Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение
высшего образования Московской области
«Государственный социально-гуманитарный университет»
(ГОУ ВО МО «ГСГУ»)
Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки
ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТА
по теме: «Авторская идея и ее воплощение в стихотворении
А.С.Пушкина «Анчар» . ( Анализ литературоведческих статей к стихотворению А.С. Пушкина «Анчар» с помощью приемов формирования читательской грамотности.)
Выполнил: слушатель группы ЧГ 1-20
Назина С.О
Проверил: к.ф.н, доцент А. В. Лексина
Коломна, 2020
Оглавление.
Пояснительная записка.
Цели и задачи урока.
Ход урока:
1.Вступительное слово. Проверка домашнего задания;
2.Постановка учебной задачи;
3.Выполнение задания учащимися;
4.Подведение итогов урока;
5.Домашнее задание.
4.Приложения.
5.Список литературы.
Урок литературы в 9 классе.
Тема: Авторская идея и ее воплощение в стихотворении А.С.Пушкина «Анчар»
Анализ литературоведческих статей к стихотворению А.С. Пушкина «Анчар» с помощью приемов формирования читательской грамотности.
Пояснительная записка.
Данный урок является одним из системы уроков подготовки написания сочинения. Целью таких уроков является овладение практическим навыком свободного выражения своего отношения к прочитанному. Иногда ребятам трудно понять авторскую идею и ее воплощение в стихотворении. Поэтому бывает очень полезно поработать с литературоведческими статьями. С ними ребята работают крайне редко, поэтому нужно научить их внимательно вчитываться в смысл статьи, научиться понимать сказанное. В основу таких уроков входит система развивающих упражнений, основанных на приемах формирования читательской грамотности.
Моделирование речевых ситуаций, внимательное прочтение статей вовлекают учащихся в диалог с текстом, развивают чувство слова и побуждают к созданию собственных высказываний разного уровня сложности. В процессе выполнения таких заданий ученик усваивает основные культурологические и литературоведческие понятия и процедуры, необходимые для анализа художественных произведений. В результате происходит поэтапное овладение опытом языковой деятельности - от репродуктивной и сочинений по образцу до самостоятельной и творческой.
Задача урока построена на основе текста стихотворения А.С.Пушкина, комментария к нему и литературоведческой статьи. Она рассчитана на формирование грамотности чтения научного текста. В отечественных учебных пособиях по литературе задания, обучающие чтению научных текстов, встречаются редко, поэтому задания, связанные с формированием читательской грамотности, очень пригодятся на этом уроке.
Задача направлена на преодоление дефицитов, таких как:
• поиск информации;
• переход от общего содержания текста к деталям и наоборот;
• реконструкция авторского замысла;
• работа с научным текстом.
Цели урока: проанализировать литературоведческие статьи с помощью приемов формирования читательской грамотности, понять авторскую идею, лучше разобраться в смысле стихотворения, подготовиться к написанию сочинения.
Задачи:
-совершенствовать навыки работы с лирическим произведением, основываясь на анализе его названия и композиционного строения;
-развивать логическое и образное мышление, устную и письменную речь;
-воспитывать нравственные качества характера, внимательность к значению слова в контексте произведений;
-повторить основные литературоведческие понятия: идея, композиция, аллитерация.
Вид учебных занятий: исследование литературоведческого текста ; творческая работа.
Оборудование:
текст стихотворения А.С. Пушкина «Анчар», Энциклопедический словарь.
Источник. Бонди С. Стихотворения Александра Пушкина. Кн. для учащихся – М.:
Педагогика, 1986; Благой Д. «Душа в заветной лире…» – М.: Советский писатель, 1977
ХОД УРОКА
1.Организация урока.
Вступительное слово. Проверка домашнего задания.- 3 минуты.
-На прошлом уроке вы работали над стихотворением А.С.Пушкина «Анчар», познакомились в его содержанием, проанализировали текст стихотворения с помощью презентации.У вас было домашнее задание по выбору. Вы могли выучить стихотворение наизусть или прочитать его выразительно. Поднимите руки те, кто выучил стихотворение наизусть.
