СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемышь.Конспект урока .Литературное чтение.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш»»



Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш»

Цели:

  • продолжать знакомить детей с произведениями детской классической литературы;

  • развивать навыки связной речи, творческое воображение, образное мышление;

  • развивать дальнейшую творческую деятельность;

  • формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение к окружающей действительности.

Задачи:

  • формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения в соответствии с требованиями государственного общественного стандарта по предмету для начальной ступени школы;

  • повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;

  • знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;

  • развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память,

  • воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Учащиеся должны:

Иметь представление о событиях, описанных в рассказе.

Уметь

  • читать бегло, осознанно, правильно, выразительно,

  • рассуждать о прочитанном,

  • свободно делиться своими мыслями,

  • при анализе художественного произведения обращаться к тексту,

  • отстаивать личную позицию.

Знать

  • произведения русских писателей,

  • позицию автора при характеристике героев.

Оборудование: выставка книг Д.Н.Мамина - Сибиряка для детей, "Толковый словарь", компьютерные слайды, выполненные в программе Power Point, материал для рефлексии (лебеди и озеро), разрезные пословицы, таблицы, карточки со словарной работы,карточка и тест для домашней работы, карточки для дополнительной работы.

Ход урока

1.Эмоциональный настрой (1 мин) Слайд 1

Доброе утро, дети, гости.


2.Введение в тему, актуализация знаний ( 3-4 минуты)

-У вас на столах лежат полосочки с пословицами, которые нужно собрать, их 5.

Читаем, что получилось, объясняем смысл. О каком качестве все пословицы? А что такое доброта? Правильно, именно о доброте мы сегодня и будем говорить.

Доброе слово и кошке приятно.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Кто добро творит, того Бог отблагодарит.

В ком добра нет, в том и правды мало.

-Раздел, который мыначинаем изучать, называется «Природа и мы». Какое отношение к доброте этот раздел имеет ? Слайд 2

3. Биография писателя. Слайд 3 (3 мин)

-О писателе, творчество которого мы сегодня будем изучать, расскажет Сухарева Вика.

О Д.Н. Мамине-Сибиряке

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился в семье заводского священника. Детские годы его прошли в маленьком посёлке на Урале. Дмитрий Наркисович рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы. Особая страница его творчества - рассказы для детей. За рассказы "Зимовье на Студеной" и "Емеля и охотник" Мамин - Сибиряк получил золотую медаль и премию. " Это счастье писать для детей",- говорил он.

Записал Мамин - Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она давно умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера - отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал " Алёнушкины сказки". Эту книгу вы видите на нашей выставке. Она очень нравится всем детям. Можете взять и почитать.

Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на наших "братьев меньших".

- Какие произведения Д.Н. Мамина - Сибиряка вы читали?

Работа по выставке книг Слайд 4(1 мин)

4.Знакомство с рассказом «Приемыш»

Работа с текстом.(1 мин)

1) Ребята, читать рассказ мы будем по частям.

План нашей работы:

  1. Познакомиться с героями

  2. Определить, кто такой приемыш

  3. Охарактеризовать главных героев

  4. Выяснить главную мысль

  5. Высказать свое отношение

  1. Словарно-лексическая работа (3 мин)

При чтении встретятся трудные слова и выражения. Их значение мы разберем. (Если учащиеся не могут объяснить какое-то слово, они ищут его в "Толковом словаре" Ожегова)

ДОСПЕХИ - 1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение.

ПРОТОКА -1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал.

САЙМА - рыбацкая стоянка.

МУШТРОВАТЬ - обучать, подвергать муштре.

МУШТРА - суровая система воспитания, обучения.

Церемония-торжественный обряд, порядок совершения чего-то

Заводь-небольшой залив в реке или озере с замедленным течением

Бобылём-в одиночестве

Увечить-физически расправляться, калечить

Хиреет-болеет, чахнет

Божья тварь - всё живое, созданное Богом

  1. По ходу чтения постарайтесь заполнить табличку. К кому из персонажей относятся слова, поставьте знак «+» в нужную колонку.

п/п

Слова

Тарас

Лебедь

Собака

1

Пёстрая




2

Умная




3

Лучший друг человека




4

Гуляка




5

Бобыль




6

Князь князем




7

Божья тварь




8

Гордая




9

Настоящая




10

Царская




11

Старый




12

Утомлённый




13

Дряхлый




14

Жалкий





п/п

Слова

Тарас

Лебедь

Собака

1

Пёстрая



+

2

Умная


+

+

3

Лучший друг человека



+

4

Гуляка


+


5

Бобыль

+



6

Князь князем

+



7

Божья тварь


+


8

Гордая


+


9

Настоящая


+


10

Царская


+


11

Старый

+



12

Утомлённый

+



13

Дряхлый

+



14

Жалкий

+




4) Чтение 1 части (Коробова Маша) 4 минуты

Обсуждение прочитанного:

-Почему хозяина избушки не оказалось дома?

-Как вы думаете, кто же был Приёмышем?

5)Чтение 2 части 5-6 минут (Галицына Алиса)

У. - Подумайте, кто же на самом деле оказался Приёмышем?

- Расскажите, как Приёмыш оказался в избушке у Тараса?

6)Чтение 3 части. 4 минуты (Елманова, Маркина)

- Что вы узнали из этой части о жизни Тараса?

Составьте рассказ о старом Тарасе по вопросам, пользуясь текстом.

Где жил? Когда поселился? Как выглядел? Хорошо жил? Он обладал таким качеством, как доброта?

7)Прогнозирование (1 мин)

- Как вы думаете, каким будет конец этой истории?

  1. Чтение последней части рассказа. Аудиозапись Слайд 5 (7 мин)

Во время записи можно отдохнуть на парте.

-Совпало ли ваше мнение с текстом?

-Почему же расстались трое друзей? Как это случилось? Легко ли расставаться с другом?

5. Анализ художественного произведения. Презентация 2. (4 минуты)

- Как вы думаете, ребята, что было бы правильнее:

Поступить с лебедем так, как это сделал Тарас? Подрезать крылья птице и навсегда её сделать ручной? Силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?

( Дети, конечно, должны выбрать первую версию, т.к. птице нужна свобода)

6. Рефлексия. (1мин)У вас на столе лежит фигурка лебедя, кто считает, что Тарас поступил правильно и вы так же бы поступили, отпустите лебедя плавать в озеро, на свободу.

7.Итог урока (2-3 мин)

-Что вы узнали о писателе?

-Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»? Как вы думаете, вернется к Тарасу лебедь весной?

Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет: приёмыш - птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам — людям.

Все пункты плана мы разобрали?

-Хотя собака живёт на земле, а лебедь на воде и летает по воздуху, но они одинаково нуждаются в заботе, в любви, страдают от одиночества, от тоски.

8. Домашнее задание.(1 мин)

Составления диаграммы

- Сравните Приёмыша и Соболько.

Чем они отличаются?

Что общего в жизни собаки и лебедя?









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!