конспект урока литературы в 9 классе.

Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска».

Трагизм судьбы героя рассказа.

Цели:

Образовательная: познакомить с личностью писателя, проанализировать рассказ «Тоска»;
Развивающая: развивать речь учащихся: умение слушать и делать записи по ходу лекции учителя, умение отвечать на вопросы и дополнять ответы одноклассников;
Воспитательная: способствовать формированию моральных качеств: человеческое достоинство, самовоспитание, ответственность.

Оборудование: портрет писателя А.П. Чехова, портреты членов его семьи, мультимедийный проектор, экран, презентация, текст рассказа «Тоска».

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя.

Сегодня мы продолжаем наше знакомство с писателем, о кото­ром М. Горький сказал как-то: «Никто не понимал так ясно и тон­ко, как он, ...трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни».

Да, наш рассказ об А. П. Чехове. (Запись темы на доске и в тетради.) Время, а вернее безвременье, 80-х гг. XIX века, когда Чехов входил в литературу, наложило отпечаток на мировоззрение писателя.

80-е гг. XIX в. - эпоха разочарований, эпоха переоценки ценно­стей, эпоха поисков новых путей развития России. Чехов же не ис­кал никаких новых путей, не изобретал средств спасения. Он про­сто эту Россию любил, любил искренне, со всеми ее недостатками и слабостями, и рисовал жизнь такой, какая она есть в ее повсе­дневном течении.

В отличие от своих предшественников, героем своих произве­дений писатель делает не какую-то выдающуюся личность, а само­го обыкновенного человека. Его интересует духовный мир челове­ка, погруженного в поток обыденной жизни.

Основной темой творчества зрелого Чехова становится наблю­дение за процессом постепенной нравственной деградации, утраты человеком истинных духовных ценностей. При этом для писателя важны не размышления героя, а его эмоции и переживания.

Чехов не дает советов, не поучает читателя и не раскрывает прямо психологическое состояние своих героев (которого они сами порой не понимают), а так воспроизводит это состояние, что чита­тель, проникаясь настроением героя, ставит себя на его место и чувствует вместе с ним.

Для создания такого настроя писатель часто пользуется прие­мом несобственно-прямой речи, которая в его произведениях вы­теснила столь привычный внутренний монолог.

Чехов не вторгается в Шубины человеческого подсознания, а воспроизводит внутренний мир человека косвенно. Такой прием называют приемом скрытого психологизма. Наблюдая за повсе­дневной внутренней жизнью человека, писатель приходит к выводу (и подводит читателя), что смутные, случайные душевные движе­ния, малозначительные факты, постоянно накапливаясь, могут привести к серьезному изменению человеческой личности. В его произведениях изображается то, что происходило и происходит все­гда, что может случиться со всяким, а человек интересен писателю именно своей обыкновенностью, своей похожестью на других

  1. Работа с учебником. Статья о писателе. Самостоятельное составление хронологической таблицы.

Годы

Основные события жизни и творчества

17(29) янв. 1860

Родился в Таганроге в купеческой семье

1868-1879

Учеба в Таганрогской гимназии, репетиторство

1879-1884

Учеба на медицинском факультете Московского универ­ситета

1880-1884

Первые юмористические рассказы в журналах «Стреко­за», «Будильник», «Осколки» и др.

1884

Начало медицинской практики

1888

Повесть «Степь» - итог чеховских исканий 80-х гг.

1890

Поездка на Сахалин

1893-1894

Книга «Остров Сахалин»

1892

Поселился в приобретенной подмосковной усадьбе Мелихова. Определяется основная тема творчества - равнодушие, символом которого стал «человек в футляре»

1898

Работа для Московского Художественного театра. Пьеса «Чайка»

1899

Пьеса «Дядя Ваня»

1901

Пьеса «Три сестры». Женитьба на актрисе Художественного театра О.Л. Книппер

1902

Вследствие заболевания туберкулезом переселяется в Ялту

1903-1904

Пьеса «Вишневый сад»

1904

В связи с обострением болезни выезжает на лечение на курорт Баденвейлер (Германия), где скончался 2(15) июля. Похороны в Москве.



