Тема детства в стихах Н.А.Некрасова « Школьник».
Сегодня на уроке мы будем вести разговор о жизни и творчестве поэта, которого его современники ценили за то , что он был борцом за свободу, а его лирика была наполнена гражданскими мотивами, о поэте, чьё творчество было поистине народным и главным героем произведений которого выступал простой крестьянин.
А чтобы узнать, кто это, вы должны мне ответить на вопросы по изученным темам:
Н - кто автор стих-я « В синем небе плывут над полями…» ( Никитин)
Е - кто автор стихотворения «Поёт зима, аукает…» ( Есенин )
К - кто автор басен « Стрекоза и Муравей», « Мартышка и Очки»( Крылов)
Р – кто автор стихотворения « Чем пахнут ремесла?»( Родари)
А – назовите имя поэтессы Барто. (Агния)
С– назовите имя поэта Михалкова( Сергей)
О – назовите имя князя, который получил смерть от своего любимого коня (Олег)
В – назовите имя главного героя из рассказа Чехова « Мальчики»( Володя)
- Составьте из первых букв фамилию автора. (Некрасов )
- Кто может определить тему урока?
- Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821 году . Его жизнь была трудна, но он оставил огромный след в русской литературе 19 века.
Вспомните произведения Некрасова, которые вы читали? Весна-Рассмина, Аминат,Нурият,Барият, Зарина-Славная осень., Г.Ася- На Волге.
Какие произведения Некрасова посвящённые детям, вам известны?
«Саша, Плач детей, Крестьянские дети, Железная дорога».
Я -Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821году.
Его жизнь была трудна, но он оставил огромный след в русской литературе 19 века.
- Где прошли детские и юношеские годы поэта?
Сообщение подготовила нам :
Халима - Детские и юношеские года поэт провел здесь в своем родовом поместье в селе Грешнево Ярославской губернии). Оно состояло из большого неуклюжего дома, за ним в глубине сада стоял небольшой двухэтажный флигелек – музыкантская. За усадьбой была псарня.
- Что узнали о родителях поэта?
Луиза - Отец будущего поэта, Алексей Сергеевич, был человеком крутого нрава. В его распоряжении было 50 душ крепостных, которых он не щадил. Хватили с ним горя и домочадцы, особенно мать поэта, Елена Андреевна, которая была женщиной доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Она очень любила детей и сама занималась их воспитанием.
- Где учился Некрасов?
Агалархан В Ярославской гимназии, куда Николай поступил в возрасте 11 лет, он целиком отдался приобретённой от матери любви к литературе и театру. Здесь он не только много читал, но и пробовал свои силы в поэзии.
- Почему поэт в 20 лет остался без средств к существованию?
А.Ася - 20 июля 1838 года шестнадцатилетний Николай Некрасов отправляется в Петербург, чтобы поступить в университет (однако из-за плохой подготовки в Ярославской гимназии в университет он не поступает, но упорный юноша определяется вольнослушателем и в течение двух лет посещает занятия на филологическом факультете). Узнав о поступке сына , отец лишает сына всякой материальной помощи и Николай остается в Петербурге без всякой поддержки.
Много испытаний выпало на долю юноши: полуголодное существование, подённая черновая работа в столичных газетах и журналах ради куска хлеба. Но одновременно формировался стойкий, мужественный характер.
- Какими словами Некрасов описал свою нелегкую жизнь?
Слайд (Читаю слайд о трех годах)
Ровно 3 года я чувствовал себя, постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо. Не только впроголодь, но и не каждый день.
- Что стало любимым делом поэта? Сочинение стихотворений.
Слайд 10
Произведения Некрасова стали классикой русской литературы. Детям он посвятил серию стихотворений и обратился с такими словами…
«…Играйте же, дети!
Растите на воле!
На то вам и красное детство дано…»
- Что такое детство? С какими словами оно у вас ассоциируется?
