ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Класс 2 – Б
Дата 14.11.2018
Тема: Б.Житков «Храбрый утенок»
Цель: познакомить с творчеством Бориса Житкова
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений; организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста.
Развивающие:
содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, самостоятельно работать с информацией, уметь ее анализировать; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
Воспитательные:
воспитывать в детях доброе отношение к животным; способствовать сплочению классного коллектива;
Оборудование : учебник, иллюстрация, презентация
Тип урока: урок сообщения новых знаний
Ход урока
I. Организация класса
II. Проверка домашнего задания.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с интересными произведениями о животных. Узнаем о творчестве еще одного писателя. Будем учиться читать громко, выразительно, без ошибок, делить текст на части, пересказывать текст.
Сейчас у нас урок чтения. И чтобы нам читалось легко, быстро и правильно, давайте проведем МИНУТКУ ЧТЕНИЯ.
МИНУТКА ЧТЕНИЯ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
- Как называется раздел , с произведениями которого мы сейчас работаем? («О братьях наших меньших»)
- Почему мы их так называем?
- Почему некоторых из них мы называем дикими, а других домашними? ( Потому что одни живут в лесу – дикие, а другие - дома. Поэтому , они называются - домашними.)
- У кого из вас есть домашние животные ? (расскажите нам о них )
Природу может спасти только наша любовь!
Животные составляют часть природы.
Мы продолжаем работу над данным разделом.
- Отгадайте загадку
Добродушен, домовит,
Весь иголками покрыт.
Слышен топот шустрых ножек.
Это наш приятель...(ёжик).
-Как называется рассказ, который мы читали об этом животном? («Страшный рассказ»).
-Кто его автор? (Евгений Чарушин).
- К каким животным относится ёжик? (К диким)
- Почему? (Живёт не с человеком)
- Назовите место обитания ежей. (Лес).
У нас сегодня было разное домашнее задание.
*Чтение молча «Страшный рассказ»
*Первая группа ребят , готовили план
А) Прочитать план, который составили к рассказу, пересказать понравившийся отрывок рассказа. (Дети оценивают, чей план лучше составлен, дают объяснение)
* Вторая группа ребят, готовили рисунки. Ваша задача, внимательно посмотреть ,в правильном порядке они показывают свои работы. Если есть ошибки исправить. А ребята , перескажут, ту часть рассказа ,к которой они выполнили рисунки.
Пересказ рассказа по иллюстрациям ( отдельными учащимися)
Б) Чтение и пересказ отдельными учащимися.
В) вспомните, что называется диалогом?
Найти и прочитать диалог.
Г) Ответы на вопросы:
- как звали мальчиков?
- где они жили?
- почему они остались одни?
- что напугало детей?
- как вел себя ежик, когда его искали?
- почему у родителей не получилось взять ежика в руки?
- куда унесли ежика?
- дали ему покушать?
- сколько жил ежик с детьми?
Чему учит нас этот рассказ?
III. Сообщение темы урока.
Для того, чтобы мы узнали название рассказа. У нас будет задание.
Не хватает букв, подумайте, каких букв не хватает ?
Посмотрите внимательно на запись и скажите, объединив название букв в одну группу? (Гласные )
«ХР…БР…Й …Т…Н…К»
Автор этого рассказа – Борис Житков
IV. Введение в тему урока.
Давайте познакомимся с героями, которые будут сопровождать нас на уроке.
Отгадайте, кто же они?
Наблюдаю я полет –
Надо мною вертолет.
Кто же ты? А ну, постой.
Длинный хвостик голубой,
Крылья будто в паутинке
Очень тоненькие льдинки.
И огромные глаза.
Кто же это? Стрекоза
Удивительный ребёнок!
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утёнок)
Итак, наши гости – стрекоза и утёнок готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними и которую сочинил для вас Борис Степанович Житков.
Работа в группах
1 – я группа. СОЕДИНИ ПОСЛОВИЦЫ И ПРОЧИТАЙ
Не считай утят, пока не вывелись.
Птицы сильны крыльями, а люди – дружбой.
