СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Декоративное искусство Древней Греции. Греческая керамика»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Декоративное искусство Древней Греции. Греческая керамика»»

Конспект урока

по изобразительному искусству в 5 классе



Тема: «Декоративное искусство Древней Греции. Греческая керамика»

Дата: 14.03.2013 г.

Учитель: Сесь З.И.

Цель урока:

  1. Углубить знания учащихся об искусстве Древней Греции. Познакомить учащихся с греческой вазописью со стилями (чернофигурных и краснофигурных) и сюжетами древнегреческой живописи по керамике.

  2. Воспитывать в себе нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

  3. Развивать творческую фантазию.

Предметные:

  • Различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древней Греции

  • Создавать эскизы украшений (греческой керамики)

  • Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы



Метапредметные:

  • Находить в Интернете примеры древних греческих сосудов.

  • Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных и декоративных элементов, а также единство материалов, формы и декора



Личностные:

  • Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древней Греции, давать им эстетическую оценку

  • Формировать целостное мировоззрение, учитывающее культурное многообразие народов мира



Задачи урока:

  • учить выполнять роспись по мотивам греческой вазописи;

  • совершенствовать навыки работы с бумагой, по шаблону;

  • совершенствовать приемы построения композиции, при выполнении орнамента;

  • закрепить технические навыки работы гуашью.

Тип урока: 

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование:

Материалы: кисти, гуашь (черная, красная), шаблоны, повторяющие форму греческого сосуда, цветная бумага (черная, коричневая), ножницы.

Зрительный ряд: иллюстративный материал с изображением изделий древнегреческой керамики, различных форм сосудов, росписи.

Музыкальный ряд: национальная греческая мелодия - танец “Сиртаки”.

ИКТ: мультимедийная установка, компьютер, слайды в программе Power Point, видеофильм

План урока:



  1. Беседа о декоративно-прикладном искусстве Древней Греции на примере истории греческих ваз.

  2. Особенности художественной росписи чернофигурных и краснофигурных греческих ваз.

  3. Постановка художественной задачи.

  4. Практическое выполнение задачи.

  5. Подведение итогов.

Ход урока:

I.      Организационная часть.

II.   Введение в тему урока.

  • Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие в мир искусства.Обратите внимание на эти слова (слайд 1):
    Олимпиада, театр, мифы и легенды, архитектура, таблица Пифагора, (музыка)

- Подумайте, что их объединяет.
- Олимпиада была придумана греками

- Театр зародился в Древней Греции
- У греков богатая мифология
- Таблицу Пифагора придумал древнегреческий математик Пифагор
- Представьте себе, что вы археологи и раскопали некоторые предметы. Они перед вами.(слайд 2) Как вы думаете, что здесь лишнее?
Ваза, чашка, кастрюля, вилка. (Вилка).

- Почему?Чем она отличается от всех этих предметов?(В ней нельзя хранить жидкость, это не сосуд.)

- А как эти предметы можно назвать одним словом?
- Правильно. Слова
«СОСУДЫ» и «ПОСУДА» на латинском языке «ВАЗЫ» (слайд 3)
- Ребята, как вы считаете, какой из этих предметов может принадлежать эпохе Древней Греции?
- Конечно же это знаменитые античные вазы.

В Древней Греции они изготовливались из обожженной глины.

По-гречески глина – «КЕРАМОС», посуда из глины – «КЕРАМИКА», а роспись керамических сосудов «ВАЗОПИСЬ». (слайд 4)

Проблема урока: Давайте сегодня на уроке попробуем разобраться в стилях и сюжетах древнегреческой живописи по керамике. (Записать тему урока)

III. Беседа.

  1. Греки во всем следовали закону функциональности. Они считали, что предмет должен быть красив и удобен. Форма каждого сосуда строго соответствовала его назначению. Попробуем вместе выявить, для чего использовались некоторые из этих ваз. (слайд 6-10)

Амфоры (остродонные сосуды) для хранения оливкового масла.

Кратеры – большие сосуды для смешивания вина с водой (неразбавленного вина греки не пили).

Килики – изящные вазы для пития.

Гидрии – сосуды для наливания воды.

Лекифы – сосуды с одной ручкой для хранения оливкового масла, которые спортсмены прикрепляли к поясу. Масло они использовали для получения ровного загара, натирая им тело. Лекифы, как правило, украшались изображениями спортивных состязаний.

  1. Роспись ваз



- Покажите на слайде составные части кувшина.

(Ученики показывают на слайде: устье, ручка, ножка, тулово, шейка)

- Давайте вспомним, как называют узор, предназначенный для украшения предметов? ( Орнамент)

- Какие виды орнамента вы знаете? (Геометрический, растительный, животные, человек).