-Давайте послушаем выразительное чтение наизусть (2-3 человека)
-Оценим из художественное чтение. (оценка ребят и учителя с комментариями)
-Но сегодня мы с вами идем дальше и будем работать над литературоведческими статьями, которые помогут нам лучше разобраться в смысле стихотворения и помогут подготовиться к написанию сочинения. На прошлом уроке мы с вами разобрались в содержании стихотворения, на презентации видели, как выглядит дерево анчар. Я сейчас вновь включу презентацию, чтобы вы вспомнили основные моменты прошлого урока. Вот перед вами на экране анчар, пусть он станет символом работы на сегодняшнем уроке.
2. Постановка учебной задачи- 2 минуты.
Мы с вами познакомились с содержанием стихотворения, многие выучили его наизусть, а как вы думаете, что ещё нам предстоит сделать, чтобы работу над стихотворением можно было бы считать законченной? ( нужно понять авторскую идею и написать сочинение)
-Правильно, но чтобы лучше разобраться в авторской идее и ее воплощении в стихотворении, чтобы понять смысл стихотворения и написать сочинение, мы сегодня поработаем над литературоведческими текстами. Задания будут направлены на развитие читательской грамотности. Перед вами небольшой комментарий литературоведа Сергея Бонди к стихотворению А.С.Пушкина «Анчар», текст самого стихотворения и отрывок из статьи ученого- пушкиниста Дмитрия Благого «Союз волшебных звуков, чувств и дум».
Задание: Прочитайте внимательно тексты и ответьте на вопросы. Работа самостоятельная. Но вы можете обсудить вопрос с соседом по парте, посовещаться. Вы отвечаете на вопросы и записываете ответы на ваши листы ответов, которые тоже лежат перед вами. Общий комментарий к задаче, которую вы будете решать:
Тип задачи: аналитическая.
Тип текста: научный, сплошной, составной (с включением учебного и художественного).
Уровень сложности: высокий.
Содержание и структура задачи: все задания в задаче взаимосвязаны, решение каждого последующего опирается на решение предыдущего задания, уровень сложности возрастает.
На эту работу вам выделяется 40 минут.
3. Выполнение задания учащимися. – 40 минут.
1 текст.С. Бонди Из книги «Стихотворения Александра Пушкина»
Глубокая мысль этого стихотворения – горячий протест Пушкина против неограниченной власти одного человека над другим. Эту власть как носитель ее (царь, князь), так и подданные, рабы, обычно считают вполне естественной и справедливой. Страшное дерево анчар, все пропитанное ядом от корней до листьев, губит всякое живое существо, приближающееся к нему. И звери, и птицы знают это и не подходят близко к анчару. А человек (вождь племени, «царь» или «князь», как называет его поэт) может послать к нему человека за ядовитой смолой, нужной ему для отравленных стрел! И тот послушно идет на верную смерть, подчиняясь воле «непобедимого владыки».
2 текст. Д. Благой Из статьи «Союз волшебных звуков, чувств и дум»
В 1828 году у поэта зарождается замысел стихотворения «Анчар». По дошедшим до нас рукописям можно проследить последовательный процесс его воплощения. Набрасывается первый стих: «В пустыне и глухой». Строка почти сложилась, но по структуре ее видно, что должен быть еще один эпитет, а он пока поэтом не найден. Начинаются упорные поиски: «В пустыне знойной и глухой». Не то! «В пустыне мертвой…» Опять не то! Поэт почти готов отказаться от недающегося слова: пытается перестроить строку: «В песках глухой». И все же ощущение необходимости искомого эпитета не оставляет его, и он снова возвращается к первоначальной конструкции: «В пустыне тощей и глухой». На этом работа над данной строкой останавливается, и Пушкин набрасывает пока еще очень предварительный текст всего стихотворения. В таком черновом виде оно на время и оставляется. Возвращается поэт к прерванной работе лишь два-три месяца спустя. И опять начинаются поиски все того же никак не дающегося эпитета первой строки. Вместо эпитета «тощей» появляется новый – «мрачной». Но и он не удовлетворяет. И наконец нужное слово находится: «В пустыне чахлой...» Возникает естественный вопрос: почему