СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема детства в стихах Н.А.Некрасова « Школьник».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема детства в стихах Н.А.Некрасова « Школьник».»

Тема детства в стихах Н.А.Некрасова « Школьник».



Сегодня на уроке мы будем вести разговор о жизни и творчестве поэта, которого его современники ценили за то , что он был борцом за свободу, а его лирика была наполнена гражданскими мотивами, о поэте, чьё творчество было поистине народным и главным героем произведений которого выступал простой крестьянин.

А чтобы узнать, кто это, вы должны мне ответить на вопросы по изученным темам:



Н - кто автор стих-я « В синем небе плывут над полями…» ( Никитин)

Екто автор стихотворения «Поёт зима, аукает…» ( Есенин )

К - кто автор басен « Стрекоза и Муравей», « Мартышка и Очки»( Крылов)

Р – кто автор стихотворения « Чем пахнут ремесла?»( Родари)

А – назовите имя поэтессы Барто. (Агния)

С– назовите имя поэта Михалкова( Сергей)

О назовите имя князя, который получил смерть от своего любимого коня (Олег)

В – назовите имя главного героя из рассказа Чехова « Мальчики»( Володя)

- Составьте из первых букв фамилию автора. (Некрасов )

- Кто может определить тему урока?

- Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821 году . Его жизнь была трудна, но он оставил огромный след в русской литературе 19 века.

Вспомните произведения Некрасова, которые вы читали? Весна-Рассмина, Аминат,Нурият,Барият, Зарина-Славная осень., Г.Ася- На Волге.

Какие произведения Некрасова посвящённые детям, вам известны?

«Саша, Плач детей, Крестьянские дети, Железная дорога».

Я -Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821году.

Его жизнь была трудна, но он оставил огромный след в русской литературе 19 века.

- Где прошли детские и юношеские годы поэта?

Сообщение подготовила нам :

Халима - Детские и юношеские года поэт провел здесь в своем родовом поместье в селе Грешнево Ярославской губернии). Оно состояло из большого неуклюжего дома, за ним в глубине сада стоял небольшой двухэтажный флигелек – музыкантская. За усадьбой была псарня.

- Что узнали о родителях поэта?

Луиза - Отец будущего поэта, Алексей Сергеевич, был человеком крутого нрава. В его распоряжении было 50 душ крепостных, которых он не щадил. Хватили с ним горя и домочадцы, особенно мать поэта, Елена Андреевна, которая была женщиной доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Она очень любила детей и сама занималась их воспитанием.

- Где учился Некрасов?

Агалархан В Ярославской гимназии, куда Николай поступил в возрасте 11 лет, он целиком отдался приобретённой от матери любви к литературе и театру. Здесь он не только много читал, но и пробовал свои силы в поэзии.

- Почему поэт в 20 лет остался без средств к существованию?

А.Ася - 20 июля 1838 года шестнадцатилетний Николай Некрасов отправляется в Петербург, чтобы поступить в университет (однако из-за плохой подготовки в Ярославской гимназии в университет он не поступает, но упорный юноша определяется вольнослушателем и в течение двух лет посещает занятия на филологическом факультете). Узнав о поступке сына , отец лишает сына всякой материальной помощи и Николай остается в Петербурге без всякой поддержки.

Много испытаний выпало на долю юноши: полуголодное существование, подённая черновая работа в столичных газетах и журналах ради куска хлеба. Но одновременно формировался стойкий, мужественный характер.







- Какими словами Некрасов описал свою нелегкую жизнь?

Слайд (Читаю слайд о трех годах)

Ровно 3 года я чувствовал себя, постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо. Не только впроголодь, но и не каждый день.

- Что стало любимым делом поэта? Сочинение стихотворений.

Слайд 10

Произведения Некрасова стали классикой русской литературы. Детям он посвятил серию стихотворений и обратился с такими словами…

«…Играйте же, дети!

Растите на воле!

На то вам и красное детство дано…»

- Что такое детство? С какими словами оно у вас ассоциируется?

