СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Человек рождается для добрых дел» (дискуссия по просмотру фильма режиссера Р.Быкова «Чучело»)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Человек рождается для добрых дел»

(дискуссия по просмотру фильма режиссера Р.Быкова «Чучело»)

                                                                   

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Человек рождается для добрых дел» (дискуссия по просмотру фильма режиссера Р.Быкова «Чучело»)»







Тема: «Человек рождается для добрых дел»

(дискуссия по просмотру фильма режиссера Р.Быкова «Чучело»)

                                                                                 




















ЦЕЛИ:

                                                                                                                                                 

1. Помочь учащимся осмыслить, как автор решает проблему противостояния  ценностей истинных и мнимых, красоты духовной и внешней;

2.Способствовать развитию внутреннего мира ребёнка,  свободной и духовной личности, имеющей потребность к саморазвитию;

3. Формировать   умения межличностного общения, ведения диалога;

4. Воспитывать  в детях доброту, чуткость к  окружающим, способность понимать других и сопереживать им, мужество встать на защиту слабого.

ОБОРУДОВАНИЕ:  компьютер, слайды с материалами по теме урока, пульты для голосования, чистые листы бумаги.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ средства: показ слайдов с материалами по теме занятия, аналитическая беседа, рефлексия  (оценочные высказывания).

ТИП мероприятия: подведение итогов  просмотра фильма в форме дискуссии.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП: за неделю учащимся было предложено вместе просмотреть фильм по повести В.К.Железникова «Чучело»; попытаться определить основные проблемы фильма; в качестве вопросов, способствующих повышению мотивации, к просмотру были предложены следующие вопросы:

-- встречались ли вы с  жестокостью подростков?

-- можно ли оставлять безнаказанным предательство?

-- каким может быть выход из конфликтных ситуаций, изображённых в фильме  «Чучело»?

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

  1. Вступление.

  2. Выявление восприятия  фильма «Чучело» учениками.

  3. Постановка воспитательной задачи.

  4. Решение воспитательной задачи. Обсуждение фильма.

  5. Заключительный этап занятия (рефлексия).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1-й  модуль.

Задача: создание эмоционального настроя; постановка целей.

Класс разделен на 2 группы.

Вступление:

 (Демонстрируется слайд №1)

- Сегодня мы подведём итог совместному просмотру фильма «Чучело».   Чуть позже, надеюсь, что вы захотите поделиться своими впечатлениями, замечаниями.

- В начале нашей дискуссии я попрошу вас проголосовать: советовали бы вы своим сверстникам посмотреть фильм «Чучело»? Возьмите в руки пульт и проголосуйте (да, нет).

            (Оглашение результатов)

- Ну что ж, мнения разделились, конечно же,  вы все сегодня выскажите свои суждениями, и быть может, кто-то изменит свое решение к концу нашего занятия.


- Наше мероприятие я бы хотела начать со стихотворения дагестанской поэтессы  Фазу Алиевой.  «РАЗГОВОР С СЫНОМ» (чтение стихотворения)

        Ты, мой сын, должен помнить:

        Оттого ржавеет даже новый лист железа,

        Что в сырости лежит он бесполезно

        И не находят дела для него.

        Душе людской во много раз трудней:

        И в дверь души, и в щели этой двери

        Сто ржавчин и пороков лезут…

        Запомни три из них, по крайней мере:

        Во-первых, зависть.

        Ты её убей в зародыше

        И научись по праву

        Без ревности ценить других людей.

        Второе – злость.

        Беги от чувства злого,

        Сей доброту, живи, других любя.

        Суди себя, коль осудил другого,

        Прости другого, коль простил себя.

        И третье – корень наших многих бед,

        Убийство всех достоинств в человеке –

        Безделие… Позорнее вовеки

        Порока не было и нет.

        Не в праздном воздыханье на диване,

        А в празднике полезного труда

        Ищи свой смысл…,  И разочарованье

        Не потревожит ум твой никогда.

- Скажите, чему взрослые хотят научить детей в этом стихотворении? От чего их предостерегают?  (Ответы уч-ся.)

- А зачем человек приходит в мир? Какую память он должен о себе оставить? (Ответы уч-ся)

- Сегодня  на  занятии  мы  будем  говорить  о  понятиях  и  категориях  давно  и  хорошо  всем  знакомым.  О  людской  доброте,  честности,  порядочности,  дружбе,  уважении,  сопереживании, о  сочувствии.