же из всех предыдущих вариантов именно оно удовлетворило Пушкина и окончательно утвердилось в самом начале стихотворения? Основная «поэтическая идея» «Анчара», как это очевидно из его завершенного текста, – гуманистическое неприятие «зверообразного самовластия, когда человек повелевает человеком» (радищевская формула, известная Пушкину еще с лицейских лет), то есть такого общественного устройства, при котором обесчеловеченный «владыка» посылает за ядом анчара и, значит, на неминуемую смерть не менее по-своему обесчеловеченного, «послушного» даже не «слову», а одному лишь «властному взгляду», безмолвно покорствующего раба. Гармонически слито, как тоже очевидно из окончательного текста, с этой основной «поэтической мыслью» стихотворения основное же его «звучание» – музыкальный лейтмотив, образуемый комплексом звуков, заключенных в самом названии «древа смерти» – Анчар. Слово это, по- видимому, именно Пушкиным впервые было введено в русский язык и литературу. Оно вызывает (по звуковым ассоциациям со словами «чары» «черный», «мрачный» и т. п.) представление о чем-то зловещем, ужасающем и тем самым вполне соответствует обозначаемому предмету – «древу яда». Очевидно, потому же из двух названий этого древа – принятое в ботанике upas и анчар – Пушкин выбрал последнее (в рукописи, за несколько страниц до чернового наброска стихотворения, поэт выписал их оба). И этот-то звукообраз, «мыслезвук» ведется Пушкиным, то полностью, то частично, сквозь все стихотворение.
Эпитет «В пустыне мрачной» имеет некоторую эмоциональную окраску. Между тем, как свидетельствуют все предшествующие варианты, поэт в соответствии с избранным им строгим, даже суровым эпическим тоном, который придает особенную художественную выразительность повествованию о «непобедимом владыке» и «бедном рабе», искал эпитет без какой-либо эмоциональной примеси. Не менее показателен и отказ от такого, как раз отвечающего этому, эпитета, как «в пустыне мертвой» («древо смерти» мертвит все окружающее), поскольку в нем не было искомого – «анчарного» – звукового комплекса. Вместе с тем оба эти отброшенных эпитета (один «звуком», другой «смыслом»), видимо, навели художественную «мысль» и органически включенный в нее «слух» поэта на тот окончательный эпитет, в котором оказались слитыми оба элемента слова: «в пустыне чахлой». Это соответствует и мыслеобразу контекста (вокруг «древа яда» все чахнет) и звукообразу заглавия (и там и здесь громко звучит ударное ча). Необходимостью именно такого эпитета и объясняются столь настойчивые и длительные поиски его.
Задания
Задание 1 В статье Д. Благого мы читаем: «основная поэтическая идея» «Анчара» -гуманистическое неприятие «зверообразного самовластия, когда человек повелевает человеком». Как эта же мысль выражена в статье С. Бонди? Процитируйте.
Задание 2 В четвертом абзаце статьи Д. Благого мы находим определение обесчеловеченный. Объясните значение этого слова в следующих словосочетаниях: обесчеловеченный владыка, обесчеловеченный раб. Обратитесь, если необходимо, к тексту стихотворения.
Задание 3 Как объясняет Д. Благой тот факт, что из двух названий древа яда – upas и анчар – Пушкин выбрал последнее?
Задание 4 Опираясь на текст, объясните, что Д.Благой называет анчарным комплексом.
Задание 5 Выпишите из текста статьи Д. Благого все эпитеты, которые предшествовали эпитету чахлый, в том порядке, в каком подбирал их поэт, и объясните, почему поиск эпитета был таким тщательным.
Задание 6 Как вы думаете, с какой целью написана статья Д. Благого? Выберите ответ или запишите свой.
А. Автор хочет показать, как тяжел труд поэта.
B. Автор хочет показать, как добивался Пушкин звукового и смыслового единства стиха.
C. (другое)
Задание 7 Вы прочитали только часть статьи Д. Благого, где ученый, анализируя рукописи Пушкина, рассказывает, как велся поиск эпитета чахлый. Далее в статье Д. Благой объясняет, как были найдены другие эпитеты. Попробуйте сами объяснить, почему Пушкин отказался от эпитетов янтарная и благоуханная (смола) и остановился на эпитете прозрачная.