- А бывает ли несчастливым детство? (Да, бывает конечно)
- Вот такую характеристику детства можно дать крестьянским детям 19 века, в годы творчества Некрасова Слайд 12
Не все дети могли посещать школу,
Не было учебников и условий для учёбы, дети жили впроголодь,
Чтобы помочь родителям уходили работать по найму и выполняли тяжёлую физическую работу
Слайд 15
О судьбе одного такого крестьянского школьника рассказал Некрасов в своём стихотворении « ШКОЛЬНИК»
Послушайте стихотворение .
Аудио запись.
Работа над стихотворением «Школьник»
- Каким настроением проникнуто стихотворение? ( Грустным)
-О какой дороге идёт речь?( Тропинка, через поля и леса,путь.
Каков пейзаж? (Небо, ельник и песок)
- Что узнали о школьнике?( Шёл пешком издалека в город учиться.)
- Какие чувства у вас он вызвал?( Восхищение, уважение).
- Легко или трудно будет мальчику добиться своей цели? ( Трудно).
Вам в стихотворении встретились слова.
- Словарная работа
Котомка - сумка
Славных - знаменитых. Достойные, прославившие страну.
Разумен - понимающий. умный.
Поприще - мир. круг, участок, область.
Не бездарна - способна, талантлива.
Грош - монета в 2 копейки.
Дворовый- прислуга домашняя.
Извозчик- управляющий лошадью
Физкультминутка –
- От чьего имени ведется речь?( извозчика. Ямщика)
- В каких словах понятно отношение ямщика к школьнику?( дружок) Обратите внимание на суффикс ОК. О чём он говорит?
-О ласковом обращении.
-От какого лица идёт повествование? От первого лица.
-Как называется речь одного лица? МОНОЛОГ.
-Согласны ли вы . что это напутствие мальчику?
- Объясните выражения: «невеселая дорога» ( скучная, проселочная, кругом нерадостный пейзаж)
Прочитайте 2 строфу
- Догадался ли извозчик, куда идет мальчик?
- Почему он решил его подвезти? ( ноги босы, грязно тело, «едва прикрыта грудь»)
- Почему извозчик говорит, что не нужно стыдиться? ( многие также тогда шли учиться )
- Что значит выражение « многих славных путь»? ( известные люди тоже шли из глубинки)
Прочитайте 3 строфу
- Вы догадались, кого подразумевает Некрасов в стихотворении? ( М. В. Ломоносова, который шел из сибирской деревни Холмогоры)
Прочитайте 4 строфу Слайд 23
- Как вы думаете понятна ли речь извозчика мальчику? ( Да, много просторечных выражений)
- Как понимаете слова «не без добрых на свете – кто-нибудь свезет в Москву» ( замените поговоркой « Мир не без добрых людей»
- А вы догадались о чем мечтал мальчик во сне? ( учиться в Московском университете)
Прочитайте оставшиеся строфы Слайд 24
- Как Некрасов говорит о талантливых российских людях, прославивших свою Родину?
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько знатных-то и знай…
- Как вы понимаете эти строки?
- Какое значение имеют эти строки?
- Это главная мысль произведения.
Выразительное чтение стихотворения детьми.
Итог урока
Какова же основная идея и главная мысль, которую до нас хочет донести автор?
( последний отрывок) История знает много примеров людей, прошедших суровую школу жизни, ставших гордостью страны и в наше время.
Слайд 26
Кого бы вы добавили?
Я верю, что среди славных людей будете и вы.
Славные по учебе, делам и поступкам.
- Вы мне обещаете?
3. Рефлексия (
Выберите устойчивое выражение, для характеристики
своей работы на уроке.
БЫЛ НА ВЫСОТЕ
БИЛ БАКЛУШИ
ПАХАЛ КАК ЛОШАДЬ
МОТАЛ НА УС
МОЛЧАЛ КАК РЫБА
РАБОТАЛ, НЕ ПОГЛАДАЯ РУК
ВИТАЛ В ОБЛАКАХ