СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: А.С.Пушкин «У Лукоморья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок. А. С. Пушкин "У лукоморья дуб зеленый".

Просмотр содержимого документа
«Тема: А.С.Пушкин «У Лукоморья»»

Тема:А.С.Пушкин «У Лукоморья»

Цель: познакомить с новым произведением А.С.Пушкина, показать красоту пушкинской поэзии, пушкинского слова; учить выразительному чтению.Помочь учащимся стать читателями-исследователями, подвести их к осознанию богатства мира отечественной литературы как искусства художественного слова. Воспитывать любовь к сказкам А.С.Пушкина



Оборудование: мультимедийный проигрыватель, декорации, выставка книг А.С.Пушкина.



Ход урока

Организационный момент(Слайд1)

В классе стоит домик. Под музыку в окошко выглядывает бабушка-сказительница и говорит( Слайд 2)

Жили- были старик и старуха…….

Любишь ли ты сказки?

Так слушай, молчи.

Добрая сказка, теплая

Только что из печи.

А что может быть правдивее хлеба?

Отрежь ломоть – и сразу тепло.

В сказках, как в жизни

Земля и небо, солнце и тучи, добро и зло…..

Добрую сказку помню с детства,

Хочу, чтобы сказку послушал и ты.

Что бы подкралась к самому сердцу,

И заронило зерно доброты.



Работа над темой урока

Учитель: дети, сегодня мы побываем в мире сказки, игры, музыки, фантазии и творчества. Мы сможем увидеть чудо, оно нас окружает повсюду. Его не разъять, не измерить. В него можно только поверить!

Ведь сказки – это волшебство и чудо. А наш урок будет посвящен сказке, но не простой, а сказке Александра Сергеевича Пушкина

Дети читают стихи

К нам приходят пушкинские сказки,

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.



Шелестят волшебные страницы.

Всё скорей нам хочется узнать.

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.



Даже если мы уже не дети,

В 20, в 30 лет и 45

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.



Убегаем в буйство свежих красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.



Учитель: Итак, мы начинаем…..

(Слайд 3) На слайде изображен дом, в котором родился Пушкин А.С. с надписью даты рождения. Звучит первый крик (плачь) ребенка.

(Слайд 4) Именно вэтот день в семье Сергея Львовича и Надежды Осиповны появился на свет маленький кудрявый мальчишка Александр

( Слайд5) Воспитанием Саши занималась его бабушка Мария Алексеевна. Она прививала ему любовь к родному русскому языку

(Слайд 6) А так же о нем заботилась простая крестьянка, мастерица петь песни и рассказывать сказки – его няня Арина Родионовна.


Разыгрывание сценки. На экране слайд 7

Звучит колыбельная песня. Выходит девочка(в роли няни), держит в руках ребенка, кладет его в кроватку, качает. Затем садится возле детской кроватки, берет спицы и нитки, начинает вязать. Рассказывает…

Няня: У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу – золотые цепи, а по цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет…

Остается сидеть, вязать, качать маленького ребенка( Александра Пушкина) в кроватке.

Учитель : а когда Пушкин стал взрослым, то написал такие строки:

У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

(Слайд 8)Арина Родионовна – няня Пушкина, знала очень много сказок, историй и очень хорошо их рассказывала. Эти сказки маленький Саша любил слушать подолгу.

Учитель:Так он вспоминал о няне после… (став взрослым)

Ученик в роли Пушкина выходит к няне, садится рядом с ней. В это время кроватки рядом с няней уже нет. Рассказывает стихотворение, глядя на Арину Родионовну.

Я ждал тебя в вечерней тишине,

Являлась ты веселою старушкой.

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила.

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила.


Работа над темой урока.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с произведением А.С.Пушкина, отрывком из поэмы «Руслан и Людмила»

Давайте откроем учебник на с.86-87

- Ребята, сейчас мы с вами просмотрим мультфильм «У Лукоморья». Нам его прочитает мастер художественного слова. Слушая его, вы познакомитесь с произведением, обратите внимание на незнакомые слова, которые вам встретятся в тексте.


Просмотр мультфильма « У Лукоморья» с субтитрами. (Слайд 9- видео)


Самостоятельное чтение отрывка детьми.


Учитель: А теперь, дети, мы проведем с вами исследование непонятных нам слов. Давайте откроем наш литературный словарик и, исследуя поэму, обратимся еще и к учебнику. (Слайд 10)

( Работа над словами- исследование незнакомых слов + выборочное чтение)

(Слайд 11)Чтение детьми со слайда о том, что такое лукоморье.

- А теперь найдите строки в произведении и зачитайте, что говорится о Лукоморье?

( поисковая работа по тексту)


( Слайд 12) Объяснение слов с выборочным чтением из поэмы. ( Златая-золотая, брег-берег, песнь- песня, дол – долина, чередой- по очереди, бурый – темный красно-коричневый цвет).Дети объясняют значение этих слов и зачитывают строки из произведения.


Музыкальная физминутка( Слайд 13видео+музыка)


Учитель: Молодцы, ребята! А теперь давайте поразмышляем и подумаем…

-Нам еще встречаются такие словосочетания и слова.