Задание 8 Найдите в стихотворении «Анчар» другие примеры «анчарного» лейтмотива. Выпишите их.
4.Подведение итогов урока.
-Сдавайте ваши листы с ответами. Ваши ответы будут проверены.
-Как вы считаете, справились ли вы с заданиями?
-Какие задания вызвали затруднение?
-На какие вопросы ответить было легко?
-Понравилась ли вам эта работа, хотели ли вы выполнять задания на развитие читательской грамотности в дальнейшем?
-Помогли ли эти задания понять авторскую идею и подготовиться к написанию сочинения?
- Что же хотел сказать автор своим замечательным стихотворением?
5. Домашнее задание
Каждому обучающемуся в течение дня на электронную почту будут
высланы результаты его работы. Вы смотрите, с какими заданиями вы справились хорошо, какие задания требуют доработки или более внимательного изучения текста. Затем вы делаете работу над ошибками для себя. Только после детального анализа работы вы приступаете к написанию сочинения. Сочинение пишете в тетради по развитию речи и сдаете на следующем уроке.
Приложение 1.
Задание 1 В статье Д. Благого мы читаем: «основная поэтическая идея» «Анчара» -гуманистическое неприятие «зверообразного самовластия, когда человек повелевает человеком». Как эта же мысль выражена в статье С. Бонди? Процитируйте.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2 В четвертом абзаце статьи Д. Благого мы находим определение обесчеловеченный. Объясните значение этого слова в следующих словосочетаниях: обесчеловеченный владыка, обесчеловеченный раб. Обратитесь, если необходимо, к тексту стихотворения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3 Как объясняет Д. Благой тот факт, что из двух названий древа яда – upas и анчар – Пушкин выбрал последнее?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4 Опираясь на текст, объясните, что Д.Благой называет анчарным комплексом.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5 Выпишите из текста статьи Д. Благого все эпитеты, которые предшествовали эпитету чахлый, в том порядке, в каком подбирал их поэт, и объясните, почему поиск эпитета был таким тщательным.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6 Как вы думаете, с какой целью написана статья Д. Благого? Выберите ответ или запишите свой.
А. Автор хочет показать, как тяжел труд поэта.
B. Автор хочет показать, как добивался Пушкин звукового и смыслового единства стиха.
C. (другое)
________________________________________________________________
Задание 7 Вы прочитали только часть статьи Д. Благого, где ученый, анализируя рукописи Пушкина, рассказывает, как велся поиск эпитета чахлый. Далее в статье Д. Благой объясняет, как были найдены другие эпитеты. Попробуйте сами объяснить, почему Пушкин отказался от эпитетов янтарная и благоуханная (смола) и остановился на эпитете прозрачная.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8 Найдите в стихотворении «Анчар» другие примеры «анчарного» лейтмотива. Выпишите их.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Общий комментарий к задаче
Тип задачи: аналитическая.
Тип текста: научный, сплошной, составной (с включением учебного и художественного).
Уровень сложности: высокий.
Содержание и структура задачи: все задания в задаче взаимосвязаны, решение каждого последующего опирается на решение предыдущего задания, уровень сложности с каждым новым заданием возрастает.
Сложность решения задачи в целом заключается в том, что учащимся предлагается неадаптированный литературоведческий текст, опыт работы с подобными текстами у подростков отсутствует. Сложность решения обусловлена тем, что учащимся требуется удерживать две авторских позиции – позицию поэта и позицию литературоведа. При решении задачи ученику постоянно требуются предметные знания и умения: при
чтении текста задачи он сталкивается с литературоведческими терминами, при решении – с необходимостью работать со значением слова (поскольку задача обучающая, возможно обращение к словарям), применять навыки анализа художественного текста.
Лист ответов и рекомендации к оцениванию
Задание 1
Деятельность: Сопоставление текстов, поиск аналогичной по смыслу информации.
1 балл – в ответе содержится цитата из статьи С. Бонди: «Глубокая мысль этого стихотворения – горячий протест Пушкина против неограниченной власти одного человека над другим».
0 баллов – другие ответы.
