СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Активные формы деятельности учащихся на уроках экологии, биологии и географии»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

САМОАНАЛИЗ  ПО САМООБРАЗОВАНИЮ за  2009-2010уч. год.

Активная работа ученика на уроке - за­лог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемо­му предмету.

ЦЕЛЬ: Повышение успеваемости учащихся через активные формы деятельности на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Активные формы деятельности учащихся на уроках экологии, биологии и географии»»

МОУ «Пальяновская средняя общеобразовательная школа»


Учитель экологии, биологии, географии:

Рут О.В.


САМОАНАЛИЗ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

за 2009-2010уч.год


Тема: «Активные формы деятельности учащихся на уроках экологии, биологии и географии»



Активная работа ученика на уроке - за­лог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемо­му предмету. Но как сформировать этот интерес? Какие методы, приемы, сред­ства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременным, а стойким?

Особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Изучая педагогические технологии, я воспользовалась мнением учителя – новатора В.П. Беспалько о том, что игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

ЦЕЛЬ: Повышение успеваемости учащихся через

активные формы деятельности на уроке.


ЗАДАЧИ:


Образовательные задачи:

1. Обеспечить учащихся глубокими и прочными знаниями, умениями применять их в практической деятельности, взаимосвязи организма со средой, влияния деятельности человека на живую природу и её охрану, связи с другими естественными науками.




Развивающие задачи:

  1. Побуждать учащихся к творческой познавательной деятельности.

  2. Развивать образное и логическое мышление учащихся.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать умения и навыки уважительного отноше- ния к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, учить соблюдать дис-циплинарные нормы поведения.

  2. Формировать у учащихся ответственное отношение к

природе.



Сегодня я сама пришла к выводу, что игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний. Перечитав много литературы, посещая уроки коллег, испробовав многочисленные собственные варианты, я стала использовать различные формы, адаптированные к предмету и общему уровню подготовки учащихся конкретного класса. Это уроки в форме соревнований, игр, основанные на развитии творческих особенностей.

Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни. Интеллектуальная игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов. Интеллектуальная игра направлена на развитие в детях познавательных интересов, тесно связывается с учебным процессом. Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Чтобы формировать у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Интеллектуальная игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.

В каждом классе есть группа учеников, которая относится к разряду «незаметных и тихих». Замечаю, что игра вызывает желание одержать победу, очень часто преображает этих робких детей и дает им возможность показать себя с неожиданной стороны.

Особенную пользу игра приносит слабоуспевающим детям, так как в процессе подготовки у ребенка появляется повышен-ная учебная мотивация.

Каждый из методов, на мой взгляд, заслуживает внимания, например, “Аукцион знаний”, который я использую для обобщения и контроля знаний. Этот тип урока особенно нравится детям. Дети к аукциону стремятся накопить как можно больше интересного материала.


Вот несколько вариантов игр, которые я провожу на своих уроках:


Игра «Свиток»

Класс делю на 2 команд­ы групп учащихся, которые сидят друг за дру­гом в каждом ряду. На первую парту каждого ряда кладу чистый лист бумаги.

Школьники, сидящие за первыми пар­тами, должны написать на листе бумаги по одному признаку того или иного организма (например растения класса двудольных) и передать этот лист сидящему сзади. Когда все школьники выполнят задания, послед­ний игрок команды поднимает руку.

Команда, закончившая работу первой, зачитывает признаки, а вторая команда вычеркивают названные признаки из своего списка. Оцениваются правильность, пол­нота и скорость ответов.


Игра «Третий лишний»

На доске в несколько столбиков напи­саны названия организмов или явлений живой природы (по 3 в каждом столбике), сгруппи-рованные по определенному при­знаку, но одно название в каж-дом столбце лишнее. Задача: определить, кто лишний в каждом случае, и объяснить свой выбор.

Пример:

трутовик, дрожжи, шампиньон (дрож­жи - одноклеточные, другие грибы - многоклеточные) ;

дрофа, сипуха, стрепет (сипуха - nредста­виmелъ отряда сов, остальные - отряда дроф);

примеры хищничества: взаимоотноше­ния степного орла и суслика, трески и мой­вы, рака-отшельника и актинии (последний пример симбиоза).


Игра «Продолжи ряд»

Дана последовательность слов, относя­щихся к определенной теме, но не хватает нескольких терминов, которые необходи­-

мо вписать.

Пример:

При изучении темы «Пищевые цепи»

Один из игроков называет и записывает на листке бумаги организм, который может самостоятельно исполь­зовать энергию солнца; второй называет организм, который питается предыдущим звеном и таким образом получает свою порцию энергии; третий игрок должен назвать следующий организм по цепочке и т.д. Ученик, который не называет следу­ющего члена цепочки, получает штрафное очко и начинает игру сначала. Выигрывает набравший наименьшее число штрафных очков.


Таких игр множество.



ИГРА «КТО ХОЧЕТ СТАТЬ ОТЛИЧНИКОМ?»


Игра проходит в 3 тура. При выполнении задания игрок может использовать 3 подсказки: «Помощь класса», «50 на 50» и «Совет друга».