- Мы  живём  в  такое  время,  когда  в  мире  много  жестокости,  насилия,  злобы,  бессердечия.  Когда,  кажется,  что  всё  складывается  против  человека  и  черствеет  душа.  Заботясь  о  хлебе  насущном,  зачастую  мы  забываем  о  тех,  кто  окружает  нас,  нуждается  в  нас.  Забываем  о  главном,  о  том,  на  чём  держится  жизнь, - о  добродетели.  Чтобы  ни  происходило  в  мире,  стране,  семье,  нравственные  понятия вечны,  нерушимы.  На  этом  держится  мир.  Учиться  нравственности -  это значит, учиться  правильно  жить,  так  как   нравственность – это совокупность  норм,  определяющих  поведение  человека.  

        2-й модуль.

        Задача: выявление восприятия учениками  просмотренного фильма.

- Итак, ребята, о чем фильм «Чучело»? ( Фильм о детской жестокости, дружбе и предательстве, о мужестве девочки, прозванной Чучелом)

- Вам раннее было дано задание: Поставить вопросы по данному фильму. (Ребята из групп задают свои вопросы друг - другу)

3-й модуль.

        Задача:  словарно-лексическая работа и выявление проблематики фильма.

 - Вы уже сказали, что человек рождается для добрых дел, а что же такое добро, доброта, милосердие?

 (Ребят следует подвести к выводу о том, что добро – это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом. Доброта – морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро. К таким  свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие.Милосердие – это готовность помочь из чувства сострадания, гуманность, человечность.)

 - Не зря эпиграфом к нашему занятию взяты слова из фильма, сказанные дедушкой Лены: «Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным».

 – А теперь назовите антонимы к этим словам.

 (Добро – зло, доброта – злоба, милосердный – жестокий)

- Почему мы сейчас вспомнили именно об этих словах? (Ответы уч-ся.)

- Итак, опираясь на данные слова, выделим главные проблемы, поставленные в фильме, с чем мы встретились во время просмотра?  

( борьба между добром и злом,

 бесчеловечное отношение к людям;

жестокость подростков;

предательство.)

4-й модуль.

        Задача: «вхождение» в фильм.

- Ребята, посмотрите внимательно и скажите, кого характеризуют эти строки?

- Главная героиня фильма Лена Бессольцева, давайте вспомним эпизод, как встретили ее одноклассники 1 сентября.

- Перед вами ваши ровесники. Их зовут  Железная Кнопка, Рыжий, Попик, Лохматый, Димка Сомов. Почему у многих ребят нет имён, а только клички? (Так принято у детей и подростков – отвечают дети. Ребята говорят о том, что автор хотел показать, как человек невольно начинает соответствовать своей кличке. Железная Кнопка – бессердечная, безжалостная – железная. Попик - уменьшительно-ласкательный суффикс говорит о том, что это маленький человек, и его обладатель чувствует себя рабом. Рыжий – непохожий на других внешне, и из-за этого над ним все смеются.)

И  вы награждаете прозвищами друг друга? (Ответы детей.) 

- А разве вам приятно слышать не своё имя, а прозвище? Ведь это неприятно, грубо, больно?

        Задача: выявление авторского отношения к героям и основной мысли фильма.

       

- Скажите, как вы относитесь к Лене Бессольцевой?

- Какие  эпизоды в фильме «Чучело» вы считаете главными?

(Ученики называют эпизод о том, как  Ленка взяла  на себя мнимую вину за предательство, потому что хотела помочь Димке;  эпизод сожжения чучела;  финальные сцены в классе.)

- Итак, милая, добрая Ленка взяла чужую вину на себя, и  класс считает предателем именно её, а не Димку Сомова. Почему Ленка не назвала его имени, хотя такая возможность у неё была не раз? Какие качества  присущи  нашей героине?

Как вы относитесь к Димке?

- Есть ли вина Димы Сомова в том, что он рассказал учителю о походе класса в кино?

- Всмотритесь в кадр из фильма, что можно сказать об одноклассниках Лены?

- Вспомните эпизод сожжения чучела в Ленкином платье.

- Передайте чувства, которые вы испытали…

- Как ведёт себя Димка?