Задание 2
Деятельность: Понимание на уровне значения слова, поиск информации,
интерпретация текстов.
2 балла – в ответе содержится объяснение выражений обесчеловеченный владыка, обесчеловеченный раб: один лишен всего человеческого в результате неограниченной власти над людьми, другой обесчеловечен рабской покорностью. «Обесчеловеченность» владыки и раба в ответе подтверждается обращением к стихотворению.
1 балл – в ответе содержится объяснение выражений, но нет обращения к тексту стихотворения.
0 баллов – ответ свидетельствует о непонимании смыслов данных выражений.
Задание 3
Деятельность: Поиск информации, реконструкция авторского замысла.
1 балл – в ответе содержится объяснение выбора поэта: название анчар рождает ассоциации (по звучанию) с чем-то мрачным, зловещим, бесчеловечным и т.п. Учащийся дает объяснение своими словами либо ссылается на текст статьи Д. Благого (4 абзац).
0 баллов – ответ свидетельствует о непонимании выбора поэта.
Задание 4
Деятельность: Понимание на уровне значения слова, словосочетания, поиск информации.
1 балл – в ответе содержится следующее объяснение:
«анчарный» звуковой комплекс - это комплекс звуков а-н-ч-р.
0 баллов – другой ответ.
Задание 5
Деятельность: Поиск информации, реконструкция авторского замысла.
2 балла – в ответе содержится следующий ряд эпитетов: знойный, мертвый, тощий, мрачный, чахлый. Тщательность поиска объясняется стремлением поэта добиться звукового и смыслового единства текста.
1 балл – в ответе содержатся эпитеты, но нет объяснения.
0 баллов – эпитеты не выписаны или выписаны не все, не по порядку. Ответ свидетельствует о непонимании пушкинского замысла.
Задание 6
Деятельность: Реконструкция объясняет, что авторского замысла.
2 балла – в собственном ответе ученика содержится понимание следующего: автор статьи хочет показать, как важно для верного понимания стихотворения анализировать его в единстве смысла и звучания.
1 балл – ответ Б.
0 баллов – другие ответы
Задание 7
Деятельность: Реконструкция вопроса, реконструкция авторского замысла, перенос авторского способа действия в собственную практику.
2 балла – ученик объясняет выбор эпитета «нейтральным» значением слова (в сравнении с эпитетами янтарная, благоуханная, которые рождают ассоциации с солнечным светом, ароматом и т.д. и вызывают положительные эмоции) и его «анчарным» звучанием: проз-р-а-ч-н-ая.
1 балл – ответ неполный. Ученик объясняет выбор эпитета или значением слова, или его звучанием.
0 баллов – другой ответ.
Задание 8
Деятельность: Перенос авторского способа действия в собственную практику, поиск информации.
1 балл –учащийся выписывает из стихотворения строки: Анчар, как грозный часовой, И мчится прочь уже тлетворный и др., в которых встречается сочетание звуков а-н-ч-р.
0 баллов – другие примеры, не содержащие искомого комплекса звуков.
Приложение 3.
1 текст.С. Бонди Из книги «Стихотворения Александра Пушкина»
Глубокая мысль этого стихотворения – горячий протест Пушкина против неограниченной власти одного человека над другим. Эту власть как носитель ее (царь, князь), так и подданные, рабы, обычно считают вполне естественной и справедливой. Страшное дерево анчар, все пропитанное ядом от корней до листьев, губит всякое живое существо, приближающееся к нему. И звери, и птицы знают это и не подходят близко к анчару. А человек (вождь племени, «царь» или «князь», как называет его поэт) может послать к нему человека за ядовитой смолой, нужной ему для отравленных стрел! И тот послушно идет на верную смерть, подчиняясь воле «непобедимого владыки».