-А как вы понимаете данные слова и словосочетания?( ответы детей). ( Слайды 14, 15)

Работа с текстом. Выборочное чтение строк с этими словами и словосочетаниями.

  • Видений полны.

  • (Образ, явление из мира фантазии, воображения; призрак, привидение.)

  • Ясные воды.

  • (Чистая, прозрачная)

  • Тужит.

  • (Горюет, печалится, тоскует)

  • Чахнет

  • (Теряет силы, здоровье)

Это устаревшие слова. Они не употребляются сейчас в нашей речи, но когда мы их слышим, то они окутывают нас « Седой стариной», волшебством, сказочностью.


Учитель:В поэме вам встретились еще сказочные существа, которых не встретишь в настоящей жизни. Так вот я дала детям задание подготовить небольшие мини-проекты о них. Давайте послушаем.


Представление мини-проектов


( Слайд 16) Леший- хозяин леса и зверей. Лешим приписывают невероятные способности: менять свой рост- быть то ниже былинки, то выше дерева.Может помочь заблудившемуся грибнику или ягоднику выйти из своих владений, а может завести в самую чащу, погубить. Но обычно он вредит тем, кто не соблюдал правил поведения в лесу. Лесовик способен устраивать опасные природные явления, вплоть до ураганов. Ему также подчинены птицы и звери, деревья и травы в лесу.

( Дети находят в поэме, что говорится о данном герое, зачитывают).


( Слайд 17) Русалки – представляются в виде красивых юных девушек, с длинными распущенными волосами зеленоватого, русого или черного цвета, которые они постоянно расчесывают. Но вместо ног у них хвост.Живут русалки в воде, но могут выходить и наружу. К людям они не слишком благосклонны, их стоило опасаться.

В русальную неделю( следующая за Троицей), выходят из воды, бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду.

( Дети находят в поэме, что говорится о данном герое, зачитывают).


( Слайд18)Колдун-персонаж из развлекательной литературы и фантастики. Колдуны в основном- люди старые, имеющие чародейский талант. У них длинные волосы и бороды. Он применяет магию для воздействия на людей или природу, либо для получения знания или мудрости средствами сверхъестественных явлений. По некоторым представлениям он обладает особыми сверхъестественными силами от рождения.

( Дети находят в поэме, что говорится о данном герое, зачитывают).


( Слайд 19)Баба – Яга – злая колдунья. Хозяйка леса, повелительница зверей и птиц. Это горбатая, хромоногая, худая старуха с косматыми седыми волосами, костяной ногой, страшным лицом, гнилыми клыками, торчащими изо рта. Баба – Яга – протеворечивый образ. Она страшная, кровожадная, но и гостеприимная, мудрая, указывающая герою нужный путь. Ей, как хозяйке лесного мира, подчиняются звери, птицы..Она владеет тайными знаниями и магическими способностями: может насылать сон на героя, обращать людей в камень, повелевать ветрами.

( Дети находят в поэме, что говорится о данном герое, зачитывают).


( Слайд 20)Кощей -бессмертный- чаще всего представляется костлявым и лысым стариком, который обитает в зловещем каменном замке. Кощей играет роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц. Злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных предметах или животных.( Дети находят в поэме, что говорится о данном герое, зачитывают).


Работа в парах

Учитель: - Молодцы, ребята, а теперь давайте поработаем свами в парах, поиграем в игру « Ты мне- я тебе». Один ученик выбирает себе пару. Первый ученик задает вопрос по содержанию поэмы, а второй ученик должен ответить на этот вопрос, а затем меняются ролями.


Рассматривание выставки книг А.С. Пушкина

А такие и еще многие другие книги данного поэта вы можете взять в нашей школьной библиотеке.


Рефлексия

(На доске изображение дуба с цепью и котом.)

У детей на партах лежат маленькие желуди. Детям нужно нарисовать на них свое настроение после урока( улыбку вверх или вниз) и развесить на дубе.

-Ребята, я рада, что у вас у всех прекрасное настроение после нашего урока.

- Как вы думаете, активно ли вы работали на уроке?

- Кто работал активнее других?

- Кто из ваших одноклассников, по вашему мнению, выразительнее всех читал?

- Какая пара лучше всех задавала друг другу вопросы?

- А кто быстрее находил в поэме заданные мною слова?

- Можете ли вы сказать, что наш урок был успешным?

Я хочу, чтобы вы продолжали читать Пушкина А.С., знакомясь с его новыми для вас произведениями.


Итог урока ( Слайд 21)

Читайте Пушкина, друзья!

Читайте сказки.

И будет жизнь тогда полна

Тепла и ласки

Читайте Пушкина, друзья!

Вот вам подсказка

И пронесете сквозь года

Вы радость сказки


- Я надеюсь, что сегодня вы сделали для себя много новых открытий, что вам будет и дальше интересно читать стихотворные сказки и стихи Александра Сергеевича Пушкина.


Домашнее задание: нарисовать сказочного несуществующего героя поэмы. ( Слайд 22)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!