МОУ «Пальяновская средняя общеобразовательная школа»
Учитель экологии, биологии, географии:
Рут О.В.
САМОАНАЛИЗ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
за 2009-2010уч.год
Тема: «Активные формы деятельности учащихся на уроках экологии, биологии и географии»
Активная работа ученика на уроке - залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Какие методы, приемы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременным, а стойким?
Особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Изучая педагогические технологии, я воспользовалась мнением учителя – новатора В.П. Беспалько о том, что игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
ЦЕЛЬ: Повышение успеваемости учащихся через
активные формы деятельности на уроке.
ЗАДАЧИ:
Образовательные задачи:
1. Обеспечить учащихся глубокими и прочными знаниями, умениями применять их в практической деятельности, взаимосвязи организма со средой, влияния деятельности человека на живую природу и её охрану, связи с другими естественными науками.
Развивающие задачи:
Побуждать учащихся к творческой познавательной деятельности.
Развивать образное и логическое мышление учащихся.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умения и навыки уважительного отноше- ния к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, учить соблюдать дис-циплинарные нормы поведения.
Формировать у учащихся ответственное отношение к
природе.
Сегодня я сама пришла к выводу, что игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний. Перечитав много литературы, посещая уроки коллег, испробовав многочисленные собственные варианты, я стала использовать различные формы, адаптированные к предмету и общему уровню подготовки учащихся конкретного класса. Это уроки в форме соревнований, игр, основанные на развитии творческих особенностей.
Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни. Интеллектуальная игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов. Интеллектуальная игра направлена на развитие в детях познавательных интересов, тесно связывается с учебным процессом. Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Чтобы формировать у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Интеллектуальная игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.
В каждом классе есть группа учеников, которая относится к разряду «незаметных и тихих». Замечаю, что игра вызывает желание одержать победу, очень часто преображает этих робких детей и дает им возможность показать себя с неожиданной стороны.
Особенную пользу игра приносит слабоуспевающим детям, так как в процессе подготовки у ребенка появляется повышен-ная учебная мотивация.
Каждый из методов, на мой взгляд, заслуживает внимания, например, “Аукцион знаний”, который я использую для обобщения и контроля знаний. Этот тип урока особенно нравится детям. Дети к аукциону стремятся накопить как можно больше интересного материала.
Вот несколько вариантов игр, которые я провожу на своих уроках:
Игра «Свиток»
Класс делю на 2 команды групп учащихся, которые сидят друг за другом в каждом ряду. На первую парту каждого ряда кладу чистый лист бумаги.
Школьники, сидящие за первыми партами, должны написать на листе бумаги по одному признаку того или иного организма (например растения класса двудольных) и передать этот лист сидящему сзади. Когда все школьники выполнят задания, последний игрок команды поднимает руку.
Команда, закончившая работу первой, зачитывает признаки, а вторая команда вычеркивают названные признаки из своего списка. Оцениваются правильность, полнота и скорость ответов.
Игра «Третий лишний»
На доске в несколько столбиков написаны названия организмов или явлений живой природы (по 3 в каждом столбике), сгруппи-рованные по определенному признаку, но одно название в каж-дом столбце лишнее. Задача: определить, кто лишний в каждом случае, и объяснить свой выбор.
Пример:
трутовик, дрожжи, шампиньон (дрожжи - одноклеточные, другие грибы - многоклеточные) ;
дрофа, сипуха, стрепет (сипуха - nредставиmелъ отряда сов, остальные - отряда дроф);
примеры хищничества: взаимоотношения степного орла и суслика, трески и мойвы, рака-отшельника и актинии (последний пример симбиоза).
Игра «Продолжи ряд»
Дана последовательность слов, относящихся к определенной теме, но не хватает нескольких терминов, которые необходи-
мо вписать.
Пример:
При изучении темы «Пищевые цепи»
Один из игроков называет и записывает на листке бумаги организм, который может самостоятельно использовать энергию солнца; второй называет организм, который питается предыдущим звеном и таким образом получает свою порцию энергии; третий игрок должен назвать следующий организм по цепочке и т.д. Ученик, который не называет следующего члена цепочки, получает штрафное очко и начинает игру сначала. Выигрывает набравший наименьшее число штрафных очков.
Таких игр множество.
ИГРА «КТО ХОЧЕТ СТАТЬ ОТЛИЧНИКОМ?»
Игра проходит в 3 тура. При выполнении задания игрок может использовать 3 подсказки: «Помощь класса», «50 на 50» и «Совет друга».
1. Отборочный тур
Участвуют все учащиеся класса, желающие получить оценку «3». Все правильно ответившие на вопросы, выходят в 1 тур «Несгораемая тройка»
ЗАДАНИЕ. Выберите кустарничек, сбрасывающий осенью листву: 1) клюква, 2) черника, 3) брусника, 4) морошка.