2 текст. Д. Благой Из статьи «Союз волшебных звуков, чувств и дум»
В 1828 году у поэта зарождается замысел стихотворения «Анчар». По дошедшим до нас рукописям можно проследить последовательный процесс его воплощения. Набрасывается первый стих: «В пустыне и глухой». Строка почти сложилась, но по структуре ее видно, что должен быть еще один эпитет, а он пока поэтом не найден. Начинаются упорные поиски: «В пустыне знойной и глухой». Не то! «В пустыне мертвой…» Опять не то! Поэт почти готов отказаться от недающегося слова: пытается перестроить строку: «В песках глухой». И все же ощущение необходимости искомого эпитета не оставляет его, и он снова возвращается к первоначальной конструкции: «В пустыне тощей и глухой». На этом работа над данной строкой останавливается, и Пушкин набрасывает пока еще очень предварительный текст всего стихотворения. В таком черновом виде оно на время и оставляется. Возвращается поэт к прерванной работе лишь два-три месяца спустя. И опять начинаются поиски все того же никак не дающегося эпитета первой строки. Вместо эпитета «тощей» появляется новый – «мрачной». Но и он не удовлетворяет. И наконец нужное слово находится: «В пустыне чахлой...» Возникает естественный вопрос: почему же из всех предыдущих вариантов именно оно удовлетворило Пушкина и окончательно утвердилось в самом начале стихотворения? Основная «поэтическая идея» «Анчара», как это очевидно из его завершенного текста, – гуманистическое неприятие «зверообразного самовластия, когда человек повелевает человеком» (радищевская формула, известная Пушкину еще с лицейских лет), то есть такого общественного устройства, при котором обесчеловеченный «владыка» посылает за ядом анчара и, значит, на неминуемую смерть не менее по-своему обесчеловеченного, «послушного» даже не «слову», а одному лишь «властному взгляду», безмолвно покорствующего раба. Гармонически слито, как тоже очевидно из окончательного текста, с этой основной «поэтической мыслью» стихотворения основное же его «звучание» – музыкальный лейтмотив, образуемый комплексом звуков, заключенных в самом названии «древа смерти» – Анчар. Слово это, по- видимому, именно Пушкиным впервые было введено в русский язык и литературу. Оно вызывает (по звуковым ассоциациям со словами «чары» «черный», «мрачный» и т. п.) представление о чем-то зловещем, ужасающем и тем самым вполне соответствует обозначаемому предмету – «древу яда». Очевидно, потому же из двух названий этого древа – принятое в ботанике upas и анчар – Пушкин выбрал последнее (в рукописи, за несколько страниц до чернового наброска стихотворения, поэт выписал их оба). И этот-то звукообраз, «мыслезвук» ведется Пушкиным, то полностью, то частично, сквозь все стихотворение.
Эпитет «В пустыне мрачной» имеет некоторую эмоциональную окраску. Между тем, как свидетельствуют все предшествующие варианты, поэт в соответствии с избранным им строгим, даже суровым эпическим тоном, который придает особенную художественную выразительность повествованию о «непобедимом владыке» и «бедном рабе», искал эпитет без какой-либо эмоциональной примеси. Не менее показателен и отказ от такого, как раз отвечающего этому, эпитета, как «в пустыне мертвой» («древо смерти» мертвит все окружающее), поскольку в нем не было искомого – «анчарного» – звукового комплекса. Вместе с тем оба эти отброшенных эпитета (один «звуком», другой «смыслом»), видимо, навели художественную «мысль» и органически включенный в нее «слух» поэта на тот окончательный эпитет, в котором оказались слитыми оба элемента слова: «в пустыне чахлой». Это соответствует и мыслеобразу контекста (вокруг «древа яда» все чахнет) и звукообразу заглавия (и там и здесь громко звучит ударное ча). Необходимостью именно такого эпитета и объясняются столь настойчивые и длительные поиски его.
Список литературы.
Александров В.А. Знаю, понимаю, могу./ Пособие-тетрадь по литературному моделированию. Москва, Школа-Пресс, 1999.
Алиева Л.Ю. Литература. Тесты. Контрольные вопросы. 9 класс. Москва, Издат-Школа, 1998.
Альбеткова Р.И. Активные формы преподавания литературы. Москва. Просвещение, 1991.
Делин Н.А. Изучение творчества А.С. Пушкина в 9 классе. Москва. Просвещение, 1998.
Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности . Москва. Центр «Педагогический поиск», 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под редакцией Шведовой Н.Ю.. Москва. Русский язык, 1988.
Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. Москва. Просвещение, 1991.