Тема:А.С.Пушкин «У Лукоморья»
Цель: познакомить с новым произведением А.С.Пушкина, показать красоту пушкинской поэзии, пушкинского слова; учить выразительному чтению.Помочь учащимся стать читателями-исследователями, подвести их к осознанию богатства мира отечественной литературы как искусства художественного слова. Воспитывать любовь к сказкам А.С.Пушкина
Оборудование: мультимедийный проигрыватель, декорации, выставка книг А.С.Пушкина.
Ход урока
Организационный момент(Слайд1)
В классе стоит домик. Под музыку в окошко выглядывает бабушка-сказительница и говорит( Слайд 2)
Жили- были старик и старуха…….
Любишь ли ты сказки?
Так слушай, молчи.
Добрая сказка, теплая
Только что из печи.
А что может быть правдивее хлеба?
Отрежь ломоть – и сразу тепло.
В сказках, как в жизни
Земля и небо, солнце и тучи, добро и зло…..
Добрую сказку помню с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты.
Что бы подкралась к самому сердцу,
И заронило зерно доброты.
Работа над темой урока
Учитель: дети, сегодня мы побываем в мире сказки, игры, музыки, фантазии и творчества. Мы сможем увидеть чудо, оно нас окружает повсюду. Его не разъять, не измерить. В него можно только поверить!
Ведь сказки – это волшебство и чудо. А наш урок будет посвящен сказке, но не простой, а сказке Александра Сергеевича Пушкина
Дети читают стихи
К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы.
Всё скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже если мы уже не дети,
В 20, в 30 лет и 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
Учитель: Итак, мы начинаем…..
(Слайд 3) На слайде изображен дом, в котором родился Пушкин А.С. с надписью даты рождения. Звучит первый крик (плачь) ребенка.
(Слайд 4) Именно вэтот день в семье Сергея Львовича и Надежды Осиповны появился на свет маленький кудрявый мальчишка Александр
( Слайд5) Воспитанием Саши занималась его бабушка Мария Алексеевна. Она прививала ему любовь к родному русскому языку
(Слайд 6) А так же о нем заботилась простая крестьянка, мастерица петь песни и рассказывать сказки – его няня Арина Родионовна.
Разыгрывание сценки. На экране слайд 7
Звучит колыбельная песня. Выходит девочка(в роли няни), держит в руках ребенка, кладет его в кроватку, качает. Затем садится возле детской кроватки, берет спицы и нитки, начинает вязать. Рассказывает…
Няня: У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу – золотые цепи, а по цепям ходит кот: вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет…
Остается сидеть, вязать, качать маленького ребенка( Александра Пушкина) в кроватке.
Учитель : а когда Пушкин стал взрослым, то написал такие строки:
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
(Слайд 8)Арина Родионовна – няня Пушкина, знала очень много сказок, историй и очень хорошо их рассказывала. Эти сказки маленький Саша любил слушать подолгу.
Учитель:Так он вспоминал о няне после… (став взрослым)
Ученик в роли Пушкина выходит к няне, садится рядом с ней. В это время кроватки рядом с няней уже нет. Рассказывает стихотворение, глядя на Арину Родионовну.
Я ждал тебя в вечерней тишине,
Являлась ты веселою старушкой.
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила.
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Работа над темой урока.
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с произведением А.С.Пушкина, отрывком из поэмы «Руслан и Людмила»
Давайте откроем учебник на с.86-87
- Ребята, сейчас мы с вами просмотрим мультфильм «У Лукоморья». Нам его прочитает мастер художественного слова. Слушая его, вы познакомитесь с произведением, обратите внимание на незнакомые слова, которые вам встретятся в тексте.
Просмотр мультфильма « У Лукоморья» с субтитрами. (Слайд 9- видео)
Самостоятельное чтение отрывка детьми.
Учитель: А теперь, дети, мы проведем с вами исследование непонятных нам слов. Давайте откроем наш литературный словарик и, исследуя поэму, обратимся еще и к учебнику. (Слайд 10)
( Работа над словами- исследование незнакомых слов + выборочное чтение)
(Слайд 11)Чтение детьми со слайда о том, что такое лукоморье.
- А теперь найдите строки в произведении и зачитайте, что говорится о Лукоморье?
( поисковая работа по тексту)
( Слайд 12) Объяснение слов с выборочным чтением из поэмы. ( Златая-золотая, брег-берег, песнь- песня, дол – долина, чередой- по очереди, бурый – темный красно-коричневый цвет).Дети объясняют значение этих слов и зачитывают строки из произведения.
Музыкальная физминутка( Слайд 13видео+музыка)
Учитель: Молодцы, ребята! А теперь давайте поразмышляем и подумаем…
-Нам еще встречаются такие словосочетания и слова.