- Считаете ли вы его предателем? (Трусость рождает подлость. В этом вы не раз убедитесь,  к сожалению, в жизни…)

- Что такое унижение? (Унижение – это то, что умаляет, оскорбляет достоинство человека).

- Был ли коллектив в шестом классе? (был, но не настоящий, т.к. настоящий коллектив- это, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям)

- Что определяет коллектив, в чём его сила?

- Бойкот Лене – это проявление зрелости коллектива или влияние сильной личности?

- Что значит «сильная личность»?  

- Почему Ленка в глазах ребят – «чучело», а для дедушки - «красавица», «чудный человек»?

- В чём истинная красота человека? (В добром, милосердном отношении к людям, в добрых делах и поступках человека, в готовности прийти на помощь нуждающемуся).

        6-й модуль.

        Задача: снятие психологического напряжения

- Вы устали?

- О каких характеристиках личности мы сейчас толковали? (О жестокости, агрессивности, злобе…. ).

- На листках, которые есть у вас на партах, напишите самое плохое  из этих качеств и, закрыв глаза, зачеркните лист, исчертите. Потом скомкайте лист бумаги и выбросите в мусорную корзину.

- Вам стало легче?

        Заключительные вопросы:

Могли ли такие честные и чистые люди, как Бессольцевы изменить одноклассников и их классную руководительницу?

- А теперь посмотрим эпизод о прощении.

- Что дал этот фильм лично вам, какой опыт?

Учитель:

- Сейчас я хочу, чтобы на листах каждая группа составила определенный свод правил Доброты. (учащиеся работают под муз. фонограмму)

(проверка правил)

         

Заключительное слово учителя:

- «Чучело» - художественный фильм 1983 года режиссера Ролана Быкова. 

(выступление учащегося об авторе книги)

- (Фильм снят по написанной в 1981 году одноименной повести Владимира Железникова, которую он написал на основе случая со своей внучкой. Его внучка, точно так же, как Лена Бессольцева, взяла на себя чужую вину, и весь класс разом объявил ей бойкот. В 1986 году фильм был удостоен Государственной премии СССР, а в тот же год в Лаоне на Международном кинофестивале получил главный приз. Затем вышли повести «Чучело-2»).

                 

- Получается, что фильм «Чучело» поучителен и интересен и в наши дни, хотя и вышел в 1983 году.

- Автор решил  правдиво, без прикрас показать драму девочки-подростка, чтобы у нас с вами вызвать протест против жестокости, чтобы каждый из вас попробовал встать на место Лены и проникнуться презрением к предательству.

- Главное в этом фильме – противостояние ценностей истинных и мнимых, красоты духовной и внешней. И одним из таких вечных нравственных качеств является доброта. Известная русская писательница Мария Прилежаева как-то заметила:

«Человек рождается для добрых дел и носителями добрых дел являются дети».

- Надо постараться сохранить  и развить в себе это качество, без которого никак не прожить на свете – доброту. Я думаю, что человек не имеет права унижать другого человека: оскорблять, бить, доводить до истерик. Почему появляются в классах изгои, или «чучела»? Наверное, хорошо чувствовать власть, что я могу обидеть человека, который слабее меня по духу, силе, уму. Остановитесь, вглядитесь в человека, он такой же, как вы, да, у него есть недостатки, но есть и достоинства, постарайтесь увидеть их! Не будьте жестоким! А то будет нестерпимо больно и стыдно за свои поступки!

- И ещё об одном нельзя забывать. «Помни, ты не один, - сказал другой детский писатель Лев Кассиль, - на свете, кроме тебя, есть другие люди; они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, твоей защите». 

Итак, ребята, подошла к концу наша дискуссия, изменилось ли ваше мнение о фильме? Прошу еще раз взять пульт и проголосовать.

-Возможно, на ваше мнение повлияла наша совместная беседа. Спасибо!

Чтение стихотворения Н.Рачкова учащимся:

Сумей преодолеть преграды,
И боль, и призрачный успех.
Живи, не требуя награды

За свой поступок ради всех.


Ещё печально мир простужен, 
Исподтишка разит беда, 
Ты должен быть кому-то нужен –
Всегда – как хлеб или вода…

Быть  добрым  надо  по  привычке,

Не  по  расчету. Пригодись

Хотя  бы  маленькой  синичке –

Пусти  ее  из  клетки  ввысь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!