Тур «Несгораемая тройка»
Участвуют финалисты отборочного тура. Участники получают таблички с цифрами 1, 2,3,4. ведущий читает вопрос и предлагает 4 варианта ответов, которые могут быть написаны на доске. После слов ведущего: «Время!» учащиеся поднимают табличку с цифрой, соответствующей правильному ответу. За правильный ответ выдается жетон. Учащийся, набравший 3 жетона, получает оценку «3».
Назовите кочующую птицу нашего края:
сорока; 2) воробей 3) ворона; 4) скворец
2) Назовите листопадное дерево:
пихта; 2) лиственница 3) ель; 4) кедр
3) Назовите лишнее растение:
сфагнум; 2) негерия 3) росянка; 4) кувшинка
2. Отборочный тур
Участвуют все учащиеся класса. Все, правильно ответившие на вопросы, выходят в 2 тур «Несгораемая четверка»
ЗАДАНИЕ. Выберите природные зоны, встречающиеся в Тюменской области: 1 – тундра, 2 – тайга, 3 степь, 4 смешанный лес, 5 – травянистая равнина. (Ответ. 1, 2,4,5)
Тур «Несгораемая четверка»
Участвуют финалисты отборочного тура. Участники получают таблички с цифрами 1, 2,3,4. ведущий читает вопрос и предлагает 4 варианта ответов, которые могут быть написаны на доске. После слов ведущего: «Время!» учащиеся поднимают табличку с цифрой, соответствующей правильному ответу. За правильный ответ выдается жетон. Учащийся, набравший 4 жетона, получает оценку «4».
В каком царстве нет многоклеточных организмов:
грибы; 2) растения; 3) простейшие; 4) животные?
2. На каком материке меньше всего живых организмов:
1) Евразия; 2) Антарктида; 3) Австралия; 4) Африка
3. Распространение природных зон на Земле зависит от:
1) света; 2) воздуха; 3) воды; 4) климата.
4. В зоне тайги не встречается:
1) кипарис; 2) ель; 3) лиственница; 4) кедр.
3.Отборочный тур
Участвуют все учащиеся класса. Все, правильно ответившие на вопросы, выходят в 3 тур «Несгораемая пятерка»
ЗАДАНИЕ. Какое из названных растений ХМАО занесено в Красную книгу:
1 – пролеска, 2 – седмичник, 3 - кислица, 4 – вороний глаз,
5 – багульник.
Тур «Несгораемая пятерка»
Для участия в этом туре вновь проводится отборочный тур. Участвуют все учащиеся класса. Все, правильно ответившие на вопросы, выходят в 3 тур «Несгораемая пятерка» Учащимся предлагается расположить природные зоны с севера на юг в соответствии с их положением на географической карте:
пустыня; 2) тропический лес; 3) степь;
4) широколиственный лес.
Ответ: 4-3-1-2
Вопросы тура «Несгораемая пятерка»
В тундре не растут:
мхи; 2) дубы; 3) лишайники; 4) грибы.
В смешанном лесу не встречается:
сосна; 2) береза; 3) рябина; 4) пальма.
Главным признаком растений пустыни являются:
1) большие листья; 2) колючки; 3) сочные плоды; 4) развесистая крона.
Сходный растительный мир можно обнаружить в:
Европе и Северной Америке;
Индии и Австралии;
3) Южной Америке и Африке;
4) Европе и Южной Америке.
Разрезы на зрелых листьях монстеры появляются потому, что:
разрушается кожица;
такие листья меньше повреждаются при тропических ливнях;
их прогрызают вредители;
через них лучше проникает ветер.
Классы в нашей школе с небольшим количеством учащихся, поэтому бывает и так: учащиеся, участвующие в 1 туре могут участвовать и во 2, и в 3 турах для того, чтобы получить лучший результат. Бывают ребята и такие, которые рады и «3», я считаю, что такой дифференцированный подход тоже не плохой, если это вызывает интерес.
Проведя мониторинг качественной успеваемости по биологии в 5 – 8 классах и по экологии в 5 – 10 классах II, III четвертях в сравнении с I четвертью, проанализировала, что игровые формы ведения урока дают положительный результат.
ВЫВОДЫ:
Работа, проведенная мной, показала, что активизация познавательной деятельности на уроках биологии и экологии достигается при использовании игровых форм обучения. Их применение обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует их осознанному применению.
Учащиеся становятся активными, заинтересован-ными, равноправными участниками обучения. Такая работа детей на уроках биологии и экологии имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение.
При планировании своей педагогической деятельности учту результаты предыдущей деятельности, намечу последовательное устранение недостатков: считаю, что не учла мнение учащихся о составлении ими самостоятельно каких – либо игр.
9