  1. Просмотр презентации «Интересные факты из жизни А.П.Чехова» (Приложение 1)

  2. Чтение и анализ рассказа «Тоска».

Беседа.

  1. Понравился ли вам рассказ А. П. Чехова «Тоска»?

  2. Как вы его поняли? О чем рассказал нам А. П. Чехов?

  3. Кто главный герой рассказа?

  4. Отчего так болит душа извозчика Ионы Потапова?

  5. Какова судьба героя? Отношение к нему окружающего мира?

  6. Можно определить тему и основную идею рассказа «Тоска»?


  1. Слово учителя. Как будто простенький, непритязатель­ный по сюжету рассказ «Тоска» таит в себе громадное гуманисти­ческое содержание.

Обратим внимание на настоящее время, в котором ведется по­вествование: это не только прием, оживляющий героев и события, - перед нами не уходящая в прошлое, постоянная душевная боль человека.

Извозчик Иона Потапов и его лошаденка застыли как изваяние под пластами снега. Настойчиво повторяющаяся деталь - снег, пласты снега, засыпающие и красящие набело извозчика и его ло­шаденку, - вырастает в конце концов чуть ли не в символ холодно­го и равнодушного мира.

Лошаденка, по всей вероятности, погружена в мысль. Заметим: не хозяин, а лошаденка размышляет; Иона словно окаменел. По­глощенный горем, он должен бы думать о сыне, но, как узнаем да­лее из рассказа, «про сына, когда один, думать он не может... По­говорить с кем-нибудь о нем можно, но самому думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко...».

Какова же «мысль» лошаденки? По сути, это раздумья, которые постоянно должны бы посещать Иону: «Кого оторвали от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда, в этот омут, полный чу­довищных огней, неугомонного треска и бегущих людей, тому нельзя недумать».

Враждебный город врывается в сознание извозчика истошными криками, руганью, бранью. Попытка Ионы поделиться с седоком- военным своим горем прерывается грубым окриком: «Сворачивай, дьявол! Повылазило, что ли, старый пес? Гляди глазами!» Да и се­док остается равнодушен к словам извозчика.

Тройка седоков, сменившая военного, оказывается еще более бесчеловечной. Равнодушие переходит в глумление и даже в руко­прикладство. Но вот что странно: измученный одиночеством чело­век и ругань, и подзатыльник воспринимает чуть ли не с радостью: все же рядом с ним люди, «и чувство одиночества начинает мало- помалу отлегать от груди». Отсюда - неадекватная реакция на ру­гань и подзатыльник. «Гы-ы, - смеется он. - Веселые господа ... дай Бог здоровья!» Жутью веет от сопровождаемых смехом слов Ионы: «Гы-ы... веселые господа! Таперя у меня одна жена - сырая земля... Хи-хо-хо... Могила то есть! ... Сын-то вот помер, а я жив... Чудное дело, смерть дверью обозналась... Заместо того, чтоб ко мне идтить, она к сыну...»

А когда гуляки покидают сани, Иона долго глядит им вслед: «Опять он одинок, и опять наступает для него тишина... Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь с еще большей силой».

Легкий юмор Чехова, пронизывающий весь рассказ, сменяется глубоким, грустным лиризмом, когда он говорит о тоске, «громад­ной, не знающей границ».

Внешне комичный эпизод беседы извозчика с лошадью на са­мом деле неизбывно трагичен. Это о нем слова брата писателя: «...вспоминаются слова твоего рассказа, где Иона говорит кобыле: «...был у тебя, скажем, жеребеночек и помер, и ты ему, скажем, мать... Ведь жалко?.. Я, конечно, перевираю, но в этом месте рас­сказа ты бессмертен».

  1. Итог урока.

  • Современник А. П. Чехова С. Я. Елпатьевский писал: «Я несколько раз прочитывал рассказ «Тоска», и теперь, когда Че­хов совсем ушел из жизни, я вспоминаю судьбу его, вспоминаю всего Чехова и не могу без волнения читать взятый им к этому рас­сказу эпиграф „Кому повем (поведаю) печаль мою?”».


  1. Домашнее задание: вопросы 7, 9, 10, с. 39 (II часть учебника).





















Учитель русского языка и литературы Д.И.Коверина



4