- А бывает ли несчастливым детство? (Да, бывает конечно)

- Вот такую характеристику детства можно дать крестьянским детям 19 века, в годы творчества Некрасова Слайд 12



Не все дети могли посещать школу,

Не было учебников и условий для учёбы, дети жили впроголодь,

Чтобы помочь родителям уходили работать по найму и выполняли тяжёлую физическую работу

Слайд 15

О судьбе одного такого крестьянского школьника рассказал Некрасов  в своём стихотворении « ШКОЛЬНИК»

Послушайте стихотворение .

Аудио запись.

Работа над стихотворением «Школьник»

- Каким настроением проникнуто стихотворение? ( Грустным)

-О какой дороге идёт речь?( Тропинка, через поля и леса,путь.

Каков пейзаж? (Небо, ельник и песок)

- Что узнали о школьнике?( Шёл пешком издалека в город учиться.)

- Какие чувства у вас он вызвал?( Восхищение, уважение).

- Легко или трудно будет мальчику добиться своей цели? ( Трудно).

Вам в стихотворении встретились слова.



Словарная работа 

Котомка - сумка

Славных - знаменитых. Достойные, прославившие страну.

Разумен - понимающий. умный.

Поприще - мир. круг, участок, область.

Не бездарна - способна, талантлива.

Грош - монета в 2 копейки.

Дворовый- прислуга домашняя.

Извозчик- управляющий лошадью



Физкультминутка 



- От чьего имени ведется речь?( извозчика. Ямщика)

- В каких словах понятно отношение ямщика к школьнику?( дружок) Обратите внимание на суффикс ОК. О чём он говорит?

-О ласковом обращении.

-От какого лица идёт повествование? От первого лица.

-Как называется речь одного лица? МОНОЛОГ.



-Согласны ли вы . что это напутствие мальчику?

- Объясните выражения: «невеселая дорога» ( скучная, проселочная, кругом нерадостный пейзаж)

Прочитайте 2 строфу 

- Догадался ли извозчик, куда идет мальчик?

- Почему он решил его подвезти? ( ноги босы, грязно тело, «едва прикрыта грудь»)

- Почему извозчик говорит, что не нужно стыдиться? ( многие также тогда шли учиться )

- Что значит выражение « многих славных путь»? ( известные люди тоже шли из глубинки)

Прочитайте 3 строфу 

- Вы догадались, кого подразумевает Некрасов в стихотворении? ( М. В. Ломоносова, который шел из сибирской деревни Холмогоры)

Прочитайте 4 строфу Слайд 23

- Как вы думаете понятна ли речь извозчика мальчику? ( Да, много просторечных выражений)

- Как понимаете слова «не без добрых на свете – кто-нибудь свезет в Москву» ( замените поговоркой « Мир не без добрых людей»

- А вы догадались о чем мечтал мальчик во сне? ( учиться в Московском университете)

Прочитайте оставшиеся строфы Слайд 24



- Как Некрасов говорит о талантливых российских людях, прославивших свою Родину?

Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько знатных-то и знай…



- Как вы понимаете эти строки?

- Какое значение имеют эти строки?

- Это главная мысль произведения.

Выразительное чтение стихотворения детьми.

Итог урока

Какова же основная идея и главная мысль, которую до нас хочет донести автор?

( последний отрывок) История знает много примеров людей, прошедших суровую школу жизни, ставших гордостью страны и в наше время

Слайд 26

Кого бы вы добавили?

Я верю, что среди славных людей будете и вы.

Славные по учебе, делам и поступкам.

- Вы мне обещаете?

3. Рефлексия (

Выберите устойчивое выражение, для характеристики

своей работы на уроке.

БЫЛ НА ВЫСОТЕ

БИЛ БАКЛУШИ

ПАХАЛ КАК ЛОШАДЬ

МОТАЛ НА УС

МОЛЧАЛ КАК РЫБА

РАБОТАЛ, НЕ ПОГЛАДАЯ РУК

ВИТАЛ В ОБЛАКАХ