Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш»
Цели:
продолжать знакомить детей с произведениями детской классической литературы;
развивать навыки связной речи, творческое воображение, образное мышление;
развивать дальнейшую творческую деятельность;
формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение к окружающей действительности.
Задачи:
формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения в соответствии с требованиями государственного общественного стандарта по предмету для начальной ступени школы;
повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;
знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;
развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память,
воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.
Учащиеся должны:
Иметь представление о событиях, описанных в рассказе.
Уметь
читать бегло, осознанно, правильно, выразительно,
рассуждать о прочитанном,
свободно делиться своими мыслями,
при анализе художественного произведения обращаться к тексту,
отстаивать личную позицию.
Знать
Оборудование: выставка книг Д.Н.Мамина - Сибиряка для детей, "Толковый словарь", компьютерные слайды, выполненные в программе Power Point, материал для рефлексии (лебеди и озеро), разрезные пословицы, таблицы, карточки со словарной работы,карточка и тест для домашней работы, карточки для дополнительной работы.
Ход урока
1.Эмоциональный настрой (1 мин) Слайд 1
Доброе утро, дети, гости.
2.Введение в тему, актуализация знаний ( 3-4 минуты)
-У вас на столах лежат полосочки с пословицами, которые нужно собрать, их 5.
Читаем, что получилось, объясняем смысл. О каком качестве все пословицы? А что такое доброта? Правильно, именно о доброте мы сегодня и будем говорить.
Доброе слово и кошке приятно.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Кто добро творит, того Бог отблагодарит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
-Раздел, который мыначинаем изучать, называется «Природа и мы». Какое отношение к доброте этот раздел имеет ? Слайд 2
3. Биография писателя. Слайд 3 (3 мин)
-О писателе, творчество которого мы сегодня будем изучать, расскажет Сухарева Вика.
О Д.Н. Мамине-Сибиряке
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился в семье заводского священника. Детские годы его прошли в маленьком посёлке на Урале. Дмитрий Наркисович рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Родители его были добрыми людьми. Они научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. Прошли годы. Мамин - Сибиряк стал писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы. Особая страница его творчества - рассказы для детей. За рассказы "Зимовье на Студеной" и "Емеля и охотник" Мамин - Сибиряк получил золотую медаль и премию. " Это счастье писать для детей",- говорил он.
Записал Мамин - Сибиряк и сказки, которые он рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери. Она давно умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём проводили долгие зимние вечера - отец и дочь. Сказки автор издал отдельной книгой, которую назвал " Алёнушкины сказки". Эту книгу вы видите на нашей выставке. Она очень нравится всем детям. Можете взять и почитать.
Прелестью данной книги является мудрый, добрый взгляд на природу и на наших "братьев меньших".
- Какие произведения Д.Н. Мамина - Сибиряка вы читали?
Работа по выставке книг Слайд 4(1 мин)
4.Знакомство с рассказом «Приемыш»
Работа с текстом.(1 мин)
1) Ребята, читать рассказ мы будем по частям.
План нашей работы:
Познакомиться с героями
Определить, кто такой приемыш
Охарактеризовать главных героев
Выяснить главную мысль
Высказать свое отношение
Словарно-лексическая работа (3 мин)
При чтении встретятся трудные слова и выражения. Их значение мы разберем. (Если учащиеся не могут объяснить какое-то слово, они ищут его в "Толковом словаре" Ожегова)
ДОСПЕХИ - 1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение.
ПРОТОКА -1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал.
САЙМА - рыбацкая стоянка.
МУШТРОВАТЬ - обучать, подвергать муштре.
МУШТРА - суровая система воспитания, обучения.
Церемония-торжественный обряд, порядок совершения чего-то
Заводь-небольшой залив в реке или озере с замедленным течением
Бобылём-в одиночестве
Увечить-физически расправляться, калечить
Хиреет-болеет, чахнет
Божья тварь - всё живое, созданное Богом
По ходу чтения постарайтесь заполнить табличку. К кому из персонажей относятся слова, поставьте знак «+» в нужную колонку.
№ п/п | Слова | Тарас | Лебедь | Собака |
1 | Пёстрая | | | |
2 | Умная | | | |
3 | Лучший друг человека | | | |
4 | Гуляка | | | |
5 | Бобыль | | | |
6 | Князь князем | | | |
7 | Божья тварь | | | |
8 | Гордая | | | |
9 | Настоящая | | | |
10 | Царская | | | |
11 | Старый | | | |
12 | Утомлённый | | | |
13 | Дряхлый | | | |
14 | Жалкий | | | |
№ п/п | Слова | Тарас | Лебедь | Собака |
1 | Пёстрая | | | + |
2 | Умная | | + | + |
3 | Лучший друг человека | | | + |
4 | Гуляка | | + | |
5 | Бобыль | + | | |
6 | Князь князем | + | | |
7 | Божья тварь | | + | |
8 | Гордая | | + | |
9 | Настоящая | | + | |
10 | Царская | | + | |
11 | Старый | + | | |
12 | Утомлённый | + | | |
13 | Дряхлый | + | | |
14 | Жалкий | + | | |
4) Чтение 1 части (Коробова Маша) 4 минуты
Обсуждение прочитанного:
-Почему хозяина избушки не оказалось дома?
-Как вы думаете, кто же был Приёмышем?
5)Чтение 2 части 5-6 минут (Галицына Алиса)
У. - Подумайте, кто же на самом деле оказался Приёмышем?
- Расскажите, как Приёмыш оказался в избушке у Тараса?
6)Чтение 3 части. 4 минуты (Елманова, Маркина)
- Что вы узнали из этой части о жизни Тараса?
Составьте рассказ о старом Тарасе по вопросам, пользуясь текстом.
Где жил? Когда поселился? Как выглядел? Хорошо жил? Он обладал таким качеством, как доброта?
7)Прогнозирование (1 мин)
- Как вы думаете, каким будет конец этой истории?
Чтение последней части рассказа. Аудиозапись Слайд 5 (7 мин)
Во время записи можно отдохнуть на парте.
-Совпало ли ваше мнение с текстом?
-Почему же расстались трое друзей? Как это случилось? Легко ли расставаться с другом?
5. Анализ художественного произведения. Презентация 2. (4 минуты)
- Как вы думаете, ребята, что было бы правильнее:
Поступить с лебедем так, как это сделал Тарас? Подрезать крылья птице и навсегда её сделать ручной? Силой удержать в избушке до зимних холодов, а затем оставить зимовать, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?
( Дети, конечно, должны выбрать первую версию, т.к. птице нужна свобода)
6. Рефлексия. (1мин)У вас на столе лежит фигурка лебедя, кто считает, что Тарас поступил правильно и вы так же бы поступили, отпустите лебедя плавать в озеро, на свободу.
7.Итог урока (2-3 мин)
-Что вы узнали о писателе?
-Почему автор назвал свой рассказ «Приемыш»? Как вы думаете, вернется к Тарасу лебедь весной?
Всё зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы Приёмыш вернулся к Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет: приёмыш - птица, которой нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у лебедей нам — людям.
Все пункты плана мы разобрали?
-Хотя собака живёт на земле, а лебедь на воде и летает по воздуху, но они одинаково нуждаются в заботе, в любви, страдают от одиночества, от тоски.
8. Домашнее задание.(1 мин)
Составления диаграммы
- Сравните Приёмыша и Соболько.
Чем они отличаются?
Что общего в жизни собаки и лебедя?