Тема: «Буква Ю и звуки, которые она обозначает».
Тип урока: изучение нового и первичное закрепление ЗУН.
Цель: знакомство с новой йотированной буквой Ю.
Задачи:
Обучающие: учиться находить букву Ю и читать слоги и слова с новой буквой, графически обозначать звуки, которые она даёт, расширять словарный запас на уроке обучения грамоте.
Развивающие: способствовать развитию логических общеучебных умений и навыков, различных видов памяти, внимания.
Воспитательные: совершенствовать навыки совместной деятельности, самодисциплины.
Методическая цель: показ приёмов изучения новой йотированной буквы Ю, общеучебных логических умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Мобилизующий этап
– Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Садитесь!
II. Орфоэпическая разминка
1-2 человека – индивидуальная работа.
Звуко-буквенный разбор слов: ЯМА, ЕНОТ
Уж и ёж забрались в густую рожь. (на доске)
– Прочитайте одними глазками.
– О ком скороговорка?
– Что про них сказано?
– Прочитайте только гласные с ударением.
– Прочитайте согласные, правильно их называя.
– Вместе. 2 индивидуально.
III. Актуализация знаний
– Давайте, ребята, вспомним, на какие группы можно разделить все звуки в скороговорке?
– Какими могут быть гласные звуки? (Ударные и безударные)
– А согласные звуки? (Твёрдые и мягкие; звонкие и глухие)
– Какие гласные служат для обозначения мягкости согласных?
– Назовите в скороговорке мягкие согласные ? (Называют)
– На какие две группы можно разделить слова? (Односложные и трёхсложные)
– Как определяли количество слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
– Кто вспомнит особые гласные буквы? (е, ё, я)
– В чём их особенность? (Могут обозначать два звука)
– В каком слове скороговорки буква ё обозначает два звука? (ёж.)
Проверка индивидуальной работы.
Обобщение: В чём особенность гласных букв е,ё,я?
IV. Постановка целей и определение темы урока
- Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной особенной буквой.
Одноногий Ивашка —
Расписная рубашка.
Петь-плясать мастак,
А стоять — никак. (Юла.)
Проведем звуко-буквенный анализ слова-отгадки. ([й'ула])
Какие звуки слышатся в начале этого слова? (Звуки |й’| и [у].)
– Какой буквой обозначают эти два звука? (Буквой Ю.)
– Кто скажет тему урока?
– Сформулируйте цель нашего урока:
Познакомиться с…. (с буквой Ю и звуками, которые она обозначает)
Учиться читать ….(слова, предложения с новой буквой)
Показ плаката с буквой Юю
– Напечатайте букву Ю в тетрадях.
– Сравните строчную и заглавную буквы.
– Произнесите эту букву. Когда произносим, воздух встречает во рту преграду? (Нет.)
– Какая это буква? (Гласная.)
–Посмотрите на ленту букв, где расположена буква Ю?
– О чём нам говорит её месторасположение? (Гласная, расположена во втором ряду – даёт согласному мягкость)
Чтение и сравнение слогов (интер. доска)
– Прочитайте слоги второго столбика. Произнесите слог ют, сколько звуков обозначает буква ю? (два.)
– Назовите эти звуки. (Звуки |й’| и [у].)
– Прочитайте слоги первого столбика. Произнесите слог тю. Какой звук обозначает буква ю? ([у].)
– Сделайте вывод, в каких случаях буква Ю обозначает два звука, а в каких один звук?
ВЫВОД: (правило на с. 4 «Азбуки»)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
V. Первичное закрепление.
1. (интер. Доска «Найдите слова с буквой Ю. »)
– Найдите слова с буквой Ю.
– На какие группы можно разделить эти слова? (Буква ю обозначает один звук и два звука.)
2. Работа в парах.
–
А сейчас, ребята, вы поработаете в парах. Давайте вспомним правила работы в паре.
У вас на столе листы с заданиями. У каждого ряда своё задание.
1 ряд – Анаграммы
ТГЮУ
СПЮЛ
РЮБКИ
СТЮЛАР
(Утюг, плюс, брюки, люстра.)
2 ряд – Расшифруйте предложение
реЮ месь тел.
рьпеТе раЮ ченику.
нО итход в выйреп сскла.
(Юре семь лет. Теперь Юра ученик. Он ходит в первый класс.)
3 ряд – «Составь слово»
и лют
са зюм
юб хо
брю дюк
ин ка
(изюм, салют, юбка, брюхо, индюк)
ПРОВЕРКА
– Итак, что же у вас получилось?
3. Работа с текстом.
– Прочитайте текст в «Азбуке» на с. 48 вверху. (Жужжащее чтение.)
–Какая игрушка была у Юры?
–О чём просила Юля Юру?
– Что же предложил Юра?
– А как поступили бы вы?
– Как можно озаглавить текст?
VI. Развитие речевого аппарата.
– Прочитайте скороговорку ( на доске.)
Юлька, Юленька — юла,
Юлька юркая была.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– С какой новой буквой вы познакомились?
– Что интересного узнали на уроке?
– Ребята, а кто помнит, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
( Познакомиться с буквой Ю и звуками, которые она обозначает.
Учиться читать слова, предложения с новой буквой.)
– Достигли ли мы этой цели?
– У вас на столах смайлики. Кому было интересно и кто во всём разобрался, возьмёт жёлтый смайлик.
– Кому было интересно, но что-то осталось непонятным – зелёный смайлик.
– Кому было не совсем интересно и не всё понятно – красный смайлик.
Покажите всем свои смайлики.