СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Безударная гласная»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие умения сравнивать нормы произношения слов с их написанием. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи и построение связного высказывания.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Безударная гласная»»

Конспект занятия "Безударная гласная"

Тема: «Безударная гласная»

Цель: формирование умения подбирать проверочные слова.

Задачи:

1. Коррекционные:

- развитие фонематического восприятия, представления и фонематического слуха,
- развитие умения сравнивать нормы произношения слов с их написанием,
- обогащение словаря,
- развитие мелкой моторики и неречевых процессов.

2. Обучающие:

- формирование умения подбирать проверочные слова,
- развитие и совершенствование грамматического оформления речи и построение связного высказывания,
- предупреждение ошибок, развитие орфографической зоркости.

3. Воспитательные:

- развитие познавательной активности детей.

Оборудование:

компьютер, резиновые шарики, картина с котёнком, индивидуальные карточки с заданиями, большие карточки со словами на доску, предметные картинки, лото «Безударная гласная», оценочные карточки.

Ход занятия:

1. Психологическая установка.

Наши глаза хорошо смотрят и всё (видят), наши уши внимательно слушают и всё (слышат), наша голова хорошо (думает). Мы всё сможем, всё сумеем, у нас всё получится.


2. Пальчиковая гимнастика с резиновыми шариками.

- круговые движения ладонями,
- поперечные движения всеми пальчиками,
- круговые движения каждым пальчиком, не отрывая ладони от стола,
- передача шарика пальчиками,
- вращение шариков в одной руке.


3. Давайте посмотрим на картинку, что там нарисовано?

К…тёнок.

У девочки маши жил к…тёнок Пушок. Он любил сидеть на …кне и смотреть на цв…ты. Однажды он решил погулять в с…ду. Зв…рёк спрыгнул с …кна в тр…ву. Пушок подбежал к красивому цв…тку и понюхал его. Вдруг из цв…тка вылетела пч…ла и чуть не ужалила его. К…тёнок испугался и побежал д…мой.

Как называется этот рассказ? Почему Незнайка не знает, как писать слово «котёнок»?
Давайте произнесём это слово.
Какой звук слышится в корне слова?
-Звук «а».
Но ведь есть слово «кот», «кошка», «котик». Какие это слова?
- Однокоренные.
Почему же в них чётко слышен звук «о»?
- Потому, что он стоит под ударением.
Давайте поставим ударение в слове «котёнок».
Так почему же в корне слова гласная вызвала сомнение?
- Потому, что она не под ударением.
Эта гласная называется «безударная».
Посмотрите на рассказ Незнайки, какую орфограмму не знает Незнайка?
- Безударную гласную.
Почему безударная гласная вызывает у Незнайки сомнения?
- Она слышится нечётко, непонятно.
Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную гласную?
- Надо подобрать проверочное слово.

Давайте сегодня на занятии мы с вами и будем учиться подбирать проверочные слова.


4. Как же правильно подобрать проверочное слово, что нужно сделать? Давайте вспомним, что мы вначале выделили в слове «котёнок»?

1. Поставить ударение.
2. Найти безударную гласную.
3. Подобрать проверочное слово.


5. Какое же слово будет проверочным?

Перед вами карточки. В скобках написаны слова. В каждом слове выделить корень,
поставить ударение.

Тр…ва (травинка, травушка, травы, травянистый, травка) Трава
Гр…бы (грибочек, грибной, гриб, грибник, грибница) Грибы
Д…жди (дождь, дождливый, дождит, дождичек, дождевой) Дождь
В каких словах гласная в корне звучит чётко? Назвать только проверочные слова,
объяснить, что это

а) однокоренное слово, с ударной гласной в корне.
Значит, какую букву надо писать в словах? (Дать пояснение по каждому слову)

6. А сейчас мы с вами будем составлять словосочетания, и нам опять нужно будет
подобрать проверочное слово.

Ранняя ос…нь (осина, осенний) Осень
Чистая в…да (воды, водит) Вода
Лесная тр…па (тропочка, трап) Тропа
Высокая г…ра (горка, горе) Гора

Проверка с объяснением. Какое слово в этом случае будет проверочным, что мы можем сделать?

б) изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

7. Мы с вами всё занятие учились подбирать проверочные слова. Ответьте, какие слова будут считаться проверочными?

- Однокоренные слова, с ударением в корне слова.
- Можно изменить слова так, чтобы безударная гласная стала ударной.

8. Подводим итог.

Чему мы учились?
Какие слова будут проверочными?
Что понравилось?
Кому было трудно?



Ранняя ос…нь ( осина, осенний )
Чистая в…да ( воды, водит )
Лесная тр…па ( тропочка, трап )
Высокая г…ра ( горка, горе )


Тр…ва ( травинка, травушка, травы, травянистый, травка )

Гр…бы ( грибочек, грибной, гриб, грибник, грибница )

Д…жди ( дождь, дождливый, дождит, дождичек )

Гн…здо ( гнёздышко, гнездование, гнездятся, гнёзда )


Упражнение «Будь внимателен!»

– Выполнив следующее задание, мы узнаем, внимательны ли вы. За 1 минуту вычеркнуть заданные слова. В конце строки указать количество вычеркнутых слов.

грибок

глазок

флажок

гриббокгрибокгирокгоргрибокоргрибиркгигрибокгрокбокок

глзокглазглазоккозаглакглазглазкглазокглазоклазокглазгазо

флагжокфлажокфлагфажфлжокфлжокфлажокфажгфлажкфл

Составить пары. Из данных слов составьте пары, в которых одно  слово было бы проверяемым, другое проверочным. Соедините  пары, вставив пропущенные буквы, назовите их.

ск…льзит                 лед

л…дяной                   скользко

д…рить                   холод

х…лодный                  дарит

б…льшой                   снег

сн…жинка                  больше

зам…рзал                 смотрит

см…три                     замерзнет


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!