Красна птица перьями, а человек – знаниями.
Птице даны крылья, а человеку разум.
Каждая птица своё гнездо защищает.
Как вылупился утёнок, так и бух в воду.
2- я группа. ВЫБРАТЬ ЗАГАДКИ О ДОМАШНИХ ПТИЦАХ И ЗАГАДАТЬ .
1.Был белый дом,
Чудесный дом,
Но что-то застучало в нём,
И он разбился, а оттуда
Живое выбежало чудо.
(Цыплёнок)
2.Словно кошки не боится —
Собирает крошки,
А потом на ветку — прыг
И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей)
3.Без команды в строй встают,
Отправляются на пруд.
Кто идёт цепочкой длинной?
Кто так любит дисциплину?
(Утята)
4.Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица)
5. Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее ... (ворона).
6.Рыбку поймай-ка,
Быстрая ... (чайка)
7. Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встаёт,
Голосисто поёт.
(Петух)
8.Длинная шея,
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
(Гусь)
9.Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами — стук,
Как зовут его — …
(Индюк)
10. Кто на елке, на суку
Счет ведет: «ку-ку, ку-ку?»
(Кукушка)
11. Хоть я не молоток —
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
(Дятел)
3 – я группа. ПРОЧЕСТЬ СКОРОВОРКИ
Ходит квочка около дворочка,
Водит деток около клеток.
Куррочка-Ряба пестра, с носа востра,
Уточка-белогрудочка с носа пестра.
Бегают две курицы прямо на улице.
4 – я группа. Прочесть страницу 140 и посчитать, сколько раз повторяется слово УТЯТА (6 РАЗ )
V. Знакомство с творчеством
- О Борисе Житкове нам расскажет Алиса , она подготовила небольшое сообщение.
Борис Степанович Житков русский писатель, путешественник. Родился в 19 веке, в Новгороде, в семье математика и пианистки.
По образованию химик и биолог, инженер-кораблестроитель и штурман дальнего плавания. Работал юнгой, штурманом научно-исследовательского судна, ихтиологом, служил морским офицером.
Б.С.Житков объездил полсвета – Россию, Европу, Азию, Японские острова. Он свободно объяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке, был искусным дрессировщиком.
Он создал много произведений, в том числе удивительную книгу «Что я видел». Герой ее четырехлетний мальчик Алеша.
Книги Б. Житкова учат добру и самым лучшим человеческим качествам.
1. Первичное восприятие.
- Сейчас мы познакомимся с рассказом писателя. Приготовьтесь следить за чтением по книге.
Чтение рассказа учителем.
Работа по содержанию текста.
– Ребята, понравился вам рассказ?
– Какое впечатление произвел на вас рассказ?
- О чем он?
- как хозяйка кормила кур?
- Почему они не ели?
- Почему утята боялись стрекозу?
- О чем думала хозяйка?
- Кто помог утятам избавиться от стрекозы?
Как ему это удалось?
2. Работа с иллюстрацией
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
- Какой момент изобразил художник, найдите и прочитайте?
3.Закрепление изученного.
а)Чтение «цепочкой»
б) Выборочное чтение:
- Чем кормила хозяйка утят?
- Как вела себя стрекоза?
- Что говорила хозяйка?
- Как расправился Алеша со стрекозой?
4.Чтение текста и деление его на части
- Перечитайте текст и разделите на части. (6 частей )
Чтение и деление текста на части.
1. Хозяйка кормит утят.
2.Боятся стрекозы.
3. «Болезнь» утят.
4. Алёша обещает помочь.
5. Утёнок сдержал своё слово.
6.Стрекоза больше не прилетала.
Рефлексия. Подведение итогов
Наш урок к концу подходит
Каждый свой итог подводит….
-Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли мы ее?
- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?
- Что можно сказать об утенке Алеше? Какой он?
- Какова основная мысль произведения?
- Что вы узнали нового на уроке?
Домашнее задание. Прочитать, пересказать, составить план 1 вариант,
2 вариант выполнить рисунок к рассказу.
Выставление оценок.