- Геометрический стиль.

Линейно-геометрический орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников и окружностей, а также условные стилизованные изображения людей и животных. Появляется строгий геометрический орнамент в виде изогнутой под прямым углом линией. Такой орнамент называется - МЕАНДР.

- Ковровый стиль.

Ковровый стиль вобрал в себя восточные мотивы. Геометрические узоры уступают место растительному орнаменту. Роспись заполняет весь сосуд, покрывая его ковром. На вазах особенно часто изображаются пасущиеся или спокойно идущие друг за другом звери, птицы, порой реальные, но нередко и фантастические. ПАЛЬМЕТТА – стилизованное изображение пальмового листа и БУТОН ЛОТОСА. Это знак мира и любви.

- Чернофигурный стиль.

Рисунок наводился густым черным лаком, секрет которого до сих пор не разгадан. Лак наносился на желтый, розовей или оранжевый фон сосуда, детали рисунка процарапывались. Чернофигурная роспись отличалась декоративность и силуэтностью, отсутствием объема и условностью изображения.

- Краснофигурный стиль.

На черном фоне покрытого лаком сосуда эффектно выделялись неокрашенные светлые фигуры цвета глины. Детали уже не процарапывались, а прорисовывались тонкой черной линией. Эта техника позволяла более свободно изображать фигуры людей и животных.

- Какие стили древнегреческой вазописи вы запомнили? ( Геометрический, ковровый, краснофигурный, чернофигурный.)

5. Сюжеты древнегреческой вазописи.

- …И каждая ваза с рисунком – рассказом. В культуре и цивилизации Древней Греции огромную часть составляла керамика. Росписи на различной посуде – это носитель искусства, живописи и даже истории. До наших дней дошло множество черепков и целых сосудов, повествующих нам о деяниях героев и богов, а также дающих нам представление о том, как жили древние греки, чем занимались.

- Послушайте стихотворение «Античные вазы» в исполнении учащегося.

То вазы-гиганты, то карлики-вазы,

и каждая ваза с рисунком-рассказом!

…Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл

(и Гектор, как видно, лишается сил)…

А вот Артемида, богиня охоты,

из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот – Одиссей, подающий советы.

А это – кентавры… А это… А это…

Но мы описать и не пробуем враз

крупнейшую в мире коллекцию ваз.

  • Ахилл и Аякс, играющие в кости.

  • Древнегреческие актеры.

  • Ахилл, убивающий царицу амазонок.

  • Борьба атлетов.

- Какие сюжеты для росписи использовали древнегреческие художники?

- Сцены повседневной жизни.

- Легенды и мифы.

- Спортивные состязания атлетов.

IV. Постановка художественной задачи

- Каждый из вас тоже способен творить, творить по-своему. Я хочу, чтобы моя коллекция ваз пополнилась с вашими рисунками. Сегодня вам представляется возможность побывать немного греческими живописцами и изобразить на вазе сюжетную роспись.

-  С чего мы с вами начнем работу по созданию вазы?

  1. Необходимо выбрать форму вазы. ( Шаблоны греческих ваз)

  2. Вырезание формы вазы из цветной бумаги.

  3. Разделить её на ярусы, где будет располагаться орнамент (ножка и горлышко).

  4. Выполнение сюжетного рисунка (гуашь красная или черная)

- Вы можете расписать вазу в любом понравившемся вам стиле краснофигурном или чернофигурном. К концу урока вы должны будете не только расписать вазу, но и ответить на вопросы. (Вопросы записаны на доске.)

  1. Название сосуда.

  2. Стиль (краснофигурный или чернофигурный)

  3. Композиция (вид орнамента, сюжет, цикл мифа, герой мифа)

V. Практическая работа

Во время выполнения задания звучит музыка «Сиртаки».

VI. Подведение итогов. Анализ работ.

- Сегодня на уроке мы побывали в Древней Греции и вернулись от туда с красивыми вазами.

- Какие виды ваз мы с вами увидели? (Амфора, гидрия, кратер, килики, лекифы…….)

-  С какими стилями вазописи мы с вами познакомились? (Геометрический стиль, восточный стиль, чернофигурный стиль, краснофигурный стиль.)

- Какие цвета использовались в вазописи? ( Красный и черный)

- Чем отличаются вазы чернофигурного стиля от краснофигурного стиля? (По фону. Краснофигурная роспись подразумевает черный фон и светлое изображение, чернофигурная – светлый (красный) фон и черные изображения)

- Давайте посмотрим на нашу с вами коллекцию ваз. (Учащиеся показывают свои вазы и отвечают на вопросы, записанные на доске.)

- Молодцы. Спасибо за внимание.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!