-А как вы понимаете данные слова и словосочетания?( ответы детей). ( Слайды 14, 15)
Работа с текстом. Выборочное чтение строк с этими словами и словосочетаниями.
Видений полны.
(Образ, явление из мира фантазии, воображения; призрак, привидение.)
Ясные воды.
(Чистая, прозрачная)
Тужит.
(Горюет, печалится, тоскует)
Чахнет
(Теряет силы, здоровье)
Это устаревшие слова. Они не употребляются сейчас в нашей речи, но когда мы их слышим, то они окутывают нас « Седой стариной», волшебством, сказочностью.
Учитель:В поэме вам встретились еще сказочные существа, которых не встретишь в настоящей жизни. Так вот я дала детям задание подготовить небольшие мини-проекты о них. Давайте послушаем.
Представление мини-проектов
( Слайд 16) Леший- хозяин леса и зверей. Лешим приписывают невероятные способности: менять свой рост- быть то ниже былинки, то выше дерева.Может помочь заблудившемуся грибнику или ягоднику выйти из своих владений, а может завести в самую чащу, погубить. Но обычно он вредит тем, кто не соблюдал правил поведения в лесу. Лесовик способен устраивать опасные природные явления, вплоть до ураганов. Ему также подчинены птицы и звери, деревья и травы в лесу.
( Дети находят в поэме, что говорится о данном герое, зачитывают).
( Слайд 17) Русалки – представляются в виде красивых юных девушек, с длинными распущенными волосами зеленоватого, русого или черного цвета, которые они постоянно расчесывают. Но вместо ног у них хвост.Живут русалки в воде, но могут выходить и наружу. К людям они не слишком благосклонны, их стоило опасаться.
В русальную неделю( следующая за Троицей), выходят из воды, бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду.
( Дети находят в поэме, что говорится о данном герое, зачитывают).
( Слайд18)Колдун-персонаж из развлекательной литературы и фантастики. Колдуны в основном- люди старые, имеющие чародейский талант. У них длинные волосы и бороды. Он применяет магию для воздействия на людей или природу, либо для получения знания или мудрости средствами сверхъестественных явлений. По некоторым представлениям он обладает особыми сверхъестественными силами от рождения.
( Дети находят в поэме, что говорится о данном герое, зачитывают).
( Слайд 19)Баба – Яга – злая колдунья. Хозяйка леса, повелительница зверей и птиц. Это горбатая, хромоногая, худая старуха с косматыми седыми волосами, костяной ногой, страшным лицом, гнилыми клыками, торчащими изо рта. Баба – Яга – протеворечивый образ. Она страшная, кровожадная, но и гостеприимная, мудрая, указывающая герою нужный путь. Ей, как хозяйке лесного мира, подчиняются звери, птицы..Она владеет тайными знаниями и магическими способностями: может насылать сон на героя, обращать людей в камень, повелевать ветрами.
( Дети находят в поэме, что говорится о данном герое, зачитывают).
( Слайд 20)Кощей -бессмертный- чаще всего представляется костлявым и лысым стариком, который обитает в зловещем каменном замке. Кощей играет роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц. Злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных предметах или животных.( Дети находят в поэме, что говорится о данном герое, зачитывают).
Работа в парах
Учитель: - Молодцы, ребята, а теперь давайте поработаем свами в парах, поиграем в игру « Ты мне- я тебе». Один ученик выбирает себе пару. Первый ученик задает вопрос по содержанию поэмы, а второй ученик должен ответить на этот вопрос, а затем меняются ролями.
Рассматривание выставки книг А.С. Пушкина
А такие и еще многие другие книги данного поэта вы можете взять в нашей школьной библиотеке.
Рефлексия
(На доске изображение дуба с цепью и котом.)
У детей на партах лежат маленькие желуди. Детям нужно нарисовать на них свое настроение после урока( улыбку вверх или вниз) и развесить на дубе.
-Ребята, я рада, что у вас у всех прекрасное настроение после нашего урока.
- Как вы думаете, активно ли вы работали на уроке?
- Кто работал активнее других?
- Кто из ваших одноклассников, по вашему мнению, выразительнее всех читал?
- Какая пара лучше всех задавала друг другу вопросы?
- А кто быстрее находил в поэме заданные мною слова?
- Можете ли вы сказать, что наш урок был успешным?
Я хочу, чтобы вы продолжали читать Пушкина А.С., знакомясь с его новыми для вас произведениями.
Итог урока ( Слайд 21)
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки.
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки
Читайте Пушкина, друзья!
Вот вам подсказка
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки
- Я надеюсь, что сегодня вы сделали для себя много новых открытий, что вам будет и дальше интересно читать стихотворные сказки и стихи Александра Сергеевича Пушкина.
Домашнее задание: нарисовать сказочного несуществующего героя поэмы. ( Слайд 22)