1. Отборочный тур

Участвуют все учащиеся класса, желающие получить оценку «3». Все правильно ответившие на вопросы, выходят в 1 тур «Несгораемая тройка»


ЗАДАНИЕ. Выберите кустарничек, сбрасывающий осенью листву: 1) клюква, 2) черника, 3) брусника, 4) морошка.


Тур «Несгораемая тройка»

Участвуют финалисты отборочного тура. Участники получают таблички с цифрами 1, 2,3,4. ведущий читает вопрос и предлагает 4 варианта ответов, которые могут быть написаны на доске. После слов ведущего: «Время!» учащиеся поднимают табличку с цифрой, соответствующей правильному ответу. За правильный ответ выдается жетон. Учащийся, набравший 3 жетона, получает оценку «3».


    1. Назовите кочующую птицу нашего края:

  1. сорока; 2) воробей 3) ворона; 4) скворец


2) Назовите листопадное дерево:

  1. пихта; 2) лиственница 3) ель; 4) кедр


3) Назовите лишнее растение:

  1. сфагнум; 2) негерия 3) росянка; 4) кувшинка






2. Отборочный тур

Участвуют все учащиеся класса. Все, правильно ответившие на вопросы, выходят в 2 тур «Несгораемая четверка»


ЗАДАНИЕ. Выберите природные зоны, встречающиеся в Тюменской области: 1 – тундра, 2 – тайга, 3 степь, 4 смешанный лес, 5 – травянистая равнина. (Ответ. 1, 2,4,5)


Тур «Несгораемая четверка»

Участвуют финалисты отборочного тура. Участники получают таблички с цифрами 1, 2,3,4. ведущий читает вопрос и предлагает 4 варианта ответов, которые могут быть написаны на доске. После слов ведущего: «Время!» учащиеся поднимают табличку с цифрой, соответствующей правильному ответу. За правильный ответ выдается жетон. Учащийся, набравший 4 жетона, получает оценку «4».


  1. В каком царстве нет многоклеточных организмов:

    1. грибы; 2) растения; 3) простейшие; 4) животные?

2. На каком материке меньше всего живых организмов:

1) Евразия; 2) Антарктида; 3) Австралия; 4) Африка

3. Распространение природных зон на Земле зависит от:

1) света; 2) воздуха; 3) воды; 4) климата.

4. В зоне тайги не встречается:

1) кипарис; 2) ель; 3) лиственница; 4) кедр.


3.Отборочный тур

Участвуют все учащиеся класса. Все, правильно ответившие на вопросы, выходят в 3 тур «Несгораемая пятерка»

ЗАДАНИЕ. Какое из названных растений ХМАО занесено в Красную книгу:

1 – пролеска, 2 – седмичник, 3 - кислица, 4 – вороний глаз,

5 – багульник.


Тур «Несгораемая пятерка»

Для участия в этом туре вновь проводится отборочный тур. Участвуют все учащиеся класса. Все, правильно ответившие на вопросы, выходят в 3 тур «Несгораемая пятерка» Учащимся предлагается расположить природные зоны с севера на юг в соответствии с их положением на географической карте:


  1. пустыня; 2) тропический лес; 3) степь;

  2. 4) широколиственный лес.


Ответ: 4-3-1-2


Вопросы тура «Несгораемая пятерка»


  1. В тундре не растут:

    1. мхи; 2) дубы; 3) лишайники; 4) грибы.


  1. В смешанном лесу не встречается:

    1. сосна; 2) береза; 3) рябина; 4) пальма.


  1. Главным признаком растений пустыни являются:

1) большие листья; 2) колючки; 3) сочные плоды; 4) развесистая крона.

  1. Сходный растительный мир можно обнаружить в:

    1. Европе и Северной Америке;

    2. Индии и Австралии;

3) Южной Америке и Африке;

4) Европе и Южной Америке.


  1. Разрезы на зрелых листьях монстеры появляются потому, что:

    1. разрушается кожица;

    2. такие листья меньше повреждаются при тропических ливнях;

    3. их прогрызают вредители;

    4. через них лучше проникает ветер.



Классы в нашей школе с небольшим количеством учащихся, поэтому бывает и так: учащиеся, участвующие в 1 туре могут участвовать и во 2, и в 3 турах для того, чтобы получить лучший результат. Бывают ребята и такие, которые рады и «3», я считаю, что такой дифференцированный подход тоже не плохой, если это вызывает интерес.


Проведя мониторинг качественной успеваемости по биологии в 5 – 8 классах и по экологии в 5 – 10 классах II, III четвертях в сравнении с I четвертью, проанализировала, что игровые формы ведения урока дают положительный результат.













ВЫВОДЫ:

    1. Работа, проведенная мной, показала, что активизация познавательной деятельности на уроках биологии и экологии достигается при использовании игровых форм обучения. Их применение обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует их осознанному применению.

    2. Учащиеся становятся активными, заинтересован-ными, равноправными участниками обучения. Такая работа детей на уроках биологии и экологии имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение.

    3. При планировании своей педагогической деятельности учту результаты предыдущей деятельности, намечу последовательное устранение недостатков: считаю, что не учла мнение учащихся о составлении ими самостоятельно каких – либо игр.



9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!